ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЯ № 29
Тема занятия: Закон Кулона.
Цели занятия:
Образовательная:
- ввести понятие электрического заряда; закона сохранения заряда, напряженности электрического поля;
- закрепить умение применять формулу напряжённости электрического поля, закон Кулона, закон сохранения электрического заряда и принцип суперпозиции полей при решении задач.
Развивающая:
- способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать творческое обоснование.
Воспитывающая:
- продолжить формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия, чувства коллективизма.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Вид занятия: практико-ориентированное занятие.
Методы обучения: словесные методы, наглядные методы, объяснительно-иллюстративный метод.
Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.
Техническое оснащение: набор лабораторного оборудования по электростатике и электродинамике.
Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:
ОДП.01 Математика
Используемая литература:
Основная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
1 |
Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. |
М.: Просвещение, 2005 |
Дополнительная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
2 |
Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений. |
Дмитриева В.Ф. |
М.: Академия, 2002.
|
Структура и ход урока:
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Актуализация знаний в форме беседы.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Электрический заряд.
- Единица измерения электрического заряда.
- Закон сохранения электрического заряда.
- Закон Кулона.
- Напряжённость электрического поля.
- Направление напряжённости электрического поля.
- Расчёт напряжённости поля точечного заряда.
- Принцип суперпозиции полей.
Эксперимент 1
Подвесили на нитку кусочек фольги. И поднесем к нему палочку из оргстекла.
— Что вы наблюдаете?
Никаких изменений не происходит.
Значит, тело не обладает зарядами. Натрем палочку из оргстекла о бумагу. Кусочек фольги начал притягиваться. Значит, один из способов сообщить телу электрический заряд - натереть его.
Убедиться, что это не единственный способ зарядить тела.
Эксперимент 2
Ударим эбонитовой палочкой о резиновую трубку. Поднесем тела к электрометрам, а затем соединим, стрелки вначале отклонятся, а после соединения проволокой вернутся в первоначальное положение. Эбонитовая палочка и резиновая трубка зарядилась- разными по знаку зарядами, но одинаковыми по модулю.
Способность частии (или тел) к электромагнитному взаимодействию характеризует электрический заряд.
Электрический заряд - физическая величина, определяющая силу электромагнитного взаимодействия.
Эксперимент 3
Отрежем две полоски бумаги по ширине около 1 см. Сблизим. Взаимодействие отсутствует. Положим на тетрадь и проведем несколько раз ручкой.
Будем сближать полоски, взяв их в руки, полоски оттолкнутся друг от друга.
Эксперимент 4 -
К подвешенной фольге поднести заряженную палочку, фольга притягивается. Если же фольга коснется палочки, фольга будет отталкиваться.
Значит, заряженные тела могут отталкиваться. Это объясняется существованием двух различных зарядов. Один из них положительный, а другой отрицательный.
При соприкосновении одной и той же пластиковой ручки были сообщены бумаге одинаковые заряды.
Следовательно, между электрическими зарядами одинакового знака действуют силы отталкивания, а между зарядами противоположных знаков действуют силы притяжения.
Для обнаружения и измерения электрических зарядов применяют электрометр. По углу отклонения стрелки электрометра можно судить о значении электрического заряда, переданного стержню электрометра.
Эксперимент 5
Установим два одинаковых электрометра. На стержне одного из них укрепим металлический диск и поставим на него второй такой же с ручкой изолятора. Между дисками положим кусок сукна. Взявшись за ручку, сделаем несколько движений и снимаем верхний диск. Стрелка электрометра отклонится. Верхний диск поднесем ко второму электрометру. Стрелки электрометров отклонились на один и тот же угол, примерно. Теперь соединим проволокой электрометры, стрелки вернутся в первоначальное положение.
Методические рекомендации по решению задач.
Задачи по электростатике удобно разделить на две группы. К первой группе можно отнести задачи на расчёт силовых и энергетических характеристик электростатического поля, ко второй – все задачи на равновесие либо движение заряженных тел (частиц) в электростатическом поле.
Задачи первой группы связаны с представлениями о существовании электростатического поля вокруг неподвижных заряженных тел и сводятся к нахождению основных характеристик поля. При их решении необходимо:
1) сделать рисунок, изобразив линии напряжённости электростатического поля и заряженные тела, помещённые в это поле;
2) при нахождении напряжённости поля в некоторой точке следует помнить, что это векторная величина и направлена по касательной к линии напряжённости. Если поле образовано точечным зарядом, то она направлена вдоль прямой, соединяющей заряд и точку, в которой определяют , от заряда, если q>0, и к заряду, если q<0;
3) если поле создано системой точечных зарядов, то напряжённость поля рассчитывают согласно принципу суперпозиции: = + +… +, не забывая, что это геометрическая сумма. Следует правильно определить направление : для положительного точечного заряда вектор направлен по радиальной линии от заряда, для отрицательного – к заряду;
4) если при взаимодействии заряженных тел происходит перераспределение зарядов, то запишите закон сохранения зарядов.
Решение задач второй группы основано на применение законов механики с учётом закона Кулона и вытекающих из него следствий. Такие задачи рекомендуется решать в следующем порядке:
1) сделайте рисунок, изобразив все силы, действующие на заряженное тело, и запишите для него условие равновесия или основное уравнение динамики;
2) выразите силы электростатического взаимодействия через заряды или характеристики поля и подставьте эти выражения в исходное уравнение. При этом надо помнить, что между одноимёнными зарядами действуют силы отталкивания, а между разноимёнными - силы притяжения. При вычислении в формулу закона Кулона подставляют абсолютные значения зарядов, знаки зарядов учитывают только при определении направления сил. Если известна напряжённость поля, то силу можно определить по формуле = q, учитывая, что , если q>0 и , если q<0;
3) при рассмотрении движения заряженных частиц в электростатическом поле следует выяснить характер движения и использовать кинематические и динамические уравнения движения или закон сохранения энергии;
4) запишите вспомогательные формулы, а полученную систему уравнения решите относительно неизвестной величины.
V. Первичная проверка понимания.
Маленький шарик массой 2 • 10~3 кг, подвешенный на тонкой шелковой нити, несет на себе заряд 3 • 10"7 Кл. На какое расстояние снизу к нему следует поднести другой маленький шарик с зарядом 5 • 107 Кл, чтобы напряжение нити уменьшилось в 2 раза?
- Капелька массой 10 гр находится в равновесии в электрическом поле с напряженностью 98 Н/Кл. Найти величину заряда капельки.
VI. Первичное закрепление.
- Два одноименно заряженных маленьких шарика, расположенных на расстоянии 20 см в керосине действуют друг на друга силами по 4 мкН. Определить заряды шариков, если известно, что заряд первого в два раза больше заряда второго.
- Напряженность электрического поля на расстоянии 2 м от уединенного точечного заряда равна 64 Н/Кл. Определить напряженность этого поля на расстоянии 4 м от заряда.
- Напряженность электрического поля между двумя большими металлическими пластинами не должно превышать 25 кВ/м. Определить допустимое расстояние между пластинами, если к ним приложено напряжение 5 кВ.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
[1], § 86-94, Рабочая тетрадь по физике: стр. 30-35, в. 1-14, |
задача 1.
VIII. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.