Тема урока: «Простое предложение с однородными членами».
Цель урока: Повторить с учащимися понятие об однородных членах предложения.
Задачи урока:
- закрепить понятия «простое предложение», «однородные члены предложения»;
- отработать практические навыки составления предложений с однородными членами, нахождения однородных членов в предложении;
- развивать память, речь, внимание учащихся;
- развивать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
Оборудование урока: учебники, записи на доске, карточки.
Ход урока:
1. Оргмомент. Проверка домашнего задания.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Проверка выполнения домашнего задания (с мест читают, комментируют). Сдают тетради, в выданных тетрадях пишут число. Учитель сообщает, что тему ученики определят сами позднее.
2. Зрительный диктант.
На доске текст:
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
- Объяснить подчёркнутые орфограммы.
- Объяснить знаки препинания в тексте.
Далее текст читается хором 3-4 раза, можно предложить рассказать друг другу в парах или закрыв глаза и т.п. Посчитать, сколько запятых и на каких строчках. Затем текст закрыть, ученики пишут его в тетрадях по памяти. Самопроверка по открытому тексту.
Работа с записанным текстом (подчеркивание главных членов предложений):
- Кто выполняет действие в первом предложении? А сколько у него действий? Что в предложении происходит с этими действиями? (перечисление) Почему в первом предложении есть запятые? Прочитайте это предложение так, чтобы интонацией (паузами и перечислительной интонацией) показать место запятых.
- Кто выполняет действие во втором предложении? А сколько у него действий? Почему отсутствует запятая?
3. Работа по теме урока.
На доске открыты начерченные заранее схемы:
. но .
и . и .
а . и и и .
- Что означают эти схемы?
- Какова тема урока?
- Какие задачи поставим перед собой? (если затруднились, учитель помогает или уточняет)
- Чего в этих схемах не хватает?
- Расставьте на доске знаки препинания.
- Приведите примеры (придумайте предложения с перечислениями).
- Почему однородные члены предложения так называются? Объясните значение термина. Если затруднились, наводящие вопросы:
- Однородные члены предложения отвечают на разные или на одинаковые вопросы?
- Однородные члены предложения зависят от одного слова или от разных слов?
- Однородные члены предложения подчёркиваются по-разному или одинаково в предложении?
- Докажите всё это на примере (один ученик пишет на доске под диктовку учителя, все - в тетрадях):
Саженцы сосен прижились, окрепли, подросли.
Ученик, который работает у доски, задает вопросы от «саженцы» к однородным членам (убеждается, что вопросы одинаковые, зависят однородные члены от одного слова и подчеркиваются как сказуемые – одинаково). Чертит схему.
- Итак, мы убедились в справедливости названия «однородные члены предложения», они действительно как родные, от одного родителя – к ним задается один вопрос, они одинаково подчеркиваются.
Задание на развитие речи и отработку понятия «перечисление», «однородные члены»: на доске записаны просты предложения, нужно добавить в них однородные члены, т.е. перечисление. Записать и расставить знаки препинания. (По одному выходят к доске те, кто смог придумать предложения).
Пёс учуял птицу.
Белка перебежала дорогу.
Упражнение в учебнике № 298. Обсуждается задание, порядок расположения предложений согласно схемам в рамочке на стр. 211. Далее самостоятельное выполнение. Учителем проверяется выполнение у тех, кто быстро справился. Они получают красные ручки и помогают проверять у остальных.
Если осталось время: карточки на различение простых предложений и предложений с однородными членами (взаимопроверка).
Карточка:
Выписать номера предложений, в которых есть однородные члены.
1. В начале мая зацветают деревья.
2. Недалеко журчал ручей, пел, играл.
3. Пойте звонче, птицы!
4. Косил я на поляне траву.
5. Коршун сложил крылья и камнем упал вниз.
6. Решить задачу трудно, но возможно.
_____________________________________________________
Ответ: 2, 5, 6.
3. Подведение итогов урока.
- Какую тему сегодня повторяли?
- Что запомнили про однородные члены? Почему они так называются?
- Зачем, на ваш взгляд, в языке нужны однородные члены?
Учитель стирает знаки препинания в схемах на доске, по памяти ученики восстанавливают их (по одному выходят к доске).
Учитель сообщает отметки за урок.
Урок окончен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.