Тема: «Учитель и проблемы дисциплин». Семинар для педагогов
Оценка 5

Тема: «Учитель и проблемы дисциплин». Семинар для педагогов

Оценка 5
doc
14.02.2020
Тема: «Учитель и проблемы дисциплин». Семинар для педагогов
Учитель и проблемы дисциплины.doc

Тема: «Учитель и проблемы дисциплин».

Семинар для педагогов

 

План семинара:

1.                  На чем строится поведение учеников: основные законы.

2.                  «Пять шагов к Школьному Плану Действий» теория и практика

 

 Цель нашего семинара: формирование новых моделей поведения учителя в ситуациях взаимодействия с учениками, расширение способов самопредъявления и регулирования дисциплины в классе.

 

1.     На чем строится поведение учеников: основные законы.

 

Где бы вы ни работали, в детском саду, школе или высшей школе  сталкиваясь с "плохим поведением" своих воспитанников, вы, наверное, спрашивали себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее вашим занятиям? Как уберечь хороших учеников от  влияния дурных и убедить их продол жать хорошо вести себя как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти вопросы полезно познакомиться с тремя основными законами, которым подчинено поведение ваших учеников, кем бы они ни были.

 

Три основных закона поведения:

1 3акон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2 3акон. Любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

3 Закон.  Нарушая дисциплину, ученик  осознает, что ведет себя неправильно; но может не осознавать, что за этим нару­шением стоит одна их четырех целей: привлечение внимания власть, месть,

избегание неудач.

Остановимся поподробнее на каждом из законов.

1 Закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.     

  • Вера Семушкина опаздывает на все уроки английского и не торопится поднимать руку при опросе. Почему?
  • Света Петрова очень любит, когда ее хвалят учителя и сделает ради похвалы любую работу. Почему?
  • Дина Смольникова всегда с готовностью остается после уро­ков для любой внеклассной работы. Почему?
  • Коля Харитонов тихо бормочет ругательства на геометрии. Почему?

Ответ прост: потому что они выбрали в тот момент именно такое поведение.

 

Многие психологи предлагают сложные и подробные объяс­нения такого поведения: они объясняют "плохое поведение" детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, на­следственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие научные объяснения, справедливыми они являются или нет, не могут нам помочь установить в классе нормальную дисциплину. Так, учительница Веры Семушкиной не  сможет изменить детские впечатления Веры, также как учительница геометрии Коли Харитонова не может изме­нить условий его жизни. Энтузиазм Светы Петровой объясня­ется тем, что за каждую похвалу или отличную оценку она получает денежное вознаграждение, и ее учительница не в состоянии изменить такой способ мотивации, придуманный светиными родителями. Дина с такой готовностью помогает после уроков, потому что ей не хочется идти домой, где царит напряженная атмосфера, и ее учительница не может изменить обстановку в семье Дины.

Учителям не дано возвращать в прошлое своих учеников также как изменять их жизнь вне школы. Но. когда мы гово­рим, что конкретное поведение - это один из выборов челове­ка, мы тем самым приобретаем силу, чтобы уменьшить и све­сти на нет неадекватное поведение Веры Семушкиной и Коли Харитонова и увеличить и развить хорошее поведение Дины Смольниковой и Светы Петровой.

Почему "условия воспитания"  приводят к совер­шенно разным результатам на разных  уроках? Разве дело в генах? Конечно, нет. На обоих уроках ученик  выбира­ет такое поведение, которое ему подходит.

Что заставляет ребенка выбирать? Может быть выбор свя­зан с правилами поведения в школе, которых они не знают? Опыт показывает, что ученики, как правило, знают правила и могут их повторить.

Выбор существует всегда. Когда мы поймем, что поведение базируется на выборе, мы сможем на­чать влиять на решения наших учеников о том, как себя вести, гораздо эффективнее.

2 Закон. Любое поведение под чинено-общей цели: чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

Базовая цель поведения ученика – чувствовать свою причастность к жизни школы - означает "чувствовать свою важность и значимость". Эта потребность естественная для любого человека, поскольку люди социальные существа.

-.В.процессе школьной жизни - базовая потребность ощущать себя причастным к школьной общности конкретизируется в ТРЕХ конкретных целях 1 цель - состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность- ИС).2 цель –строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность - КС). 3 цель – вносить особый вклад в жизнь класса и  школы (ЛС).

Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми  доступными им способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет нарушение дисциплины или "плохое поведение".

Как правило, на предпочтение учеником приемлемого или неприемлемого поведения влияют три условия:

1. качество отношений между ним и учителем;

2. классная атмосфера, направленная на успех или, напротив деструктивная;

3. соответствующая этому структура, классного коллектива.

 

3 Закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может нe осознавать, что за этим нарушением стоит одна их четырех целей:

·         привлечение внимания

·         власть

·         месть

·         избегание неудачи

            Привлечение внимания - некоторые ученики выбирают "плохое поведение", чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам - понимать учителя.

            Власть - некоторые ученики "плохо" ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: "Ты мне ничего не сделаешь" и разрушают тем самым установленный в классе порядок.

            Месть - для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему классу.

            Избегание неудачи - некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учи­телей, родителей или своим собственным чрезмерно завышен­ным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные в "непробива­емые" никакими методическими ухищрениями педагога.

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся идентифицировать цель нарушения поведения, мы сможем правильно строить общение с учениками. И так не один раз, а все время. Правильная стратегия приводит к уменьшению доли неприемлемого  поведения.

Педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять. Какое решение примет ученик, зависит от учета нами скрытой цели его "плохого" поведения.

 

 


2.     Пять шагов к Школьному Плану Действий. (теория и практика)

 

ШПД - это диагностический, коррекционный и воспитыва­ющий инструмент. Каждый из пяти шагов приближает нас к правильному выбору.

Шаг 1: Учимся выполнять диагностику - наблюдаем и описываем поведение учеников.

Собирайте и точно формулируйте факты,

Избегайте субъективных оценок

Составляйте  конкретные,  а не общие описания: "где, когда, как часто и что конкретно делал ученик". Забудьте слова: "всегда", "никогда", "ничего", "все время" и т.п.'

Будьте объективным и аккуратным вдвойне.

Шаг 2: Определяем истинную цель (мотив) нарушения дисциплины.

Этих целей, как вы помните, четыре: привлечение внима­ния, власть, месть, избегание неудачи.

Учителю знать это необходимо, чтобы правильно выбирать свое поведение.

Например, если Инга громко рыдает, положив голову на парту, чтобы привлечь ваше внимание, учительни­це достаточно просто подойти к ее парте, чтобы она замолчала. Если цель Инги - власть, то она от этого, конечно, не замолчит.

Знать мотив поведения нам нужно не только для построения нашего ответа, но и для понимания реакции ученика на наше педагогическое воздействие. Подробнее это описано в главах 5,7,8,12.

Шаг 3: Выбираем технику экстренного вмешательства в момент нарушения дисциплины.

В результате первых двух шагов вы получаете достаточно информации, чтобы скорректировать ШПД. Выбирая педагогическое вмешательство, помните, что пед воздействие- это не наказание. Педагогическое вмешательство преследует две цели: остановить неприемлемое поведение в тот момент, когда оно имеет место и повлиять на выбор учеником более приемлемого поведения в будущем.

Чтобы достичь эффекта воздействие должно быть:

а) быстрым  (здесь и сейчас, когда налицо не допустимо поведение);

б) верным, то есть соответствовать этому поступку.     

"Быстрым" не значит импульсивным, спонтанным. Это ни в коем случае не должна быть агрессивная реакция. Она просто должна прекратить проступок.

"Верным" означает учитывающим одну из целей поведения.

Еще одно свойство педагогического воздействия - оно долж­но быть неминуемым, обязательным, неизбежным. Это озна­чает, что учитель должен выдавать подходящую реакцию каждый раз, когда ученик совершает проступок.

            Шаг 4: Разрабатываем стратегию поддержки для формирования самоуважения.

Мы применяем приемы экстренного педагогического вме­шательства и понимаем: это не гарантирует, что завтра или послезавтра, или через неделю ученик не повторит свои безоб­разные выходки. Действительно, экстренное пед. воздействие не может изменить характер поведения в целом. А вот страте­гия поддержки для повышения самоуважения может.

 

Три "ис­точника и три составные части самоуважения".

·         Самоуважение школьника в основном определяется чувством  принадлежности и принадлежности к школьной жизни, школьной общности. Самоуважение школьника формируется,  когда он ощущает свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность - ИС) или хотя бы не ощущает интеллектуальной несостоятельности.

·         Строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность - КС) или- имеет хотя бы какие-то отношения, пусть уродливые.

·         Вносит свой особый вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности) (СВ - собственная или личностная состоятельность) -этот вклад может быть как созидающим, так и разрушающим. Стратегия повышения самоуважения строится на принципе замены неприемлемых способов участия в школьной жизни более приемлемыми.

 

 Таким образом, можно сказать, что школьная успешность включает в себя:

1. Интеллектуальную состоятельность – ИС

2. Коммуникативная состоятельность – КС

3. Собственная или личностная состоятельность  - СВ

Обратим внимание на рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Шаг5: Включаем в процесс воспитания родителей.

Последний этап - но далеко не последний по значимости включение родителей в работу по формированию приемлемо­го поведения и самоуважения ученика.

 Начиная эту работу, нужно приготовить список способов, которыми вы будете пы­таться привлечь родителей к описанной выше совместной де­ятельности .

  • Телефонные звонки, родительские конференции и письма с описанием проблем и успехов их ребенка также могут помочь привлечь родителей к совместной деятельности.
  • Попросите родителей подсказать вам что-то, чего вы пока не можете понять, помочь лучше общаться с их ребенком.
  • Некоторые замечания родителей помогают перевернуть
    представления о ребенке.
  • Составьте вместе Домашний План Действий (ДПД).  
  • Старайтесь всеми силами повышать психологическую и педагогическую компетентность родителей.

Итак, ШАГ  1.

Учимся проводить диагностику.

Точное описание поведения учеников.

 Успех всей вашей деятельности зависит от того, насколько  аккуратно, конкретно и точно вы опишите исходное поведение ученика – то, что вам хотелось бы исправить. Только объек­тивный взгляд позволит правильно определить цель наруше­ния поведения (шаг №2) и выбрать соответствующее воздей­ствие и технику поддержки (шаги №3 и №4). Более того, вы сможете эффективно общаться с родителями учеников (шаг №5).

 

Рецепт точности: собирайте и точно формулируйте факты.

Подобно журналисту-газетчику, который тщательно соби­рает и анализирует факты, чтобы затем написать хорошую статью, вы будете накапливать сведения, чтобы объективно описать поведение своего ученика. Качественное описание включает: точное указание того, ЧТО ученик делает, нарушая поведение, КОГДА он обычно это делает и приблизительно КАК ЧАСТО.

 Избегайте субъективных оценок, интерпретаций. ЧТО делает ученик должно быть кратко сформулировано без субъективных добавлений, украшений, "без эмоций". Ес­тественно, что учитель видит нарушения поведения сквозь призму своих эмоций или через призму несоответствия этого поведения ожидаемому или должному. Будьте объективны. Описывайте только то, что вы сами наблюдали, иначе вы рискуете поддаться чужим влияниям и описать рассказы других людей об этом ученике.   

Вот примеры типичных неправильных описаний, демонстрирующих различные предубеждения, установки/так, называемые  «шоры»

·                  «Петя Круглов просто невыносим. Я не знаю, что с ним делать ».

·                 «Наташа Фролова такая рассеянная, несобранная. Я готова молиться, чтобы она     перестала быть такой в новом году».

·         «Игорь Кротов такой инфантильный».

·       «Ваня Пашин один из самых необщительных детей, из всех, которых я встречала!».

·       «Ирина Петрова совершенно неуправляема. Она сводит меня с ума!».

Описания со словами: невозможный, рассеянный, инфантильный, необщительный, "взрывной" - это оценки обижен­ных учителей. Они впечатляют больше, чем само поведение. В них столько  личного, привнесенного, что создается впечатление, будто искупить вину за свое поведение ученик не сможет никогда. Так, например, когда учительница,  называет ученицу неуправляемой, скорее описывает неудавшиеся попытки изменить ее поведение. "Неуправляемая" обобщенный не­гативный ярлык, который больше говорит об уровне воспитателя, чем о том, что действительно делает эта ученица. Когда вы говорите так о своем ученике, вы как бы даете ему разрешение вести себя именно так. Вы ожидаете неуправляемости, и дети ведут себя в соответствии с вашими ожиданиями

«Ярлыки быстро  прилипают  и легко перенимаются другими учителями, таким образом, становясь уже их ожиданиями.

Описывая поведение, мы должны избегать субъективных утверждений и эффектных ярлыков, используя эмоционально нейтральные, объективные  слова.

 

Сравните, как можно опи­сать тех же учеников, о которых речь шла выше:

• Петя Круглое выставляет ноги в проход так, что другие ученики 2-го класса спотыкаются. Он проделывает это око­ло пяти раз в день, в основном - на уроке математики.

    Наташа Фролова не поднимает руку на английском как минимум на каждом втором уроке.

    Игорь Кротов раскачивается на стуле взад-вперед и посту кивает ручкой по парте на контрольных.

    Когда Ваню Пашина просят дополнить, расширить свой ответ, он отвечает: "Я не обязан этого делать" или "Я все сказал".

    Ирина Петрова шепчется с другими учениками как минимум 7 раз за урок истории. Когда ее просят помолчать, бормочет в ответ что-то сердитое и невнятное.

 Как видите, эти утверждения рассказывают о поведении в безличностной, неэмоциональной  манере. Вместо интерпре­таций они говорят о том, что же происходит на самом деле и в каких обстоятельствах.

Регистрируйте частоту поведения.

Объективное описание поведения включает также инфор­мацию о том, КАК ЧАСТО возникает подобное поведение. Когда у вас возникают трудности с определенным учеником, возникает иллюзия, что это поведение появляется ЧАЩЕ, чем, на самом деле.

Например, вам кажется, что Лена "все время" стучит карандашом по парте. Но если задокументировать ее поведение в течение нескольких дней, мы удивимся, обнару­жив, что она стучала только 4 раза и только на истории. ;

Другая проблема -использование слов: редко, обычно, часто, временами, постоянно и однажды. Зачастую эти слова для разных людей обозначают разные вещи разные вещи.

 Например, фраза "Жени никогда нет на месте" в действительности может означать:

- Жени не было за партой с 9 час. 30 мин. до 14 час.

- Женя подскакивает со своего места и прогуливается по проходу между партами десять раз за время урока.

-Женя 5 или 6 раз в день выходит к крану попить воды. И еще многое другое.

                Нет способов изменить "невыносимое" поведение. То есть, когда поведение описывается неконкретно, общими фразами, то его и исправить не реально. Но есть техники, чтобы помочь Анне приходить в класс вовремя или Виктору не задирать младших школьников на спортплощадке.

Описывая поведение, мы должны избегать субъективных утверждений и эффектных ярлыков, используя эмоционально нейтральные, объективные  слова.

Например,- вы заметили в понедельник, что Юля потратила 20 минут, чтобы подписать тетрадь или начать работу. Затем вы поставили "галочку" рядом с этим утверждением каждый раз, когда Юля повторяла то же самое в течение следующих нескольких дней.

Старайтесь, где это возможно, точно цитировать; ваших учеников.

 

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ КАК ЦЕЛЬ "ПЛОХОГО" ПОВЕДЕНИЯ

"Ученики, ищущие внимания окружающих, действуют как настоящие артисты, они нуждаются в аудитории. В младших классах их действия обя­зательно предназначаются учителю. В средних и старших классах им нужна уже более широкая аудитория: и одноклассники, и учителя".

ХАРАКТЕРИСТИКИ "ПЛОХОГО" ПОВЕДЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ.

Очень часто причиной "плохого" поведения учеников бывает потребность в ОСОБОМ внимании к себе. Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя  «пустым местом». Мы хотим ощущать свой вклад в группу, к которой себя причисляем (см. закон 2 в главе) Однако есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание и никогда не удовлетворены получаемым вниманием  им нужно больше и больше, им кажется, что внимания им уделяется мало.

Такие ученики имеют свои хитрости, которые можно назвать механизмами привлечения внимания" (МПВ).

Второклассник Сеня имеет тысячу и один такой МПВ: стучит карандашом по парте, вертится и разговаривает, подстав­ляет ножки ребятам у дверей туалета, на уроках корчит рожи и закатывает глаза за спиной учительницы, часто использует слова, которые его учительница узнала только в старших классах. Он также постоянно подзывает учителя и просит помочь себе, как только все получили самостоятельное задание.

 Его сестра Даша учится в старшем классе и тоже имеет много МПВ. Она часто входит в класс, когда урок продолжается уже 10 минут, вдруг начинает причесываться во время объяснения нового материала, передает записочки через весь класс и за­дает учителю вопросы, не относящиеся к теме урока.

 

Существуют АКТИВНЫЕ и ПАССИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.

Активные МПВ действуют беспроигрышно. Такие поступки | отвлекают весь класс, так что учиться уже невозможно. И если немедленно не отреагировать, можно потерять контроль над классом.

Поведение, направленное на привлечение внимания: пассивная форма.

У учеников с пассивной формой тоже есть немало способов привлечения к себе внимания. В отличие от "активных", они редко заводят" класс. Опасность с ними подстерегает вас, когда кажется, что класс готов работать. Только вы подумаете: "Слава Богу, все тихо-спокойно. Можно хорошо поработать сегодня", как через несколько мгновений осознаете, что в классе несколько тихих саботажников - пассивных нарушителей поведения. Они не отказываются выполнять ваши требования, но... делают все в темпе, который можно назвать «в час по чайной ложке». Все, что они должны делать, исполняется медленно, еще медленнее, еле-еле. Они только успевают открыть тет­радь к тому времени, когда все уже решили три задачи. Вам кажется, что вы "из болота тащите бегемота."» но при этом. вы знаете, что вне ситуации урока они и реагируют, и действуют совершенно нормально.

Исправить "пассивных" труднее, чем "активных". Они часто говорят: "За что вы меня ругаете? Я не делаю ничего плохого!" "Активные" хотя бы не могут позволить себе так оправдаться - их выходки слишком вызывающи и заметны.

 

Происхождение поведения, направленного на привлечение внимания.

 

1. Ребенок получает больше внимания от взрослых, когда он плохо, а не хорошо ведет себя! Еще в раннем детстве ребенок плачет - к нему бегут родители. Он разбил вазу и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения." Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!" - вот, что усвоил ребенок. Сердитое внимание лучше, чем ни какого.

Это переносится и в класс, Вот обычная ситуация. Миша тихо и  сосредоточенно решает задачу по геометрии, углубившись в тему. Вера громко переговаривается с подругой через парту, приводя в раздражение учительницу. Как вы думаете, к кому в первую очередь обратится учительница?

2.      Другая причина - никто не учит ребенка, как попросить внимания в приемлемой манере, когда он нуждается в нем.

Внимание - базовая психологическая потребность, такая же как еда и питье с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то как они должны вести себя, когда они "психо­логически голодны"?

3. Чем меньше внимания дома - тем больше вероятность поведения, направленного на привлечение внимания в школе.

Часы у телевизора, формальные вопросы родителей: "Оценки есть?", "Ты поел?", узкий круг общения, одиночество -и проблем с поведением в школе не избежать.

Сильная сторона поведения, направленного на привлечение внимания.

Ученики с поведением, направленным на привлечение внимания показывают,  что они хотят взаимодействовать с учителем, но не знают, как общаться в позитивной манере. Большинство учителей скорее предпочтут иметь дело с такими учениками, чем с теми, кому нет дела ни до чего и ни до кого.

Если об этом помнить все время, возможно, наше раздражение и возмущение их демонстративным поведением угаснут.

 

Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания:

Активное поведение МПВ

Приемы: ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса.

Пассивное поведение МПВ

Приемы: ученики демонстрируют поведение «в час по чайной ложке», т.е. требуемые учителем действия выполняются очень и очень медленно.

Реакция учителя

Чувства: раздражение и возмущение.

Действия: словесные замечания, угрозы, выговоры и т.д.

Ответы ученика на реакцию учителя

Смысл ответа: уступают

Действия: временно прекращают выходки.

Происхождение (причины) поведения МПВ

1. Родителя и учителя больше внимания уделяют детям, ко­торые ведут себя плохо, а не хорошо.

 2." Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.

 3. Дети часто испытывают де­фицит личного внимания к се­бе, чувствуют себя "пустым местом".

 

Сильная сторона МПВ

Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем.

Принципы предотвращения МПВ

1.  Больше внимания уделять
хорошему поведению.

2.  Учить учеников просить внимания, когда они нуждаются в нем.

 

 

Принципы профилактики: как себя вести, чтобы эти нарушения поведения не возобновлялись?

Два главных принципа защиты от поведения, направленного на привлечение внимания.

1. Уделяйте много внимания тем, кто сегодня ведет себя хорошо. В 2,3,10 раз больше внимания за хорошее поведение, чем за плохое!

2. Научите своих учеников просто и открыто просить внимания у учителей или класса, когда они в нем особенно нуждаются,

ЗАДАНИЕ:    

Приведите примеры активного и пассивного поведения, направленного на привлечение внимания, которые вы наблюдали в вашей педпрактике.

    Опишите цель нарушений поведения конкретного ученика, выбранного вами для примера.

 

Существуют различные приемы, с помощью которых можно прекратить  нежелательное поведение. Эти приемы сгруппированы в 6 стратегий.

 

Стратегии по прекращению поведения, направленного на привлечение внимания:

  1. Минимизация внимания.
  2. Разрешающее поведение.
  3. «Делайте неожиданности».
  4. Отвлекайте учеников.
  5. Обращайте внимание класса на хорошее поведение.
  6. Пересаживайте учеников.

 

 Остановимся подробнее на каждой из стратегий.

Стратегия  1: МИНИМИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ.

             Происходит парадоксальная вещь: естественным образом реагируя на выходки учеников, целью которых является привлечение внимания, мы как бы даем им положительное подкрепление в виде нашего внимания и закрепляем  тем самым их плохое поведение. Они начинают" ощущать себя частью учебного процесса, чувствовать принадлежность к группе (к классу), только тогда когда получают много ваших замечаний. Наши гневные проповеди и угрозы они воспринимают как вид особого внимания к себе. Поэтому в любом случае мы не должны поддерживать поведение, которое нарушает ведение урока и отвлекает других учеников, с помощью нашего внимания.

Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных.уменьшить демонстративное поведение, поскольку оно теперь остается незамеченным, неотреагированным.

Игнорируйте такое поведение. Часто лучший  способ прекратить демонстративное поведение - перестать на него  реагировать. Нет ответа, значит, цель не достигается с помощью этого  действия; Когда ученик ведет себя демонстративно, задайте себе вопрос "Что будет, если я совсем проигнорирую его выходку?" Если вы ответите себе, что ничего не случится, кроме того, что он лишится моего внимания, смело применяйте прием игнорирования. Через несколько попыток ученик прекратит вести себя подобным образом.

Контакт глазами. "Пристально посмотрите на него, советуют опытные учителя.- Он знает, что он делает. Он знает, что я знаю, что он делает. И он знают, что этот взгляд означает "хватит". Пристальный взгляд (БЕЗ ОСУЖДЕНИЯ)- это все внимание, которое ни "выручили" за свою проделку. Никаких слов - только взгляд.

 Встаньте рядом. Физическое приближение – другой прием, помогающей минимизировать поведение, направленное на привлечение внимания Продолжая вести ypoк, просто  подойдите и станьте рядом с учеником. Без контакта глазами и без слов. Дети начинают понимать, что делают что-то не то, когда учитель стоит так близко.

Используйте имя ученика. Этот прием позволяет одновременно и дать минимум внимания

Пошлите "секретный сигнал", Вы можете использовать какие-то жесты, смысл которых известен детям, например, приложить палец к губам и сказать «Тсс».

Делайте письменные замечания. Если вы знаете, что завтра у вас урок в классе, где есть ученики с демонстративным поведением, приготовьте заранее стопку записок с таким содержанием: « Пожа­луйста, перестань, делать то, что ты сейчас делаешь». Просто кладите записку на парту ученику, который «разошелся». Не надо ничего говорить - написано. Этот прием, конечно; работает с учениками, которые хорошо и быстро читают.

 Формулируйте «Я - высказывания».

 

Итак, «Я - высказывание» имеет следующую структуру:

1.Событие:

«Когда…» (описание нежелательной ситуации)

2. Ваша реакция:

«Я чувствую…»  (описание ваших чувств)

3.Предпочетаемый исход: «Мне хотелось бы…» (Описание желательного варианта)

4.Причина: «Потому что…» (Объяснение причин, по которым вы предложили этот вариант)

Пример: «Для меня важно, чтобы в доме было чисто. Я огорчаюсь, когда ты оставляешь учебники на столе и свои вещи разбросанными. Убирай за собой, пожалуйста»

«Я - высказывание»  сообщает ученикам только то, что мы чувствуем.

 

Стратегия 2 РАЗРЕШАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИ.

Приемы стратегии разрешающего поведения :

Стройте свой урок на основе вопиющего поведения.

Вот пример такого урока математики.

 

 

Ученики четвертого класса помешались на плевках из трубочек. Они не поддавались никаким воспитательным методам. Плевались на уроках и переменах. Тогда учитель сказал, что если  они так любят плевки, он собирается учить их проводить эксперименты только исключительно на материале плевков. Он сделал мишень и движущийся контур, очертил на полу расстояния, и велел тщательно записывать результаты своих достижений, угол наклона трубки к горизонту и дальность. Методика проведения экспериментов была усвоена. И через несколько дней дети не хотели и слышать о плевках.

Этот прием хорошо работает с ругательствами, которые могут быть использованы в теме «Сленг», в немецком языке (названия рок-групп и молодежных лозунгов), в английском, с выкриками запомнившихся рекламных слоганов, в обучении орфографии, пунктуации и практической стилистике.

Доведите до предела демонстративную выходку.

А вот другой прием в той же ситуации массовой эпидемии плевания. Провинившиеся ученики получали задание  плюнутъ_500 раз. После первой сотни плевков мечтали - никогда больше не видеть плевания, ибо это было скучное и однообразное занятие, от которого сохло горло.

Этот прием годится для многих хамских выходок учеников, которые не хотят сидеть на своем месте, заставьте стоять весь урок.

Весь класс присоединяется к выходке.

Ира без конца стучит ручкой по парте. Учитель: "Хорошо. Класс, возьмите свои ручки и 3 минуты стучите ими по парте. Начали!" Ира стучит со всеми и не получает какого-то особого внимания, интерес к этому виду деятельности у Иры пропадает.

Используйте «разрешенную квоту»

Прием сострит в том, что какое-то поведение разрешается, уж если оно появилось, но только в том объеме, который оговорен заранее и с условием, что ежедневно он будет уменьшаться.

Пример .

Джонни громко икает на каждом уроке гражданского права по меньшей мере 10 раз. Однажды утром, перед началом занятий, учитель договорился с Джонни о том, какое количество "иканий" будет позволено ему на каждом уроке, а также, что каждый день он будет икать меньшее число раз, чем вчера. А уж учитель проследит за этим. Каждый раз, когда Джонни икал, учитель просто улыбался ему и делал пометку мелом в углу классной доски. Когда "лимит" на сегодня был исчерпан, учитель говорил Джонни: «На сегодня все». Так постепенно число громких иканий было сведено нанет.

Скептики, возможно, скажут: "А что будет, если ученик продолжит выходку после слов учителя «На сегодня все»?

Если это случится, оставьте эту технику использовать другую технику и проанализируйте еще раз это нарушение поведения с точки зрения его цели - возможно, дело в том, что истинная цель не привлечение вашего внимания, а власть. Техника «разрешенной квоты» работает только в отношении поведения, направленного на привлечение внимания.

Учителя, которые использовали эту технику, утверждают, что ученики соблюдают правила» «разрешенной квоты». Почему? Потому что особые отношения между вами и учеником, ваши улыбки, отметки мелом - все это знаки внимания, которые так нужны ученику. Ведь эти ученики не нуждаются в утверждении своей власти над нами, они не хотят свергать ничьих авторитетов. Им нужно лишь немного вашего особого  внимания.

Стратегия 3; ДЕВАЙТЕ НЕОЖИДАННОСТИ!

Когда мы что-то  «неожиданно» выкидываем, мы как бы говорим : «Я все вижу и знаю, что ты делаешь, но не буду играть в эту игру».

Приемы:

Выключите Свет, Это старый испытанный способ, который учителя используют давно. Когда кто-то из учеников или весь класс стал неуправляемым, просто поверните выключатель и подождите тишины несколько минут. В этой ситуация молча­ние дает больший эффект, чем громкие слова.

Издайте музыкальный звук. Учителя музыки часто исполняют аккорд или несколько аккордов на пианино в момент нарушения поведения. Вместо пианино может быть использован любой музыкальный инструмент и не только на занятиях по музыке.

Начните говорить тихим голосом. Когда мы начинаем говорить тише, наоборот, ученики начинают прислушиваться и обращают на вас внимание, а это отвлекает их от- нарушения поведения. Когда мы говорим спокойно, они тоже говорят спокойно.

Измените ваш голос. Используйте необычную манеру говорить, звуки, произношение, ударения другой язык, говорите монотонно, высоким или низким голосом изменяйте тон. Какие-то из этих вокализаций отвлекут учеников оттого, чем они занимаются, нарушая поведение, и заставят обратить на вас внимание.

Говорите со стеной. Этот прием хорошо работает в 5-7 классах. Когда один или несколько ваших учеников нарушают поведение, повернись к стене и начните монолог: «Уважаемая стена, ты не поверишь, что происходит в моем классе сейчас. Одни выкрикивают ответы, не подняв руки, другие сидят ко мне спиной. Не хочешь ли посмотреть на ученика, который пускает бумажные самолетики с задней парты? Стена. Ее стой просто так. Помоги мне утихомирить этих детей!».

 

Используемая литература:

  1. Кривцов С.В. Учитель и проблемы дисциплины  - М., 1996.
  2. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины  - серия «Психолог в школе», Генезис 2004.

 

 


Тема: «Учитель и проблемы дисциплин»

Тема: «Учитель и проблемы дисциплин»

Дина с такой готовностью помогает после уроков, потому что ей не хочется идти домой, где царит напряженная атмосфера, и ее учительница не может изменить обстановку…

Дина с такой готовностью помогает после уроков, потому что ей не хочется идти домой, где царит напряженная атмосфера, и ее учительница не может изменить обстановку…

Избегание неудачи - некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать

Избегание неудачи - некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать

Пять шагов к Школьному Плану Действий

Пять шагов к Школьному Плану Действий

Строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками ( коммуникативная состоятельность -

Строит и поддерживает приемлемые отношения с учителем и одноклассниками ( коммуникативная состоятельность -

ЧТО ученик делает, нарушая поведение,

ЧТО ученик делает, нарушая поведение,

Ж ени не было за партой с 9 час

Ж ени не было за партой с 9 час

Они только успевают открыть тет­ радь к тому времени, когда все уже решили три задачи

Они только успевают открыть тет­ радь к тому времени, когда все уже решили три задачи

Происхождение (причины) поведения

Происхождение (причины) поведения

Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных

Стратегия минимизации внимания содержит множество приемов, призванных

Методика проведения экспериментов была усвоена

Методика проведения экспериментов была усвоена

Начните говорить тихим голосом

Начните говорить тихим голосом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2020