Цель урока: - уметь воспроизводить знания при определении количества теплоты при плавлении льда.
-Научить измерять удельную теплоту плавления льда.
Дата: Класс: 8 урок 12
Тема: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. Удельная теплота плавления
Цель урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием агрегатного состояния, процессами
перехода между ними и связать строение вещества с его внутренней энергией, иметь представление о
физической сущности процессов плавления различных веществ
Развивающая:
развить познавательный интерес к предмету;
умение самостоятельно делать выводы.
развить речь через фронтальный опрос..
Ожидаемый результат: Знают основные понятия, законы: агрегатные состояния вещества, плавление,
отвердевание, удельная теплота плавления.
Вычисляют удельную теплоту плавления.
развивать внимание учащихся через демонстрации;
Деятельность
обучающихся
Нагляднос
ти
Осмысливают
поставленную цель. С
помощью
геометрических фигур
делятся на группы.
Осмысливают
поставленную цель. С
помощью
геометрических фигур
делятся на группы.
Демонстрируют свои
знания. Отвечают на
разноуровневые вопросы.
Метод
«Аквариум
»
Прием
«Корзина
идей»
Стикеры
Мяч
Деятельность учителя
3
мин.
I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха. Психологический
настрой (сформировать в группе атмосферу взаимной
поддержки). Показ видеоролика.
Учитель раздает Лист самооценивания, стикеры,
геометрические фигуры ученикам и просит
сгруппироваться по геометрическим фигурам.
5
мин.
II. Проверка пройденного материала. С помощью метода
«Толстые и тонкие вопросы»осуществляет проверку знаний
учащихся.
Перед тем как изучить новую тему, давайте ответим на
следующие вопросы:
1) Что такое вещество? (То из чего состоят физические
тела).
2) Приведите примеры веществ. (дерево, стекло,
пластмасса, железо, алюминий, серебро).
3) В каких состояниях может находиться вещество? (в
твердом, в жидком, в газообразном).
4) Приведите свои примеры (твердые – золото, стекло,
воск, жидкие – молоко, масло, бензин, газообразные
– воздух, озон).
5) Перечислите свойства твердых тел (форма, объем,
порядок, силы притяжения, движение молекул).
6) Назовите свойства жидкостей
7) Какими свойствами обладают газы?
Из того, что мы сейчас повторяли, давайте сделаемвывод:
• Известные нам три состояния вещества (твёрдое,
жидкое, газообразное) называются агрегатными
состояниями.
Молекулы одного и того же вещества в различных
агрегатных состояниях ничем не отличаются друг от
друга.
Вещество можно перевести из одного агрегатного
•
•
5
мин.
состояние в другое (фазовый переход)
III. Подготовка к восприятию новой темы.
. Задача 1. Какое количество теплоты потребуется для нагревания 10 л воды от 20 °С
до кипения?
Дано: вода
V – объем воды = 10 л = 0,01 м3
t1 – начальная температура = 20 °C
t2 – конечная температура = 100 °C
с – удельная теплоемкость
Решение:
Дж
кг ∙ °С
воды = 4200
ρ – плотность воды = 1000 кг/м3
IV. Актуализация знаний.
15
мин.
Учебник
Количество теплоты, необходимое для
нагревания воды
можно найти по формуле:
Q = c m (t°2 – t°1).
Нам неизвестна масса воды:
m = ρ ∙ V = 1000 кг/м3 ∙ 0,01 м3 =
= 10 кг.
Теперь, Q = c m (t°2 – t°1) =
Дж
кг ∙ °С ∙ 10 кг ∙ 80° =
= 4200
= 3 360 000 Дж = 3360 кДж.
О т в е т : Q = 3360 кДж.
Вот мы прошли
Работают по учебнику.1 группа
2 группа
1. Удельная теплота плавления серебра равна 2300
Дж/кг это значит:
А) для нагревания серебра массой 2300 кг на 1°С требуется
2300 Дж энергии;
Б) для плавления серебра массой 1 кг при температуре
плавления требуется 2300 Дж;
В) для превращения серебра в жидкость требуется 2,3 кДж.
2. Какой физический параметр определяет количество
теплоты, необходимое для превращения 1 кг твердого
вещества в жидкость при температуре плавления?
А) удельная теплоемкость;
сгорания;
В) удельная теплота плавления;
Б) удельная теплота
Г) удельная теплотапарообразования.
3. При передаче телу количества теплоты его агрегатное
состояние изменилось. Температура обоих состояний
одинакова. По какой формуле можно вычислить
количество теплоты?
А) Q = m ∙ с ∙ Δt
В) Q = q ∙ m
λ
∙ m
Б) Q =
∙ mφ
Г) Q =
10
мин.
V. Закрепление урока.
С помощью метода «Аквариум» проводит закрепление
урока.
Учебник
Демонстрируют свои
знания. Словесно
смешивают краски.
Называют оттенки
цветов, которые у них
получились.
5
мин.
VI. Итог урока
Вот и подошел наш урок к концу. Давайте вспомним цели урока. Они достигнуты?
Задания:
1. Какой металл может расплавиться у вас в руках?
2. Можно ли расплавит оловянного солдатика в алюминиевой кастрюле?
3. Назовите самый тугоплавкий металл?
Упражнение 7 (13) стр. 33
1. Сравните температуры плавления твердой ртути и твердого спирта. У какого
из этих
веществ температура плавления выше?
2. Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий? Самый
тугоплавкий?
3. Будет ли плавиться свинец, если его бросить в расплавленное олово? Ответ
обоснуйте.
1 группа: Определить количество теплоты, необходимое для плавления 500 г
На
стикерах
записывают
свое
мнение по
поводу
урока.
Оценивают
работу
своих
одноклассн
иков.
Стикеры
Светофор
чугуна, взятого при температуре 1200 °С.
Дано: чугун
m – масса = 500 г = 0,5 кг
λ – удельная теплота
плавления чугуна =
= 270 000 Дж/кг
Найти:
Q – количество теплоты,
необходимое для плавления
чугуна
Решение:
Из таблицы, в которой указаны темпе
ратуры плавления разных веществ, видим, что
температура плавления чугуна равна 1200 °С.
Значит, чугун взят при температуре плавления,
поэтому задача решается
в одно действие:
Q = λ · m = 270 000 Дж/кг · 0,5 кг =
= 135 000 Дж.
О т в е т : Q = 135 000 Дж тепла.
2 группа. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 500 кгчугуна, взятого при температуре 200 °С.
Дано: чугун
m – масса = 500 кг
λ – удельная теплота плавления
чугуна =
= 270 000 Дж/кг
Найти:
Q – количество теплоты,
необходимое для плавления
чугуна
Решение:
Из таблицы, в которой указаны темпе
ратуры плавления разных веществ, видим, что
температура плавления чугуна равна 1200 °С.
Значит, чугун взят НЕ при температуре плавления,
поэтому задача решается в три действия:
1) Q1 = cm (t2 – t1) =
Дж
кг ∙ °С · 500 кг · (1200° – 200°) =
= 2100
= 1 050 000 000 Дж = 1050 МДж.
2) Q2 = λ · m = 270 000 Дж/кг · 500 кг = 135 000 000Дж = 135 МДж.
3) Qобщее = Q1 + Q2 = 1050 МДж + 135 МДж = 1185 МДж.
О т в е т : Q = 1185 МДж тепла.
2
мин.
VII. Домашняя работа. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.
Ученики записывают в
дневниках.