Тема урока С.Михалков "В снегу стояла ёлочка", 2 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
Оценка 4.7

Тема урока С.Михалков "В снегу стояла ёлочка", 2 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
2 кл
25.05.2020
Тема урока С.Михалков "В снегу стояла ёлочка", 2 класс, УМК "Начальная школа XXI века"
Урок по теме С. Михалков В лесу стояла елочка.docx

Тема

С. Михалков « В снегу стояла ёлочка»

Тип урока

Изучение нового материала (Изучение нового произведения)

Класс

2

УМК

Начальная школа 21 века

Цель

познакомить с произведением С.В. Михалкова «В лесу стояла елочка», работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое и выразительное чтение.

Планируемые результаты

 

Личностные

определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); показать важность соблюдения нравственных правил общения, способность создания атмосферы доверия;  содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Метапредметные

определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом; развивать воображение,  фантазию, творческие способности; совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения; расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора; учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Предметные

формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать навыки выразительного чтения, анализа  текста.

Оборудование           

Учебник по литературному чтению 2 класс, 1 часть (Автор: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.), презентация, фишки (на этапе рефлексия), изображение елочки (на этапе рефлексия), распечатанный текст ( на каждого ученика).

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

1.Организацион-ный  момент

 

1 мин

 

Слайд 1

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

-Я рада видеть каждого из вас.

И пусть зима в окно прохладой дышит,

Нам будет здесь уютно и тепло,

Ведь мы друг друга любим, чувствуем и слышим.

-В конце урока каждый из вас получит оценку. У вас на столах лежат бланки. В этих бланках вы будете отслеживать свою работу на уроке. За каждое задание, которое у вас получилось, вы будете ставить в бланк «+», если у вас возникли затруднения знак «?».

-Наверху в пустой строке напишите свое имя и фамилию. Я надеюсь, что все честно будут оценивать свою работу на уроке.

Приветствие

Личностные УУД:

развитие эстетических чувств,

доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

2. Актуализация

знаний.

Мотивация.

 

5 – 7 мин

 

2 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

- Посмотрите на доску. Прочитайте про себя.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела -

Белой даже не была.

-Ребята, как называется такой текст?

 -Верно! Это скороговорка. Как нужно читать скороговорку?

-Давайте прочитаем скороговорку медленно.

-Давайте прочитаем скороговорку быстро.

 

-Давайте оценим нашу работу. Подвиньте бланк к себе, найдите первый вид работы «разминка».

-Напротив, поставьте соответствующий знак. Если вы отгадали, что это скороговорка, и у вас получилось прочитать ее быстро, поставьте знак «+», если вы испытывали затруднения – знак «?»

-Молодцы! Ребята, а можем ли мы догадаться, о каком времени года идет речь в скороговорке?  

-Как вы догадались?

-А что вы можете сказать об этом времени года?

 

-А как вы считаете, может ли зима быть еще и волшебной? Почему?

-Волшебные и сказочные зимы любят все. Ребята, а вы за что любите зиму?

-Предлагаю вам поучаствовать в зимней викторине, из которого взяты строки.

- Ваша задача назвать произведение. За каждое верно угаданное произведение, в бланке ставите знак «+», а если вы затрудняетесь – «?»

***

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

-Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?»

***

 Я сегодня сбилась с ног

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?»

***

Ах, до чего мороз сердит!

Кругом снежок, снежок...

Снегирь на веточке сидит,

Снегирь пылает и горит,

Как маленький флажок.

Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?»

***

В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин,

По прозванью Каланча.

Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?»

***

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так:

- А у меня в кармане гвоздь! А у вас?

Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?»

***

Это только трус боится

На укол идти к врачу

Лично я при виде шприца

Улыбаюсь и шучу.

Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?»

 

-Молодцы! К какому жанру относятся данные произведения? Какие жанры вы знаете?

- Что такое стихотворение?

 

-На какие две группы мы можем разделить отрывки из стихотворений?

-Что общего мы можем сказать о стихотворениях не связанных с зимой?

- С каким же жанром мы продолжим знакомство сегодня на уроке? Кто будет автором?

-Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Оказывается, Сергей Михалков тоже писал о зиме.

-Посмотрите на слайд. Что вы видите?

-Совершенно верно! Как мы можем описать елочку?

- Как вы думаете, чему будет посвящено стихотворение?

-Перед вами стихотворение. Давайте прочитаем его название, и сформулируем тему урока:

Тема урока: Сергей Михалков «В снегу стояла ёлочка».

-Давайте определим задачи урока:

-прочитать произведение Сергея Михалкова «В снегу стояла елочка».

-научимся читать его выразительно.

-сделать анализ стихотворения.

-оценить свою работу на уроке.

-Какую цель мы поставим перед собой?

Читают про себя

 

 

 

 

-Скороговорка.

-Ее нужно читать быстро, проговаривая четко и ясно все слова.

1-2 ученика читают в медленном темпе

Желающие читают скороговорку в быстром темпе

 

 

 

 

 

 

 

-Да, о зиме.

-В скороговорке упоминается о белом снегу.

-В это время года на улице очень холодно, выпадает снег.

-Да, нет. Потому что празднуется Новый год, приезжает Дед Мороз и т.д.

-Новый год, можно покататься на санках, коньках, поиграть в снежки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-И. Суриков “Детство”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мой щенок.

 

 

 

 

 

 

 

 

-И. Беляков “О чем ты думаешь снегирь”

 

 

 

 

 

 

 

-Дядя Степа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А что у вас?

 

 

 

 

 

 

 

-Прививка.

 

 

 

 

-Стихотворение (рассказ, басня, стихотворение, сказка).

- Стихотворение – художественное произведение, написанное рифмами.

-Зимняя тематика, не зимняя.

 

-Их написал Сергей Михалков.

 

-Со стихотворением.

 

-Стихотворение будет о зиме.

 

 

-Зимний лес. Елочку.

-Красивая, величественная.

 

-Елочке.

 

 

 

Формулируют тему урока, определяют задачи на урок

 

 

 

 

 

 

-Познакомиться с произведением С. Михалкова «В лесу стояла елочка»

Личностные УУД:

мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание; умение оформлять свои мысли в устной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

 

2 мин

 

 

-Прочитайте, как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся.

-О чем нам может рассказать заголовок?

-Я предлагаю вам послушать стихотворение, такое легкое и нежное, как пушистый снег. 

-Почему именно легкое и пушистое? Потому что стихотворения, которые писал Сергей Михалков, получались такими радостными, сердечными и смешными, что не возможно не прочувствовать каждую строку.

-Поэт, помня и собственное детство, и наблюдая за жизнью современных ребят, написал очень много стихотворений, которые полюбили миллионы детей и взрослых.

-Но самое главное - это талант - особая, редкая способность чувствовать, находить самые точные нужные слова.

-В снегу стояла елочка.

 

-О чем будет произведение.

Личностные УУД:

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

4.Этап первичного восприятия

5 мин

Слайд 14

Сейчас мы с вами познакомимся с произведением Сергея Михалкова «В лесу стояла елочка». Слушайте внимательно.

Учитель включает видеозапись, или читает сам

Познавательные УУД:

слушать предложенный  материал.

 

5.Этап выявления специфики восприятия

1 мин

-Какое настроение вызывало у вас это стихотворение?

-Какой вы представили елочку в начале? В конце?

 

-Радость, веселье.

 

-В начале представили ее зеленую, в снегу. В конце нарядную, с фонариками.

Личностные УУД:

умение выказывать своё отношение к ситуации, выражать свои эмоции;

Коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 

6.Этап постановки учебной задачи

1 мин

-Ребята, когда мы будем читать стихотворение, давайте подумаем, почему все-таки елочку спасли.

-И о чем это стихотворение заставляет нас задуматься?

Познавательные УУД:

допускать существование различных точек зрения,  не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию.

 

Физ.мин Муз

1 мин

 

 

7. Повторное чтение и анализ.

 

10 – 15 мин

 

Слайд 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас перечитаем стихотворение, чтобы выяснить, как автор говорит о своих героях и как к ним относится.

 

Чтение 1 строфы.

В снегу стояла ёлочка —

Зелёненькая чёлочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

 

-Какие слова автор использует, чтобы её изобразить? Найдите слова в тексте.

-Почему Сергей Владимирович Михалков говорит именно «зелёненькая чёлочка»?

-Какое ещё чувство автор испытывает, описываю елочку?

-Полутораметровая, что это значит?

-Как мы будем читать эти строки?

-Какую силу голоса выберем? Мы будем читать громко, тихо?

-Прочитайте 2 и 3 строфы.

 

Чтение 2 и 3 строфы.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её! —

Так показалось ей.

 

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

- Какое событие произошло в жизни ёлочки?

-Почему ёлочке показалось, что лесник решил её срубить?

-Что же почувствовала ёлочка, когда это поняла?

 

-Докажите. Найдите в тексте слова.

 

-Ребята, а эти строки мне совсем непонятны. Что Сергей Владимирович хотел нам рассказать? Что не договорил? Почему ее заметили?

-А что же в это время случилось с ёлочкой? Почему стоит многоточие? Она была замечена, Была окружена…

-Какие слова нам это подсказали?

-Как вы это понимаете?

-Какие чувства ёлочки хотел передать Сергей Владимирович?

-Поэтому как их нужно читать?

-А как вы думаете, что случилось с ёлочкой, когда она была без сознания? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте дочитаем наше стихотворение до конца.

-Прочитайте, почему у ёлочки пропал страх?

-Какие чувства появились вместо страха?

-Что её удивило? Прочитайте.

 

-Что значит «без сомнения»?

-Кто же был спасителем «лесной красавицы»?

-Почему он это сделал?

 

-Что можете о нём сказать? Какой он?

-О чём самом главном хотел сказать автор?

-Какие слова говорят об отношении автора к ёлочке?

-Какие знаки препинания использует Сергей Владимирович и для чего?

-Как нужно читать эти строки?

-Какие выделим слова?

-Значит, как мы будем читать эту часть?

-Давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно.

Вызываю двух учащихся. Затем проводим конкурс чтения. Прошу остальных учащихся дать советы.

 

 

 

 

Читают 1 строфу

 

 

 

 

 

 

-Зелененькая челочка, смолистая, здоровая, полутораметровая.

- Называет ласково, она ему нравится

 

-Удивление, так как она здоровая, полутораметровая.

- Большая, высокая.

- Весело, радостно, удивлённо.

- Будем читать громко.

 

 

 

Читают 2 и 3 строфу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В лес пришел лесник, и решил срубить ее.

-Наступила зима, Новый год, лесник идёт с топором.

-Испугалась, испытала страх, ужас, почувствовала опасность.

- Она была замечена, Была окружена… И только поздно вечером, Пришла в себя она.

-Её заметили, потому что она красивая, дети пришли на неё посмотреть, ходили вокруг.

 

-Она потеряла сознание, ничего не помнит от страха.

 

-Пришла в себя она.

-Она очнулась от страха.

-Страх, ужас.

 

-Испуганно, тревожно, таинственно, тихо.

 

 

Чтения стихотворения до конца

 

-Она поняла, что её не срубили.

-Удивление, недоумение.

-«Фонарики стеклянные…, «стоит в лесу она…»

-Точно уверена.

-Сынишка лесника.

 

-Чтобы спасти елочку, чтобы ее не срубили. Нельзя рубить деревья.

-Добрый, смелый, справедливый.

-Нужно беречь природу.

- Не срубленная! Целая! Красива и крепка!..

 

-Он использует восклицательные знаки препинания. Чтобы показать радость, удивление.

-Радостно, весело, торжественно.

-Не срубленная, целая, красива, крепка.

-Удивлённо, радостно, громко.

 

 

 

Читают выразительно стихотворение

Личностные УУД:

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из текстов; умение выявлять сущность, особенности объектов;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

 умение ориентироваться в тексте учебника;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД:

умение извлекать информацию из текстов;

умение представлять информацию в виде схемы; умение обобщать и классифицировать по признакам

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 

Обобщающая работа.

 

2 мин

-Ребята, вам понравилось стихотворение, с которыми мы сегодня познакомились?

-Кто его написал?

-О чём же это стихотворение?

-Какова его тема?

-Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

-А что чувствовал автор?

 

Личностные УУД:

умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 

Познавательные УУД:

умение выявлять сущность, особенности объектов;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 

Работа в группах (дополнительная работа).

 

10 мин

- Предлагаю вам творческое задание. Работать будете по группам. Как нужно работать в группах?

1 гр. Художники. Какие иллюстрации вам бы хотелось  нарисовать к этому стихотворению? (1-2 иллюстрации).

2 гр. Поэты. Подобрать синонимы, или антонимы в стихотворении. (1-2 строфы)

3 гр. Режиссёры. Если бы елочка умела разговаривать, какой диалог мог бы состояться между лесником, его сынишкой при встрече? Составьте диалог (устно 2-3 фразы).

4 гр. Литературоведы. Выберите пословицы, которые передают основную мысль стихотворения:

1. Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет.

2. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

3. Зимой солнце светит, да не греет.

Докажите правильность выбора.

-Капитаны, соберите у своей команды бланки, и оцените работу каждого участника по заданному критерию:

«+» - работал сообща, не выкрикивал, внимательно слушал.

«?» - не работал, выкрикивал, перебивал товарищей.

Личностные УУД:

умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других;

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, в группах.

 

Этап рефлексии

 

3 мин

-Ребята, наш урок подошел к концу.

-Что больше всего вам понравилось на уроке?

-На что поэт в этом стихотворении хотел обратить наше внимание?

-А вы будете наряжать ёлочку? Какую? Что вы поняли?

-Я очень рада, что вы любите природу, бережно к ней относитесь. Думаю, что никогда не обидите сами и не дадите природу в обиду.

-Давайте оценим нашу работу на уроке. Посмотрите на доску. Перед вами представлены критерии. Посчитайте количество плюсов и вопрос, и поставьте оценку.

Критерии:

11 – 10 - оценка «5»

9 – 8 – оценка «4»

7 – 5 – оценка «3»

 -Положите все бланки на стол учителя.

 

- Ребята, а вы бы хотели увидеть сейчас ёлочку? Давайте попробуем её представить. Закройте глаза, можно прилечь на парту. Представьте зимний лес много, много снега и в лесу стоит красивая, зеленая, пушистая елочка. Откройте глаза - ни эту ли ёлочку вы представляли. Посмотрите, какая она, к нам пришла вся в снегу.

-И в заключении предлагаю зажечь ёлочку настроений. Фонариками будут наши фишки.

Красная фишка - я справился отлично

Синяя фишка - затруднялся

Жёлтая фишка - мне было трудно.

-Спасибо за урок! До свидания!

Личностные УУД:

Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

 


 

Тема С. Михалков « В снегу стояла ёлочка»

Тема С. Михалков « В снегу стояла ёлочка»

В конце урока каждый из вас получит оценку

В конце урока каждый из вас получит оценку

Слайд 3

Слайд 3

Слайд 6 Слайд 7

Слайд 6 Слайд 7

Слайд 9 Слайд 10

Слайд 9 Слайд 10

Слайд 13 - Посмотрите на доску

Слайд 13 - Посмотрите на доску

Поэт, помня и собственное детство, и наблюдая за жизнью современных ребят, написал очень много стихотворений, которые полюбили миллионы детей и взрослых

Поэт, помня и собственное детство, и наблюдая за жизнью современных ребят, написал очень много стихотворений, которые полюбили миллионы детей и взрослых

Повторное чтение и анализ. 10 – 15 мин

Повторное чтение и анализ. 10 – 15 мин

А сейчас перечитаем стихотворение, чтобы выяснить, как автор говорит о своих героях и как к ним относится

А сейчас перечитаем стихотворение, чтобы выяснить, как автор говорит о своих героях и как к ним относится

Прочитайте, почему у ёлочки пропал страх? -Какие чувства появились вместо страха? -Что её удивило?

Прочитайте, почему у ёлочки пропал страх? -Какие чувства появились вместо страха? -Что её удивило?

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? -А что чувствовал автор?

Какие чувства вызвало у вас стихотворение? -А что чувствовал автор?

Я очень рада, что вы любите природу, бережно к ней относитесь

Я очень рада, что вы любите природу, бережно к ней относитесь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020