Тема «Земля- наша дом»
Цель: дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы.
Задачи: привлечь внимание учащихся к проблемам экологии, показать, что и они могут повлиять на состояние окружающей среды; развитие личностных качеств ребёнка: экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, воспитание любви к своему дому –Земля.
Ход занятия
Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое «экология»? Что означает это слово ?
Ответы учащихся.
Экология в переводе с греческого означает : экос- дом, логос – наука, получается- наука о доме. Это наука о взаимоотношениях между человеком и окружающей средой. Экология изучает, как растения, животные, и люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.
Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»
Учитель: Я прочитаю вам рассказ, вы должны сказать, что же люди сделали не так. И правильно ли они поступила в дальнейшем?
Чтение рассказа.
Жила-была река.
Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких
стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая
чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней
текла уже не так быстро, но всё ещё была прозрачной и чистой.
Река очень любила
путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы,
зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались
реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в
каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали
люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к
Реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на
её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные
потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил:
«Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на её берегах. В ней мыли
машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что речка тоже живая. А
она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила,
крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?»
- думала она.
Шло время Люди всё больше
загрязняли Реку. А она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много
нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой. Стали её жители – растения и животные
задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
«Нет, - думает, - Не
могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой
рекой». Позвала она на помощь своих жителей.
«Я всегда была для вас родным
домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне
выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных
людей».
Собрались речные жители – и
растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили
Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где
человек – редкий гость.
А жители города на следующий
день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света,
остановились заводы, исчезла вода из кранов…
Нечем умыться, нечем напиться,
не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько
грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё
равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день,
когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин
сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был
совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и
помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо
обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в
дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и
пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Речку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
Учитель: - Какие советы можно дать жителям этого города?
-Физминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
Игра «Называй – не зевай!»
Водящий говорит слово «дерево», «цветок», «птица», «зверь» и бросает мячик игроку. Игрок говорит название дерева, цветка, птицы и т.д.
Дерево – берёза, осина, дуб, ель, сосна.
Цветок – ромашка, колокольчик, одуванчик.
Кроссворд
1.Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всякий слышит. (эхо)
2.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (сорока)
3. Волны катит на просторе
К берегам песчаным … (море)
4. Не мотор, а
шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит (пчела)
5. Меня пьют,
меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
6. Голубой огонек у бабушки на кухне горит (газ)
7. Камешки лежат в коробке,
Каждый мне давно знаком.
Папа шел по горной тропке,
Отбивал их молотком.
И в коллекции хранит
Мрамор, уголь и … (гранит)
8. Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель
Трудится весёлый (дятел)
Рефлексия
-Нарисуйте окружающую среду, которую вы хотели бы видеть.
- За что вы похвалите себя и своих одноклассников.
Итог занятия
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.