Тема: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. Удельная теплота плавления

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: - уметь воспроизводить знания при определении количества теплоты при плавлении льда. -Научить измерять удельную теплоту плавления льда.
Иконка файла материала 8 класс.docx
Дата:                                                                         Класс: 8                      урок 12 Тема: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. Удельная теплота плавления Цель урока:  Образовательные:  познакомить учащихся с понятием агрегатного состояния, процессами перехода между ними и связать строение вещества с его внутренней энергией, иметь представление о  физической сущности процессов плавления  различных веществ Развивающая:  развить познавательный интерес к предмету; умение самостоятельно делать выводы. развить речь через фронтальный опрос.. Ожидаемый результат: Знают основные  понятия, законы: агрегатные состояния вещества, плавление,  отвердевание, удельная теплота плавления. ­Вычисляют удельную теплоту плавления. развивать внимание  учащихся  через демонстрации;  Деятельность обучающихся Нагляднос ти Осмысливают  поставленную цель. С  помощью  геометрических фигур  делятся на группы.  Осмысливают  поставленную цель. С  помощью  геометрических фигур  делятся на группы. Демонстрируют свои  знания. Отвечают на  разноуровневые вопросы. Метод  «Аквариум » Прием  «Корзина идей» Стикеры Мяч Деятельность учителя 3  мин. I. Организационный момент Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет  готовность к уроку, желает  успеха.  Психологический  настрой (сформировать в группе атмосферу взаимной  поддержки). Показ видеоролика. Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры,  геометрические фигуры ученикам и  просит  сгруппироваться по геометрическим фигурам. 5  мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью метода  «Толстые и тонкие вопросы»осуществляет проверку знаний  учащихся.  Перед тем   как изучить новую тему, давайте ответим на следующие вопросы: 1) Что такое вещество? (То из чего состоят физические тела). 2) Приведите   примеры   веществ.   (дерево,   стекло, пластмасса, железо, алюминий, серебро). 3) В каких состояниях может находиться вещество? (в твердом, в жидком, в газообразном). 4) Приведите свои примеры (твердые – золото, стекло, воск, жидкие – молоко, масло, бензин, газообразные – воздух, озон). 5) Перечислите свойства твердых тел  (форма, объем, порядок, силы притяжения, движение молекул). 6) Назовите свойства жидкостей 7) Какими свойствами обладают газы? Из того, что мы сейчас повторяли, давайте сделаемвывод: • Известные   нам   три   состояния   вещества   (твёрдое, жидкое,   газообразное)   называются  агрегатными состояниями.    Молекулы одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях ничем не отличаются друг от друга.   Вещество можно перевести из одного агрегатного • • 5  мин. состояние в другое (фазовый переход)  III. Подготовка к восприятию новой темы. . Задача 1. Какое количество теплоты потребуется для нагревания 10 л воды от 20 °С  до кипения? Дано: вода V – объем воды = 10 л = 0,01 м3 t1 – начальная температура = 20 °C t2 – конечная температура = 100 °C с – удельная теплоемкость  Решение: Дж кг ∙ °С воды = 4200  ρ – плотность воды = 1000 кг/м3 IV. Актуализация знаний.  15  мин. Учебник Количество теплоты, необходимое для  нагревания воды  можно найти по формуле:  Q = c m (t°2 – t°1). Нам неизвестна масса воды: m = ρ ∙  V = 1000 кг/м3 ∙  0,01 м3 =  = 10 кг. Теперь, Q = c m (t°2 – t°1) =  Дж кг ∙ °С ∙  10 кг ∙  80° =  = 4200  = 3 360 000 Дж = 3360 кДж. О т в е т : Q = 3360 кДж. Вот мы прошли  Работают по учебнику.1 группа  2 группа  1. Удельная теплота плавления серебра равна 2300  Дж/кг ­ это значит: А) для нагревания серебра массой 2300 кг на 1°С требуется 2300 Дж энергии; Б) для плавления серебра массой 1 кг при температуре  плавления требуется 2300 Дж; В) для превращения серебра в жидкость требуется 2,3 кДж. 2.  Какой физический параметр определяет количество  теплоты, необходимое для превращения 1 кг твердого  вещества в жидкость при температуре плавления? А) удельная теплоемкость; сгорания; В) удельная теплота плавления; Б) удельная теплота  Г) удельная теплотапарообразования. 3. При передаче телу количества теплоты его агрегатное состояние изменилось. Температура обоих состояний  одинакова. По какой формуле можно вычислить  количество теплоты? А) Q = m ∙ с ∙ Δt     В) Q = q ∙ m λ  ∙ m            Б) Q =   ∙ mφ Г) Q =  10  мин. V. Закрепление урока.  С помощью метода «Аквариум» проводит закрепление  урока. Учебник  Демонстрируют свои  знания. Словесно  смешивают краски.  Называют оттенки  цветов, которые у них  получились. 5  мин. VI. Итог урока Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они  достигнуты?   Задания: 1. Какой металл может расплавиться у вас в руках? 2. Можно ли расплавит оловянного солдатика в алюминиевой кастрюле? 3. Назовите самый тугоплавкий металл? Упражнение 7 (1­3) стр. 33 1. Сравните температуры плавления твердой  ртути и твердого спирта. У какого из этих  веществ температура плавления выше? 2. Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий? Самый тугоплавкий? 3. Будет ли плавиться свинец, если его бросить в расплавленное олово? Ответ обоснуйте. 1  группа:  Определить   количество   теплоты,   необходимое   для   плавления   500   г На  стикерах  записывают свое  мнение по  поводу  урока.  Оценивают работу  своих  одноклассн иков.  Стикеры Светофор чугуна, взятого при температуре 1200 °С. Дано: чугун m – масса = 500 г = 0,5 кг λ – удельная теплота  плавления чугуна =  = 270 000 Дж/кг Найти: Q – количество теплоты, необходимое для плавления  чугуна Решение: Из таблицы, в которой указаны темпе­ ратуры плавления разных веществ, видим, что  температура плавления чугуна равна 1200 °С.  Значит, чугун взят при температуре плавления,  поэтому задача решается  в одно действие: Q = λ · m = 270 000 Дж/кг · 0,5 кг =  = 135 000 Дж. О т в е т : Q = 135 000 Дж тепла.   2  группа.  Определить   количество   теплоты,   необходимое   для   плавления 500 кгчугуна, взятого при температуре 200 °С. Дано: чугун m – масса = 500 кг λ – удельная теплота плавления чугуна = = 270 000 Дж/кг Найти: Q – количество теплоты, необходимое для плавления  чугуна Решение: Из таблицы, в которой указаны темпе­ ратуры плавления разных веществ, видим, что  температура плавления чугуна равна 1200 °С.  Значит, чугун взят НЕ при температуре плавления,  поэтому задача решается в три действия: 1) Q1 = cm (t2 – t1) =  Дж кг ∙ °С  · 500 кг · (1200° – 200°) = = 2100  = 1 050 000 000 Дж = 1050 МДж. 2) Q2 = λ · m = 270 000 Дж/кг · 500 кг = 135 000 000Дж = 135 МДж. 3) Qобщее = Q1 + Q2 = 1050 МДж + 135 МДж = 1185 МДж. О т в е т : Q = 1185 МДж тепла.  2  мин. VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности  выполнения домашней работы. Ученики записывают в  дневниках.