Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» В чём главный смысл сказки?»
Оценка 5

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» В чём главный смысл сказки?»

Оценка 5
docx
06.02.2020
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» В чём главный смысл сказки?»
технологическая карта урока по чтению в 3 классе (2).docx

Технологическая карта

Предмет: Чтение.

ФИО учителя: Ночевная Елена Александровна

Класс: 3

Дата проведения: 14.10.2019г.

Базовый УМК: «ШКОЛА РОССИИ» Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч 1/ [Л.Ф.Климанова,

В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.].6-е изд.-М.: Просвещение, 2016

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» В чём главный смысл сказки?»

Цели и задачи:

- учиться составлять характеристику героев по плану;             

- развивать речь, логическое мышление, умение находить необходимые отрывки в тексте;                                                  

- развивать технику чтения;                                                                   

- воспитывать душевные качества, такие как умение прощать, благородство;         

- формировать у детей умения выразительно и вдумчиво читать сказки.                                                   

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

Тип урока: обобщение и систематизация знаний (третий урок по теме).

Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие (физкультминутка, смена видов деятельности), личностно-ориентированные (индивидуальная работа), проблемное обучение, игровые.

Средства обучения (оборудование): учебник литературное чтение Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. класс, 1 ч., презентация PowerPoint к уроку по заданной теме, колонки, компьютер, проектор, индивидуальные карточки, карточки для работы в паре, в группе, выставка книг.

Планируемые результаты: в результате изучения, обучающиеся научатся:   

• принимать и сохранять учебную задачу;                                                

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;               

• оценивать правильность выполнения действий;                                    

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей,  

• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;                 

• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков,                                              

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;             

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;          

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

 

 

 

 

 

Этап урока

Формы работы

(деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный момент.

Цели этапа:

проверка готовности учащихся; организация внимания.

Приветствует детей.

Проверяет готовность к уроку.

 

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

 

 

Личностные:

Умение организовывать свое рабочее место, умение сосредоточить внимание.

 

 

II.Самоопределение деятельности (орг. момент).  

Мотивация к учебной деятельности.  

Цели этапа: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установление тематических рамок.

Речевая разминка.    «Жужжащее» чтение

Читай слова, переставляя согласные буквы:

Слайд 1, 2

    гора-                 пила-

    вози-                соки-

    лето-                  сила-              

Слайд 3

-Прочитать глазами

-Прочитать на одном дыхании

-Прочитать как скороговорку

-Прочитать выразительно

Как понимаете эти строки? Кто автор?                                           

Дети читают вполголоса свои книги.

 

Дети читают слова: рога, зови, тело, липа, коси, лиса.

 

 

 

Дети читают, выполняя задания.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое, проявлять эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

III. Постановка учебной задачи, темы и цели урока.

Цели этапа: воспринимать на слух текст в исполнении учителя и учащихся.                                                                                                       

Определение темы и цели урока.

Почему начали урок со строк Пушкина?

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Убегаем в буйство ярких красок

В торжество добра над темным злом

Убегаем в пушкинские сказки

Чтоб добрей и лучше стать потом…

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.

Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Таков был солнечный гений Пушкин. (Слайд 4 портрет Пушкина). Продолжаем знакомиться с биографией А.С. Пушкина. На предыдущих уроках я вам рассказывала о великом писателе, сегодня послушаем рассказы, которые подготовили ваши одноклассники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказки Пушкина – тайна. В них никто не получает наказания. Но здесь и не прощают содеянное. Ложь и правда, добро и зло – эти чувства не существуют друг без друга.

Сегодня мы продолжаем знакомство с чудесным, необыкновенным миром сказочных образов А. С. Пушкина.

Как вы считаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

Слайд 8

Дети принимают учебные задачи.

Рассказ подготовленных детей о Пушкине

Слайд 4, 5

И, кажется, что Пушкин от рождения был таким, каким вы видите его на этом портрете, в сюртуке с бакенбардами. Но было время, когда он так не выглядел, время, когда он не писал, носился по дому, шалил, бил, то и дело, маменькину посуду, а Надежда Осиповна (мать Пушкина), случалось, в гневе наказывала его. Никто не решался остановить вспыльчивую барышню. Это могла сделать только Арина Родионовна. Она прижимала мальчика к себе, произнося: «Пойдёмте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, лёгкую…»

Слайд 6

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился А.С. Пушкин в городе Москве. С раннего детства был окружен заботой вниманием своих родителей. Его отец, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку. Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитывал их великое множество. Книги были его верными друзьями. Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Слайд 7

Воспитание, которое получил дома маленький Саша, было самым обычным: обязательный французский язык, на котором вообще велись все разговоры в семье. Русский язык Пушкин усваивал из разговоров своей бабушки, Марьи Алексеевны и от няни, Арины Родионовны. Арина Родионовна – простая сельская женщина, которая любила Пушкина как родного сына. Эта чудесная русская женщина, чьё имя знакомо любому школьнику, не была обучена грамоте. Её руки были привычны к веретену, а не к перу. Но оказалась она талантливым человеком: хорошо пела и у себя в деревне славилась особым даром сказывать сказки, которых знала множество и часто рассказывала их маленькому Саше. И настанет время, когда Пушкин запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве. А написал он их семь. Самые известные и любимые детьми – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне» (обращается к выставке книг).

 

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения.

Личностные:

проявлять интерес к изучению темы.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Предметные:

использование приобретённых знаний.

IV. Практическая деятельность. Актуализация знаний.

Цели этапа:

развивать речь, логическое мышление; умение находить необходимые отрывки в тексте;                                                               развивать технику чтения.                               

Физминутка.

 

Дома должны были перечитать сказку. Проверю, насколько вы внимательные читатели.

Скажите полное название сказки.  

 

Слайд 9

Найти и прочитать отрывки к иллюстрациям.

Слайд 10

Ответить на вопросы (интерактивная игра)

Вручение медалей.

 

 

 

Вот высокая сосна, к солнцу тянется она! (Потягивания, руки вверх.)
Над поляной дуб старинный ветви в стороны раскинул.
(Потягивания, руки в стороны.)
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней! (Дети садятся за парты.)

 

Дети говорят название:

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Дети находят и читают отрывки

 

Дети заполняют карточки

 

 

 

 

Дети выполняют физминутку.

Познавательные:

поиск нужной информации, построение правильного речевого высказывания.

Личностные:

вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные:

осознавать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: определять и высказывать свою точку зрения.

 

V. Анализ сказки,   составление сравнительных характеристик главных героев.

 

Цели этапа:

анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

 

 

 

Чтобы выяснить, в чём главный смысл сказки, надо дать характеристику главных героев. На какие группы делятся все герои сказок? (положительные, отрицательные, нейтральные)

Задача: дать характеристику героев сказки по плану.

 1группа- о царе Салтане.

2 группа – о Гвидоне.

3 группа- о Царевне-Лебеди.

4 группа - о Ткачихе, Поварихе, сватье бабе Бабарихе.

5 группа- анализ положительных героев.

6 группа-анализ отрицательных героев.

 

 

 

 

 

Дети участвуют в обсуждении пошагового плана предстоящей работы.

 

Работают в группах по плану.

Представитель от каждой группы защищает работу.

 

Дети анализируют собственный полученный продукт деятельности и работу одноклассников.

 

 

 

 

Коммуникативные:

диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения, формирование умения слушать и слышать, работать в группах.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность.

 

VI. Творческое задание.

Цели этапа:

развитие творческого воображения детей, развитие памяти детей.

Вы узнали о том, что по этой сказке сняты художественный и мультипликационный фильмы, написана опера (композитор Римский-Корсаков), написана картина «Царевна-Лебедь» (художник Врубель), замечательные иллюстрации Билибина. На уроках технологии и ИЗО вы сами побывали в роли иллюстраторов и создателей фильма и создали диафильмы. Давайте озвучим некоторые из них.

Дети наизусть рассказывают отрывки к своим рисункам и диафильмам.

 

Познавательные:

формирование навыков самостоятельной работы с книгой, читательской компетенции;

развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.

VII. Итог урока. Рефлексия

Цель этапа: организовать рефлексивный анализ учебной деятельности.

 

Работа в парах.

- На столах у вас лежат листочки с пословицей, но некоторые буквы стёрлись. Надо пословицу восстановить. Возьмите ручки и впишите недостающие буквы.

Ска…а - ло.., да в н..  .. .ёк!  Добр..  мо…ц…  у…к.

-Что у вас получилось? Как понимаете смысл? Кто автор строк?

- Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»

-А какой урок мы возьмем из этой сказки?

-В чём же главный смысл сказки?

 

Выставление оценок.

 

Работа в парах.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников.

Высказывают мнение, оценивают достигнутый результат.

 

Проводят самооценку. Объясняют смысл пословицы.

 

 

 

Отвечают на вопросы, опираясь на содержание сказки.

Личностные:

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

VIII. Домашнее задание.

Цель этапа: обеспечить понимание цели, содержание и способов выполнения д/з.

Прочитать «Сказку о попе и о работнике его Балде»

Наш сказочный урок подходит к концу.

Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами!

 

Слушают объяснение учителя, записывают в дневник задание.

Регулятивные:

 умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

принимать учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

 

 


 

Технологическая карта Предмет:

Технологическая карта Предмет:

Этап урока Формы работы (деятельность учителя)

Этап урока Формы работы (деятельность учителя)

И мысли в голове волнуются в отваге,

И мысли в голове волнуются в отваге,

Сказки Пушкина – тайна. В них никто не получает наказания

Сказки Пушкина – тайна. В них никто не получает наказания

IV . Практическая деятельность

IV . Практическая деятельность

VI . Творческое задание. Цели этапа: развитие творческого воображения детей, развитие памяти детей

VI . Творческое задание. Цели этапа: развитие творческого воображения детей, развитие памяти детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020