Тема урока «Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.»

  • docx
  • 27.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока Л.В.Шаповал.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Междуреченская средняя общеобразовательная школа

 

Технологическая карта урока обучения грамоте, 2  класс.

 УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Л.В.Шаповал

Тема урока «Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.»

 

Цели урока:

- формирование умений писать слова с непроизносимой согласной в корне слова:

- совершенствование метода звукобуквенного анализа слов;

- развитие фонематического слуха;

- развитие связной речи учащихся;

- воспитание чувства сотоварищества, дружбы, сплочённости;

Задачи урока:

- через исследование транскрипции  слов с непроизносимыми согласными подвести детей к тому, что у них не достаёт знаний  с данной орфограммой;

- формировать умение находить слова с непроизносимой согласной в корне слова и познакомиться  с алгоритмом проверки этих слов;

- развивать фонематический слух, речь,  мышление учащихся;

- воспитывать чувство коллективизма;

1.        

Цели учащихся:

 

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к восприятию и использованию  новых знаний и умений.

 

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний.

 

 

Тип урока: урок открытия нового знания

 

 

Форма проведения: урок

Опорные понятия, термины

Средства обучения:

1.       

Формы контроля

Домашнее задание:

 

 

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы


ФОУД

Деятельность

учителя

 Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.       Мобилизующий этап урока – 1 мин

 Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в активную творческую учебную деятельность; создание псевдоконцертного настроения первоклассников;

 

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в нашем классе.

-Повернитесь к гостям, поздоровайтесь с гостями.

-Ко мне повертитесь, улыбнитесь. К друг другу повернитесь, поприветствуйте друг друга.

 

-Я предлагаю вам пойти

Со мною в путь дорогу,

А до вершин горы дойти

Осталось нам не много.

Сегодня снова на пути

Открытия нас ждут,

А знания, дружба, память, ум

К победе приведут

-Для чего нам нужны новые открытия?

 -Прошу садиться. Ножки. Ручки. Спинки выпрямили. Голова прямо. Глазки на меня.

-Вижу класс мой хоть куда и мы начнём урок русского языка.

Декламация стиха (хоровая) Психологический настрой на хорошую, дружную работу

Коллективные

Внимательно слушает хоровое чтение стиха. Вовлекает  учащихся в активную творческую деятельность, создавая хорошее настроение.

 

 

 

Приветствие гостей

 

 

 

 

 

 

 

Слушают стих-е учителя

 

 

 

 

 

 

 

-новые знания нам нужны, чтобы быть грамотными

Регулятивные:

- развитие способности к мобилизации сил и энергии для выполнения предстоящей работы;

- развитие психических процессов;

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- воспитание  положительного отношения к процессу познания; Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать;

- формирование бережного отношения друг к другу;


 

2.      Мотивационный этап .  Актуализация опорных знаний  - 4 мин

Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока и через игровую ситуацию введение  учеников в мир познания

 

Что понадобиться на урок?

-Отгадайте кто к нам пришёл на урок? Ночью видит будто днём.
Станет "ухать" не уснём:
Не к добру - идёт молва.
Птицу как зовут? ....(Сова) !

-Совушка предлагает выполнить пальчиковую гимнастику

 Слайдпальчиковая гимнастика 3 упр-я

-посмотрите на слайд

       т л в д а

-Назовите буквы

-Подумайте, какая буква лишняя

-Почему ?

Убирается буква а

-На какие группы можно распределить согласные буквы?

-Что объединяет буквы д т л в?

- хотите узнать, что ещё общего между этими буквами?

Наблюдение, проблемная мотивационная игровая ситуация. Работа по плану урока и заданиям учителя. 

Коллективные

 

Выполняет с детьми пальчиковую гимнастику.

Обобщает  знания гласные и согласные буквы, строчные прописные, звонкие, глухие, твёрдые и мягкие

Отвечают, что необходимо для урока ( Рабочая тетрадь, пенал,

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Актуализируют знания гласные и согласные буквы, строчные прописные, парные

и непарные

звонкие, глухие, твёрдые и мягкие.

 

 

 

-Это согласные буквы

Регулятивные:

 -умение слушать,  воспринимать  и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленных вопросов;

Познавательные:

- анализ услышанной информации, умение наметить пути решения проблемы с учётом жизненного опыта учащихся;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

- нравственно – этическая ориентация;

Коммуникативные:

-  слуховое восприятие ответов товарищей, умение строить для окружающих простые и ясные высказывания – предположения;

 

 


 

3 Формулирование темы и цели урока. Игровая ситуация. -3мин.

Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока; актуализация опорных знаний;

 

 

 

- Сова приготовила три сундука.

 -Прочитайте слова и распределите слова на три группы

 

Сне[к]  з[ и ] ма солнце

- На какую орфограмму  слово снег.

-Какую букву нужно писать в слове снег? Докажите

-На какое правило орфограмма в слове зима?

-Какую букву нужно написать в слове зима?

-расскажите правило

-Давайте напишем транскрипцию слова солнце

Ученик пишет на доске, остальные в тетрадях.

[ c ОНЦ э]

 

-Сравните написание и произношение этого слова, что вы заметили?

-Какая буква является непроизносимой?

-Иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

-Кто догадался какая будет тема урока?

-Чему мы будем учиться?

-Для чего нам нужно знать эту орфограмму?

 

Нажатием руки на слайд появляются картинки собачки и белочки

 

 

коллективная, работа в парах

Подводит детей к самостоятельному озвучиванию темы и целей урока, к осознанию для чего это нам надо знать.

Работа с буквами в парах

-

 

 

 

 

 

-получились слова

-Бимка белка

-собаку

млекопитающие животное

-в записи слов есть письменные буквы и печатные

-не можем записать эти слова

-проблема в том, что мы не умеем писать заглавную и строчную буквы Б, б

-Тема урока будет Письмо заглавной и строчной букв Б, б

-мы будем учиться писать эти буквы

-заглавная буква нужна, чтобы записывать имена собственные и первое слово в предложении

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция;

Познавательные:

-- постановка и решение проблем;

-   выделение и формулирование темы  урока;

-структурирование знаний;

-осознанное построение устных высказываний;

-смысловое чтение;

-логические универсальные действия: анализ, синтез, подведение под понятие, классификация, построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- положительное отношение к процессу познания; внимание, желание узнать больше;

- знание основных моральных норм работы  у доски  (принятие  помощи от товарищей и взрослых, ответственность за правильное выполнение задания);

Коммуникативные:

- умение адекватно воспринимать оценки товарищей и учителя;


 

4.  Пробное учебное действие (коллективное и  индивидуальное)  и фиксация индивидуальных затруднений  в пробном действии.  Звукобуквенный анализ слова «бабочка»- 10 мин

Цель: организация  коммуникативного  взаимодействия, направленного  на приобретение недостающих знаний  и умений по совершенствованию метода звукобуквенного анализа слов; создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных  знаний; для  организации пробных действий и фиксации затруднений;

Мудрая сова просит вас прочитать стихотворение и найти слова, в которых согласные пишутся, но не произносятся

Поздно вечером в лесу
Встретил волк куму-лису.
«Здравствуй, лисонька-лиса!
Что ты кумушка грустна?»

 

-Составим транскрипцию этих слов

- [ позна   ]    [  здраствуй  ]

[ грусна  ]

-Выделите корень в словах

_Назовите буквы, которые не произносятся в этих словах

-д в т ( «л «уже написана от слова солнце)

-Что объединяет эти буквы?

-как вы думаете как доказать , что эти буквы пишутся?

- Подберите проверочные слова, так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо.

Опоздал здравие  грусть

-Кто сможет сформулировать правило, как проверить непроизносимую согласную в корне слова

-Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо

-Хотите узнать почему лиса грустная?

_прочитайте продолжение стих-я и догадайтесь, где нужно писать непроизносимую согласную в корне слова

« В день прекрас .ный и чудес.ный,

Чес.но ,кум ,признаюсь я,

Так несчас.на жизнь моя.

Ведь сегодня все зайчата убежали от меня»

-прекрасный- красен, краса

чудесный-чудеса

честно-честь

несчастна-несчастье

-почему в словах прекрасный и чудесный не пишется «т»?

- Ребята, как же научиться распознавать эту орфограмму в словах? Давайте понаблюдаем, между какими звуками чаще всего находятся непроизносимые согласные.

- Произнесите слово «грустна» и скажите между какими звуками спрятался непроизносимый согласный(т ).

- Произнесите слово «поздно». Между какими звуками спрятался непроизносимый согласный д?

На какое место в корне нужно обращать внимание? Это и есть «опасное» место в слове.

Верно, чаще всего при произношении нужно обращать внимание на сочетание согласных звуков  (сн) и (зн ) Если в слове услышим сочетание согласных звуков (сн) или (зн), значит в слове может прятаться непроизносимый согласный звук.

- Положим эти слова в сундук к Сове?

 

-Вывод какой можно сделать?

-если мы не знаем нужно писать непроизносимую согласную или нет, надо подобрать проверочное слово , чтобы согласный слышался чётко

 

 

 

Звукобуквенный анализ слова с проговариванием алгоритма разбора
 

Коллективный

индивидуальный
 

Следит за алгоритмом разбора, ставит проблемные вопросы, учит обобщать
 

Выполняют разбор, следуя алгоритму,

Приходят к выводу, что у гласных  а о а общий элемент овал, он нам понадобится для написания буквы б.

Регулятивные:

- Умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

--осознанное построение устных высказываний;

-логические универсальные действия: анализ, синтез, подведение под понятие,  построение логической цепи рассуждений;

-  решение проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

5.  Вовлечение учащихся  в систему расширенных знаний. Исследовательская работа  – 7 минут

Цель: расширение  учебного  содержания,  необходимого  для обеспечения  содержательной непрерывности: формирование умений писать строчную и заглавную буквы Б,б; через игровую ситуацию,   подвести учащихся к выводу, что эти буквы необходимы для написания имён собственных, первого слова в предложении и написания слов; развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать; развитие и воспитание коммуникативных навыков и навыков учебного труда;

Совушка предлагает вам поработать в парах

-откройте Р Т с 62 №4

Проверка на документ-камере

-Докажите, что вы правильно вставили букву

-Какую закономерность в расположении слов, вам удалось заметить?

 

 

Коллективная работа, наблюдения, сличение с эталоном в рабочей тетради, рефлексия, контроль; 

 

индивидуальная, коллективная, по рядам

Организует наблюдения, помогает написать букву учащимся, испытывающих затруднения.

Следит за осанкой.

Анализируют объекты, с выделением существенных и несущественных признаков

Обводят по образцу, пишут в воздухе, находят самую красивую букву и повторяют письмо, сохраняют образ буквы б в памяти

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать;

 Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


 

6.Валеологическая пауза     2 – 3 минуты

Цель: Развитие двигательной сферы ребёнка

 

В лесу темно. Все спят давно.

Одна совушка не спит. Летит, кричит.

Летела, летела, на сук села,

Головой повертела, вверх, вниз посмотрела,

Опять полетела!

В дупло прилетела.

 

 

минутки отдыха, игра 

коллективная

Организация психофизической тренировки

Выполняют упражнение для релаксации

Регулятивные:

- саморегуляция;

Познавательные:

- проговаривание в речи;

 

 

самостоятельная , работа с интерактивной доской  - проверка выполненного, чтение слов, написанных письменными буквами

Коллективная

самостоятельная

Показ презентации написания заглавной буквы Б, подробное объяснение написания буквы Б на доске, повторение правила написания имён собственных

Следит за осанкой

Наблюдают за показом написания буквы Б, называют элементы из которых она состоит, обводят по образцу другим концом ручки, пишут в воздухе, самостоятельно записывают букву в пропись.

Повторяют правило написания имён собственных, делят на слоги и ставят ударение, под гласными буквами ставят красным карандашом точки в словах Боря, Борис

 


 

7.Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи –  5 минут

Цель: осуществление проверки  на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме  урока, организация рефлексии  усвоения  данной темы  по результатам выполнения самостоятельной работы

 

Скажите ребята, а теперь вы сможете сказать, что объединяет буквы Л Д Т В?

-Как узнать пишутся эти буквы в словах или нет?

-Для чего это нам нужно знать?

-как вы думаете, почкму сова приготовила три сундука?

-Какое слово попало 1 сундук?

-На  какое правило?

-Во второй сундук?

-В третий?

Что объединяет эти сундуки?

(Все три правила на правописание корня)

-Сова вам приготовила задания в группах

Правила работы в группах.

Слушать друг друга

Уметь уступать

Уметь договариваться.

 

 

1 группа

Составить словосочетания прил+сущ

Капуста котлеты

Счастье встреча

Праздник костюм

Ненастье погода

Прелесть тетрадь

2 группа Составить алгоритм проверки непроизносимой согласной

 

Нахожу слово с непроизносимым согласным звуком.

2. Подчеркну букву, обозначающую звук, который не произносится.

3.Выделяю корень

4. Подбираю проверочное слово так, чтобы этот звук отчётливо слышался

5.Делаю вывод

3 группа

 Образовать однокоренные прилагательные.(какой,?) Найти непроизносимую согласную и подчеркнуть.

Образец солнечный - солнце -

место – _________________

честь – __________________

радость – ________________

известие – ________________

 

 

 

Коллективная,

индивидуаль-

ная, групповая

Подводит к тому, что теперь можем записать слова Бимка и белка письменными буквами, проводит самостоятельную работу с целью сохранения образа букв Б,б в памяти у

Самостоятельно вписывают заглавную и строчную буквы Б, б в слова Бимка, белка в прописи

Из жгутиков пластилина вылепляют буквы б, Б.

Регулятивные:

 - умение проводить рефлексию знаний;

Познавательные:

-умение применять знания по теме урока;

-умение сравнивать с образцом;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

 Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление собственным поведением  (контроль, коррекция, оценка  действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.


 

 

8.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин

Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока;  развитие адекватной самооценки учащихся  при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха

 

 

 

Мы сейчас начнём рассказ,

Как урок прошел у нас.

-Какая была тема урока?

- А зачем нужно изучать эту тему?

В начале урока мы ставили перед собой задачи

- находить слова с непроизносимыми согласными

- подбирать проверочные слова

Мы справились с задачей.

 

-Кому было трудно?

-Какие задания понравились?

-Поделитесь своими впечатлениями о уроке.

Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.

Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов.

В паре помогал подбирать проверочные слова.

Внимательно слушал учителя, одноклассников .

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы .

Мне было трудно, требуется помощь

-Мудрая сова прощается с вами и  дарит вам памятки –алгоритм проверки непроизносимой согласной к корне слова

- Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь.

На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним.

-Спасибо за урок.

 

 

рефлексия, контроль

 

Задает вопросы 
о целях урока. Выясняет, удалось ли их достичь.

Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка

Высказывают свои впечатления от урока, от взаимоотношений на уроке, Получают позитивный настрой от урока выясняют, уровень усвоения  новых ЗУН

Исполняют 1 куплет песни «Настоящий друг»

Регулятивные:

 - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

 

Коммуникативные:

 – инициативное сотрудничество в обсуждении урока;

- умение слушать и вступать в диалог