Тема занятия: Законы сохранения в механике.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.03.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

 добиться усвоения основных понятий по разделу «Законы сохранения» углубить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;  закрепить полученные знания на примерах решения задач;  продолжить формирование умений на примерах решения задач по данной теме, навыков самостоятельной работы.
Иконка файла материала документ.docx

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН

ЗАНЯТИЯ № 8

          Тема  занятия: Законы сохранения в механике.

          

Цели занятия

Образовательная:  

-                   добиться усвоения основных понятий по разделу «Законы сохранения» углубить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках;

-                   закрепить полученные знания на примерах решения задач;

-                   продолжить формирование умений на примерах решения задач по данной теме, навыков самостоятельной работы.

 

Развивающая:   

–         развивать умения анализировать, сопоставлять и делать выводы на примере работы с иллюстрациями и демонстрацией, развивать логическое мышление при постановке и решении учебных проблем, демонстрации опытов, формировать навыки и умения при планировании ответов, постановки целей на урок, рефлексии, при работе по алгоритму решения задач.

Воспитывающая: 

-                   добиться понимания диалектического характера законов природы и процесса познания на примере выявления связей между величинами;

-                   умения работать самостоятельно.

Формируемые компетенции:

ОК  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

 

Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления нового материала                                                              

 

Вид занятия: практико-ориентированное занятие.

 

Методы обучения:  словесные методы, наглядные методы, практические метод, объяснительно-иллюстративный метод.

 

Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.

Техническое оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, слайды.

Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.

 

Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:

ОДП.01 Математика

Тема 1.2. Динамика. Силы в механике.

Используемая литература:

Основная

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

1

Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных  учреждений,

Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н.

М.: Просвещение, 2005

Дополнительная

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

2

Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений.

Дмитриева В.Ф.

М.: Академия, 2002.

 

 

Структура и ход урока:

                   I.                        Организационный этап.

 

                II.                        Постановка цели и задач урока.

            Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

             III.                       Актуализация опорных знаний в форме беседы.

-                   Второй закон Ньютона.

-                   Энергия.

-                   Виды энергии.

 

             IV.                       Первичное усвоение новых знаний.

-                   Новая формулировка второго закона Ньютона.

-                   Импульс точки и  импульс силы.

-                   Замкнутая система. Внутренние и внешние силы.

-                   Закон сохранения импульса.

-                   Работа.

-                   Мощность.

-                   Потенциальная энергия.

-                   Кинетическая энергия.

-                   Закон сохранения энергии.

-                   Упругий и неупругий удар.

 

При решении задач на закон сохранения импульса необходимо:

1.      Указать, какие тела входят в рассматриваемую систему.

2.      Изобразить на чертеже векторы импульсов тел системы непосредственно перед и после взаимодействия.

3.      Необходимо проверить систему взаимодействующих тел на замкнутость. Если система замкнута или выполняется одно из следующих условий:

1)      Внешние силы уравновешиваются

2)      Время взаимодействий мало

3)      Проекция равнодействующей внешних сил на какое-то направление равно нулю, то записать закон сохранения импульса = const

или для последнего случая .

Если система незамкнута, то записать  =   рассматривая движение всех тел системы в одной и той же инерциальной системе отсчета.

4.      Записать закон сохранения импульса в векторной форме.

5.      Спроецировать векторные величины на оси  х  и  у  (выбираются произвольно, но так, чтобы было удобно проецировать).

6.      Решить полученную систему скалярных уравнений относительно неизвестных в общем виде. Дополнить при необходимости систему полученных уравнений кинематическими и динамическими уравнениями

7.      Проверить размерность и сделать числовой расчёт.

При решении задач на применение закона превращения и сохранения энергии необходимо:

  1. Сделать схематический чертёж. Обозначить на нём кинематические характеристики начального и конечного состояний системы.
  2. Проверить систему на замкнутость. Если система тел замкнута, решение проводится по закону сохранения механической энергии. Если система тел не замкнута, то изменение механической энергии равно работе внешних сил.
  3. Выбрать нулевой уровень потенциальной энергии (произвольно).
  4. Выяснить, какие внешние силы действуют на тело в произвольной точке траектории.
  5. Записать формулы механической энергии в начальном и конечном положениях.
  6. Установить связь между начальными и конечными скоростями тел системы.
  7. Подставить полученные значения энергий и работы в формулу работы и сделать числовой расчёт.

 

                V.                       Первичная проверка понимания.

                

Решение задач у доски.

-                   Какова кинетическая энергия автомобиля массой 1 тонна, движущегося со скоростью 36 км/ч?

-                   С лодки массой 240 кг, движущейся без гребца со скоростью 1 м/с, выпал груз массой 80 кг. Какой стала скорость лодки?

-                   Какую скорость будет иметь стартовая ракета, масса которой равна 1 тонна, если в результате горения топлива выбрасывается 200 кг газов со скоростью 2 км/с?

-         Мальчик массой 20 кг, стоя на коньках, бросает горизонтально камень массой 1 кг со скоростью 5 м/с. Определите скорость, с которой поедет мальчик в результате броска?

-              Какая работа должна быть совершена для остановки автомобиля массо1 5 т, движущегося со скоростью 72 км/ч?

 

        VI.     Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

Вариант №1

1. На реактивный самолет массой 100 т при разбеге по взлетной полосе действует ускоряющая сила 60000 Н. Определить импульс самолета в конце взлетной полосы при разбеге, если длина полосы 2 км.

2. Какую работу надо совершить, чтобы увеличить скорость тела от 2 м/с до 6 м/с на пути 10 м? На всем пути действует постоянная сила трения, равная 2 Н. Масса тела 1 кг.

Вариант №2

1. Камень массой 4 кг бросили вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Чему равна кинетическая энергия камня на высоте 12 м?

2. Груз массой 50 кг поднят из состояния покоя при помощи каната вертикально вверх в течение 2 с на высоту 10 м. Определить работу по поднятию груза. Движение груза считать равноускоренным.

Вариант №3

1. Камень массой 400 г падает с высоты 20 м. Чему равны его кинетическая энергия и импульс в момент приземления?

2. Мальчик массой 20 кг стоит на льду рядом с санками массой 5 кг. Мальчик толкает санки, сообщая скорость 4 м/с, сам же движется в противоположную сторону. Определить работу, совершенную мальчиком.

 

 

          VII.                        Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

[1], §41-53,

 Рабочая тетрадь по физике: стр. 12-15, в. 1-11, задача 1.

       VIII.                        Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru