ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЯ № 3
Тема занятия: Кинематика твердого тела.
Цели занятия:
Образовательная:
- изучить равномерное движение тела по окружности и познакомить учащихся с основными характеристиками данного движения.
Развивающая:
- развивать способность обобщать и представлять разнообразную информацию в рамках общей поставленной задачи;
- формировать умения использовать основные понятия, формулы и физические законы движения тела при движении по окружности;
- развивать физическое мышление учащихся через практическую деятельность; развивать умения сравнивать и анализировать.
Воспитывающая:
- воспитывать самостоятельность;
- научить сотрудничеству;
- воспитывать уважение к мнению других (работа в группе).
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Тип занятия: комбинированный урок;
Вид занятия: пракико-ориентированное занятие.
Методы обучения: проблемный метод, самостоятельная работа, практические методы.
Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.
Техническое оснащение: линейка, карандаш, желоб, штатив, шарик, часы с секундной стрелкой, груз на нити.
Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:
ОДП.01 Математика;
Тема 1.1. Механическое движение.
Используемая литература:
Основная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
1 |
Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. |
М.: Просвещение, 2005 |
Дополнительная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
2 |
Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений. |
Дмитриева В.Ф. |
М.: Академия, 2002.
|
Структура и ход урока:
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос.
- Какое движение называют равномерным?
- Что называют скоростью равномерного движения?
- Какое движение называют ускоренным?
- Что такое ускорение тела?
- Что такое путь и перемещение?
- Какие типы траектории Вам известны?
- При каком движении путь и перемещение совпадают? Не совпадают?
III. Постановка цели и задач урока.
IV. Мотивация учебной деятельности учащихся.
V. Первичное усвоение новых знаний.
- Равномерное движение по окружности.
- Ускорение при равномерном движении точки по окружности.
- Направление ускорения при движении точки.
- Центростремительное ускорение.
- Абсолютно твердое тело.
- Поступательное движение.
- Вращательное движение твердого тела вокруг неподвижной оси.
- Угловая скорость: ω=φ/∆t (рад/с)
ωз (Земли вокруг оси) = 0,0000727 рад/с.
ω (точильного диска) = 140 рад/с
- Частота вращения – число оборотов за одну секунду.
υ (ню) – (1 Гц)
- Период вращения – время одного полного оборота.
Т – (1 с); Т = 1/υ.
- Один полный оборот φ = 2π рад
ω=2π/Т= 2πυ , φ=ω∆t угол поворота за ∆t секунд.
- Линейная скорость – скорость точки, движущейся по окружности.
=
2πR/Т= 2πRυ,
т.к. 2πυ=ω, то
= ωR
a=
2/R
,
= ωR,
a = ω2R
VI. Первичная проверка понимания.
- Тело движется равномерно по окружности в направлении часовой стрелке. Как направлен вектор ускорения при таком движении?
- Автомобиль движется на повороте по круговой траектории радиусом 50 м с постоянной по модулю скоростью 10 м/с. Каково ускорение автомобиля?
- Тело движется по окружности радиусом 10 м. Период его вращения равен 20с. Чему равна скорость тела?
- Тело движется по окружности радиусом 5м со скоростью 20 м/с. Чему равна частота вращения?
-
Автомобиль
движется с постоянной по модулю скоростью по траектории, представленной на
рисунке. В какой из указанных точек траектории центростремительное ускорение
минимально?
VII. Первичное закрепление.
Решение задач у доски.
- Велосипедист, едущий со скоростью 18 км/ч, начинает спускаться с горы. Определить скорость велосипедиста через 6 с, если ускорение равно 0,8 м/с2.
- Поезд через 20 с после начала движения приобретает скорость 0,6 м/с. Через сколько времени от начала движения скорость поезда станет равна 3 м/с?
-
Скорость
автомобиля за 10 с уменьшилась с 10 до 6 м/с. Написать формулу зависимости скорости от времени, построить график
этой зависимости и по графику определить скорость через 20 с.
- Определите скорость и центростремительное ускорение точек земной поверхности на экваторе, вызванное суточным вращением Земли. Радиус Земли принять равным 6400 км.
VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Самостоятельная работа.
Вариант №1
1. Колесо ветродвигателя радиусом 80 см делает один оборот за 2,5 секунды. Найдите скорость точек, находящихся на концах лопастей.
2.
Найдите период и частоту вращения компакт-диска диаметром 12 см при
линейной скорости крайних точек 20 м/с.
3. Тело движется по окружности с постоянной по модулю скоростью в направлении указанном стрелкой (см. рис.). Покажите на своем рисунке, как направлены скорость и ускорение тела в точках А, В, С.
Вариант №2
1.
Гоночный автомобиль движется по закруглению дороги радиусом 50 м. Чему
равно центростремительное ускорение автомобиля, если он движется со скоростью
144 км/ч?
2. Скорость резания токарного станка достигает 360 м/мин. Определите диаметр детали, если станок включен на 191 об/мин.
3. На рисунке изображен вектор скорости и ускорения тела. Вектор ускорения постоянен по модулю и направлению. Опишите характер движения тела в этом случае.
Вариант №3
1. Найдите линейную скорость вращения крайних точек граммофонной пластинки диаметром 36 см, если частота вращения 33,3 об/мин.
2.
Скорость гоночного автомобиля, движущегося по закруглению
дороги равна 108 км/ч. Центростремительное ускорение равно 15 м/с2.
Определите радиус закругления дороги, по которому движется автомобиль.
3. На рисунке в тетради изобразите мгновенные скорости в точках А, В и С траектории.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
[1], §20,21, |
Рабочая тетрадь по физике: стр. 5-8, в. 18-21, задача 5.
X. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.