ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
ЗАНЯТИЯ № 19
Тема занятия: Законы термодинамики.
Цели занятия:
Образовательная:
- дать молекулярно-кинетическое трактовку понятия внутренней энергии и способов изменения внутренней энергии;
- дать термодинамическое трактовку понятия работы;
- установить связь между изменением внутренней энергии системы, работой и количеством теплоты, переданной системе, формировать понятие о первом законе термодинамики как закона сохранения энергии в тепловых процессах.
Развивающая:
- развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.
Воспитывающая:
- формировать научное мировоззрение, воспитывать умение самостоятельно работать с учебником.
Формируемые компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Вид занятия: практико-ориентированное занятие.
Методы обучения: словесные методы, наглядные методы, объяснительно-иллюстративный метод.
Методы контроля: фронтальный опрос, решение задач.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, слайды.
Комплексно-методическое оснащение: РП, КТП, поурочный план, раздаточный материал.
Межпредметные и внутрипредметные связи. Республиканский компонент:
Используемая литература:
Основная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
1 |
Физика//Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, |
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. |
М.: Просвещение, 2005 |
Дополнительная
№ п/п |
Наименование |
Автор |
Издательство, год издания |
2 |
Физика // Учебник для средних специальных учебных заведений. |
Дмитриева В.Ф. |
М.: Академия, 2002.
|
Структура и ход урока:
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка учебной проблемы.
На стол с определенной высоты падает пластилиновая шарик. Ответьте на вопросы:
1. Какую энергию имела шарик на начало движения?
2. Происходил переход энергии во время падения? Какой именно?
3. Какую энергию имела шарик непосредственно перед ударом? Куда делась эта энергия?
4. Что случилось с шариком и плитой?
Если тереть лед при температуре 0 °С, он будет превращаться в воду, температура которой 0 °С. На что же превращается в этом эксперименте механическая энергия?
III. Первичное усвоение новых знаний.
- Внутренняя энергия.
- Способы изменение внутренней энергии.
- Первый закон термодинамики.
- Работа термодинамического процесса.
1. Работа в группах
Выяснить, как изменяется внутренняя энергия и чему равна работа газа при изопроцессах.
Группа 1 - изобарный процесс.
Группа 2 - изохорный процесс.
Группа 3 - изотермический процесс.
Группа 4 - адиабатический процесс.
Рассмотрев материал, учащиеся составляют таблицу.
Название процесса |
Постоянный параметр |
Значение работы, А’ |
Изменение внутренней энергии ΔU |
Запись первого закона термодинамики |
Формулировка первого закона термодинамики |
Ізобарвний |
р = const |
А' ≠ 0 |
ΔU ≠ 0 |
Q = ΔU + A' |
Количество теплоты, полученное газом, идет на изменение его внутренней энергии и на выполнение этим газом работы |
Изохорный |
V = const |
А ≠ В |
ΔU = 0 |
Q = A’ |
Количество теплоты, полученное газом, идет на выполнение этим газом работы |
Изотермический |
Т = const |
А' ≠ 0 |
ΔU = 0 |
Q = A’ |
Все полученное газом количество теплоты идет на выполнение этим газом работы |
Адиабатический |
Q = const |
А' ≠ 0 |
ΔU ≠ 0 |
ΔU = -А’ |
Изменение внутренней энергии равно работе газа, взятой с противоположным знаком |
IV. Первичная проверка понимания.
Решение задач
- Вычислите внутреннюю энергию одноатомного газа с количеством вещества 5 моль при температуре 27 °С.
- На сколько изменится внутренняя энергия 200 г гелия при увеличении температуры на 20 К?
- На сколько изменилась внутренняя энергия газа, что совершил работу 50 кДж, получив количество теплоты 85 кДж?
- В ходе изотермического расширения газа было передано количество теплоты 33 Дж. Какую работу выполнил газ?
- Одноатомному газу (v = 2 моль) передано количество теплоты 1,2 кДж. При этом газ совершил работу 600 Дж. На сколько изменилась температура газа?
V. Первичное закрепление.
Самостоятельная работа.
1. Одноатомному газу, взятому в количестве одного моля, при изобарном расширении сообщили 4,2 кДж тепла. Найти работу расширения газа и изменение его внутренней энергии. На сколько градусов изменилась температура газа.
2. Удельная теплоемкость газа зависит от:
1)только массы газа 2)только природы газа 3)массы газа и способа нагревания
4)только от способа нагревания 5)природы газа и способа нагревания
1. Аргон массой 8 г нагрели на 20 0С при постоянном давлении. Найдите работу расширения газа и изменение его внутренней энергии.
2. Укажите условия, необходимые для работы тепловой машины.
1. При изобарическом расширении гелия была совершена работа в 160 Дж. Какое количество тепла было сообщено газу? На сколько при этом изменилась его внутренняя энергия?
2. За счет, какой энергии поднимается столбик ртути термометра при повышении температуры?
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
[1], §77-81, |
Рабочая тетрадь по физике: стр. 22-26, в. 1-16, задачи 1, 2.
VII. Рефлексия.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.