Тема занятия: Силы в механике.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

формирование знания и умения решать задачи применительно к движению и взаимодействию тел
Иконка файла материала документ.docx

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЯ № 6.

          Тема  занятия: Силы в механике.

 

Цели занятия

Образовательная:  

-                   формирование знания и умения решать задачи применительно к движению и взаимодействию тел.

Развивающая:   

-                   формирование умения наблюдать, логично объяснять физические явления, проводить анализ и синтез, выдвигать гипотезы и находить решения проблемных вопросов.

Воспитывающая: 

-                   формирование умений концентрировать внимание, вести диалог, работать в коллективе.

 

Формируемые компетенции:

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Тип занятия: комбинированный урок;                                                            

 

Вид занятия: практико-ориентированное занятие.

 

Методы обучения:  проблемный метод, самостоятельная работа, практические методы.

 

Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.

 

Техническое оснащение: динамометры, набор грузов.

 

Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.

 

Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:

ОДП.01 Математика.

Тема 1.1. Механическое движение.

Тема 2.1. Законы механики.

Используемая литература:

Основная

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

1

Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных  учреждений,

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

М.: Просвещение, 2005

 

 

Дополнительная

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

2

Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений.

Дмитриева В.Ф.

М.: Академия, 2002.

 

 

Структура и ход урока:

 

                               I.            Организационный этап.

                            II.            Актуализация опорных  знаний.

Решение качественных задач.

1.                  К потолку каюты равномерно движущегося теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход пойдет: а) ускоренно (замедленно); б) повернет в сторону; в) внезапно остановится?

2.                  Какое физическое явление наблюдается при выколачивании зерна барабаном комбайна?

3.                  Как ослабляют силу удара тяжелого мяча, ловя его руками?

4.                  Два вагона разных масс движутся с одинаковой скоростью. Как изменится скорость вагона, если приложить к ним одну и ту же силу, препятствующую движению? Какой из вагонов раньше остановится?

                         III.            Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

                         IV.            Первичное усвоение новых знаний.

-                   Вес тела.

-                   Сила тяжести.

-                   Невесомость.

-          Закон всемирного тяготения.

-           ; коэффициент пропорциональности G=6,67·10-11Н·м2/кг2.

-                   Сила трения.

-                   Трение может быть нескольких видов: трение покоя, трение скольжения и трение качения.

-                   Трение покоя мешает началу движения тела по некоторой поверхности. Сила трения покоя по величине равна силе, которая прикладывается к телу.

-                   Сила трения скольжения Fтр.ск возникает при сколь­жении одного тела по поверхности другого. Её направление противоположно скорости движения тела.

-                   Модуль силы трения скольжения прямо пропорционален силе нормальной реакции опоры N:, где μ — безразмерная величина.

-                   Коэффициент пропорциональности μ — коэффициент трения скольжения, зависящий от вида веществ соприкаса­ющихся тел, состояния их поверхностей и скорости сколь­жения одного тела относительно другого.

-                   Модуль силы трения скольжения при движении по го­ризонтальной поверхности

-        , поскольку .

-                   Трение качения возникает при качении одного тела по по­верхности другого.

-                   Модуль силы трения качения равен отношению произве­дения коэффициента трения качения R, модуля силы нор­мальной реакции опоры N к радиусу R катящегося тела.

.

-                   Сила упругости.

-                   Закон Гука: (Fупр)х = -кх

-                   Здесь x – удлинение тела (пружины), к – коэффициент пропорциональности, который называется жёсткостью тела (пружины).

-                   Жесткость зависит от размеров тела, формы и материала. Единица измерения жёсткости в СИ:

-                   Сила реакции опоры.

-                   Две силы можно заменить равнодействующей силой (см. рис.).

p-03c-3

-                   Если силы сонаправлены, то равнодействующая сила равна их сумме и направлена в ту же сторону. Если силы противоположно направлены, то равнодействующая сила равна их разности и направлена в сторону большей силы. Следствие: равнодействующая уравновешенных сил равна нулю.

 

                            V.            Первичная проверка понимания.

Решение задач у доски.

-                   На каком расстоянии сила притяжения двух шариков массами по 1 г равна 6,7·10-17 Н?

-                   На сколько удлиниться пружина под нагрузкой 12,5 Н, если под нагрузкой в 10 Н пружина удлинилась на 4 см?

 

                         VI.            Первичное закрепление.

Решение задач у доски.

-                   Велосипедист, ехавший со скоростью 36 км/ч, увидел примерно в 10 м от себя препятствие и резко затормозил. Успеет ли велосипедист остановиться до препятствия? Коэффициент трения скольжения шин по сухому асфальту 0,7. Как изменится тормозной путь при увеличении скорости движения в 2 раза?

-                   Человек массой 80 кг поднимается в лифте равнозамедленно, вертикально вверх, с ускорением 2 м/с2. Определите силу давления человека на пол кабины лифта.

-                   Автомобиль массой 5 т трогается с места с ускорением 0,6 м/с2. Найти силу тяги, если коэффициент сопротивления движению равен 0,04.

 

                      VII.            Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 

Самостоятельная работа.

Вариант №1

1. С какой силой притягиваются друг к другу два военно-морских корабля массой по 10000 т каждый на расстоянии 50 м друг от друга?

2. Сколько времени падал бы груз с высоты Останкинской телебашни (h= 540 м)? Какой будет его скорость в момент падения на поверхность Земли?

3. Как направлено ускорение, с которым движется искусственный спутник Земли?

 

Вариант № 2

1. Определите ускорение свободного падения на Юпитере, если известно, что его масса в 318 раз, а радиус в 11,2 раз больше чем у Земли.

2. Всегда ли выполняется закон всемирного тяготения? Можно ли укрыться от сил всемирного тяготения?

3. Камень свободно падает с высоты 80 м без начальной скорости. Найдите время полета и перемещение за последнюю секунду падения. 

 

Вариант №3

1. С высоты 50 м свободно падает тело. Какова его скорость в момент падения?

2. Сила притяжения между двумя одинаковыми шарами 0,01 Н. Каковы массы шаров, если расстояние между их центрами равно 1 м?

3. Во сколько раз уменьшится сила притяжение спутника к Земле, при удалении его от поверхности Земли на расстояние равное радиусу Земли?

 

Вариант №4

1. Как велика сила взаимного притяжения двух спутников Земли массой 3,87 т каждый, если они сблизятся до расстояния 100 м?

2. Сколько времени падало тело, если за последние 2 секунды оно прошло 60 м?

3. Можно ли с Земли бросить тело так, чтобы оно не упало обратно?

 

 

Вариант №5

1. Определите силу притяжения между Землей и Солнцем, если их массы 6×1024 и 2×1030 кг соответственно, а расстояние между ними 1,5×108 км.

2. Некоторое тело упало на землю с высоты 400 м. Найдите время падения и скорость тела в момент удара о землю.

3. Где ускорение свободного падения больше на экваторе или на полюсе Земли? Почему?

 

 

                   VIII.            Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

[1], §31-40,

Рабочая тетрадь по физике: стр. 8-12, в. 11-27, задачи 1,2.

 

             IX.                       Рефлексия.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru