5 класс
Тема: Ассирийская держава.
Цель : ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями.
Задачи урока:
Образовательная: установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы- Ассирии.
Развивающая: развивать способности каждого ученика, учить его учиться, самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве.
Воспитательная: осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.
Методы, использованные на уроке: беседа, проблемные вопросы, проблемно-познавательная задача, самостоятельная работа, рефлексия, коррекция.
Формы работы: работа в парах, индивидуальная, диалог, самостоятельная, индивидуальные выступления.
Понимать/знать: знать, когда возникла Ассирийская держава, начало железного века, знать нравы и обычаи ассирийцев.
Уметь: анализировать, обобщать, сравнивать, работать с исторической картой.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
1. Причины возникновения Ассирийской державы.
2. Освоение железа.
3. Ассирийское войско.
4. Завоевания ассирийских царей.
5. Гибель Ассирийского царства.
Ход урока.
I орг.момент.
II Актуализация знаний. Загадки
Загадки.
1. Евреи после странствий и скитаний
Искали плодородную долину,
Ведь Моисей, согласно всем преданьям,
Ведет их в область, названную… (Палестиной).
2. У этой крепости решалась их судьба,
Все это было правда, а не сон,
В едином крике завершилась та борьба,
Названье этой крепости… (Иерихон).
3. Есть главный город в каждом государстве,
Его столицей называют.
И таким для всех евреев Израильского царства
Стал город, называемый… (Иерусалим).
4. В его правление на холме построен храм,
В честь бога Яхве появился он,
Народ был благодарен мастерам,
Правителя же имя… (Соломон).
посмотрите на север Междуречья.
Во II – I тыс. до н. э. в Верхней Месопотамии и Передней Азии (современные Ирак, Сирия, частью Турция и Иран) сформировалось государство семитских народов – Ассирия, – ставшее первой в мировой истории державой. Жители этой страны-ассирийцы.
II1 Целеполагание. Определение темы урока
1.Создание проблемной ситуации.
Учитель знакомит учащихся с мнением двух археологов
- люди благодарны государству, которое первым стало использовать железо.
- все ненавидели Ассирийское государство
Ассирийцы вели войну ради войны. Вероятно, за всю мировую историю не было державы столь воинственно настроенной. Их столицу г. Ниневия почему- то назвали « Городом крови»
Почему? Хотите узнать?
Чему сегодня посвящаем урок?
Что будем исследовать?
III Проблемный вопрос: Почему Ассирийцы создали ненавистное всем государство?
Задача:
«В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего примерно 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет, священный жук».
- Предположите, почему железных изделий так мало?
Предполагаемый ответ учеников: железо было в Египте редким металлом и ценилось на вес
золота.
Широкое освоение железа произошло около 10-го века до н.э.
-лента времени,
-какие металлы использовали до железа?
Учитель:
Какой металл применялся во время построения пирамиды Хеопса?
Предполагаемый ответ учеников: медь.
Учитель:
Какой металл использовали во времена правления Хаммурапи?
Предполагаемый ответ учеников: (бронза)
Учитель:
Когда стало применяться железо? (используйте линию времени)
Предполагаемый ответ учеников: (в 10 в до н.э.)
Учитель:
Где стали использовать железо, как орудие труда?
Предполагаемый ответ учеников: (в земледелии).
10 век до н.э. – широкое применение железа.
Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество намного более твердое, нежели медь. Правда, иногда железо попадало на нашу планету из космоса, падало на землю в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо «небесным камнем». Но «небесного» железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота.
Вопрос: Вспомните, какими двумя ценными для земледельца свойствами обладали почвы по берегам Нила, Тигра и Евфрата? Ассирия же горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили самый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в странах с более тяжелыми условиями для жизни людей.
Ассирийское войско (работа в группе)
Карточка № 1Ассирийцы создали хорошо организованную армию, которая считалась лучшей на Востоке. Кроме пехоты и конницы в неё входили сапёрные ( т.е. военно – строительные) войска и отряды разведки. Ассирийцы первыми ввели железное вооружение, намного превосходящее медные и бронзовые мечи и наконечники копий.
В ассирийской армии применялось большое количество подручных средств, необходимых для успешного ведения военной операции. Сапёры имели средства для наведения переправы через реки, а каждый воин – специальный мешок из бычьей шкуры: надутый воздухом, он хорошо держал человека на воде. При взятии штурмом городов использовались осадные тараны – специальные стенобитные орудия.
Карточка № 2 Из «Анналов» Синахериба. (691 год до н.э.). Как лев я взъярился, облачился в доспехи, шлем, украшение битвы, возложил я на главу свою, на мою боевую колесницу высокую, ниспровергающую супостата, в ярости сердца твоего я взошёл поспешно. Могучий лук, вручённый мне Ашшуром, в руки мои я схватил, дротик, пересекающий жизни, во длани мои я взял, над всем войском злобного недруга, словно ураган, грозно я закричал…
Каким вооружением пользовались ассирийцы?
-конница
При нападении страшны были также боевые колесницы, обитые медью и запряженные парой лошадей. На них обыкновенно стоял три человека: возница, стрелок из лука или копейщик, и оруженосец, закрывавший воина щитом. Ставши в ряд, эта тяжелая кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах добивали и растаптывали колесами отстающих, сбрасывали беглецов в реку.
В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск.
-осада городов
После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен. Перед нами навес на колесах, покрытый кожами с металлическими бляхами. Внутри его на канатах подвешены большие бревна с железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.
Физкультминутка БЫСТРО.
БЫСТРО все ребята встали |
Давайте же попробуем выяснить, действительно ли ассирийцы были так жестоки и почему Ассирию и её столицу Ниневию покорённые страны называли логовищем львов и городом крови
-жестокость Карточка № 3 Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».
Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов? 7
Карточка №4В 8 – 7 вв. до н.э. столицей Ассирии была Нубия. Название города связано с богиней Нив. Как и все правители Древнего Востока, цари Ассирии считали необходимым строить великолепные дворцы и храмы на радость своим богам и на страх своим покорённым народам. Стены дворцов были сложены из кирпичей, покрытых цветной глазурью, и украшены статуями крылатых львов, сценами охоты или войны. В 689 году до н.э. я, царь Синахериб, решил стереть с лица земли Вавилон, чтобы никто не смел соперничать в блеске и роскоши со столицей Ассирии. Я сделал это основательно: жители были полностью перебиты, дома разрушены, а на улицы были пущены воды Евфрата, чтобы смыть с лица земли «ненавистный город».
Карточка № 5Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»
Что можно сказать о завоевателях?
Завоевания ассирийских царей Прослеживают по карте.
Урарту
Финикия
Палестина
Египет
Определение «держава»- в тетрадь, работа с контурными картами.
Достижения Ассирии.Работа в парах по уч. стр. 85(царский дворец, библиотека глиняных книг) Последним ассирийским царём был Ашшурбанапал, им собрана большая библиотека. В 612 г. до н.э. было уничтожено Ассирийское царство. Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец сгорел, но библиотека Ашшурбанапала сохранилась. Учёные восстановили и донесли до нас, особые книги и мифы народов Древнего Двуречья.
Гибель Ниневии 612г. до н. э.(уч. стр. 86, лента времени)
Ответ на проблемный вопрос:Почему ассирийцы создали ненавистное всем государство?
-Ассирийцы были жестокими, убивали, плохо правили, отнимали свободу…- восстания-гибель государства.
IV. Закрепление новой темы:
Составление синквейна
Правила написания синквейна :
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Ассирия
Могучая, жестокая
Воевала, убивала, пленяла
Но оставила культурное наследие – библиотеку
Великая
Подводя итог урока отметим:
1. древние ассирийцы создали огромную державу, завоевав многих соседей;
2. крупные завоевания ассирийцев стали возможны благодаря изобретению железа, использованию конницы и таранов;
3. в Ассирии так же развивалось искусство – строились дворцы и храмы, была создана библиотека глиняных книг.
V. Рефлексия:
В какую страну мы сегодня совершили путешествие?
«Меня удивило на уроке……………………..»
«Я сумел понять, что………………………….»
«Я не успел на уроке ………………………....»
«Я бы еще хотел узнать о том, что…………»
VI. Домашнее задание: параграф 18, мини-сочинение «Переход к железному веку- это благо или зло для человечества?».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.