ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЯ № 32
Тема занятия: Потенциал. Электроемкость. Конденсаторы.
Цели занятия:
Образовательная:
- ввести понятие потенциала электрического поля;
- сформировать понятие электроемкость, объяснить практическую значимость конденсаторов.
Развивающая:
- способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать творческое обоснование.
Воспитывающая:
- продолжить формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия, чувства коллективизма.
Формируемые компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Вид занятия: практико-ориентированное занятие.
Методы обучения: словесные методы, наглядные методы, практические метод, объяснительно-иллюстративный метод.
Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.
Техническое оснащение: набор конденсаторов.
Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:
ОДП.01 Математика
Используемая литература:
Основная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
1 |
Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. |
М.: Просвещение, 2005 |
Дополнительная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
2 |
Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений. |
Дмитриева В.Ф. |
М.: Академия, 2002.
|
Структура и ход урока:
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Актуализация знаний в форме беседы.
- Почему движение заряда в однородном электростатическом поле аналогично движению тела в гравитационном поле?
- Почему электростатическое поле потенциально?
- Чему равна потенциальная энергия двух зарядов, находящихся на некотором расстоянии друг от друга?
- На какие два типа делят молекулы вещества по характеру представленного распределения в них зарядов?
- В чем проявляется действие внешнего электростатического поля на молекулы полярного диэлектрика?
- Как действует внешнее электростатическое поле на молекулы полярного диэлектрика?
- Почему диэлектрик ослабляет электростатическое поле?
- Чему равен суммарный заряд незаряженного проводника?
- Чему равна напряженность поля внутри проводника, помещенного в электростатическое поле?
- Почему электростатическое поле не проникает внутрь проводника?
- Что называют электростатической защитой?
Объясните эксперименты:
1. Возьмите из набора по электролизу стакан и крышку с двумя закрепленными медными электродами. Клейма крышки соедините проводниками с полюсами электрофорной машины. Заполните стакан дымом, опустите незаряженные электроды в стакан, и затем достаньте их. Дым сохранится в стакане.
Зарядите электрофорную машину и электроды, опустите в стакан с дымом. Дым в стакане исчезнет. Как это объяснить? (Ответ: Частицы дыма, находятся в электрическом поле, электризуются. Под действием сил электрического поля они перемещаются к электродам.)
2. Как опытным путем определить знак на одном из полюсов электрофорной машины? (Ответ: Полюс электрофорной машины следует соединить с электрометром. Зарядив его, убираем проводник с помощью изолятора. Затем, наэлектризуем палочку из органического стекла о газету, поднесем ее к электрометру. Если угол отклонения стрелки уменьшается, то полюс имеет отрицательный заряд, и наоборот.)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Потенциал электрического поля.
- Разность потенциалов между двумя точками поля.
- Единицы измерения потенциала и разности потенциалов.
- Формула потенциала электростатического поля точечного заряда.
- Эквипотенциальные поверхности.
- Формула связи напряженности и разности потенциалов в произвольном электрическом поле, в однородном.
- Конденсаторы, их назначение.
- Электроемкость.
- Единицы электроемкости.
- От чего зависит электроемкость конденсатора.
- Для чего пространство между обкладками конденсатора заполняют диэлектриками.
- Как устроен конденсатор переменной емкости.
V. Первичная проверка понимания.
- Какую скорость приобретает электрон, пролетевший ускоряющую разность потенциалов 104В?
- Электрон начал двигаться по направлению силовых линий однородного электрического поля, напряжённость которого 120 В/м, имея начальную скорость 100 км/с. Какое расстояние пролетит электрон до момента, когда его скорость станет равной нулю? Какую разность потенциалов прошёл электрон? Удельный заряд электрона e/m=1,76·1011 Кл/кг. Какую скорость приобретает электрон, пролетевший ускоряющую разность потенциалов 104В?
- Пластины заряженного конденсатора притягиваются с силой F. Изменится ли эта сила, если в конденсатор ввести пластину из диэлектрика, чтобы она не касалась пластин?
- Расстояние между пластинами плоского воздушного конденсатора, присоединенного к источнику напряжения 180 В, увеличивают от 5 до 12 мм. Площадь пластин конденсатора 175 см2. Найти работу по раздвижению пластин, если известно, что конденсатор перед раздвижением пластин отключен от источника.
VI. Первичное закрепление.
1. Двум проводникам сообщили заряды +1 нКл и -1 нКл, зарядив их до разности потенциалов 100 В. Определить электроемкость проводников в фарадах, микрофарадах и пикофарадах.
4. Конденсатор состоит из трех полосок станиоля площадью 100 см2 каждая, разделенных слоями слюды толщиной 0,5 см. Крайние полоски станиоля соединены между собой. Определить емкость конденсатора. Диэлектрическая проницаемость слюды 6.
1. Определить электроемкость воздушного конденсатора емкостью 10 пФ, если пластины конденсатора будут опущены в воду? в керосин? Диэлектрическая проницаемость воды 81, керосина 2,1.
2. Определить работу по перемещению точечного заряда 22 нКл из бесконечности в точку, с потенциалом 100 В.
1. Каким запасом энергии обладает конденсатор, изготовленный из двух полосок станиоля площадью 20 см2 каждая и парафинированной бумаги толщиной 0,3 мм, если ему сообщить заряд 40 мкКл? Диэлектрическая проницаемость парафинированной бумаги 2,1.
2. На расстоянии 0,1 м от точечного заряда на пробный заряд 10 нКл действует сила 90 мкН. Найти модуль точечного заряда и напряженность поля в этой точке.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
[1], § 86-94, Рабочая тетрадь по физике: стр. 30-35, в. 1-14, |
задача 1.
VIII. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.