План-конспект урока по математике.
Класс: 5
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 270 с.: ил.
Тема урока: «Геометрические фигуры».
Тип урока: обобщающий урок
Цели урока:
I.Образовательно–развивающие цели:
1.1. Систематизация, обобщение и углубление знаний и умений учащихся по теме «Геометрические фигуры»;
1.2.Применение опорных понятий: фигура, угол, треугольник, биссектриса, перпендикуляр;
1.3.Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), сравнивать изучаемые понятия.
1.4. Развитие специальных умений: строить и измерять углы, определять вид угла, строить биссектрису угла, определять вид треугольника, находить периметр и площадь треугольника, проводить перпендикуляры к прямой и серединные перпендикуляры к отрезку.
II.Воспитательная цель: воспитывать у учащихся умение слушать друг друга, уважать мнение других.
Материально-техническое |
карточки с тестовыми заданиями (Приложение №1), карточки с практическим заданием (Приложение №2), бланки ответов (Приложение №3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение №4), компьютерная презентация к уроку, индивидуальные доски для рисования, интерактивная доска. |
Ход урока:
1. Организационная часть урока (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня итоговый урок по теме «Геометрические фигуры». (слайд 1)
(Выдает учащимся раздаточный материал, включающий: карточки с тестовыми заданиями (Приложение №1), карточки с практическим заданием (Приложение №2), бланки ответов (Приложение №3), индивидуальные карточки с вопросами-понятиями и вопросами-суждениями (Приложение №4), индивидуальные доски для рисования).
(Учащиеся заполняют поле «ФИО, класс» в бланке ответов).
2. Актуализация знаний (2 мин)
- Как сказал древнегреческий философ Саади: “Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев”. И мне бы хотелось, чтобы у вас было желание учиться, узнавать что-то новое, неопознанное не только на сегодняшнем уроке, а всегда и только в этом случае своими “крыльями” будете “взлетать” все выше и выше.
- Сформулируйте свои цели на сегодняшний урок.
(Учащиеся формулируют цели урока: повторить и закрепить знания и умения по теме и т.п).
- заявка на оценку на сегодняшнем уроке следующая:
Заявка на оценку (на доске):
«5» - 31 балл и более
«4» - 22-29 баллов
«3» - 15-21 баллов
3. Устный счет. (слайд №2) 4 мин
- Выполните устно вычисления, результат запишите в бланк ответов и на доске для рисования. За каждый правильный ответ – 1 балл. (демонстрирует слайд с примерами устного счета, проверяет ответы).
|
|
|
4. Выполнение тестовых заданий (6 мин).
1 этап: работа с тестами (Приложение 1)
(Учащиеся работают с тестовыми заданиями, ответы записывают в бланк ответов (Приложение 3)).
Субтест № 1. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ (за каждый правильный ответ – 1 балл)
-Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.
Субтест № 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ (за каждый правильный ответ – 1 балл)
-Отметьте знаком «√» правильное содержание понятия и знаком «-» — неправильное.
Субтест № 3. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ (за каждый правильный ответ – 1-2 балла)
-Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие
2 Этап: обсуждение решения в группах (2 мин)
- Разбейтесь на группы по 4 человека (всего 6 групп). Каждая группа проверяет только по одному заданию:
1 группа –субтест №1,
2 группа – субтест №2 (1,2 задание),
3 группа - субтест №2 (3,4 задание),
4 группа – субтест №3 (1 задание),
5 группа – субтест №3 (2 задание),
6 группа – субтест №3 (3 задание).
(Учащиеся обсуждают ответы на тестовые задания)
3 этап: Защита ответов (3 мин)
(Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания. Все учащиеся записывают полученные баллы в бланк ответов (Приложение 3)).
Субтест №1: (Слайд 3)
1) Угол 950- тупой угол;
2) Сторона AD в треугольнике ABC, изображенном на рисунке является высотой.
3) Отрезок, проведенный к прямой под углом 900 называется перпендикуляром.
Субтест №2: (Слайд 4)
1) Геометрическая фигура - множество точек на поверхности, образующее конечное число линий (√)
2) Остроугольный треугольник – это треугольник, в котором есть острый угол (-)
3) Перпендикулярные прямые – это прямые, которые пересекаются (-)
4) Угол – это фигура, образованная двумя лучами, имеющими общее начало (√)
Субтест №3: (Слайд 5)
1) Остроугольные треугольники
2) Тупые углы
3) Перпендикулярные прямые
4 этап: Вопросы-понятия, вопросы-суждения к тесту (3 мин)
- Задайте друг другу вопросы- понятия по карточке №1 или вопросы-суждения по карточке №2. (Приложение 4) ( по 1б. за вопрос-понятие, дополнение, возражение, по 2 б. за вопрос-суждение).
Учащиеся задают вопросы-понятия и вопросы-суждения, дополняют, возражают:
1) Как доказать, что угол 950- тупой угол?
2) Что называется высотой треугольника?
3) Что понимается под перпендикуляром к прямой?
4) Что такое геометрическая фигура (угол)?
5) Как доказать, что треугольник является остроугольным (тупоугольным)?
6) В каком случае пересекающиеся прямые являются перпендикулярными прямыми?
5. Физкультминутка (1 мин)
Поднимает руки класс - это "раз"
Повернулась голова - это "два"
Руки вниз, вперёд смотри - это "три".
Руки в стороны пошире развернули на "четыре"
С силой их к плечам прижать - это "пять"
Всем ребятам надо сесть - это "шесть".
6. Решение практических упражнений.
1 этап: решение заданий (10 мин)
- Ответьте на вопрос: как звали Древнегреческого философа и математика, который первым стал использовать циркуль? Чтобы ответить на этот вопрос, выполните задания (Приложение 2), в таблице найдите буквы, соответствующие полученным ответам, составьте слово. (Слайд 6)
Постройте ∠ ABC=700, проведите его биссектрису и отложите на ней отрезок BD=3,5 см. Из точки D опустите перпендикуляр DM на сторону BC.
Найдите:
1) Величину углов, на которые биссектриса делит угол ABC; (1 б.)
2) ∠BDM; (1 б.)
3) Длину стороны DM; (1 б.)
4) Длину стороны ВМ; (1 б.)
5) Периметр треугольника BDM; (1 б.)
6) Площадь треугольника BDM; (1 б.)
|
(Учащиеся выполняют практическое задание, ответы записывают в бланк ответов (Приложение 3)).
2 этап: обсуждение решения в группах (2 мин)
Разбейтесь на группы по 4 человека (всего 6 групп). Каждая группа проверяет только по одному заданию:
1 группа –задание №1,
2 группа – задание №2,
3 группа - задание №3,
4 группа – задание №4,
5 группа – задание №5,
6 группа – задание №6
3 этап: защита работ (6 мин)
Представители каждой группы называют ответы на тестовые задания.
- Сравните свои ответы с ответами на доске (демонстрирует на интерактивной доске с решение задачи (Слайды №7-10).
- Фалес Милетский- древнегреческий мыслитель, родоначальник античной философии и науки, основатель милетской школы, одной из первых зафиксированных философских школ. (Слайд №11)
4 этап: Вопросы-понятия, вопросы-суждения к тесту (3 мин)
- Задайте друг другу вопросы- понятия по карточке №1 или вопросы-суждения по карточке №2. (Приложение 4) ( по 1б. за вопрос-понятие, дополнение, возражение, по 2 б. за вопрос-суждение).
1)Что называется биссектрисой треугольника (перпендикуляром, периметром треугольника)?
2) Что понимается под перпендикуляром к прямой?
3) Как доказать, что ∠BDM=55 0?
4) Каковы свойства и виды треугольников?
5) Что понимается под площадью треугольника?
7. Итоги, выставление оценок, домашнее задание (2 мин)
-Закончить урок мне хочется словами известного российского математика А.И. Мордковича, автора учебника математики, по которому вы занимаетесь: “Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”. Подсчитайте количество баллов, которые вы заработали на сегодняшнем уроке. Поднимите руки, кто получил сегодня оценку «5», «4», «3».
Послушайте домашнее задание (слайд 12):
- Отразить отношения между понятиями с помощью кругов Эйлера:
А – Геометрические фигуры
В- Угол
С– Прямоугольный треугольник
Д – Острый угол
Е - ∠ ABC=700
(раздает карточки с домашним заданием учащимся).
- Спасибо за урок! (слайд 13)
Используемая литература:
1) Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 9-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 270 с.: ил.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.