Тема занятия: Механическое движение.
Оценка 4.8

Тема занятия: Механическое движение.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
физика
10 кл
22.03.2022
Тема  занятия: Механическое движение.
 повторение, углубление и систематизация имеющихся у учащихся сведений об описании движения тела;
документ.docx

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЯ № 1

          Тема  занятия: Механическое движение.

Цели занятия

 

Образовательная:  

-                   повторение, углубление и систематизация имеющихся у учащихся сведений об описании движения тела;

 

Развивающая:   

-                   способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать творческое обоснование.

 

Воспитывающая: 

-                   продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия,  чувства  коллективизма.

 

Формируемые компетенции:

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления нового материала                                                              

 

Вид занятия: пракико-ориентированное занятие.

 

Методы обучения:  словесные методы, наглядные методы, практические метод, объяснительно-иллюстративный метод.

 

Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.

 

Техническое оснащение: линейка,  карандаш, желоб, штатив, шарик, часы с секундной стрелкой, груз на нити.

 

Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.

 

Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:

ОДП.01 Математика

 

Используемая литература:

Основная

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

1

Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных  учреждений,

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

М.: Просвещение, 2005

 

 

Дополнительная

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

2

Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений.

Дмитриева В.Ф.

М.: Академия, 2002.

 

 

Структура и ход урока:

                   I.                        Организационный этап.

 

                II.                        Постановка цели и задач урока.

            Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

             III.                       Актуализация знаний в форме беседы.

-                   Наука для всех – познание окружающего мира – основы современной науки – машины и механизмы.

-                   Простые истины – падение камня вниз, обжигание огнем тела человека, ушиб о твердые тела.

-                   Преобразование мира – природа – физика – техника.      

-                   Физика и другие науки – изучение физикой простейших и наиболее общих свойств материи.

-                   Научный метод – опыт – законы – практика.

-                   Физические величины и их измерение.

-                   Связи между физическими величинами – изменение условий.

-                   Теория – объяснение частных закономерностей с общей точки зрения.

 

 IV.            Первичное усвоение новых знаний.

-                   Изменение положения тела (примеры).

-                   Механическое движение (определение).

-                   Равномерное движение точки (определение).

-                   Виды траектории при равномерном движении.

-                   Траектория (определение).

-                   Тело отсчета (определение).

-                   Система координат (определение).

-                   Кинематика (определение).

-                   Способы описания движения тела:

а) координатный;

б) векторный.

-                   Скорость – важная (вторая) кинематическая величина, характеризующая движение точки.

-                   Скорость – векторная физическая величина (имеет модуль и направление).

-                   Определение и формула расчета скорости.

-                   Смысл модуля скорости (расстояние, пройденное точкой за единицу времени).

-                   Средняя скорость неравномерного движения точки (определения и формула).

-                   Направление вектора средней скорости.

-                   Мгновенная скорость (определение).

-                   Направление вектора мгновенной скорости.

-                   Уравнение равномерного прямолинейного движения точки:

а) в векторной форме;

б) в координатной форме.

-                   Описание движения:

а) с помощью формулы  x = x0 + υxt.

б) с помощью графика.

-                   Графическое представление равномерного прямолинейного движения:

а) график зависимости скорости от времени;

б) график зависимости координаты от времени (линейная зависимость координаты от времени).

 

Демонстрации:

-                   Скатывание шарика по желобу.

-                   Измерение пространства (линейкой) и времени (часами с секундной стрелкой или электронными часами.)

-                   Траектория падающего шарика, выпущенного из рук и скатывающего шарика с наклонной плоскости.

-                   Траектория колеблющегося маятника.

-                   Неравномерное прямолинейное движение шарика, скатывающегося по наклонному желобу.

-                   Равномерное прямолинейное движение деревянного бруска по деревянной линейке.

 

    V.            Первичная проверка понимания.

                 Разбор вопросов:

-     Что такое физическая величина? (Измеряемое свойство тел или явлений.)

-     Как устанавливают связь между физическими величинами? (Изучая зависимость данной величины от характера изменения других величин в отдельности.)

-     Что такое механическое движение? (Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.)

-     Всегда ли справедливы законы классической механики Ньютона? (Нет, если рассматривается движение со скоростями, близкими к скорости света.)

-     Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается и движется ли вообще стратостат. Чем это объясняется? (отсутствием системы отсчета).

-     Какие части катящегося вагона движутся и какие находятся в покое относительно дороги, стен вагона? (покоятся относительно дороги только точки колес, соприкасающиеся в данное мгновение с дорогой; движутся относительно кузова все точки колес (за исключением точек оси колеса).

-     Какова траектория движения точек винта самолета по отношению к летчику? По отношению к земле? (окружность; винтовая линия).

-     Из центра горизонтально расположенного вращающегося диска по его поверхности пущен шарик. Каковы траектории шарика относительно Земли и диска? (спираль; прямая).

-     Почему говорят, что Солнце восходит и заходит? Что в данном случае является телом отсчета? (т.к. Земля вращается вокруг своей оси; система отсчета, связанная с плоскостью горизонта).

 

 VI.            Первичное закрепление.

Решение задач у доски.

1.                  Определить графически координаты движущегося тела в начальной, средней, конечной точке траектории. Определить путь, пройденный телом, и его перемещение в следующих случаях:

а) трактор, перепахивая поле, проехал по прямой линии 1,5 км дважды (туда и обратно);
            б) автомобиль проехал по прямой дороге 7 км к западу, а затем, повернув обратно, проехал еще 3 км к востоку.

2.                  Из пункта А и В, расстояние между которыми 120 км, навстречу друг другу выехали два автобуса: первый в 9 ч, а второй в 9 ч 30 мин утра. Первый двигался со скоростью 40км/ч, а второй – со скоростью 60 км/ч. Найти аналитически и графически, где и когда автобусы встретятся.

3.                  75-3Весь путь автомобиль проехал со средней скоростью 80 км/ч. Средняя скорость на первой четверти пути равнялась 120 км/ч. Какая была средняя скорость на оставшейся части пути?

4.                  На рисунке показаны графики зависимости координаты от времени автомобиля 1 и велосипедиста 2. Пользуясь графиками, найдите время и место их встречи.

(График 1 показывает, что автомобиль движется равномерно вдоль оси Х со скоростью 20 м/с. Из графика 2 видно, что велосипедист движется ему навстречу со скоростью 5 м/с. В начальный момент времени (t0 = 0) автомобиль и велосипедист находились на рассто-янии 250 м один от другого. Графики пересекаются в точке М. В этой точке и встретились автомобиль и велосипедист. Встреча произошла через 10 с от начала отсчета времени на расстоянии    200 м от начального положения автомобиля и 50 м от начального положения велосипедиста).

 

Как по графику зависимости скорости от времени находят перемещение тела?

 

VII.            Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

[1], §3-12,

 Рабочая тетрадь по физике: стр. 5-8, в. 1-11, задача 1.

 

VIII.            Рефлексия.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 1

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 1

Дополнительная № п/п

Дополнительная № п/п

Описание движения: а) с помощью формулы x = x 0 + υ x ∙ t

Описание движения: а) с помощью формулы x = x 0 + υ x ∙ t

Из пункта А и В, расстояние между которыми 120 км, навстречу друг другу выехали два автобуса: первый в 9 ч, а второй в 9 ч…

Из пункта А и В, расстояние между которыми 120 км, навстречу друг другу выехали два автобуса: первый в 9 ч, а второй в 9 ч…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2022