Тема занятия: Тепловые двигатели.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

 сформировать понятие об обратимых и необратимых тепловых процессах, углубить знания учащихся о тепловых двигателях;
Иконка файла материала документ.docx

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЯ № 20

          Тема  занятия: Тепловые двигатели.

 

Цели занятия

Образовательная:  

-                   сформировать понятие об обратимых и необратимых тепловых процессах, углубить знания учащихся о тепловых двигателях;

 

Развивающая:   

-                   развивать умение сравнивать и анализировать;

 

Воспитывающая: 

формировать коммуникативные компетентности во время применения интерактивных форм работы и работы в малых группах.

 

Формируемые компетенции:

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Тип занятия: комбинированный урок;                                                            

 

Вид занятия: лекция с элементами беседы.

 

Методы обучения:  проблемный метод, самостоятельная работа, словесные методы.

 

Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.

 

Техническое оснащение:

 

Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.

 

Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:

 

Используемая литература:

Основная

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

1

Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных  учреждений,

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

М.: Просвещение, 2005

Дополнительная

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

2

Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений.

Дмитриева В.Ф.

М.: Академия, 2002.

 

 

Структура и ход урока:

 

I.                   Организационный этап.

II.                Актуализация опорных  знаний.

Фронтальный опрос.

 

-                   От каких физических величин зависит внутренняя энергия тела?

-                   Привести примеры превращения механической энергии во внутреннюю и наоборот.

-                   От каких величин зависит работа, совершаемая силой давления газа?

-                   Какую по знаку работу совершает газ при расширении и при сжатии?

-                   Какой геометрический смысл имеет работа?

-                   Сформулируйте первый закон термодинамики

-                   Как определить изменение внутренней энергии системы согласно первому закону термодинамики?

-                   На что расходуется, согласно I закону термодинамики, количество тепло­ты, подведенное к системе?

-                   Какой процесс называется адиабатическим?

-                   Сформулируйте I закон термодинамики для адиабатного процесса.

-                   За счет какой энергии совершается работа при адиабатичном расширении газа?

-                   Почему при адиабатном расширении температура газа падает, а при сжатии возрастает?

Решение задач:

-                   Газ, занимающий объем V, и имеющий давление р, расширяется до объема V2 один раз изобарно, другой - изотермически. В каком случае работа рас­ширения газа больше? Докажите ответ графически.

-                   В стальном баллоне находится гелий массой 0,5 кг при температуре 10°С. Как изменится внутренняя энергия гелия, если его температура повысится до 30°С?

 

III.            Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

IV.             Первичное усвоение новых знаний.

-                   Определение  теплового двигателя.

-                   Нагреватель, холодильник, их роль в работе теплового двигателя.

-                   Что называют рабочим телом. Какие вещества используются в качестве рабочего тела в двигателях.

-                   Формула для определения работы, совершаемой двигателем.

-                   КПД теплового двигателя.

-                   Формула КПД машины Карно.

-                   КПД двигателей внутреннего сгорания.

-                   Необратимые процессы.

-                   Второй закон термодинамики.

 

V.                Первичная проверка понимания.

-                   Во время сгорания топлива в тепловом двигателе выделилось количество теплоты 200 кДж, а холодильнику передано количество теплоты 120 кДж. Какой КПД теплового двигателя?

-                   Максимально возможный КПД двигателя, у которого температура нагревателя 2000 К, а температура холодильника 100 °С?

-                   Температура нагревателя идеальной тепловой машины равна 477 °С. Какой должна быть температура холодильника, чтобы КПД машины равен 80 %?

 

VI.             Первичное закрепление.

-                   Идеальный тепловой двигатель совершил работу 40 кДж, при этом рабочее тело получило от нагревателя количество теплоты 68 кДж. Определите КПД машины?

-                   На сколько изменилась внутренняя энергия 0,5 кг ацетилена находящегося в газовом баллоне при охлаждении его на 400 с.

 

VII.          Контроль усвоения материала.

 

Тест.

Вариант №1

1.                  Какие из названных ниже механизмов являются неотъемлемыми частями  теплового двигателя?

А. Цилиндр                           В. Нагреватель         Б. Турбина                            Г. Поршень

2.                  Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя 200 Дж и отдает холодильнику 150 Дж. Чему равен КПД двигателя?

А. 25%                                   В. 67%                   Б. 33%                                   Г. 75%

3.                  ДВС работает на

А. нефти                        В. торфе и дровах      Б. каменном угле                 Г. бензине

4.                  Чему равно максимальное значение КПД, которое может иметь тепловой двигатель с температурой нагревания 527 С и температурой холодильника 27 С?

А. 95%                                 В. 37,5%                  Б. 62,5%                              Г. 5%

5.                  Температуру нагревателя и холодильника теплового двигателя повысили на одинаковое количество градусов Т. Как изменился при этом КПД двигателя?

А. увеличился                   Б. уменьшился                    В. не изменился

 

Вариант №2

1.                  Какие из названных ниже механизмов являются неотъемлемыми частями V теплового двигателя?

А. Турбина                     В. Цилиндр           Б. Холодильник                   Г. Поршень

2.                  Тепловой двигатель за цикл получает от нагревателя 150 Дж и отдает холодильнику 120 Дж. Чему равен КПД двигателя?

А. 20%                                   В. 75%             Б. 25%                                   Г. 80%

3. Температуру нагревателя и холодильника теплового двигателя понизили на одинаковое количество градусов Т. Как изменился при этом КПД двигателя?

А. увеличился             Б. уменьшился                       В. не изменился

4.                  Чему равно максимальное значение КПД, которое может иметь тепловой двигатель с температурой нагревания 727 С и температурой холодильника 27 С?

А. 4%                                    В. 70%                      Б. 30%                                      Г. 96%

5.                  Каков приблизительно КПД двигателей внутреннего сгорания?

А. 7-15%                       В. 40-50%               Б. 20-40%                             Г. 50-60%

 

VIII.       Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

[1], §82-84,

Рабочая тетрадь по физике: стр. 22-26, в. 17-21, задача 3.

 

IX.             Рефлексия.

 


 

Скачано с www.znanio.ru