Тема: «Возникновение и развитие эволюционных представлений».
Цель: сформировать у учащихся представление о развитии биологии в разные периоды истории,
обеспечивающие основу эволюционного учения.
Задачи:
1. Учебные:
- рассмотреть смысл понятия эволюция, продолжить расширение и углубление данного понятия;
- познакомить с деятельностью ученых, которые внесли большой вклад в развитие
эволюционных представлений;
- добиться усвоения новых понятий
2. Развивающие:
- развивать умение выделять верное среди положений об эволюции;
- развивать умение сравнивать и сопоставлять результаты деятельности ученых;
- развивать умение работать в группах;
3. Воспитательные:
- воспитывать материалистическое понимание мира;
- воспитывать положительное отношение к знаниям.
Тип урока |
комбинированный |
Форма работы |
групповая |
Методы |
- работа с терминами - составление презентации - исследовательская работа (что такое эволюция?) - элемент ролевой игры (представления ученых) - работа с раздаточным материалом - работа с текстом |
Место проведения |
учебный кабинет |
Время |
90 минут |
Дидактическая база |
- раздаточный материал (понятия по теме, карточки-задания); - мультимедийное обеспечение.
|
Межпредметные связи |
генетика, анатомия и физиология человека |
Студент должен знать |
- историческое прошлое биологической науки - значение работ К.Линнея - учение Ж.Б.Ламарка
|
Студент должен уметь |
- анализировать взгляды и утверждения ученых прошлого
|
Основные понятия |
эволюция. |
Ход занятия.
Содержание
|
Обоснование методических приемов, цели |
Действие преподавателя |
Действие студентов |
||
1. Организационный момент |
|
Приветствует студентов. Проверяет готовность студентов к занятию. Организация работы в группах. |
Приветствуют преподавателя. |
||
2. Обращение к учащимся. а) Мы преступаем к изучению большой темы, состоящей из нескольких уроков и знакомой вам по курсу прошлого года «Эволюция органического мира». На столах находятся таблички с понятиями по данной теме (см. приложение №1). Выберите те, которые вам знакомы и те, которые вы забыли. Прикрепите таблички на доске:
б) Важно вспомнить значение термина «эволюция». Для этого необходимо на карточках выполнить задания №1 и №2 (см. приложение № 2)
в) Учащиеся провели мини исследования на тему «Что такое эволюция?» и представили ее в виде презентации (см. приложение №3, слайд 2-5). Итак, мы вспомнили понятие эволюции. Запишите в тетрадь определение понятия Эволюция – это… (см. приложение №3, слайд 6).
|
Активизировать мыслительную деятельность учащихся. Выявить базу знаний по данной теме: - работа с понятиями; - использование карточек – заданий; - мини исследование с представлением презентации по мини исследованию «Что такое эволюция?».
|
Объявляет об изучении раздела «Эволюция органического мира» (см. приложение №3, слайд 1) Слушает ответы. Уточняет ответы.
|
Запись темы в тетрадь. Работа в группах: - отбор табличек со знакомыми понятиями и вывешивание их на доске; выполнение заданий на карточках задание №1 и №2 -представление презентации «Что такое эволюция?» (см. приложение №3, слайд 2-5). Запись в тетрадь определения Эволюция – это… (см. приложение №3, слайд 6).
|
||
3. Как вы думаете, всегда ли у ученых были такие представления о развитии органического мира?
Итак, название темы и цель нашего урока вы видите на слайде «Возникновение и развитие эволюционных представлений» (см. приложение №3, слайд 7).
Учащиеся представляют доклад-презентацию «Развитие эволюционных идей в биологии» (см. приложение №3, слайд 8-20).
|
Повышение степени восприятия материала. Развитие устной речи. Развитие умения слушать и вести записи в тетради. |
Беседа с учащимися. Объявление темы и цели урока.
|
Участие в беседе. Запись темы в тетрадь «Возникновение и развитие эволюционных представлений» (см. приложение №3, слайд 7).
Заполняют в тетради таблицу «История развития эволюционных идей в биологии» (см. приложение № 4) с использованием презентации учащихся «Развитие эволюционных идей в биологии» (см. приложение №3, слайд 8-20).
|
||
4. а) В додарвиновский период в естествознании господствовали метафизические взгляды на природу. Объяснения преподавателя, работа с новыми терминами: креационизм, преформизм, метафизические взгляды (см. приложение №3, слайд 21-22). б) А что же происходило дальше? Когда же стало возможным думать иначе? Видимо время еще не пришло. И поэтому ученые умы занимались поиском новых животных и растений и с удовольствием описывали их строение. И лишь в начале 18 века возникли предпосылки к созданию чего-то нового в биологии. И большой вклад в это новое внесли два великих человека, работы, которых вошли прочно в историю развития биологии. Кто это? Ребята, у вас на столах лежат карточки с таблицей «Эволюционные идеи ученых К.Линнея и Ж.Б.Ламарка» (см. приложение № 5). Ваша задача, прослушав выступления учащихся вписать в первую колонку, высказывая принадлежащие Карл Линнею и Ж.Б.Ламарку. в) Давайте представим, что достижения нашей науки дошли до такого уровня, что стало возможным попасть в любой век к любому интересующему нас персонажу и изучить его жизнь. Представьте, что вы в 18 веке в рабочем кабинете доктора наук, автора известных изданий, ученого, президента Шведской академии. Стол весь завален гербариями и книгами. На столе горит свеча. Мы находимся в кабинете великого, но не очень богатого человека. Его отец был простым бедным сельским пастором. Денег не хватало и наш персонаж с трудом окончил институт, помогли только деньги его жены. Но все трудности были ему нипочем, он был великим естествоиспытателем и натуралистом и отдавался работе до конца, человек работает… Давайте послушаем его разговор с самим собой. Сценка «Монолог К. Линнея» (см. приложение № 6). Итак, за работой какого ученого мы сейчас наблюдали? А что же дальше? А дальше предлагаю посетить начало 19 века, в котором жил и трудился автор первой эволюционной теории. Рабочий кабинет ученого. Слушаем… «Монолог Ж.Б.Ламарка» (см. приложение № 7) Итак, за работой какого ученого мы сейчас наблюдали? г) Используя карточку-подсказку (см. приложение № 8) заполните вторую колонку таблицы «Эволюционные идеи…». д) Давайте проверим, правильно ли вы определили достижения ученых. Итак, внимание на доску перед вами слайд с достижениями Линнея и Ламарка (см. приложение №3, слайд 23-24) Обсудите в группе, выделите и занесите в таблицу «Эволюционные идеи…» положительные и отрицательные стороны высказываний ученых (см. приложение №3, слайд 25-26).
|
Развитие умения слушать, выделять главное, вести записи в тетради. Развитие устной речи. Умение анализировать. |
Объяснения преподавателя, работа с новыми терминами: креационизм, преформизм, метафизические взгляды (см. приложение №3, слайд 21-22). Дает комментарии к выступлениям учащихся. Дает пояснения по работе с карточками.
|
Работа с терминами, с использованием презентации (см. приложение №3, слайд 21-22). Запись в тетрадь.
Разыгрывают сценки: «Монолог Карл Линнея» «Монолог Ж.Б.Ламарка» (см. приложение № 6,7). Внимательно слушают. Работа в группе по предложенной таблице «Эволюционные идеи ученых К.Линнея и Ж.Б.Ламарка» (см. приложение № 5). Работа со слайдами (см. приложение №3, слайд 23-26) |
||
5.Проведем анализ урока. Что мы с вами узнали на уроке?
|
Активизация мыслительной деятельности. Развитие устной речи. Умение проводить анализ изученного материала. |
Задает вопрос. Слушает высказывания учащихся. Дает пояснения. |
Проводят анализ урока. Высказывают свое мнение по изученному материалу. |
||
6. Настало время закрепить наши знания. Для этого у вас на столах лежат листочки с проверочными заданиями на оценку «3», «4», «5» (см. приложение № 9). Выберите любое задание и выполните.
|
Проверка изученного материала. |
Дает пояснения к выполнению проверочной работы. |
Выбор уровня проверочной работы и ее выполнение |
||
7. Подведение итогов занятия. Ребята, у вас на столах находиться оценочная карта (см. приложение №11). Обсудите в группе работу каждого ученика, заполните карту и выставите оценки. |
Развитие умений анализировать ошибки. Развитие навыков самоконтроля. Стимулирование интереса к учебе. Создание благоприятного психологического фона для занятия. |
Дает пояснения по работе с оценочными картами. |
Обсуждение в группе. Заполнение оценочной карточки. |
||
8. Задание на дом. Подготовить презентации: - «Биография Ч. Дарвина» - «Основные положения эволюционной теории».
|
Помощь в правильной организации подготовки домашнего задания. Отработка осознанного усвоения материала. Воспитание интереса к учебной домашней работе. Воспитание ответственного отношения к выполнению домашнего задания. |
Предлагает записать домашнее задание. Дает методические указания по выполнению домашнего задания. |
Записывают дом. задание. Слушают методические указания по выполнению домашнего задания. |
||
9. Заключительная часть (организация окончания занятия) |
|
Объявляет, что занятие закончено. |
Покидают класс.
|
Приложение № 1.
Понятия по теме «Эволюционное учение»
Эволюция |
Микроэволюция |
Дегенерация |
Адаптация |
Изменчивость |
Видообразование |
Гомология |
Ароморфоз |
Наследственность |
Макроэволюция |
Аналогия |
Популяция |
Естественный отбор |
Искусственный отбор |
Изоляция |
Вид |
Приложение № 2.
Задание № 1. Из данных слов, составьте определение эволюции. 1. Живых, процесс, организмов, необратимый, исторического, развития. 2. Живых, совершенствование, в, длительного, объектов, времени, течение |
Задание №2. На карточках даны животные и растения в произвольном порядке. Необходимо установить их в порядке усложнения особей. 1. мхи, покрытосеменные, папоротники, водоросли, голосеменные 2. рыбы, простейшие, членистоногие, пресмыкающиеся, кишечнополостные, птицы, земноводные, млекопитающие |
Приложение № 4.
Табл. «Развитие эволюционных идей в биологии».
Ученый |
Эволюционные идеи |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
6. |
|
7. |
|
8. |
|
9. |
|
10. |
|
11. |
|
Приложение № 5.
Табл. «Эволюционные идеи ученых К.Линнея и Ж.Б.Ламарка»
ученый |
идеи |
идеи (подсказка) |
+/- |
К.Линней
|
|
|
|
Ж.Б.Ламарк
|
|
|
|
Приложение № 6. Монолог Карл Линнея. «М-даа, и что со всем этим делать?» «Как разобраться? Я описал около 10000 видов растений, а найти нужно не могу. Как же быть? Вот подорожник и это тоже подорожник. Но ведь они же отличаются по внешнему строению. У одного листья большие и широкие, а у другого ланцетовидные. И как я найду при случае то, что мне надо? Идея! А что если разнести все растения по группам по внешнему сходству?! «Да, я создам систему, в которой найдется место всем растениям и животным! Но система предопределяет разделение на группы. Пожалуй, можно предложить такие группы: например, вид. Всех живых, похожих по внешнему строению отнесем к одному виду. Все виды можно объединить в род. А еще рода объединим в отряды, а их в классы. Вот уже и система!» «Так что же делать с подорожником? О, эврика! А так и запишем. Пусть подорожник – это будет имя родовое, а большой или ланцетовидный – видовое. И пусть именно вид будет единицей классификации. Теперь надо каждому живому организму дать двойное название и лучше на латыни, чтоб все ученые мира понимали, о чем идет речь!» «А что же положить в основу систематики? Да только внешнее сходство. Ведь все живые организмы созданы Богом, и уже измениться просто не смогут. Это надо записать. Буду работать дальше. Моя работа будет называться «Система живой природы». |
Приложение № 7. Монолог Ж. Б. Ламарка. «Выдающимся человеком был Линней. Такую систему создал! Но неправ был, неправ во многом. Вот, например, с животными напутал. Это же очевидно, что их можно было разделить на две группы по наличию скелета. Так я и сделаю. Всех животных разделим на две группы: позвоночных и беспозвоночных. А лягушек и ящериц ну как можно было отнести к одному классу гадов, у них ведь масса различий. И вообще, за основу систематики надо было брать не внешнее сходство, а лучше кровеносную и нервную системы. Так, так, посмотрим, если взять за основу нервную систему, что мы получим (выстраивает) – рыбы - земноводные – рептилии – птицы – млекопитающие. Да это же лестница существ! Организмы в ней постепенно усложняются. Значит, мир совершенствуется! А это возможно, только если организмы изменяются в течение своей жизни! А почему изменяются? Да потому что на них влияет окружающая среда! Ну, конечно. Вот, например, цапля. Почему у нее длинные ноги? Потому что она живет на болоте и вынуждена, чтобы не замочить ноги, постоянно их вытягивать. И они становятся длиннее. А если эта цапля соединится с другой такой же и даст потомство, то оно будет уже изначально с длинными ногами. По всей видимости, Бог закладывает в каждую особь стремление к совершенству, и, если особь прилежна и работает над собой, то у нее появляется новый признак, который она передаст своему потомству. А если же крот не упражняет свои глаза, то они у него плохо видят и вскоре исчезнут вовсе. Да, эволюция очевидна! Живой мир может изменяться под воздействием внешней среды и единицей эволюции считается особь. И я докажу это! » |
Приложение № 8.
Подсказка
1. |
Создал искусственную классификацию, не учитывая родство организмов, а только сходство |
2. |
Разделил животных на беспозвоночных и позвоночных |
3. |
За основу сравнения брал нервную и кровеносную системы |
4. |
Для распределения по группам использовал только внешнее сходство |
5. |
Разделил земноводных и пресмыкающихся по разным классам |
6. |
Положил начало науке систематике |
7. |
Верил в изменяемость существ |
8. |
Движущей силой эволюции считал стремление к совершенству |
9. |
За основу классификации берет сходство и родство |
10. |
Предложил таксоны – вид, род, отряд, класс |
11 |
Ввел бинарную номенклатуру |
12. |
Единицей эволюции считает особь |
13. |
Автор работы «Система живой природы» |
14. |
Учитывал воздействие окружающей среды на живые организмы |
15. |
Верил в то, что виды создал Бог и они неизменны |
16. |
Движущей силой эволюции считал стремление к совершенству |
Приложение № 10.
Оценочная карта.
№ |
Ф.И. |
участие в обсуждении |
работа в тетради |
выступления |
ответы у доски |
самостоятельная работа |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
Приложение № 9.
Проверочная работа.
Задание №1. Оценка «3» |
Задание №2. На оценку «4» |
Задание №3. На оценку «5». |
Карточки с текстом, в котором пропущены слова. Необходимо вставить их в текст. Ниже даны подсказки – все пропущенные слова. Их только надо подставить.. 1. К.Линней явился основоположником науки - …. 2. К.Линней ввел бинарную номенклатуру, иначе …. 3. Линней верил в то, что виды в течение жизни не …. 4. Автором первой эволюционной теории стал … 5. За единицу эволюции брал … 6. Причиной эволюции у живых организмов считал …. Ответы: стремление к совершенству, особь, Ламарк, изменяются, двойное название, систематика.
|
Тест с вариантами ответов. Необходимо выбрать верный ответ. 1.Основатель научной
систематики 2.Ввел бинарные названия: 3.Искусственная
система классификации Линнея отражала только: 4.Естественная система
классификации Ламарка отражала: 5.Согласно взглядам
Линнея, виды организмов, существующие в природе, возникли в результате:
а) усложнения в ходе эволюции б) акта
Божественного творения 6. Автор первого
эволюционного учения: 7. Движущими силами эволюции по Ламарку были: а) постепенное усложнение организмов б) наследование приобретенных признаков в) стремление особей к совершенству г) прямое приспособление к окружающей среде 8. Единицей эволюции
Ламарк считал: |
Биологический диктант. Даны утверждения, в которых нет окончания. Необходимо закончить предложение, причем ответов и подсказок в карточке нет. Этот вариант на 5. 1. Автором первой эволюционной теории стал …. 2. Основоположником систематики считается …. 3. К.Линней ввел родовые и видовые названия, иначе …… 4 .Классификация Линнея была …, так как не учитывала … живых организмов, а Ламарка - … 5. Движущей силой эволюции Ламарк считал … … … 6. Линней верил в Бога, поэтому был сторонником …, а Ламарк хоть и верил в Бога, но считал, что особи изменяются, поэтому был явным сторонником … 7. К.Линней ввел систематические группы - … 8. Единицей эволюции Ламарк ошибочно считал … 9. Автором эволюционного учения, основанного на теории естественного отбора, является …
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.