Конспект занятия кружка по внеурочной деятельности «Родники творчества» (1- классы)
Тема: «Вышитое полотенце»
Цель: формирование познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом (вышивкой).
Задачи:
Познакомить детей с таким видом народного искусства, как вышивка.
2. Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
3. Вызвать желание выполнять узор, состоящий из геометрических фигур способом складывания и разрезания, составляя из них орнамент, красиво сочетая цвета.
4. Внести в активный словарь детей следующие слова: лен, вышивка, орнамент, рушник.
5. Развивать художественный вкус и творческие способности детей.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
- положительное отношение к самостоятельной творческой деятельности;
- уважительное отношение к труду;
- положительное отношение к творческой преобразовательной деятельности;
- интерес к творческой работе.
Познавательные:
- анализировать последовательность действий;
- постановка и формирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- понимать, анализировать и сравнивать новую информацию.
Коммуникативные:
-формулировать свои затруднения;
- проявлять активность для решения познавательных задач;
Регулятивные:
- адекватно использовать речь;
- контролировать себя в процессе работы;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- руководствоваться правилами при выполнении работы.
Оборудование:
(для учителя)
Образец работы, карточки с новыми словами.
(для учащихся)
Картон, цветная бумага, ножницы, клей –карандаш, простой карандаш, шаблоны кругов, мелкая деталь-цветы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Давайте поприветствуем гостей (кивком головы), которые пришли к нам на занятие.
2.Актуализация знаний. Введение в тему.
Загадаю вам загадку
«Говорит дорожка- два вышитых конца:
Помойся хоть немножко, и грязь умой с лица!
Иначе ты в полдня испачкаешь меня». (ПОЛОТЕНЦЕ)
3.Введение в тему. Постановка учебной задачи.
- Сейчас я вам расскажу об одной традиции русского народа. Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе.
Да, это полотенце. В старину его называли «Рушник» Почему?
- Скажите, а что эти рушники делает особенно красивыми и нарядными?
- Правильно, вышивка. А знаете ли вы, что вышивка один из самых любимых видов народного искусства? С древних времен на Руси любили вышивать вещи. Мастерицы брали отбеленный лен и вышивали на нем. Что это за ткань – лен? (демонстрация материалов).
4. Изучение нового материала.
Сегодня я на занятие принесла короб расписной. Давайте посмотрим, что в нем.
На льняной ткани вышивкой украшали рушники. (рассматриваем 3-4 полотенца)
Есть рушники с растительным и геометрическим орнаментом.
Орнамент – это узор, построенный на ритмичном чередовании элементов узора. Вышивки использовали разные стежки: крест, владимирская вышивка, гладь.
Здесь мы видим фигуры, и почти каждая фигура что-то обозначает:
Дерево-символ долголетия, здоровья
Птицы символ счастья.
Цветочный – процветания, богатство, рождение детей.
- Посмотрите, как красиво располагается узор на рушнике. Обратите внимание, один и тот же элемент узора повторяется на протяжении всей линии орнамента. Видите, как старательно работали мастерицы, какой аккуратный получился узор. Узор простой, но ярко выделяется на белом полотне, потому что мастерицы использовали сочные краски.
5.Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять.
В райский сад пойдем гулять.
Распустились там цветы
Небывалой красоты.
Птицы дивные спустились
На волшебные цветы.
Вправо, влево посмотрели,
Стали семена клевать,
Как в саду том всем приятно,
Но пора идти обратно
Хорошо чуть-чуть размяться,
Снова сели заниматься.
6.Закрепление. Творческое практическое задание.
Беседа по содержанию.
Сегодня мы с вами поговорим о владимирской вышивке.
-Вышивка во Владимирской земле складывалась в течении столетий. Основным цветом владимирской вышивки являлся красный-красивый. Красный цвет считали обережным от бед и напастей. Полотенца богато украшались кружевами. Орнамент в основном симметричный, т.е. две половины узора. Элементы узора – это птицы, цветы.
7. Творческая деятельность.
- Сейчас я вам предлагаю, выполнить работу в стиле владимирской вышивки.
- Для того, чтобы приступить к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами.
Правила техники безопасности с ножницами.
1. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).
2. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия кольцами вперед.
3. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями.
- Ну а теперь приступаем к своей творческой деятельности.
Порядок и показ приемов выполнения работы.
Демонстрация образца.
(Каждому ребенку раздается заготовки из картона и бумаги форм, шаблоны цветов и листьев, клей-карандаш, простой карандаш).
1. Найти середину рушника
2. Приклеить кружево и цветы
3. Обвести шаблоны кругов
4. Разрезать заготовки (полукруг, треугольники)
5. Составить и наклеить орнамент на основе.
Выполнение обучающимися практической работы.
Контроль за выполнением практической работы.
Физминутка
1.Зарядка для глаз.
8.Итог. Рефлексия.
Что вы узнали нового и интересного на уроке? Какими символическими образами украшались полотенца в старину? О чём хотели сказать рукодельницы, вышивая птиц?
Рушник
Оберег
Владимирский узор
Вышивка
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.