ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЯ № 24
Тема занятия: Свойства поверхности жидкостей.
Цели занятия:
Образовательная:
- ознакомить учащихся с особенностями жидкого состояния, раскрыть природу сил поверхностного натяжения;
Развивающая:
- развивать у обучающихся умение делать выводы с помощью наблюдений и опытов, а также находить рациональные пути решения задач;
Воспитывающая:
- продолжить формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия, чувства коллективизма.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Тип занятия: комбинированный урок;
Вид занятия: практико-ориентированное занятие.
Методы обучения: проблемный метод, самостоятельная работа, словесные методы.
Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.
Техническое оснащение: пробирка, вода, мыльный раствор, игла.
Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:
Используемая литература:
Основная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
1 |
Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. |
М.: Просвещение, 2005 |
Дополнительная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
2 |
Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений. |
Дмитриева В.Ф. |
М.: Академия, 2002.
|
Структура и ход урока:
I. Организационный этап.
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:
- Сформулируйте определение процесса кипения.
- При какой температуре кипит жидкость?
- При каком условии пузырьки в жидкости начинают увеличиваться в объеме?
- Почему их объем увеличивается при подъеме в жидкости?
- Почему температура остается постоянной в процессе кипения?
- Как температура кипения зависит от давления воздуха над жидкостью?
- Какая жидкость называется перегретой?
III. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Эксперимент 1 Пускание мыльных пузырей.
- Эксперимент 2 Плавание иглы на поверхности воды.
- Эксперимент 3
- Пробирку заполняют водой, прикрывают листком бумаги и перевертывают. При этом держат строго в вертикальном направлении, листок убирают. И вода не проливается. Почему?
- Коэффициент поверхностного натяжения.
- Энергия поверхностного слоя жидкости.
- Способы определения коэффициента поверхностного натяжения:
· Метод рамки
· Метод капель
- Явление смачивания.
- Капиллярные явления.
V. Первичная проверка понимания.
- У какой воды больше коэффициент поверхностного натяжения: у холодной или горячей?
- Из круглой дырочки в дне сосуда капает жидкость. Масса 100 капель равна 2 г. Которым является поверхностное натяжение жидкости, если диаметр шейки капли перед отрывом равна 1,2 мм?
- Найдите массу воды, поднявшейся по капилляру, диаметр которого 0,64 мм.
VI. Первичное закрепление.
- Тонкая стальная игла может «лежать» на поверхности воды. Удастся ли этот эксперимент, если заранее иглу тщательно протереть одеколоном?
- В спирт опущена трубка. Диаметр ее внутреннего канала равен 0,5 мм. На какую высоту поднимется спирт в трубке? Плотность спирта 800 кг/м3.
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Вопросы для устного опроса
1. Поверхностное натяжение. Свойства поверхностного слоя жидкости. Рисунок
2. Энергия поверхностного слоя жидкости.
3. Сила поверхностного натяжения. Примеры. Формула
- Коэффициент поверхностного натяжения: обозначение, единицы измерения, от чего зависит.
4. Смачивание и несмачивание, рисунок, физическая суть.
- Мениск.
- Краевой угол.
- Учет и использование.
5. Капиллярность:
- Опускание и поднятие жидкости в капилляре (рисунок).
- Высота подъема или опускания жидкости в капилляре (вывод формулы).
- Учет и использование.
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рабочая тетрадь по физике: стр. 26-30, задача 2.
IX. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.