Тема урока: «Геометрические фигуры». 5 класс
Оценка 5

Тема урока: «Геометрические фигуры». 5 класс

Оценка 5
docx
17.04.2021
Тема урока: «Геометрические фигуры». 5 класс
план-конспект урока.docx

План-конспект урока по математике.

 

Класс: 5

Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 270 с.: ил.

Тема урока: «Геометрические фигуры».

Тип урока: обобщающий урок

 

Цели урока

I.Образовательно–развивающие цели:

1.1. Систематизация, обобщение и углубление знаний и умений учащихся по теме «Геометрические фигуры»;

 

1.2.Применение опорных понятий: фигура, угол, треугольник, биссектриса, перпендикуляр;

 

1.3.Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), сравнивать изучаемые понятия.

 

1.4. Развитие специальных умений: строить и измерять углы, определять вид угла, строить биссектрису угла, определять вид треугольника, находить периметр и площадь треугольника, проводить  перпендикуляры к прямой и серединные перпендикуляры к отрезку.

 

II.Воспитательная цель: воспитывать у учащихся умение слушать друг друга, уважать мнение других.

 

Материально-техническое
и дидактическое обеспечение урока:

карточки с тестовыми заданиями (Приложение №1), карточки с практическим заданием (Приложение №2), бланки ответов (Приложение №3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение №4), компьютерная презентация к уроку, индивидуальные доски для рисования, интерактивная доска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

 

1.      Организационная часть урока (1 мин)

 

- Здравствуйте, ребята! Сегодня итоговый урок по теме «Геометрические фигуры». (слайд 1)

(Выдает учащимся раздаточный материал, включающий:  карточки с тестовыми заданиями (Приложение №1), карточки с практическим заданием (Приложение №2), бланки ответов (Приложение №3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение №4), индивидуальные доски для рисования).

(Учащиеся заполняют поле «ФИО, класс» в бланке ответов).

 

2.      Актуализация знаний (2 мин)

Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”. И мне бы хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.

- Сформулируйте свои цели  на сегодняшний урок.

(Учащиеся формулируют цели урока: повторить и закрепить знания и умения по теме и т.п).

- заявка на оценку на сегодняшнем уроке следующая:

Заявка на оценку (на доске):

«5» - 31 балл и более

«4» -  22-29 баллов

«3» -   15-21 баллов

3.    Устный счет. (слайд №2) 4 мин

- Выполните  устно вычисления, результат запишите в бланк ответов и на доске для рисования. За каждый правильный ответ – 1 балл. (демонстрирует слайд с примерами устного счета, проверяет ответы).

730– 180 + 20 × 5=

 

 

 

37 + 43
       : 16
       × 14
          

 
(Учащиеся выполняют  устные вычисления, результат записываю в бланк ответов (Приложение 3)  и на доске для рисования, показывают учителю).

660 : 2 – 60 + 40 × 3=

 

 

 
1)  4 × 13              2)                              3)                                                      4)
       + 23
        : 15
           

4. Выполнение тестовых заданий (6 мин).

 

1 этап: работа с тестами (Приложение 1)

(Учащиеся работают с тестовыми заданиями, ответы записывают в бланк ответов (Приложение 3)).

 

Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ (за каждый правильный ответ – 1 балл)

-Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.

 

Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ (за каждый правильный ответ – 1 балл)

 

-Отметьте знаком «√» правильное содержание понятия и знаком «-» — неправильное.

 

Субтест № 3. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ (за каждый правильный ответ – 1-2 балла)

 

-Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие

 

2        Этап: обсуждение решения в группах (2 мин)

- Разбейтесь на группы по 4 человека (всего 6 групп). Каждая группа проверяет только по одному заданию:

1 группа –субтест №1,

2 группа – субтест №2 (1,2 задание),

3 группа - субтест №2 (3,4 задание),

4 группа – субтест №3 (1 задание),

5 группа – субтест №3 (2 задание),

6 группа – субтест №3 (3 задание). 

 

(Учащиеся обсуждают ответы на тестовые задания)

 

3        этап: Защита ответов (3 мин)

(Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания. Все учащиеся записывают полученные баллы в бланк ответов (Приложение 3)). 

 

Субтест №1: (Слайд 3)

1) Угол 950- тупой угол;

2) Сторона AD в треугольнике ABC, изображенном на рисунке является высотой.

3) Отрезок, проведенный к прямой под углом 900 называется перпендикуляром.

Субтест №2: (Слайд 4)

1) Геометрическая фигура - множество точек на поверхности, образующее конечное число линий (√)

2) Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором есть острый угол (-)

3) Перпендикулярные прямые – это прямые, которые пересекаются (-)

4) Угол – это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало (√)

Субтест №3: (Слайд 5)

1)     Остроугольные треугольники

2)     Тупые углы

3)     Перпендикулярные прямые

 

4        этап: Вопросы-понятия, вопросы-суждения  к тесту (3 мин)

- Задайте друг другу вопросы- понятия по карточке №1 или вопросы-суждения по карточке №2. (Приложение 4) ( по 1б. за вопрос-понятие, дополнение, возражение, по 2 б. за вопрос-суждение).

Учащиеся задают вопросы-понятия и вопросы-суждения, дополняют, возражают:

1)  Как доказать, что угол 950- тупой угол?

2)  Что называется высотой треугольника?

3)  Что понимается под перпендикуляром к прямой?

4)  Что такое геометрическая фигура (угол)?

5)  Как доказать, что треугольник является остроугольным (тупоугольным)?

6)   В каком случае пересекающиеся прямые являются перпендикулярными прямыми?

 

5.    Физкультминутка (1 мин)

Поднимает руки класс - это "раз"
Повернулась голова - это "два"
Руки вниз, вперёд смотри - это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре"
С силой их к плечам прижать - это "пять"
Всем ребятам надо сесть - это "шесть".

 

6.    Решение практических упражнений.

1 этап: решение заданий (10 мин)

 

- Ответьте на вопрос: как звали Древнегреческого философа и математика, который первым стал использовать циркуль? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задания (Приложение 2), в таблице найдите буквы, соответствующие полученным ответам, составьте слово. (Слайд 6)

Постройте ABC=700, проведите его биссектрису и отложите на ней отрезок BD=3,5  см. Из точки D опустите перпендикуляр DM на сторону BC.

Найдите:

1)      Величину углов, на которые биссектриса  делит угол ABC;      (1 б.)

2)      BDM;      (1 б.)

3)      Длину стороны DM;       (1 б.)

4)      Длину стороны ВМ;       (1 б.)

5)      Периметр треугольника BDM;     (1 б.)

6)      Площадь треугольника BDM;      (1 б.)

 

55

12

3

2

8,5

35

А

М

Е

Л

С

Ф

 

 
 

 

 

 

 


(Учащиеся выполняют практическое  задание, ответы записывают в бланк ответов (Приложение 3)).

 

2 этап: обсуждение решения в группах (2 мин)

Разбейтесь на группы по 4 человека (всего 6 групп). Каждая группа проверяет только по одному заданию:

1 группа –задание №1,

2 группа – задание №2,

3 группа - задание №3,

4 группа – задание №4,

5 группа – задание №5,

6 группа –  задание №6

3 этап: защита работ (6 мин)

Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания.

- Сравните свои ответы с ответами на доске (демонстрирует на интерактивной доске с решение задачи (Слайды №7-10).

- Фалес Милетский- древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. (Слайд №11)

4        этап: Вопросы-понятия, вопросы-суждения  к тесту (3 мин)

- Задайте друг другу вопросы- понятия по карточке №1 или вопросы-суждения по карточке №2. (Приложение 4)  ( по 1б. за вопрос-понятие, дополнение, возражение, по 2 б. за вопрос-суждение).

1)Что называется биссектрисой треугольника (перпендикуляром, периметром треугольника)?

2)  Что понимается под перпендикуляром к прямой?

3)  Как доказать, что BDM=55 0?

4)  Каковы свойства и виды треугольников?

5)  Что понимается под площадью треугольника?

 

7.       Итоги, выставление оценок, домашнее задание (2 мин)

-Закончить урок мне хочется словами известного российского математика А.И. Мордковича, автора учебника математики, по которому вы занимаетесь: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Подсчитайте количество баллов, которые вы заработали на сегодняшнем уроке. Поднимите руки, кто получил сегодня оценку «5», «4», «3».

Послушайте домашнее задание (слайд 12):

- Отразить отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера:

А – Геометрические фигуры

В- Угол

С– Прямоугольный треугольник

Д – Острый угол

Е - ABC=700

(раздает карточки с домашним заданием учащимся).

- Спасибо за урок! (слайд 13)

 

 

Используемая литература:

1)     Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 270 с.: ил.

 

 

 


 

План-конспект урока по математике

План-конспект урока по математике

Организационная часть урока (1 мин) -

Организационная часть урока (1 мин) -

Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ( за каждый правильный ответ – 1 балл) -Отметьте знаком «√» правильное содержание понятия и знаком «-» — неправильное

Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ ( за каждый правильный ответ – 1 балл) -Отметьте знаком «√» правильное содержание понятия и знаком «-» — неправильное

Что называется высотой треугольника? 2)

Что называется высотой треугольника? 2)

Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания

Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2021