Тема: Возрождение казачества – это не ребячество". Классный час с использованием проектной технологии и исследовательской деятельности.
Оценка 4.6

Тема: Возрождение казачества – это не ребячество". Классный час с использованием проектной технологии и исследовательской деятельности.

Оценка 4.6
Мероприятия +2
doc
воспитательная работа +1
3 кл—4 кл
12.04.2020
Тема: Возрождение казачества – это не ребячество". Классный час с использованием проектной технологии и исследовательской деятельности.
Классный час проведен с применением технологии системно-деятельностного подхода, проектной технологии. Это презентация проекта «Возрождение казачества – это вовсе не ребячество». Над проектом дети работали в группах, родители были руководителями групп: 1 группа – изучала историю казачества по книгам, энциклопедиям и в интернете. 2 группа – находила материал по культуре и традиции казачества. Сшили казачьи костюмы для девочек. Из соленого теста сделали своими руками картины с фигурками казака и казачек. 3 группа – работала над блоком «Вера казака». 4 группа – собирала стихи, истории про верного друга казака.
2020 Возрождение казачества это не ребячества.doc

Классный час.

Тема: Возрождение казачества – это не ребячество.

Аннотация.

Классный час проведен с применением технологии системно-деятельностного подхода, проектной технологии. Это презентация проекта «Возрождение казачества – это вовсе не ребячество». Над проектом дети  работали в группах,  родители были руководителями групп:

1 группа – изучала историю казачества по книгам, энциклопедиям и в интернете.

2 группа – находила материал по культуре и традиции казачества. Сшили казачьи костюмы для девочек. Из соленого теста сделали своими руками картины с фигурками казака и казачек.

3 группа – работала над блоком  «Вера казака».

 4 группа – собирала стихи, истории про верного друга казака. 

В поисках информации всем классом съездили в Музей истории казачества города Оренбурга, встречались с иереем Иоанном в Храме Михаила Архангела города Сорочинска, ездили  в Новосергеевку на конезавод. На уроке используются фото и видеоматериалы, подтверждающие о поездках. (Презентация с гиперссылками)

 Результатом проекта является формирование знаний учащихся об истории, быте, традициях казаков; понимание роли семьи в жизни чело­века; сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества; умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники; умение на­ходить нужную информацию в книге, справочнике, энциклопедии, интернете; взаимодейство­вать с другими детьми в совместной работе, направленной  на общий результат.  

Это мероприятие направлено на формирование духовно – нравственных ориентиров, общечеловеческих ценностей. Использование метода проектов обеспечивает комфортное условие для развития личности. Развиваются  учебно-познавательные и коммуникативные компетенции.

Практическим результатом проекта являются альбомы: «История казачества», «Культура казачества», «Вера казака»,  «Верный друг казака». Оформлены экспозиции в школьном музее «Оренбургское казачье войско», «Любо, братцы, любо!», результативное участие в региональных конкурсах.

Классный час приобретает личную значимость для детей, снимает тревожность, как один из компонентов проблемы, несомненно, обогащает их жизненный опыт через осмысление понятий, формирования УУД, мотивирует на дальнейшее творчество. Следовательно,  способствует личностному росту каждого ребёнка.

 

Цель: Воспитание интереса к прошлому своих предков, гордости за свой народ.

Задачи:

1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества;

2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление,  коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники;

3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.

 

Ход классного часа.

Учитель. Дорогие ребята! Тема  нашего классного часа -  «Возрождение казачества – это не ребячество». Мы продолжаем разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству. И сегодня подведем итог исследовательской деятельности творческих групп. Каждая группа представит презентацию своих проектов.

 - Что означает слово «казак»?

«Казак» означает «вольный», «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». Очень интересна история казачества. Думаю, вы убедились в этом, готовясь к данному уроку. На своих занятиях регулярно возвращаемся к корням казачества. Но сегодня ребята первой группы приготовили нам что-то новое, интересное. Давайте вместе с 1 группой полистаем странички истории казачества.

 

1 группа «История казачества» (выступление сопровождается презентацией)

У членов творческой группы на груди бейджики с указанием номера группы и Ф.И.О. не только у детей, но и у родителя, отвечающего за эту группу и помогающего готовить материал.

Родитель. Я,…., руководитель первой группы. Наша группа искала материал по теме «История казачества»

 Ученик 1. Оренбургское казачество, в отличие от яицкого, донского и других казачьих войск,  возникло по воле правительства - указом царицы Елизаветы Петровны  (высвечивается портрет императрицы) в 1746 г. для защиты российских границ от кочевников.

Ученик2. Казаки расселялись по станицам, крепостям и редутам и занимались земледелием и скотоводством.

 Казаки были не только искусными воинами, но и хорошими охотниками, умелыми хлеборобами, рыболовами.

Ученик3.Первым атаманом Оренбургского казачьего войска был В. И. Могутов. К сожалению, его портрет не удалось найти, но вот в  Бузулукском районе есть поселок, носящий его имя. Мы планируем поехать туда и побеседовать с его жителями, посмотрим, может быть там есть музей, в котором мы найдем его портрет и  добудем побольше информации о великом атамане.

Ученик4.А первым атаманом Сорочинкой крепости (проживало в ней тогда 387 человек) в 1737 году был Алексей Соколов, тридцатитрехлетний есаул из яицких казаков, но его фотографию не нашли.

Ученик5.Оренбургское казачье войско приняло самое активное участие в Отечественной войне 1812 г. В освободительном походе в Европу героически сражались 8 полков оренбургских казаков.

Ученик6.В годы Великой Отечественной войны из оренбургских казаков были сформированы две дивизии: 11-я (89-я) 8-я Гвардейская Ровенская ордена Ленина, ордена Суворова казачья кавалерийская дивизия и ополченческая казачья дивизия в Челябинске.

Ученик7.В поисках информации мы съездили в Музей истории казачества города Оренбурга. Приглашаем вас  посмотреть фильм о музее. (Показать короткий отрывок на 3 минуты)

Родитель. Память о своих корнях казаки хранили всегда, а в последнее десятилетие началось бурное возрождение традиций российского казачества.

В 1995 году было зарегистрировано Сорочинское городское казачье общество. У общества есть своя официальная атрибутика: знамя и гимн, слова и музыка которого принадлежат Попову Г.И.

Песня «Левым берегом Самары..»

Учитель. Нам так необходимо знать историю своего народа, а особенно  культуру казачества.

Для казаков своеобразным паспортом, по которому можно многое сказать, являлась одежда.

 

Выступление 2 группы "Культура казачества"

Родитель. Наша группа работала по теме «Культура казачества». Меня, руководителя второй группы, зовут …..

Казака всегда видно было издалека.

Так выглядит старинная одежда казака и казачки (слайдный материал).

Костюм казаков складывался веками. За столетия покрой их не изменился.

Ученик:- Какие шаровары!

Родитель: Широкие. (слайды)

Ученик: Понятно, в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги  сотрут, и движения всадника будут сковывать.

Ученик: А почему рубахи разного покроя? Что одна праздничная, а другая для будничных дней?

Мальчик из группы: Нет.  Рубахи были двух видов - русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск.

Ученик: О, а штаны-то с лампасами. Я тоже люблю спортивки с лампасами.

 Ученик :Лампасы знаменовали принадлежность их хозяина к вольному воинству.

Ученик: Самое интересное: в шапку зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы. В хате шапка вешалась на видном месте.

Родитель: А вот сапог было великое множество - без них невозможна верховая езда.

Ученик: Ценилась одежда, шитая матерью или женой.

Еще одна характерная деталь казачьего быта: одежду казак воспринимал, как вторую кожу тела, содержал ее в чистоте и опрятности и никогда не позволял себе носить чужую одежду.

Девочки: Основу верхней женской одежды составляла парочка - юбка и кофта. В богатых семьях ее шили из шелка, шерсти и бархата, в бедных - из ситца. Так что каждая казачка могла одеться по соб­ственному вкусу и возможности.

Родитель: Кофты украшались тесьмой, круже­вами, вышивкой и бисером. Сзади или сбоку они застегивались на множество мелких пуговиц. Юбки предпочитали широкие, мелко собранные у пояса. Снизу юбки также украшали кружевами и оборками.

 В праздничные дни казачки покрывали головы красивыми шелковыми платками, в косы вплетали бархатные и атласные ленты.

Одежда детей напоминала взрослую. Детей не баловали и часто они донашивали рубахи и шаровары своих старших братьев, сестер и других родственников.

Очень немного дошло до нас и предметов быта казаков.

Ученики:1.В культуре казаков 3 правила.

Их повторяем вновь:

Хором все дети: -Старикам- уважение.

-Гостю – всё почтение.

- А женщине – любовь.

2.Казаки и родители.

Почитание родителей-

Всех правил изумительней.

Авторитет отца и матери

Самым главным казаки ставили.

Крестная мама дочку хозяйству обучала,

Пока родная - по дому хлопотала.

Ну а крестный отец

Сына военному искусству обучал,

Чтобы тот был храбрый боец

И знал « по чем фунт лиха», наконец.

Величали мать и отца на «Вы».

Казачата,

будьте уважительны ко взрослым и вы!

3.Отношение к старшим.

Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон.

Уважали и старшую сестрицу.

Она мать заменяла,

возилась с детьми,

была мастерицей.

Детям, тем, кто баловался и бил баклуши,

Мог и посторонний казак надрать уши.

4.Казаки и гости.

Гость считался божьим посланцем,

Никто его не мог тронуть и пальцем.

Гостя любили, уважали,

На лучшее место за столом сажали.

Казаки должны помогать друг другу:

Накормить, обогреть, напоить гостя,

Подтянуть коню подпругу.

При этом ценилась в казаках честность и сила духа.

Ученик:О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках:

Каждой команде мы сейчас раздадим конверты с разрезанными  пословицами, а вы попробуйте их собрать.

·               Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

·               И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

·               Казачья смелость порушит любую крепость.

·               Где тревога, туда казаку и дорога.

·               Казак без коня, что солдат без ружья

·               Казак родился – Отчизне пригодился.

·               Казачье братство милее богатства.

·               У казаков в бою жизнь общая: одного ранило – всем больно.

 

5. Рождение казака.

Казак уже с рожденья – воин,

Все дарят лук, одежду, стрелы, ружье, патроны, порох, пули.

По-моему, мы всё упомянули…

В 5 лет дитя по степи мог скакать,

А чуть научится стрелять –

И монету между пальцев пулей

мог казак наш выбивать.

Самым отвратительным пороком считали обман,

Тут уже наказывал – атаман

Наказанья были справедливы,

Хотя, слышали мы, что очень строги,

Но ведь это наши предки – казаки,

А значит, они всегда были правы!

6.Напутствие.

И хорошо, чтоб в наши дни

Не только мы с тобой одни

Традиции могли беречь,

И землю  от врага стеречь.

Родитель: Наша группа сделала своими руками картины с фигурками казака и казачек. Это праздничные наряды. У казаков веселья не бывает без казачьей частушки!

Дети поют частушки.

Чтобы дом свой защитить,

Сильным должен казак быть!

Чтоб границу охранять,

Должен на коне скакать.

 

Я сидела на окошке

Ехал казачок на кошке

Стал к окошку подъезжать

Не смог кошку удержать!

 

Ты до сборов не дорос,

Маленьким остался.

На коня тебя сажать

Дядька отказался!

 

Ну-ка, цыц, вы хохотушки!

Вам бы только все игрушки!

Незаметно год пройдёт,

И казак наш подрастет.

 

Мы девчата – казачата

Не умеем мы тужить

Без частушек – прибауток

Нам и суток не прожить

Учитель. Молодцы. Помните, ребята сказали, что в шапку казака вшивалась иконка.

Вера в Бога у каждого казака была особенной. Она давала казаку и бесстрашие перед смертельной угрозой, и уверенность в Божьей помощи в трудной ситуации, и силу в борьбе...

 

3 группа «Вера казака»

Родитель. Наша группа искала материал по теме «Вера казака».

Ученик:  Исторически казаки ОКВ были представителями двух основных религий: христианства и ислама. Мусульмане, знали арабскую письменность и русскую.

Ученик: Казаки старались часто посещать храмы. Более того, за честь считалось построить церковь или храм в казачьей «станице». (проецирование храмов на доске)

В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества.

Ученик: Шапку они снимают только в церкви, при чтении Евангелия и оголяют шашку на одну треть — это означает, что казак готов защищать честь России.

Ученик: В каждом войске были свои святые, свои выдающиеся деятели и Православные святые, знать имена которых - сыновняя обязанность казака. Покровитель Оренбургского казачества - Святой Георгий-Победоносец (демонстрация иконы).

Ученик: Мы встречались с отцом Иоанном в Храме Михаила Архангела города Сорочинска. Он рассказал о Святых, особо почитаемых казаками. А  нашу встречу запечатлели на видеокамеру.

Видеозапись со встречи с отцом Иоанном (видеозапись):

Казачьи заповеди. (Каждую заповедь дети быстро по очереди произносят)

Ученик: Каждый член казачьего общества должен знать и следовать главным принципам казачьей нравственности, которая в основе своей имеет нормы христианской морали.

1. Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе ее;

2. ЧЕСТЬ И ДОБРОЕ ИМЯ ДЛЯ КАЗАКА ДОРОЖЕ ЖИЗНИ

3. КАЗАКИ ВСЕ РАВНЫ В ПРАВАХ. ПОМНИ: "НЕТ НИ КНЯЗЯ, НИ РАБА, НО ВСЕ РАБЫ БОЖИИ!"

4. СЛУЖИ ВЕРНО СВОЕМУ НАРОДУ, А НЕ ВОЖДЯМ

5. ПО ТЕБЕ СУДЯТ ОБО ВСЕМ КАЗАЧЕСТВЕ И НАРОДЕ СВОЕМ

6. ДЕРЖИ СЛОВО. СЛОВО КАЗАКА ДОРОГО

7. ЧТИ СТАРШИХ, УВАЖАЙ СТАРОСТЬ

8. ПОГИБАЙ, А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ

9. ДЕРЖИСЬ ВЕРЫ ПРЕДКОВ, ПОСТУПАЙ ПО ОБЫЧАЯМ СВОЕГО НАРОДА

10. БУДЬ ТРУДОЛЮБИВ. НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙ

11. БЕРЕГИ СЕМЬЮ СВОЮ. СЛУЖИ ЕЙ ПРИМЕРОМ

Учитель. Соблюдайте правила и обычаи казачества.

А еще силен и  крепок казак своей вековой  дружбой с конем.

Сильнее этой дружбы на всем свете  нет.

4 группа. «Верный друг».  

 Родитель. Я сама очень люблю лошадей, поэтому стала руководителем группы. Искали материал в книгах, в интернете. Всем классом ездили на конезавод. Узнали много о лошадях, даже покатались верхом.

 Ученик:Казак и конь — это одно целое, удивительно прочное целое, в особенности в походе и на войне.(слайд)

Ученик:А посмотрите, каков казак на коне: сидит — не качнется, как прирос, будто родился вместе с конем. Посадка бодрая, живая, гордая, удалая: грудь вперед - колесом, плечи назад, голова запрокинута, шапка на самом затылке.

Ученик:Несмотря на некоторые различия в обрядах у казаков различных казачьих войск, одно, несомненно: все было подчиненно воспитанию воина. Так с момента рождения малыш был окружен вниманием казаков, заботой о том, чтобы вырастить из него казака – защитника Отечества, патриота Родины. Казак рождался воином. В семье его не называли мальчиком, а непременно казаком, казачьим сыном. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному.

 

Ученик:В три года казачата свободно сидели на лошади;

в десять - подростки могли гонять коней на водопой, запрячь и распрячь лошадь, пасти коней в ночном;

в двенадцать они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первую медицинскую помощь,

14-15 летние подростки могли джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь.

С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка – т.е. ученье воинскому делу.

В 19 лет – приводился к присяге на верность службе.

Конь и казак. (Инсценирование)

Коня и казака не разделяют,

Вместе живут и вместе умирают.

Казачка коня к казаку подводила

И тихо ему пред войной говорила:

«На этом коне уезжаешь, казак,

На этом коне и домой возвращайся,

поступить ты иначе не можешь никак!

Он твоего отца родного

Носил в огонь и из огня.

Конь боевой всего дороже,

И ты, родной, им дорожи.

И лучше сам ты ешь похуже,

Коня же в холе содержи!»

Кинжал не покупали казаки никогда,

В бою или по наследству доставался он всегда.

И прославился казак не ратным искусством, не военно-боевой удалью, а дивной, чарующей песней, да лихой казачьей джигитовкой.

Учитель. Что такое «джигитовка»?

Ни один праздник  не обходится без коня, без конных соревнований. И мы не отступим от этой традиции. Кони, правда, резиновые, зато казаки настоящие. И сейчас покажут свою удаль. Приглашаю двух самых отважных казаков. Прошу вывести коней. По команде нужно сесть на коня, проскакать по кругу и приподнять платочек. Прошу вывести коней. На старт.

Казачка. Я знаю песню «Ой, при лужку, при лужке..» (Исполняют один куплет)

Казачата. Мы любим шуточную песню

Песня «Ехал казак»

Учитель. Самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно.

 Взрослые казаки считали, что необходимым элементом обучения и воспитания казака являются игры. И относились к детским играм серьезно, поощряли их проведение.

Оренбургские казачата любили игры с коновязью, чехарду, нагайку и кнут,  городки, лапту, прыгалку через веревочку.

Сейчас поиграем в игру «У медведя во бору». Приглашаю желающих. Сейчас мы должны выбрать медведя. У нас один мальчик, он и будет медведем. Условия игры знаете? Слова помните?... У нас теперь другой медведь.

Игра «Казачья сила». Казаки народ не только быстрый да удалой, но ещё и сильный. Сейчас казаки покажут свою силу! (Амреслинг)

«Джигитка» крутка шашкой или танец с шашкой. В течение 1 минуты  должны продемонстрировать свое выступление.

Ученик    Казачата. Мою лошадку зовут «Зорька».

                       Кто хочет на ней покататься. Есть среди вас справный казак?

Ведущий       Что-то твоя лошадка хила! Её саму нужно на спине катать.

Ученик         Да  устала она. Попоить бы ее надобно.

Ведущий       Поможем «Бег с коромыслами»

 Ученик       Слушай мою команду .

                    На водопой, рысью марш!

Ученик           Итак,  тебе  и лошадь поить.

Ученик         Ну, молодцы, казачата. Теперь  она меня до дому  довезет

 Ведущий     А покататься?

Ученик           Кто на полный желудок бегает?

  Учитель. Ребята, молодцы! И родители удальцы! Хорошо справились с заданиями! Вот и прочитана последняя страничка нашего альбома. Вам, ребята надо знать не только настоящее, но и прошлое, чтобы глубоко и преданно любить свою Родину, свой город, школу и свою семью.

Ученик 1.  Возрождение казачества –

это вовсе не ребячество

И не месть, хоть униженных не счесть!

Может, в этом есть лихачество,

Но ведь здесь и суть казачества:

Никому не преклоняться, за родную землю драться,

Крепко Родину любить, если надо – защитить!

Честно жить, работать дружно –

Вот казачеству что нужно!

Ученик2.   Что жизнь коротка - не беда,

В ней можно успеть очень много.

Лишь мирно бы солнце светило всегда,

Сияло над каждым порогом.

Мир дому вашему!

Мир краю нашему

Живи и процветай, Оренбургский край!

Учитель. Вы, ребята, живите, творите, дерзайте во славу земли русской!

( На память гостям дарят ученики буклеты)

 

 

 

Дополнительный материал.

Святой Георгий-Победоносец (Каппадокийский)-христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен.
Согласно житию, святой Георгий родился во II веке в Каппадокии в семье христиан. Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Видя казни христиан, Георгий открыто исповедовал христианство и был подвергнут императором пыткам.  Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа.

На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. Праздник святого Георгия 26 ноября (9 декабря). Изображения святого Георгия встречаются издревле на великокняжеских монетах и печатях.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр.


Классный час. Тема: Возрождение казачества – это не ребячество

Классный час. Тема: Возрождение казачества – это не ребячество

Учитель . Дорогие ребята! Тема нашего классного часа - «Возрождение казачества – это не ребячество»

Учитель . Дорогие ребята! Тема нашего классного часа - «Возрождение казачества – это не ребячество»

Для казаков своеобразным паспортом, по которому можно многое сказать, являлась одежда

Для казаков своеобразным паспортом, по которому можно многое сказать, являлась одежда

Ну а крестный отец Сына военному искусству обучал,

Ну а крестный отец Сына военному искусству обучал,

А значит, они всегда были правы! 6

А значит, они всегда были правы! 6

Ученик : В каждом войске были свои святые, свои выдающиеся деятели и

Ученик : В каждом войске были свои святые, свои выдающиеся деятели и

С 17 лет казак назывался малолетка

С 17 лет казак назывался малолетка

На водопой, рысью марш! Ученик

На водопой, рысью марш! Ученик

Георгий открыто исповедовал христианство и был подвергнут императором пыткам

Георгий открыто исповедовал христианство и был подвергнут императором пыткам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020