Тема урока «Простое предложение с однородными членами».
Оценка 4.6

Тема урока «Простое предложение с однородными членами».

Оценка 4.6
docx
02.02.2023
Тема урока «Простое предложение с однородными членами».
Тема урока «Простое предложение с однородными членами»..docx

Тема урока: «Простое предложение с однородными членами».

Цель урока: Повторить с учащимися понятие об однородных членах предложения.

Задачи урока:

- закрепить понятия «простое предложение», «однородные члены предложения»;

- отработать практические навыки составления предложений с однородными членами, нахождения однородных членов в предложении;

- развивать память, речь, внимание учащихся;

- развивать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

Оборудование урока: учебники, записи на доске, карточки.

Ход урока:

 

1. Оргмомент. Проверка домашнего задания.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Проверка выполнения домашнего задания (с мест читают, комментируют). Сдают тетради, в выданных тетрадях пишут число. Учитель сообщает, что тему ученики определят сами позднее.

2. Зрительный диктант.        

На доске текст:

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

- Объяснить подчёркнутые орфограммы.

- Объяснить знаки препинания в тексте.

Далее текст читается хором 3-4 раза, можно предложить рассказать друг другу в парах или закрыв глаза и т.п. Посчитать, сколько запятых и на каких строчках. Затем текст закрыть, ученики пишут его в тетрадях по памяти. Самопроверка по открытому тексту.

Работа с записанным текстом (подчеркивание главных членов предложений):

- Кто выполняет действие в первом предложении? А сколько у него действий? Что в предложении происходит с этими действиями? (перечисление) Почему в первом предложении есть запятые? Прочитайте это предложение так, чтобы интонацией (паузами и перечислительной интонацией) показать место запятых.

- Кто выполняет действие во втором предложении? А сколько у него действий? Почему отсутствует запятая?

3. Работа по теме урока.

На доске открыты начерченные заранее схемы:

 

                                      .                                            но            . 

 


             и                .                                                                и             .

 


             а                .                               и              и              и             .  

 

- Что означают эти схемы?

- Какова тема урока?

- Какие задачи поставим перед собой? (если затруднились, учитель помогает или уточняет)

- Чего в этих схемах не хватает?

- Расставьте на доске знаки препинания.

- Приведите примеры (придумайте предложения с перечислениями).

- Почему однородные члены предложения так называются? Объясните значение термина. Если затруднились, наводящие вопросы:

- Однородные члены предложения отвечают на разные или на одинаковые вопросы?

- Однородные члены предложения зависят от одного слова или от разных слов?

- Однородные члены предложения подчёркиваются по-разному или одинаково в предложении?

- Докажите всё это на примере (один ученик пишет на доске под диктовку учителя, все  - в тетрадях):

Саженцы сосен прижились, окрепли, подросли.

Ученик, который работает у доски, задает вопросы от «саженцы» к однородным членам (убеждается, что вопросы одинаковые, зависят однородные члены от одного слова и подчеркиваются как сказуемые – одинаково). Чертит схему.

- Итак, мы убедились в справедливости названия «однородные члены предложения», они действительно как родные, от одного родителя – к ним задается один вопрос, они одинаково подчеркиваются.

Задание на развитие речи и отработку понятия «перечисление», «однородные члены»: на доске записаны просты предложения, нужно добавить в них однородные члены, т.е. перечисление. Записать и расставить знаки препинания. (По одному выходят к доске те, кто смог придумать предложения).

Пёс учуял птицу.

         Белка перебежала дорогу.

Упражнение в учебнике № 298. Обсуждается задание, порядок расположения предложений согласно схемам в рамочке на стр. 211. Далее самостоятельное выполнение. Учителем проверяется выполнение у тех, кто быстро справился. Они получают красные ручки и помогают проверять у остальных.

Если осталось время: карточки на различение простых предложений и предложений с однородными членами (взаимопроверка).

Карточка:

Выписать номера предложений, в которых есть однородные члены.

1. В начале мая зацветают деревья.

2. Недалеко журчал ручей, пел, играл.

3. Пойте звонче, птицы!

4. Косил я на поляне траву.

5. Коршун сложил крылья и камнем упал вниз.

6. Решить задачу трудно, но возможно.

_____________________________________________________

Ответ:  2, 5, 6.

 

3. Подведение итогов урока.

- Какую тему сегодня повторяли?

- Что запомнили про однородные члены? Почему они так называются?

- Зачем, на ваш взгляд, в языке нужны однородные члены?

 

Учитель стирает знаки препинания в схемах на доске, по памяти ученики восстанавливают их (по одному выходят к доске).

Учитель сообщает отметки за урок.

Урок окончен.


 

Тема урока: « Простое предложение с однородными членами»

Тема урока: « Простое предложение с однородными членами»

Расставьте на доске знаки препинания

Расставьте на доске знаки препинания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2023