Тема: «Звуки и буквы. Гласные звуки».
Цели: 1) формировать представление о различиях между звуком и буквой;
2) учить распознавать ударные и безударные гласные звуки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
а) какие слова называются однокоренными? (Расскажите правило);
б) прочитайте однокоренные слова каждой группы, назовите корень;
в) назовите лишнее слово каждой группы, докажите.
III. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа по карточкам.
Спишите. Найдите в каждой строчке однокоренные слова, выделите корень.
1 ученик |
Белка, белый, белить. Горный, горка, городок. Холод, холмик, холодок. |
2 ученик |
Вода, водяной, водить. Лист, лиса, лисёнок. Лось, лоскут, лосёнок. |
3 ученик |
Пёс, песочный, песок. Моряки, морские, моржи. Корень, корневой, коржи. |
4 ученик |
Носик, носит, носок. Семя, семечко, семья. Вдруг, подруга, друзья. |
2. Коллективная работа. Игра «Как зовут мастера?»
От названия предметов образуйте названия профессий, запишите слова, выделите корень: баян - …, груз - …, кран - …, почта - …, рация - ..., рыба - …, трактор - ... .
Взаимопроверка.
IV. Самоопределение к деятельности
На доске два облака и магнитные буквы: Е, Э, О, Ё, А, Я, У, Ю.
ü На какие две группы можно разделить буквы?
ü Назовите буквы, которые обозначают один звук.
ü Какие это звуки?
ü Назовите буквы, которые могут обозначать два звука?
ü Чем отличается звук от буквы?
V. Работа по теме урока
1. Слово учителя. В русском алфавите 33 буквы, а звуков - 42. Вы, конечно поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве, того что мы слышим и произносим, а буквы – в царстве того, что мы пишем, видим, называем. А ведь есть ещё и «неразлучные» звуки: йа, йэ, йо, йу, которые обозначаются соответственно буквами я, е, ё, ю, они могут одновременно обозначать два звука.
2. Работа по учебнику
Стр. 63 упр. 112. Работа в парах. Ученики готовят сообщение о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.
ü Как правильно обозначить безударный гласный звук в слове?
Стр. 63 упр. 113. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
ü Прочитайте слова. Объясните написание слов, называя безударный гласный в слове.
ü Как правильно обозначить безударный гласный в слове?
VI. Физкультминутка «Сколько звуков в слове»
ü Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове ёж.
ü Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.
ü Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано слово язык.
ü Хлопните в ладоши столько раз, сколько звуков в слове пять.
VII. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику: стр. 64 упр. 114
ü Прочитайте строчки из стихотворения Ю.Тувима.
ü Прочитайте выделенные слова. Как можно назвать их одним словом? Овощи.
ü Кто знает, чем закончился спор овощей?
2. Творческая минутка.
А какой бы вы составили рассказ на тему: «Спор овощей». Заслушать два-три рассказа.
3. Работа по учебнику: стр. 64 упр. 115. Самостоятельная работа, с взаимопроверкой.
4. Работа со словами из орфографического словаря
ü Найдите названия овощей из упр. 114 в орфографическом словаре, а ещё овощи и огород, запишите их в тетрадь, обозначьте орфограммы
ü Составьте предложения с этими словами. Запишите одно предложение.
VIII. Рефлексия. Составьте синквейн со словом: язык.
ü Как правильно написать слово с безударным гласным звуком в корне?
ü Объясните написание слов с пропущенными орфограммами.
ü Оцените свою работу на уроке сигнальными карточками.
IX. Подведение итогов урока
ü Как звуки обозначаются на письме?
ü Чем отличается звук от буквы?
X. Домашнее задание
Стр. 64 упр. 116.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.