Щадных Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 22» г.Курска
Тема урока: Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока
В ходе практической работы и наблюдений научить сравнивать длину предметов разными способами.
Задачи:
- Уточнение и формирование отношений «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»;
- Развитие мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся;
- Развивать навык счёта.
- Воспитывать чувство товарищества, умение выслушивать ответы товарищей и дополнить по необходимости;
- Воспитывать интерес к предмету, дисциплинированность.
Ожидаемые результаты:
-Учащиеся научатся сравнивать объекты по длине на глаз и с помощью наложения;
-Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
-Работать в паре, оценивать товарища;
-Слушать собеседника и вести диалог;
-Оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Методы работы:
- деятельный (процесс познания идет от учеников),
- проблемный (создание проблемной ситуации, которые помогли детям в открытии новых знаний).
- наглядно – демонстративный,
- частично – поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя),
- практический.
Формы работы:
Обще классная, индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Оборудование
Учебник математики для 1 класса под редакцией Моро М.И., Волкова С.И., ленточки разного цвета и разной длины, наборы полосок разной длины (для работы в парах), наборы геометрических фигур, наборы цифр и знаков, цветные карандаши.
Исходный уровень знаний, умений и навыков, необходимых для проведения урока по данной теме:
Знакомы с понятиями «больше», «меньше», «столько же»; различают понятия «число» и «цифра»; знакомы с числами от 1 до 4, умеют писать цифры 1, 2, 3, 4. Работают в парах, в группах.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Какие УУД формируются |
|
1. Организационный момент (1минута)
|
-Звенит звонок – начинается урок.
- Ребята, а какое настроение у вас сегодня? Я надеюсь , что и в конце урока у вас будет такое хорошее настроение. Сегодня на урок пришла сказка. А главного героя узнаете из загадки: Он испёкся в русской печке, Покатился за крылечко. У него румяный бок. Это вкусный...(Колобок) - Давайте уважим Колобка, вспомним его сказку. Кто написал сказку? Значит она – народная. Итак, кто начнёт? |
Обучающиеся повторяют за учителем.
Вспоминают сказку. |
Организовать направленное внимание на начало урока. Личностные УУД: · Внимание,уважение к окружающим. Регулятивные УУД: · Саморегуляция. |
|
2.Целеполагание (1 минута) |
А вот по этой дорожке покатился Колобок . Она была широкая или узкая? Длинная или короткая? Эти понятия мы и будем уточнять на уроке. - Кого встретил Колобок первым? ( вывешиваю Зайца). –Колобок, Колобок ,я приготовил разные задания. Если справишься-не буду есть тебя. Ребята, поможем Колобку?
|
|
Регулятивные УУД: · Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. · Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. · Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. |
|
2. Проверка изученных тем (8 минут) |
1. Устный счёт. 1. Счёт от 1 до 10 в прямом и обратном порядке. Счёт с любого числа. 2. Назови соседей числа 5;8, 12 3. Назови число, следующее за числом 6;9,15 4. Назови число предыдущее 4; 7,11 5. Какой сегодня день недели. Какой он по счёту? 6. Поднимите правую руку. 7. Покажите левое ушко. 8. Поднимите глазки вверх. 9. Опустите голову вниз. Молодцы! Справились с первым заданием. Зайчик очень любит изучать геометрические фигуры и приготовил сложное задание. Справитесь? 2.Работа с геометрическим набором. Положите красный треугольник. С права – 2 желтых квадрата, а слева- красный квадрат.
Сколько фигур справа от красного треугольника? (3) Сколько кружков слева от красного треугольника? (2) Сколько всего кружков? (2) Сколько треугольников? (1) Сколько нужно еще положить треугольников, чтобы их стало столько же, сколько кружков? Квадратов? 3.Повторение состава числа -У меня , говорит Зайчик, есть 2 пустых корзинки. Как мне разложить в них 2 яблока? 3 гриба? 4 морковки? (ученики показывают, выходя к доске). 4.Пропедевтика темы «Задача». Приготовьте свои счетные наборы, они нам сейчас потребуются. На экране картинка: (по презентации) Составьте рассказ о том, что вы сейчас увидели. Как записать ваш рассказ математическим зыком? (2+1) Возьмите нужные знаки их счетных наборов и выложите эту запись у себя на парте. (проверим по презентации) Прочитайте это выражение разными способами. Следующая задача. (5-2) |
Считают хором
Фронтальная работа
Фронтальная работа Работают с наборами геометрических фигур.
Выходят к доске, предлагают решение
Выкладывают выражения цифрами и знаками.
|
Регулятивные: · Целеполагание, контроль, саморегуляция. · Учиться работать по предложенному учителем плану. · Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. · Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). |
|
3.Физкультминутка (1 минута)
|
- Молодцы, справились со всеми заданиями Зайчика. Покатился Колобок дальше. Давайте и мы пойдём по его дорожке. ( разминка по презентации ) |
Повторяют движения |
Личностные: · Самовыражение. · Здоровьесбережение.
|
|
4.Актуализация знаний (3 минуты)
|
Кого потом встретил Зайка? Волк говорит Зайцу: - Я не буду тебя есть, если ты поможешь разобраться в одном вопросе. Мне надо выбрать длинную ленту, а как это сделать? Поможем? (достаю 2 ленты у Волка) - Посмотрите у меня в руках две ленточки. (Учитель показывает две ленточки разного цвета и разной длины ,длина лент не должна сильно отличаться.) - Которая из ленточек длиннее? Уверены? Можно ли сразу сделать вывод, сравнивая на глаз?
|
Дети на глаз определяют, которая ленточка длиннее, высказывают свои предположения.
|
Коммуникативные: · Слушать, читать, говорить, перерабатывать информацию на основе анализа и синтеза.
Познавательные: · группировать, · классифицировать, · сравнивать, · описывать, · доказывать. . Личностные: · Выполнение моральных норм в отношении других учителей, своих сверстников. |
|
5.Работа по новой теме урока.(5минут) 1.Организация восприятия и осмысления новой информации. (3 минуты)
2.Первичная проверка понимания. ( 5 минуты)
|
- Как можно проверить, правильно ли вы ответили? (Нужно приложить одну веревочку к другой.) (Учитель прикладывает ленточки друг к другу не совмещая края ). - Какая ленточка длиннее? Правильно ли я сделала? Как надо приложить? Давайте вы попробуете. - Теперь мы можем ответить на вопрос - какая ленточка длиннее? Так что мы делали? Как сравнивали? (прикладывали) А что можно сделать , чтобы ленточки стали одинаковые по длине? У нас сейчас произойдёт маленькое волшебство ( ножницами отрезаю, ленты становятся равными ). - Какие слова мы использовали при сравнении длины ленточек? - Эти слова будут сегодня главными на уроке.-
2.Практическая работа в парах Следующее задание, которое я вам предложу- говорит Волк- вы будете выполнять в парах.
Возьмите конверт.
Сравните полоски бумаги одним из изученных нами способов – наложением или «на глаз». - Поднимите самую длинную полоску. Какая полоска оказалась самая короткая? Что можете сказать о жёлтых полосках? А одинаковые ли они во всём? ( разные по ширине) .А влияет ли это на длину?
-Поработаем в Печатной рабочей тетради. Открываем на с.12. Читаем задание. Сначала обсудите в паре. - Какая полоска оказалась самая длинная? - Кто выполнил правильно -погладьте себя-молодцы!
|
Учащиеся предлагают разные способы, останавливаемся на варианте – приложить друг к другу.
Учащиеся путём рассуждений должны прийти к выводу, что учитель неправильно приложил ленточки друг к другу. Надо совместить один конец ленточки с концом второй ленточки .
Работа в парах.
Выполняют задание в рабочей тетради. |
Коммуникативные: · слушать, читать, говорить, перерабатывать информацию на основе анализа и синтеза.
Познавательные: · Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания. · Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. · Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
|
|
6.Подвижная физкультминутка. (1 минута) |
Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. Сколько ёлочек зелёных, Столько сделаем наклонов. Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас. А притопнем столько раз, Сколько ёжиков у нас. А прихлопнем столько раз, Сколько белочек у нас.-
|
Считают и выполняют задания. |
Личностные: · Самовыражение. · Здоровьесбережение.
|
|
7.Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении. ( 7 минут) |
- Кто был следующий герой? А что это у Медведя в лапах? Как вы думаете, откуда будут задания?
1.Работа по учебнику. -Откройте на стр. 32 Рассмотрите рисунок. Что делают ребята? - Давайте по рисунку выполним задания. Вас просят сравнить «на глаз» какой поводок длиннее, какой короче; чей хвост длиннее; чьи уши короче; какая лавочка длиннее. - Но сначала скажите, как вы понимаете «сравнить на глаз»? - Когда можно сравнить на глаз? Ответьте на вопросы. (При необходимости учитель повторит вопросы) - О чём ещё можно спросить, что длиннее, что короче? - Как мы сравнивали длину этих предметов? - Рассмотрите следующий рисунок. Как сравнивали длину ремней? - Сравните ремни по длине. Какой ремень длиннее? - Какой ремень короче? - Сравните ремни по ширине. Какой ремень шире, какой уже?
|
- Выгуливают собак. Дрессируют их на площадке. - Сравнить, не измеряя, не накладывая. - Когда явно видно, что длиннее, что короче. Дети отвечают на вопросы, сравнивая предметы «на глаз».
- О шарфах, о собаках, о горках и т.д.
- «На глаз».
- Приложили один к другому.
- Жёлтый.
- Красный - Жёлтый ремень шире, красный ремень уже.
|
Коммуникативные:
· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). · Работать в группах и парах. · Составлять небольшой рассказ на заданную тему.
|
|
8.Обобщение изученного на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний. (3 минуты) |
Молодцы! Вы очень хорошо поработали. -Кого встретил ещё Колобок? Лиса самая хитрая и приготовила Колобку сложное испытание. Поможем? Подумайте -у кого какая по длине должна быть скакалка? (работа по листочкам) Проверьте ( по экрану). Так у кого самая длинная? Почему?
|
Выполняют задание. |
Личностные: · Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). · Работать в группах и парах. · Составлять небольшой рассказ на заданную тему.
Познавательные: · Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
|
|
9. Итог урока. Рефлексия. (2 минуты) |
А теперь подведем итоги нашей работы. -Так ли закончилась сказка как у нас? Почему? Потому что у нас была математическая сказка! -Чему вы научились на уроке? С какими понятиями познакомились? -Какие способы использовали для сравнения длины? (на глаз, приложение, наложение) А теперь сделаем так: *те дети, которым было сегодня интересно на уроке и все у них получалось- поднимите руки . *у кого что-то не получалось, было трудно, но они все равно очень старались - поднимите руки . А теперь похлопайте себе- вы справились со всеми заданиями героев! Колобок очень благодарен вам за урок и на память оставляет вам подарок! (закладки с Колобком) - Спасибо за работу. Урок окончен.
|
Учащиеся проговаривают, что им понравилось, в чем были трудности, что нужно еще повторить.
|
Коммуникативные: · Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Регулятивные: · Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.