ЗАНЯТИЯ № 34
Тема занятия: Закон Ома для участка цепи.
Цели занятия:
Образовательная:
- установить зависимость между силой тока, напряжением на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка.
Развивающая:
- способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать творческое обоснование.
Воспитывающая:
- продолжить формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия, чувства коллективизма.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Вид занятия: практико-ориентированное занятие..
Методы обучения: словесные методы, наглядные методы, практические метод, объяснительно-иллюстративный метод.
Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.
Техническое оснащение: линейка, карандаш, желоб, штатив, шарик, часы с секундной стрелкой, груз на нити.
Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:
ОДП.01 Математика
Используемая литература:
Основная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
1 |
Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. |
М.: Просвещение, 2005 |
Дополнительная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
2 |
Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений. |
Дмитриева В.Ф. |
М.: Академия, 2002.
|
Структура и ход урока:
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
III. Актуализация знаний в форме беседы.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
- Сила тока.
- Работа тока.
- Напряжение.
- Сопротивление.
- Закон Ома.
- Закон Джоуля-Ленца.
- Последовательное соединение проводников.
- Расчеты силы тока, напряжения и сопротивления в цепи с последовательно соединенными проводниками.
- Применение последовательного соединения проводников.
- Параллельное соединение проводников.
- Закономерности в цепи с параллельным соединением.
- Применение параллельного соединения проводников
Эксперимент 1
Соберем цепь. Резистор представляет собой кусок проволоки. Запомним показания амперметра.
Заменим резистор на кусок проволоки из другого материала такой же длины и той же площади поперечного сечения. Показания изменились. Напряжение оставалось неизменным. Сила тока зависит от свойств проводника. Разные проводники обладают
различными сопротивлениями. Видно, что сопротивление зависит от материала, из которого изготовлен проводник.
Эксперимент 2
Собираем схему как в предыдущем опыте, но вместо резистора по очереди включаем в цепь железные проволоки разной длины, но с одинаковой площадью сечения. Сопротивление зависит от длины проводника.
Эксперимент 3
Та же схема, что и в предыдущих опытах. В качестве резистора по очереди включают два куска железной проволоки равной длины, но с разной площадью поперечного сечения. Сопротивление зависит от площади поперечного сечения проводника R= rl/S.
При решении задач рекомендуется:
1) начертить схему и указать на ней все элементы цепи: источники тока, резисторы и др., установить предварительно, о какой цепи говорится в условии задачи: замкнутой илии о каком-либо участке цепи;
2) установить, какие элементы цепи включены последовательно, какие параллельно;
3) на каждом участке цепи определить направления токов и записать для каждой точки разветвления (если они есть), уравнения токов и уравнения, связывающие напряжения на участках цепи;
4) используя закон Ома, установить связь между токами, напряжениями;
5) решить полученную систему уравнений относительно искомой величины.
V. Первичная проверка понимания.
- Два проводника сопротивлением R1=2 Ом, R2=3 Ом соединены последовательно. Сила тока в цепи 1 А. Определить сопротивление цепи, напряжение на каждом проводнике и полное напряжение всего участка цепи.
- В осветительную сеть комнаты включены две электрические лампы, сопротивления которых 200 и 300 Ом. Напряжение в сети 120 В. Определить силу тока в каждой лампе, силу тока в подводящих проводах (т.е. силу тока до разветвления), общее сопротивление участка, состоящего из двух ламп.
VI. Первичное закрепление.
- Через лампу накаливания проходит ток 0,8 А. Сколько свободных электронов проходит через поперечное сечение волоска лампы в 1 с?
-
Обмотка реостата сопротивлением 84 Ом выполнена из никелиновой
проволоки с площадью поперечного сечения 1 мм2. Какова длина
проволоки. Удельное сопротивление никелина .
- В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм2, при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки, составляющей спираль?
- Цепь состоит из трёх последовательно соединённых проводников, подключённых к источнику напряжением 24 В. Сопротивление первого проводника 4 Ом, второго 6 Ом и напряжение на концах третьего проводника 4 В. Найти силу тока в цепи, сопротивление третьего проводника и напряжения на концах первого и второго проводников.
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
[1], § 104-108, Рабочая тетрадь по физике: стр. 35-41, в. 1-12, задачи 1. |
VIII. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.