Тема урока: «Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель урока:
Познакомить учащихся с процессами жизнедеятельности растительной клетки.
Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Формирование УУД:
Предметные УУД:
-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов).
Метапредметные УУД:
Познавательные УУД:
- продолжать формирование умений осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
- продолжать формирование умений планировать свою работу, делать выводы по результатам работы, осуществлять межпредметные связи, выполнять простейшие опыты.
Коммуникативные УУД:
-продолжать формирование умений работать в составе творческих групп, высказывать своё мнение.
Личностные УУД:
- формировать устойчивый познавательный интерес;
Элементы содержания: межклеточное вещество, межклетники, хромосомы, дочерние и материнские клетки.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы работы: опрос, эвристическая беседа, демонстрация, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование: учебник В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс, рабочая тетрадь по биологии «Биология . Бактерии, грибы, растения» 5 класс,
ПК, проекционное оборудование, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня урок открытия новых знаний.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир растительной клетки. Для любого путешественника необходимо: журнал наблюдений (тетради на печатной основе) лежит на парте, письменные принадлежности и хорошее настроение.
А чтобы наш урок (наше путешествие) было интересным и познавательным, между нами должно царить взаимопонимание и сотрудничество.
II. Актуализация знаний
Фронтальная беседа.
На планете Земля можно встретить огромное разнообразие живых организмов. Все они разделены на 4 Царства (дети называют их Растения, Животные, Грибы, Бактерии). И первое Царство, которое мы начали изучать на уроках биологии – это Царство Растения.
Прежде, чем перейдём к повторению, проведём разминку для ума.
Вопросы:
1. Наука о живых организмах (биология).
2. Самый простой увеличительный прибор (лупа).
3. Зелёные пластиды (хлоропласты).
4. Вакуоли клетки заполнены (клеточным соком).
5. Растения состоят из веществ неорганических и (органических).
6. Бесцветное вязкое вещество, заполняющее клетку (цитоплазма).
7. Часть микроскопа, на которой располагают рассматриваемый объект (предметный столик).
8. Вещества – источник энергии в клетке (углеводы).
9. Все организмы состоят из (клеток).
10. Роль «президента» в клетке выполняет (ядро).
11. В клетках листа растения пластиды (зелёные или хлоропласты).
12. Вещества, являющиеся строительным материалом клетки (белки).
13. Прибор, при помощи которого можно рассмотреть клетку и изучить её строение (микроскоп).
14. Как называется часть клетки, которая содержит наследственную информацию? (ядро)
Ребята, а из чего состоят все живые организмы, в том числе и растения?
Как же устроена клетка? Проверим ваши знания. На парте у вас карточки (приложение № 1). Для выполнения двух заданий я вам даю 2 минуты.
Вся поверхность клетки покрыта клеточной оболочкой. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом - цитоплазмой, в котором есть полости - вакуоли, заполненные клеточным соком и плотное круглое образование ядро. Зелёный цвет растений обусловлен наличием хлоропластов (пигмента – хлорофилла).
Из каких веществ состоят живые организмы, в том числе и клетка? (органических и неорганических).
Проверка домашнего задания.
- Какую роль в клетке играет вода?
- Каково значение углеводов?
- Каково значение белков?
- Каково значение жиров?
- Каково значение нуклеиновых кислот?
III. Целеполагание
Мы вспомнили строение клетки, её химический состав, а теперь настала очередь погрузиться в тайну жизни клетки.
Как вы понимаете термин «жизнь?» - Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах.
Давайте вспомним процессы, характеризующие жизнь. (учитель прикрепляет на доске таблички с надписями – дышат, питаются, растут, размножаются, умирают).
Сегодня, мы попробуем доказать, что данные процессы характерны и для клетки.
Попробуйте сформулировать тему урока «Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост» .
Цель нашего урока - используя знания о клетке, доказать, что клетка обладает признаками живого организма.
IV.Изучение нового материала
Наше путешествие начинается. Я предлагаю посмотреть видеоролик (Движение цитоплазмы).
В клетках зелёных растений можно увидеть, что хлоропласты плавно перемещаются с цитоплазмой вдоль клеточной оболочки.
- Какое значение для растения имеет движение цитоплазмы в клетках?
Оказывается, движение цитоплазмы способствует перемещению в клетках питательных веществ и воздуха. Чем активнее жизнедеятельность клетки, тем больше скорость движения цитоплазмы.
Цитоплазма одной живой клетки обычно не изолирована от цитоплазмы других живых клеток, расположенных рядом. Нити цитоплазмы соединяют соседние клетки, проходя через поры в клеточных оболочках.
Между оболочками соседних клеток находится особое межклеточное вещество.
- Что произойдет если межклеточное вещество разрушится?
Если межклеточное вещество разрушается, клетки разъединяются. Так происходит при варке клубней картофеля. В спелых плодах арбузов и томатов, рассыпчатых яблоках клетки также легко разъединяются.
Нередко живые растущие клетки всех органов растения меняют форму. Их оболочки округляются и местами отходят друг от друга. В этих участках межклеточное вещество разрушается. Возникают межклетники, заполненные воздухом. (Запись определения в тетрадь).
Предположите, как клетки питаются?
Вещества, необходимые для жизнедеятельности клеток, поступают в них сквозь клеточную оболочку.
Ребята, как вы думаете, что дальше происходит с веществами, которые поступили в клетку?
Питательные вещества перемещаются по всей клетке и удаляются ненужные, при помощи цитоплазмы.
Какой можно сделать вывод из рассказа? Растение получает эти вещества из воздуха и почвы.
- Дыхание
- Рост
Физминутка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь вы в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Как делится клетка? Клетки некоторых частей растений способны к делению, благодаря чему их число увеличивается. В результате деления и роста клеток растения растут.
1 этап - Делению клетки предшествует деление ее ядра. Перед делением клетки ядро увеличивается и в нем становятся хорошо заметны тельца, обычно цилиндрической формы — хромосомы (от греческих слов «хрома» — цвет и «сома» — тело). Они передают наследственные признаки от клетки к клетке.
2 этап - В результате сложного процесса каждая хромосома как бы копирует себя. Образуются две одинаковые части и выстраиваются на экваторе клетки.
3 этап - В ходе деления части хромосомы расходятся к разным полюсам клетки. В ядрах каждой из двух новых клеток их оказывается столько же, сколько было в материнской клетке.
4 этап - Все содержимое также равномерно распределяется между двумя новыми клетками. Каждое растение содержит в клетках определенное количество хромосом. У томата их 24, у картофеля 48, у кукурузы – 20, у земляники – 56, у рака – 116, у человека – 46. Как видно, число хромосом не зависит от уровня организации.
- Составьте схему деления клеток.
У вас лежат разрезанные карточки в конверте из которых необходимо её составить.
Проверка с проговариванием этапов деления.
V. Домашнее задание
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели все процессы жизнедеятельности. Так вот вашим домашним заданием будет:
П. 9, вопросы
Проект «Строение клетки»
VI. Закрепление
А сейчас, мы еще раз зайдем в гости к нашей таинственной клетке. И для этого прочитаем сказку в стихах.
«Сказка о житие – бытие растительной клетки»
Часть веществ построит
клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название «растение»
Получило объяснение.
Я вам сказку рассказала.
Что о клетке вы узнали?
Прочитайте сказку еще раз, самостоятельно, отметьте, какие процессы происходят в клетке?
Является ли одна клетка живым организмом?
Клетка обладает всеми свойствами живых организмов, поэтому КЛЕТКА – ЖИВАЯ.
Ну, вот мы и побывали в гостях у клетки – единице всего живого на Земле.
VII. Рефлексия
Напишите учителю сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке.
VIII.Оценки за урок
Закончите предложения: “С поверхности клетка покрыта…………………………….. Большая часть клетки заполнена полужидким веществом………………, в котором есть полости………………,заполненные клеточным соком, и плотное круглое образование …………….. Зеленый цвет растений обусловлен наличием……………….”.
Межклеточное вещество - .…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………
Межклетники - ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
«Сказка о житие – бытие растительной клетки»
Часть веществ
построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название «растение»
Получило
объяснение.
Я вам сказку рассказала.
Что о клетке вы узнали?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.