Урок
28
Тема: Число 10
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с образованием числа 10; терминами «однозначное» и «двузначное» число; формирования умения в увеличении и уменьшении числа на 1; закрепления знания состава изученных чисел; развития мышления.
Планируемые результаты (предметные): знать способы образования числа 10; уметь употреблять термины «однозначное» и «двузначное» число.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь осуществлять самопроверку выполненной работы; вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
Коммуникативные: уметь участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества.
Личностные: имеют познавательные потребности и учебные мотивы.
Сценарий урока
I. Изучение нового материала.
1. Образование числа 10.
– Рассмотрите сюжетный рисунок (с. 60 учебника) и составьте по нему рассказ.
– Составьте по данному рассказу числовое выражение, которое решается сложением.
На доске: 9 + 1 = .
– Какое число следует за числом 9? (Число 10.)
Учитель вывешивает увеличенный образец записи числа 10 и дополняет предыдущую запись: 9 + 1 = 10.
– Что вы можете сказать о числе 10? Где на числовой прямой место числа 10?
Учащиеся наносят число 10 на числовую прямую.
2. Объяснение новых понятий: «однозначное число» и «двузначное число».
– Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается число 10 от чисел, которые мы изучили ранее? (Для его записи требуется две цифры.)
– Числа, для записи которых требуются две цифры (два знака), называются двузначными; числа, для записи которых требуется одна цифра (один знак), называются однозначными.
3. Упражнение в чтении порядковых числительных.
Далее ученики по этому же рисунку упражняются в чтении порядковых числительных: первый, второй, третий … десятый.
Составляют ещё один рассказ и по нему записывают числовое выражение, которое решается вычитанием.
10 – 1 = 9
– Сравните оба выражения и подумайте над тем, как они связаны между собой.
9 + 1 = 10
10 – 1 = 9
II. Анализ образца, письмо числа 10.
Учитель обращает внимание учащихся на увеличенный образец числа 10.
Ноль встаёт за единицей –
Вот и 10 на странице.
Г. Виеру
– Так как число 10 двузначное, для его записи требуется не одна, а две клетки.
Письмо числа по этапам: в воздухе; по точкам; самостоятельно (задание 3, с 23 тетради).
III. Закрепление знания порядкового места чисел 1–10.
Работа в парах (вторая часть задания 3, задание 4, с. 23 тетради).
– Восстановите ряд чисел.
– Стрелками соедините числа в заданном порядке.
IV. Упражнение в увеличении (уменьшении) числа на 1.
Игра «Лучший счётчик» (задание 2, с. 60 учебника).
При выполнении задания отрабатывается использование учениками терминов «последующее число», «предыдущее число». Также учителю следует отрабатывать у учащихся навык чтения равенств разными способами.
V. Закрепление знания состава изученных чисел.
Самостоятельная работа учащихся (задание 2, с. 23 тетради).
Учащиеся находят значения числовых выражений, которые даны в задании, затем все числовые выражения, которые имеют значение «5», закрашивают красным цветом, а те выражения, которые имеют значение «4», – зелёным.
При выполнении задания ученикам можно пользоваться числовой прямой.
Самопроверка с доски (или контрольного листа).
VI. Работа с геометрическим материалом.
– Как называются линии, изображённые в задании 3 (с. 60 учебника).
– Обоснуйте ваше мнение.
– Что можно сказать о длине зелёного отрезка по сравнению с синим? (Зелёный отрезок короче синего.) Что можно сказать о длине синего отрезка по сравнению с зелёным? (Синий отрезок длиннее зелёного). Почему так считаете? (В синем отрезке содержится 5 мерок, а в зелёном – 6.)
VII. Задание на развитие наблюдательности.
Учащиеся выполняют задание на смекалку «Сколько птиц?» по учебнику (с. 61).
VIII. Итог урока.
Вопросы: Что хотите сказать? Чему научились на уроке? Что особенно понравилось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.