ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЯ № 6.
Тема занятия: Силы в механике.
Цели занятия:
Образовательная:
- формирование знания и умения решать задачи применительно к движению и взаимодействию тел.
Развивающая:
- формирование умения наблюдать, логично объяснять физические явления, проводить анализ и синтез, выдвигать гипотезы и находить решения проблемных вопросов.
Воспитывающая:
- формирование умений концентрировать внимание, вести диалог, работать в коллективе.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Тип занятия: комбинированный урок;
Вид занятия: практико-ориентированное занятие.
Методы обучения: проблемный метод, самостоятельная работа, практические методы.
Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.
Техническое оснащение: динамометры, набор грузов.
Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:
ОДП.01 Математика.
Тема 1.1. Механическое движение.
Тема 2.1. Законы механики.
Используемая литература:
Основная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
1 |
Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. |
М.: Просвещение, 2005 |
Дополнительная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
2 |
Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений. |
Дмитриева В.Ф. |
М.: Академия, 2002.
|
Структура и ход урока:
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Решение качественных задач.
1. К потолку каюты равномерно движущегося теплохода подвешен шар. Какое произойдет изменение в положении шара, если теплоход пойдет: а) ускоренно (замедленно); б) повернет в сторону; в) внезапно остановится?
2. Какое физическое явление наблюдается при выколачивании зерна барабаном комбайна?
3. Как ослабляют силу удара тяжелого мяча, ловя его руками?
4. Два вагона разных масс движутся с одинаковой скоростью. Как изменится скорость вагона, если приложить к ним одну и ту же силу, препятствующую движению? Какой из вагонов раньше остановится?
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Вес тела.
- Сила тяжести.
- Невесомость.
- Закон всемирного тяготения.
-
; коэффициент пропорциональности G=6,67·10-11Н·м2/кг2.
- Сила трения.
- Трение может быть нескольких видов: трение покоя, трение скольжения и трение качения.
- Трение покоя мешает началу движения тела по некоторой поверхности. Сила трения покоя по величине равна силе, которая прикладывается к телу.
- Сила трения скольжения Fтр.ск возникает при скольжении одного тела по поверхности другого. Её направление противоположно скорости движения тела.
-
Модуль силы трения
скольжения прямо
пропорционален силе нормальной реакции опоры N:, где
μ — безразмерная величина.
- Коэффициент пропорциональности μ — коэффициент трения скольжения, зависящий от вида веществ соприкасающихся тел, состояния их поверхностей и скорости скольжения одного тела относительно другого.
- Модуль силы трения скольжения при движении по горизонтальной поверхности
-
, поскольку
.
- Трение качения возникает при качении одного тела по поверхности другого.
- Модуль силы трения качения равен отношению произведения коэффициента трения качения R, модуля силы нормальной реакции опоры N к радиусу R катящегося тела.
.
- Сила упругости.
- Закон Гука: (Fупр)х = -кх
- Здесь x – удлинение тела (пружины), к – коэффициент пропорциональности, который называется жёсткостью тела (пружины).
-
Жесткость
зависит от размеров тела, формы и материала. Единица измерения жёсткости
в СИ:
- Сила реакции опоры.
- Две силы можно заменить равнодействующей силой (см. рис.).
|
- Если силы сонаправлены, то равнодействующая сила равна их сумме и направлена в ту же сторону. Если силы противоположно направлены, то равнодействующая сила равна их разности и направлена в сторону большей силы. Следствие: равнодействующая уравновешенных сил равна нулю.
V. Первичная проверка понимания.
Решение задач у доски.
- На каком расстоянии сила притяжения двух шариков массами по 1 г равна 6,7·10-17 Н?
- На сколько удлиниться пружина под нагрузкой 12,5 Н, если под нагрузкой в 10 Н пружина удлинилась на 4 см?
VI. Первичное закрепление.
Решение задач у доски.
- Велосипедист, ехавший со скоростью 36 км/ч, увидел примерно в 10 м от себя препятствие и резко затормозил. Успеет ли велосипедист остановиться до препятствия? Коэффициент трения скольжения шин по сухому асфальту 0,7. Как изменится тормозной путь при увеличении скорости движения в 2 раза?
- Человек массой 80 кг поднимается в лифте равнозамедленно, вертикально вверх, с ускорением 2 м/с2. Определите силу давления человека на пол кабины лифта.
- Автомобиль массой 5 т трогается с места с ускорением 0,6 м/с2. Найти силу тяги, если коэффициент сопротивления движению равен 0,04.
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Самостоятельная работа.
1. С какой силой притягиваются друг к другу два военно-морских корабля массой по 10000 т каждый на расстоянии 50 м друг от друга?
2. Сколько времени падал бы груз с высоты Останкинской телебашни (h= 540 м)? Какой будет его скорость в момент падения на поверхность Земли?
3. Как направлено ускорение, с которым движется искусственный спутник Земли?
1. Определите ускорение свободного падения на Юпитере, если известно, что его масса в 318 раз, а радиус в 11,2 раз больше чем у Земли.
2. Всегда ли выполняется закон всемирного тяготения? Можно ли укрыться от сил всемирного тяготения?
3. Камень свободно падает с высоты 80 м без начальной скорости. Найдите время полета и перемещение за последнюю секунду падения.
1. С высоты 50 м свободно падает тело. Какова его скорость в момент падения?
2. Сила притяжения между двумя одинаковыми шарами 0,01 Н. Каковы массы шаров, если расстояние между их центрами равно 1 м?
3. Во сколько раз уменьшится сила притяжение спутника к Земле, при удалении его от поверхности Земли на расстояние равное радиусу Земли?
1. Как велика сила взаимного притяжения двух спутников Земли массой 3,87 т каждый, если они сблизятся до расстояния 100 м?
2. Сколько времени падало тело, если за последние 2 секунды оно прошло 60 м?
3. Можно ли с Земли бросить тело так, чтобы оно не упало обратно?
1. Определите силу притяжения между Землей и Солнцем, если их массы 6×1024 и 2×1030 кг соответственно, а расстояние между ними 1,5×108 км.
2. Некоторое тело упало на землю с высоты 400 м. Найдите время падения и скорость тела в момент удара о землю.
3. Где ускорение свободного падения больше на экваторе или на полюсе Земли? Почему?
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
[1], §31-40, |
Рабочая тетрадь по физике: стр. 8-12, в. 11-27, задачи 1,2.
IX. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.