Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Междуреченская средняя общеобразовательная школа
Технологическая карта урока обучения грамоте, 2 класс.
УМК «Начальная школа 21 века»
Учитель: Л.В.Шаповал
Тема урока «Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.»
Цели урока: - формирование умений писать слова с непроизносимой согласной в корне слова: - совершенствование метода звукобуквенного анализа слов; - развитие фонематического слуха; - развитие связной речи учащихся; - воспитание чувства сотоварищества, дружбы, сплочённости; Задачи урока: - через исследование транскрипции слов с непроизносимыми согласными подвести детей к тому, что у них не достаёт знаний с данной орфограммой; - формировать умение находить слова с непроизносимой согласной в корне слова и познакомиться с алгоритмом проверки этих слов; - развивать фонематический слух, речь, мышление учащихся; - воспитывать чувство коллективизма; 1. |
Цели учащихся:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к восприятию и использованию новых знаний и умений.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых знаний.
|
Тип урока: урок открытия нового знания
|
Форма проведения: урок |
Опорные понятия, термины |
Средства обучения: 1. |
Формы контроля |
Домашнее задание:
|
Содержание
взаимодействия с учащимися |
Методы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Мобилизующий этап урока – 1 мин Цель: обеспечение высокого уровня вовлечённости школьников в активную творческую учебную деятельность; создание псевдоконцертного настроения первоклассников; |
|||||
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас в нашем классе. -Повернитесь к гостям, поздоровайтесь с гостями. -Ко мне повертитесь, улыбнитесь. К друг другу повернитесь, поприветствуйте друг друга.
-Я предлагаю вам пойти Со мною в путь дорогу, А до вершин горы дойти Осталось нам не много. Сегодня снова на пути Открытия нас ждут, А знания, дружба, память, ум К победе приведут -Для чего нам нужны новые открытия? -Прошу садиться. Ножки. Ручки. Спинки выпрямили. Голова прямо. Глазки на меня. -Вижу класс мой хоть куда и мы начнём урок русского языка. |
Декламация стиха (хоровая) Психологический настрой на хорошую, дружную работу |
Коллективные |
Внимательно слушает хоровое чтение стиха. Вовлекает учащихся в активную творческую деятельность, создавая хорошее настроение. |
Приветствие гостей
Слушают стих-е учителя
-новые знания нам нужны, чтобы быть грамотными |
Регулятивные: - развитие способности к мобилизации сил и энергии для выполнения предстоящей работы; - развитие психических процессов; -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - воспитание положительного отношения к процессу познания; Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать; - формирование бережного отношения друг к другу; |
2. Мотивационный этап . Актуализация опорных знаний - 4 мин Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока и через игровую ситуацию введение учеников в мир познания |
|||||
Что понадобиться на урок? -Отгадайте кто к нам пришёл на урок? Ночью видит будто днём. -Совушка предлагает выполнить пальчиковую гимнастику Слайдпальчиковая гимнастика 3 упр-я -посмотрите на слайд т л в д а -Назовите буквы -Подумайте, какая буква лишняя -Почему ? Убирается буква а -На какие группы можно распределить согласные буквы? -Что объединяет буквы д т л в? - хотите узнать, что ещё общего между этими буквами? |
Наблюдение, проблемная мотивационная игровая ситуация. Работа по плану урока и заданиям учителя. |
Коллективные
|
Выполняет с детьми пальчиковую гимнастику. Обобщает знания гласные и согласные буквы, строчные прописные, звонкие, глухие, твёрдые и мягкие |
Отвечают, что необходимо для урока ( Рабочая тетрадь, пенал, Выполняют пальчиковую гимнастику. Актуализируют знания гласные и согласные буквы, строчные прописные, парные и непарные звонкие, глухие, твёрдые и мягкие.
-Это согласные буквы |
Регулятивные: -умение слушать, воспринимать и сохранять учебную задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленных вопросов; Познавательные: - анализ услышанной информации, умение наметить пути решения проблемы с учётом жизненного опыта учащихся; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; - нравственно – этическая ориентация; Коммуникативные: - слуховое восприятие ответов товарищей, умение строить для окружающих простые и ясные высказывания – предположения;
|
3 Формулирование темы и цели урока. Игровая ситуация. -3мин. Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока; актуализация опорных знаний;
|
|||||
- Сова приготовила три сундука. -Прочитайте слова и распределите слова на три группы
Сне[к] з[ и ] ма солнце - На какую орфограмму слово снег. -Какую букву нужно писать в слове снег? Докажите -На какое правило орфограмма в слове зима? -Какую букву нужно написать в слове зима? -расскажите правило -Давайте напишем транскрипцию слова солнце Ученик пишет на доске, остальные в тетрадях. [ c ОНЦ э]
-Сравните написание и произношение этого слова, что вы заметили? -Какая буква является непроизносимой? -Иногда согласные играют с нами в прятки, они не произносятся, но пишутся в тетрадке. -Кто догадался какая будет тема урока? -Чему мы будем учиться? -Для чего нам нужно знать эту орфограмму?
|
Нажатием руки на слайд появляются картинки собачки и белочки
|
коллективная, работа в парах |
Подводит детей к самостоятельному озвучиванию темы и целей урока, к осознанию для чего это нам надо знать. |
Работа с буквами в парах -
-получились слова -Бимка белка -собаку млекопитающие животное -в записи слов есть письменные буквы и печатные -не можем записать эти слова -проблема в том, что мы не умеем писать заглавную и строчную буквы Б, б -Тема урока будет Письмо заглавной и строчной букв Б, б -мы будем учиться писать эти буквы -заглавная буква нужна, чтобы записывать имена собственные и первое слово в предложении |
Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция; Познавательные: -- постановка и решение проблем; - выделение и формулирование темы урока; -структурирование знаний; -осознанное построение устных высказываний; -смысловое чтение; -логические универсальные действия: анализ, синтез, подведение под понятие, классификация, построение логической цепи рассуждений; Личностные: - положительное отношение к процессу познания; внимание, желание узнать больше; - знание основных моральных норм работы у доски (принятие помощи от товарищей и взрослых, ответственность за правильное выполнение задания); Коммуникативные: - умение адекватно воспринимать оценки товарищей и учителя; |
4. Пробное учебное действие (коллективное и индивидуальное) и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии. Звукобуквенный анализ слова «бабочка»- 10 мин Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений по совершенствованию метода звукобуквенного анализа слов; создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных знаний; для организации пробных действий и фиксации затруднений; |
|||||
Мудрая сова просит вас прочитать стихотворение и найти слова, в которых согласные пишутся, но не произносятся Поздно вечером в лесу
-Составим транскрипцию этих слов - [ позна ] [ здраствуй ] [ грусна ] -Выделите корень в словах _Назовите буквы, которые не произносятся в этих словах -д в т ( «л «уже написана от слова солнце) -Что объединяет эти буквы? -как вы думаете как доказать , что эти буквы пишутся? - Подберите проверочные слова, так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо. Опоздал здравие грусть -Кто сможет сформулировать правило, как проверить непроизносимую согласную в корне слова -Чтобы проверить слово с непроизносимым согласным в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо -Хотите узнать почему лиса грустная? _прочитайте продолжение стих-я и догадайтесь, где нужно писать непроизносимую согласную в корне слова « В день прекрас .ный и чудес.ный, Чес.но ,кум ,признаюсь я, Так несчас.на жизнь моя. Ведь сегодня все зайчата убежали от меня» -прекрасный- красен, краса чудесный-чудеса честно-честь несчастна-несчастье -почему в словах прекрасный и чудесный не пишется «т»? - Ребята, как же научиться распознавать эту орфограмму в словах? Давайте понаблюдаем, между какими звуками чаще всего находятся непроизносимые согласные. - Произнесите слово «грустна» и скажите между какими звуками спрятался непроизносимый согласный(т ). - Произнесите слово «поздно». Между какими звуками спрятался непроизносимый согласный д? На какое место в корне нужно обращать внимание? Это и есть «опасное» место в слове. Верно, чаще всего при произношении нужно обращать внимание на сочетание согласных звуков (сн) и (зн ) Если в слове услышим сочетание согласных звуков (сн) или (зн), значит в слове может прятаться непроизносимый согласный звук. - Положим эти слова в сундук к Сове?
-Вывод какой можно сделать? -если мы не знаем нужно писать непроизносимую согласную или нет, надо подобрать проверочное слово , чтобы согласный слышался чётко
|
Звукобуквенный анализ слова
с проговариванием алгоритма разбора |
Коллективный индивидуальный |
Следит
за алгоритмом разбора, ставит проблемные вопросы, учит обобщать |
Выполняют разбор, следуя алгоритму, Приходят к выводу, что у гласных а о а общий элемент овал, он нам понадобится для написания буквы б. |
Регулятивные: - Умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый контроль по результату; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: --осознанное построение устных высказываний; -логические универсальные действия: анализ, синтез, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений; - решение проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми |
5. Вовлечение учащихся в систему расширенных знаний. Исследовательская работа – 7 минут Цель: расширение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности: формирование умений писать строчную и заглавную буквы Б,б; через игровую ситуацию, подвести учащихся к выводу, что эти буквы необходимы для написания имён собственных, первого слова в предложении и написания слов; развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать; развитие и воспитание коммуникативных навыков и навыков учебного труда; |
|||||
Совушка предлагает вам поработать в парах -откройте Р Т с 62 №4 Проверка на документ-камере -Докажите, что вы правильно вставили букву -Какую закономерность в расположении слов, вам удалось заметить?
|
Коллективная работа, наблюдения, сличение с эталоном в рабочей тетради, рефлексия, контроль;
|
индивидуальная, коллективная, по рядам |
Организует наблюдения, помогает написать букву учащимся, испытывающих затруднения. Следит за осанкой. |
Анализируют объекты, с выделением существенных и несущественных признаков Обводят по образцу, пишут в воздухе, находят самую красивую букву и повторяют письмо, сохраняют образ буквы б в памяти |
Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Познавательные: - развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6.Валеологическая пауза 2 – 3 минуты Цель: Развитие двигательной сферы ребёнка |
|||||
В лесу темно. Все спят давно. Одна совушка не спит. Летит, кричит. Летела, летела, на сук села, Головой повертела, вверх, вниз посмотрела, Опять полетела! В дупло прилетела.
|
минутки отдыха, игра |
коллективная |
Организация
психофизической тренировки |
Выполняют упражнение для релаксации |
Регулятивные: - саморегуляция; Познавательные: - проговаривание в речи;
|
|
самостоятельная , работа с интерактивной доской - проверка выполненного, чтение слов, написанных письменными буквами |
Коллективная самостоятельная |
Показ презентации написания заглавной буквы Б, подробное объяснение написания буквы Б на доске, повторение правила написания имён собственных Следит за осанкой |
Наблюдают за показом написания буквы Б, называют элементы из которых она состоит, обводят по образцу другим концом ручки, пишут в воздухе, самостоятельно записывают букву в пропись. Повторяют правило написания имён собственных, делят на слоги и ставят ударение, под гласными буквами ставят красным карандашом точки в словах Боря, Борис |
|
7.Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи – 5 минут Цель: осуществление проверки на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме урока, организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы |
|||||
Скажите ребята, а теперь вы сможете сказать, что объединяет буквы Л Д Т В? -Как узнать пишутся эти буквы в словах или нет? -Для чего это нам нужно знать? -как вы думаете, почкму сова приготовила три сундука? -Какое слово попало 1 сундук? -На какое правило? -Во второй сундук? -В третий? Что объединяет эти сундуки? (Все три правила на правописание корня) -Сова вам приготовила задания в группах Правила работы в группах. Слушать друг друга Уметь уступать Уметь договариваться.
1 группа Составить словосочетания прил+сущ Капуста котлеты Счастье встреча Праздник костюм Ненастье погода Прелесть тетрадь 2 группа Составить алгоритм проверки непроизносимой согласной
Нахожу слово с непроизносимым согласным звуком. 2. Подчеркну букву, обозначающую звук, который не произносится. 3.Выделяю корень 4. Подбираю проверочное слово так, чтобы этот звук отчётливо слышался 5.Делаю вывод 3 группа Образовать однокоренные прилагательные.(какой,?) Найти непроизносимую согласную и подчеркнуть. Образец солнечный - солнце - место – _________________ честь – __________________ радость – ________________ известие – ________________
|
|
Коллективная, индивидуаль- ная, групповая |
Подводит к тому, что теперь можем записать слова Бимка и белка письменными буквами, проводит самостоятельную работу с целью сохранения образа букв Б,б в памяти у |
Самостоятельно вписывают заглавную и строчную буквы Б, б в слова Бимка, белка в прописи Из жгутиков пластилина вылепляют буквы б, Б. |
Регулятивные: - умение проводить рефлексию знаний; Познавательные: -умение применять знания по теме урока; -умение сравнивать с образцом; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия; Коммуникативные: - управление собственным поведением (контроль, коррекция, оценка действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка. |
8.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 мин Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока; развитие адекватной самооценки учащихся при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха
|
|||||||||||
Мы сейчас начнём рассказ, Как урок прошел у нас. -Какая была тема урока? - А зачем нужно изучать эту тему? В начале урока мы ставили перед собой задачи - находить слова с непроизносимыми согласными - подбирать проверочные слова Мы справились с задачей.
-Кому было трудно? -Какие задания понравились? -Поделитесь своими впечатлениями о уроке.
-Мудрая сова прощается с вами и дарит вам памятки –алгоритм проверки непроизносимой согласной к корне слова - Улыбнитесь друг другу, поблагодарите друг друга за помощь. На следующих уроках мы будем дальше работать над этой темой и все запомним. -Спасибо за урок.
|
рефлексия, контроль |
|
Задает
вопросы Обеспечивает положительную реакцию учащихся на уроки русского языка |
Высказывают свои впечатления от урока, от взаимоотношений на уроке, Получают позитивный настрой от урока выясняют, уровень усвоения новых ЗУН Исполняют 1 куплет песни «Настоящий друг» |
Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Личностные: - умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
Коммуникативные: – инициативное сотрудничество в обсуждении урока; - умение слушать и вступать в диалог |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.