Тема |
С. Михалков « В снегу стояла ёлочка» |
|
Тип урока |
Изучение нового материала (Изучение нового произведения) |
|
Класс |
2 |
|
УМК |
Начальная школа 21 века |
|
Цель |
познакомить с произведением С.В. Михалкова «В лесу стояла елочка», работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое и выразительное чтение. |
|
Планируемые результаты
|
Личностные |
определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); показать важность соблюдения нравственных правил общения, способность создания атмосферы доверия; содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; учить оценивать собственное поведение и поведение других людей. |
Метапредметные |
определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом; развивать воображение, фантазию, творческие способности; совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения; расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора; учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. |
|
Предметные |
формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста. |
|
Оборудование |
Учебник по литературному чтению 2 класс, 1 часть (Автор: Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.), презентация, фишки (на этапе рефлексия), изображение елочки (на этапе рефлексия), распечатанный текст ( на каждого ученика). |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
1.Организацион-ный момент
1 мин
Слайд 1 |
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. - Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. -Я рада видеть каждого из вас. И пусть зима в окно прохладой дышит, Нам будет здесь уютно и тепло, Ведь мы друг друга любим, чувствуем и слышим. -В конце урока каждый из вас получит оценку. У вас на столах лежат бланки. В этих бланках вы будете отслеживать свою работу на уроке. За каждое задание, которое у вас получилось, вы будете ставить в бланк «+», если у вас возникли затруднения знак «?». -Наверху в пустой строке напишите свое имя и фамилию. Я надеюсь, что все честно будут оценивать свою работу на уроке. |
Приветствие |
Личностные УУД: развитие эстетических чувств, доброжелательности, установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
|
2. Актуализация знаний. Мотивация.
5 – 7 мин
2 слайд
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
|
- Посмотрите на доску. Прочитайте про себя. Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела - Белой даже не была. -Ребята, как называется такой текст? -Верно! Это скороговорка. Как нужно читать скороговорку? -Давайте прочитаем скороговорку медленно. -Давайте прочитаем скороговорку быстро.
-Давайте оценим нашу работу. Подвиньте бланк к себе, найдите первый вид работы «разминка». -Напротив, поставьте соответствующий знак. Если вы отгадали, что это скороговорка, и у вас получилось прочитать ее быстро, поставьте знак «+», если вы испытывали затруднения – знак «?» -Молодцы! Ребята, а можем ли мы догадаться, о каком времени года идет речь в скороговорке? -Как вы догадались? -А что вы можете сказать об этом времени года?
-А как вы считаете, может ли зима быть еще и волшебной? Почему? -Волшебные и сказочные зимы любят все. Ребята, а вы за что любите зиму? -Предлагаю вам поучаствовать в зимней викторине, из которого взяты строки. - Ваша задача назвать произведение. За каждое верно угаданное произведение, в бланке ставите знак «+», а если вы затрудняетесь – «?» *** Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой. -Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?» *** Я сегодня сбилась с ног У меня пропал щенок. Два часа его звала, Два часа его ждала, За уроки не садилась И обедать не могла. Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?» *** Ах, до чего мороз сердит! Кругом снежок, снежок... Снегирь на веточке сидит, Снегирь пылает и горит, Как маленький флажок. Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?» *** В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин, По прозванью Каланча. Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?» *** Дело было вечером, Делать было нечего. Галка села на заборе, Кот забрался на чердак. Тут сказал ребятам Боря Просто так: - А у меня в кармане гвоздь! А у вас? Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?» *** Это только трус боится На укол идти к врачу Лично я при виде шприца Улыбаюсь и шучу. Если вы догадались, из какого произведения взяты строки, поставьте знак «+», если вы затруднялись – знак «?»
-Молодцы! К какому жанру относятся данные произведения? Какие жанры вы знаете? - Что такое стихотворение?
-На какие две группы мы можем разделить отрывки из стихотворений? -Что общего мы можем сказать о стихотворениях не связанных с зимой? - С каким же жанром мы продолжим знакомство сегодня на уроке? Кто будет автором? -Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Оказывается, Сергей Михалков тоже писал о зиме. -Посмотрите на слайд. Что вы видите? -Совершенно верно! Как мы можем описать елочку? - Как вы думаете, чему будет посвящено стихотворение? -Перед вами стихотворение. Давайте прочитаем его название, и сформулируем тему урока: Тема урока: Сергей Михалков «В снегу стояла ёлочка». -Давайте определим задачи урока: -прочитать произведение Сергея Михалкова «В снегу стояла елочка». -научимся читать его выразительно. -сделать анализ стихотворения. -оценить свою работу на уроке. -Какую цель мы поставим перед собой? |
Читают про себя
-Скороговорка. -Ее нужно читать быстро, проговаривая четко и ясно все слова. 1-2 ученика читают в медленном темпе Желающие читают скороговорку в быстром темпе
-Да, о зиме. -В скороговорке упоминается о белом снегу. -В это время года на улице очень холодно, выпадает снег. -Да, нет. Потому что празднуется Новый год, приезжает Дед Мороз и т.д. -Новый год, можно покататься на санках, коньках, поиграть в снежки.
-И. Суриков “Детство”
-Мой щенок.
-И. Беляков “О чем ты думаешь снегирь”
-Дядя Степа.
- А что у вас?
-Прививка.
-Стихотворение (рассказ, басня, стихотворение, сказка). - Стихотворение – художественное произведение, написанное рифмами. -Зимняя тематика, не зимняя.
-Их написал Сергей Михалков.
-Со стихотворением.
-Стихотворение будет о зиме.
-Зимний лес. Елочку. -Красивая, величественная.
-Елочке.
Формулируют тему урока, определяют задачи на урок
-Познакомиться с произведением С. Михалкова «В лесу стояла елочка» |
Личностные УУД: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; Познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
|
3.Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
2 мин
|
-Прочитайте, как называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся. -О чем нам может рассказать заголовок? -Я предлагаю вам послушать стихотворение, такое легкое и нежное, как пушистый снег. -Почему именно легкое и пушистое? Потому что стихотворения, которые писал Сергей Михалков, получались такими радостными, сердечными и смешными, что не возможно не прочувствовать каждую строку. -Поэт, помня и собственное детство, и наблюдая за жизнью современных ребят, написал очень много стихотворений, которые полюбили миллионы детей и взрослых. -Но самое главное - это талант - особая, редкая способность чувствовать, находить самые точные нужные слова. |
-В снегу стояла елочка.
-О чем будет произведение. |
Личностные УУД: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; |
|
4.Этап первичного восприятия 5 мин Слайд 14 |
Сейчас мы с вами познакомимся с произведением Сергея Михалкова «В лесу стояла елочка». Слушайте внимательно. Учитель включает видеозапись, или читает сам |
Познавательные УУД: слушать предложенный материал. |
|
|
5.Этап выявления специфики восприятия 1 мин |
-Какое настроение вызывало у вас это стихотворение? -Какой вы представили елочку в начале? В конце?
|
-Радость, веселье.
-В начале представили ее зеленую, в снегу. В конце нарядную, с фонариками. |
Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к ситуации, выражать свои эмоции; Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
|
6.Этап постановки учебной задачи 1 мин |
-Ребята, когда мы будем читать стихотворение, давайте подумаем, почему все-таки елочку спасли. -И о чем это стихотворение заставляет нас задуматься? |
Познавательные УУД: допускать существование различных точек зрения, не совпадающих с его собственной. Формулировать собственное мнение и позицию. |
|
|
Физ.мин Муз 1 мин |
|
|
||
7. Повторное чтение и анализ.
10 – 15 мин
Слайд 15
|
- А сейчас перечитаем стихотворение, чтобы выяснить, как автор говорит о своих героях и как к ним относится.
Чтение 1 строфы. В снегу стояла ёлочка — Зелёненькая чёлочка, Смолистая, Здоровая, Полутораметровая.
-Какие слова автор использует, чтобы её изобразить? Найдите слова в тексте. -Почему Сергей Владимирович Михалков говорит именно «зелёненькая чёлочка»? -Какое ещё чувство автор испытывает, описываю елочку? -Полутораметровая, что это значит? -Как мы будем читать эти строки? -Какую силу голоса выберем? Мы будем читать громко, тихо? -Прочитайте 2 и 3 строфы.
Чтение 2 и 3 строфы. Произошло событие В один из зимних дней: Лесник решил срубить её! — Так показалось ей.
Она была замечена, Была окружена… И только поздно вечером Пришла в себя она. - Какое событие произошло в жизни ёлочки? -Почему ёлочке показалось, что лесник решил её срубить? -Что же почувствовала ёлочка, когда это поняла?
-Докажите. Найдите в тексте слова.
-Ребята, а эти строки мне совсем непонятны. Что Сергей Владимирович хотел нам рассказать? Что не договорил? Почему ее заметили? -А что же в это время случилось с ёлочкой? Почему стоит многоточие? Она была замечена, Была окружена… -Какие слова нам это подсказали? -Как вы это понимаете? -Какие чувства ёлочки хотел передать Сергей Владимирович? -Поэтому как их нужно читать? -А как вы думаете, что случилось с ёлочкой, когда она была без сознания? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте дочитаем наше стихотворение до конца. -Прочитайте, почему у ёлочки пропал страх? -Какие чувства появились вместо страха? -Что её удивило? Прочитайте.
-Что значит «без сомнения»? -Кто же был спасителем «лесной красавицы»? -Почему он это сделал?
-Что можете о нём сказать? Какой он? -О чём самом главном хотел сказать автор? -Какие слова говорят об отношении автора к ёлочке? -Какие знаки препинания использует Сергей Владимирович и для чего? -Как нужно читать эти строки? -Какие выделим слова? -Значит, как мы будем читать эту часть? -Давайте попробуем прочитать это стихотворение выразительно. Вызываю двух учащихся. Затем проводим конкурс чтения. Прошу остальных учащихся дать советы. |
Читают 1 строфу
-Зелененькая челочка, смолистая, здоровая, полутораметровая. - Называет ласково, она ему нравится
-Удивление, так как она здоровая, полутораметровая. - Большая, высокая. - Весело, радостно, удивлённо. - Будем читать громко.
Читают 2 и 3 строфу
-В лес пришел лесник, и решил срубить ее. -Наступила зима, Новый год, лесник идёт с топором. -Испугалась, испытала страх, ужас, почувствовала опасность. - Она была замечена, Была окружена… И только поздно вечером, Пришла в себя она. -Её заметили, потому что она красивая, дети пришли на неё посмотреть, ходили вокруг.
-Она потеряла сознание, ничего не помнит от страха.
-Пришла в себя она. -Она очнулась от страха. -Страх, ужас.
-Испуганно, тревожно, таинственно, тихо.
Чтения стихотворения до конца
-Она поняла, что её не срубили. -Удивление, недоумение. -«Фонарики стеклянные…, «стоит в лесу она…» -Точно уверена. -Сынишка лесника.
-Чтобы спасти елочку, чтобы ее не срубили. Нельзя рубить деревья. -Добрый, смелый, справедливый. -Нужно беречь природу. - Не срубленная! Целая! Красива и крепка!..
-Он использует восклицательные знаки препинания. Чтобы показать радость, удивление. -Радостно, весело, торжественно. -Не срубленная, целая, красива, крепка. -Удивлённо, радостно, громко.
Читают выразительно стихотворение |
Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текстов; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение ориентироваться в тексте учебника; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текстов; умение представлять информацию в виде схемы; умение обобщать и классифицировать по признакам Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
|
Обобщающая работа.
2 мин |
-Ребята, вам понравилось стихотворение, с которыми мы сегодня познакомились? -Кто его написал? -О чём же это стихотворение? -Какова его тема? -Какие чувства вызвало у вас стихотворение? -А что чувствовал автор?
|
Личностные УУД: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; Познавательные УУД: умение выявлять сущность, особенности объектов; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
|
|
Работа в группах (дополнительная работа).
10 мин |
- Предлагаю вам творческое задание. Работать будете по группам. Как нужно работать в группах? 1 гр. Художники. Какие иллюстрации вам бы хотелось нарисовать к этому стихотворению? (1-2 иллюстрации). 2 гр. Поэты. Подобрать синонимы, или антонимы в стихотворении. (1-2 строфы) 3 гр. Режиссёры. Если бы елочка умела разговаривать, какой диалог мог бы состояться между лесником, его сынишкой при встрече? Составьте диалог (устно 2-3 фразы). 4 гр. Литературоведы. Выберите пословицы, которые передают основную мысль стихотворения: 1. Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет. 2. Дерево держится корнями, а человек – друзьями. 3. Зимой солнце светит, да не греет. Докажите правильность выбора. -Капитаны, соберите у своей команды бланки, и оцените работу каждого участника по заданному критерию: «+» - работал сообща, не выкрикивал, внимательно слушал. «?» - не работал, выкрикивал, перебивал товарищей. |
Личностные УУД: умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение работать в паре, в группах. |
|
|
Этап рефлексии
3 мин |
-Ребята, наш урок подошел к концу. -Что больше всего вам понравилось на уроке? -На что поэт в этом стихотворении хотел обратить наше внимание? -А вы будете наряжать ёлочку? Какую? Что вы поняли? -Я очень рада, что вы любите природу, бережно к ней относитесь. Думаю, что никогда не обидите сами и не дадите природу в обиду. -Давайте оценим нашу работу на уроке. Посмотрите на доску. Перед вами представлены критерии. Посчитайте количество плюсов и вопрос, и поставьте оценку. Критерии: 11 – 10 - оценка «5» 9 – 8 – оценка «4» 7 – 5 – оценка «3» -Положите все бланки на стол учителя.
- Ребята, а вы бы хотели увидеть сейчас ёлочку? Давайте попробуем её представить. Закройте глаза, можно прилечь на парту. Представьте зимний лес много, много снега и в лесу стоит красивая, зеленая, пушистая елочка. Откройте глаза - ни эту ли ёлочку вы представляли. Посмотрите, какая она, к нам пришла вся в снегу. -И в заключении предлагаю зажечь ёлочку настроений. Фонариками будут наши фишки. Красная фишка - я справился отлично Синяя фишка - затруднялся Жёлтая фишка - мне было трудно. -Спасибо за урок! До свидания! |
Личностные УУД: Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.