ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЯ № 1
Тема занятия: Механическое движение.
Цели занятия:
Образовательная:
- повторение, углубление и систематизация имеющихся у учащихся сведений об описании движения тела;
Развивающая:
- способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать творческое обоснование.
Воспитывающая:
- продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия, чувства коллективизма.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Вид занятия: пракико-ориентированное занятие.
Методы обучения: словесные методы, наглядные методы, практические метод, объяснительно-иллюстративный метод.
Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.
Техническое оснащение: линейка, карандаш, желоб, штатив, шарик, часы с секундной стрелкой, груз на нити.
Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:
ОДП.01 Математика
Используемая литература:
Основная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
1 |
Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. |
М.: Просвещение, 2005 |
Дополнительная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
2 |
Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений. |
Дмитриева В.Ф. |
М.: Академия, 2002.
|
Структура и ход урока:
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Актуализация знаний в форме беседы.
- Наука для всех – познание окружающего мира – основы современной науки – машины и механизмы.
- Простые истины – падение камня вниз, обжигание огнем тела человека, ушиб о твердые тела.
- Преобразование мира – природа – физика – техника.
- Физика и другие науки – изучение физикой простейших и наиболее общих свойств материи.
- Научный метод – опыт – законы – практика.
- Физические величины и их измерение.
- Связи между физическими величинами – изменение условий.
- Теория – объяснение частных закономерностей с общей точки зрения.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Изменение положения тела (примеры).
- Механическое движение (определение).
- Равномерное движение точки (определение).
- Виды траектории при равномерном движении.
- Траектория (определение).
- Тело отсчета (определение).
- Система координат (определение).
- Кинематика (определение).
- Способы описания движения тела:
а) координатный;
б) векторный.
- Скорость – важная (вторая) кинематическая величина, характеризующая движение точки.
- Скорость – векторная физическая величина (имеет модуль и направление).
- Определение и формула расчета скорости.
- Смысл модуля скорости (расстояние, пройденное точкой за единицу времени).
- Средняя скорость неравномерного движения точки (определения и формула).
- Направление вектора средней скорости.
- Мгновенная скорость (определение).
- Направление вектора мгновенной скорости.
- Уравнение равномерного прямолинейного движения точки:
а) в векторной форме;
б) в координатной форме.
- Описание движения:
а) с помощью формулы x = x0 + υx∙t.
б) с помощью графика.
- Графическое представление равномерного прямолинейного движения:
а) график зависимости скорости от времени;
б) график зависимости координаты от времени (линейная зависимость координаты от времени).
Демонстрации:
- Скатывание шарика по желобу.
- Измерение пространства (линейкой) и времени (часами с секундной стрелкой или электронными часами.)
- Траектория падающего шарика, выпущенного из рук и скатывающего шарика с наклонной плоскости.
- Траектория колеблющегося маятника.
- Неравномерное прямолинейное движение шарика, скатывающегося по наклонному желобу.
- Равномерное прямолинейное движение деревянного бруска по деревянной линейке.
V. Первичная проверка понимания.
Разбор вопросов:
- Что такое физическая величина? (Измеряемое свойство тел или явлений.)
- Как устанавливают связь между физическими величинами? (Изучая зависимость данной величины от характера изменения других величин в отдельности.)
- Что такое механическое движение? (Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.)
- Всегда ли справедливы законы классической механики Ньютона? (Нет, если рассматривается движение со скоростями, близкими к скорости света.)
- Стратонавты рассказывают, что если не обращать внимания на показания приборов, то невозможно определить, поднимается или опускается и движется ли вообще стратостат. Чем это объясняется? (отсутствием системы отсчета).
- Какие части катящегося вагона движутся и какие находятся в покое относительно дороги, стен вагона? (покоятся относительно дороги только точки колес, соприкасающиеся в данное мгновение с дорогой; движутся относительно кузова все точки колес (за исключением точек оси колеса).
- Какова траектория движения точек винта самолета по отношению к летчику? По отношению к земле? (окружность; винтовая линия).
- Из центра горизонтально расположенного вращающегося диска по его поверхности пущен шарик. Каковы траектории шарика относительно Земли и диска? (спираль; прямая).
- Почему говорят, что Солнце восходит и заходит? Что в данном случае является телом отсчета? (т.к. Земля вращается вокруг своей оси; система отсчета, связанная с плоскостью горизонта).
VI. Первичное закрепление.
Решение задач у доски.
1. Определить графически координаты движущегося тела в начальной, средней, конечной точке траектории. Определить путь, пройденный телом, и его перемещение в следующих случаях:
а) трактор, перепахивая поле, проехал по
прямой линии 1,5 км дважды (туда и обратно);
б) автомобиль проехал по прямой
дороге 7 км к западу, а затем, повернув обратно, проехал еще 3 км к востоку.
2. Из пункта А и В, расстояние между которыми 120 км, навстречу друг другу выехали два автобуса: первый в 9 ч, а второй в 9 ч 30 мин утра. Первый двигался со скоростью 40км/ч, а второй – со скоростью 60 км/ч. Найти аналитически и графически, где и когда автобусы встретятся.
3. Весь путь автомобиль проехал со средней скоростью 80 км/ч. Средняя скорость на первой четверти пути равнялась 120 км/ч. Какая была средняя скорость на оставшейся части пути?
4. На рисунке показаны графики зависимости координаты от времени автомобиля 1 и велосипедиста 2. Пользуясь графиками, найдите время и место их встречи.
(График 1 показывает, что автомобиль движется равномерно вдоль оси Х со скоростью 20 м/с. Из графика 2 видно, что велосипедист движется ему навстречу со скоростью 5 м/с. В начальный момент времени (t0 = 0) автомобиль и велосипедист находились на рассто-янии 250 м один от другого. Графики пересекаются в точке М. В этой точке и встретились автомобиль и велосипедист. Встреча произошла через 10 с от начала отсчета времени на расстоянии 200 м от начального положения автомобиля и 50 м от начального положения велосипедиста).
Как по графику зависимости скорости от времени находят перемещение тела?
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
[1], §3-12, |
Рабочая тетрадь по физике: стр. 5-8, в. 1-11, задача 1.
VIII. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.