Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Оценка 4.8

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
русская литература
7 кл
25.03.2018
Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей  в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Разработка урока литературы в 7 классе по теме "Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон". Цель урока: расширить знания о творчестве писателя, формировать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы по прочитанному тексту, а также прививать любовь к чтению и литературе
ОТКРЫТЫЙ УРОК по ЛИТЕРАТУРЕ.docx
ОТКРЫТЫЙ УРОК по ЛИТЕРАТУРЕ Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» Цели:  Расширить знания обучающихся о творчестве А.П.Чехова;  Углубить понятие юмор, рассказ и художественная деталь 1. Обучающая: 2. Развивающая:  Продолжить формировать умения анализировать литературное произведение;  Развивать навыки выразительного чтения литературных произведений;  Развивать речь учащихся и творческие способности 3. Воспитательная:  Воспитывать уважительное отношения друг другу, умение слушать;  Прививать любовь к чтению, литературному языку, к литературе и другим видам искусства Задачи:  Повысить теоретический уровень обучающихся по литературе;  Расширить их кругозор;  Воздействовать на развитие познавательной активности у семиклассников на уроке литературы Тип урока: комбинированный Оборудование:  Портрет А.П.Чехова  Иллюстрации к рассказу «Хамелеон»  Учебник-хрестоматия по литературе для 7 класса в 2-х частях. Ч.1/автор- составитель В.Я.Коровина  Предметы для сценки Таблицы в тетрадь  «Дерево совести»   Проектор, ноутбук  Фильм «Хамелеон» Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как плохо вы живёте… А.П.Чехов I. Организационный момент 1. Слово учителя ХОД УРОКА Добрый день, ребята и гости нашего урока. Сегодня мы будем говорить о неравнодушии, об искренности, об уверенности в себе, т.е. о человеческих достоинствах. Но, как известно, всё познаётся в сравнении, и чтобы понять, как стать настоящим, хорошим человеком, нужно понять, что такое человеческие пороки. Обратимся к словарику 1. ПОРОК– ЭТО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА, ПЛОХИЕ ЧЕРТЫ. 2. КОНФИСКОВАННЫЙ – ЗАПРЕЩЁННЫЙ ТОВАР, КОТОРЫЙ ЗАБИРАЮТ У ВЛАДЕЛЬЦА. 3. ЖАНДАРМ – ЭТО ПОЛИЦЕЙСКИЙ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ СЫСКОМ. ОНИ ВОСПРИНИМАЛИСЬ НАРОДОМ КАК ГРОЗНАЯ СИЛА 4. ХАМЕЛЕОН - ЯЩЕРИЦА, КОТОРАЯ МЕНЯЕТ ОКРАС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1) ПОРОК – ЭТО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА, ПЛОХИЕ ЧЕРТЫ. И в этом поможет разобраться нам мудрый учитель, мастер короткого рассказа, тонкий психолог, русский писатель к.19 – н. 20 вв. А.П.Чехов и его рассказ «Хамелеон». К творчеству этого мастера слова мы обратились не случайно. Чехов – писатель-юбиляр. В январе этого года ему бы исполнилось бы 155 лет со дня рождения. Сегодня на уроке мы постараемся обобщить все наши наблюдения над рассказом «Хамелеон», обратим внимание на особенность творческой матеры писателя, в частности на художественную деталь и диалог в раскрытии характера персонажей. Открываем тетрадь, записываем: Классная работа Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» (учитель читает вслух эпиграф к уроку: Я хотел только честно и откровенно сказать людям: посмотрите на себя, посмотрите, как плохо вы живёте… О чем же честно и откровенно говорит писатель, мы и попытаемся сегодня узнать) II. Актуализация опорных знаний А.П.Чехов 1. Устная беседа Ребята, в 7 классе мы познакомились с новым писателем в литературе Чеховым и его произведениями.  А каким предстаёт перед нами Чехов-человек и Чехов- писатель? Давайте посмотрим, как о нём говорит детский писатель и критик К.И.Чуковский? (старый учебник _стр.170)  Скажите, а кто Чехов по профессии? А по призванию? (Мы можем даже сказать, что он врачеватель человеческих душ)  Чехова считают мастером короткого рассказа. А какие его рассказы мы уже читали с вами? ( «Толстый и Тонкий», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Ванька», «Спать хочется»)  Почему о писатели так говорят, что он мастер короткого рассказа? ( 1) сам автор говорил, что краткость – сестра таланта; 2 – свой литературный путь начинал с коротких юмористических рассказов, печатая их под разными псевдонимами в юмористических журналах и именно эти рассказы принесли ему известность; 3) старый учебник _ с.173 прочесть вслух)  Объясните, как вы понимаете слова К.Чуковского? 2. А мы продолжаем . Запишите в тетрадь Литературный диктант Задание: отвечая на вопросы, вы разгадываете кроссворд. Если вы вписали все ответы правильно, то вы прочтете 1 х р ю к и н а з а р 2 б 6 к е ш е т о е т о 3 р 4 л о б а к а р ы ж о в н и к 5 с 7 у з е л о к а г а н р о г 8 т Вопросы: 1. Золотых дел мастер 2. Где происходит действие в рассказ «Хамелеон»? 3. Что было в руках у городового? 4. Время года, описанное в рассказе? 5. Животное, которое обидело золотых дел мастера 6. Что конфисковал городовой? 7. Что нёс в руках у Очумелова? 8. Родной город Чехова? Обменяйтесь тетрадями, и давайте проверим ответы и узнаем, какой рассказ Чехова будет в Д/з. III. Работа над темой 1. Слово учителя Чехов – мастер художественной детали. Давайте посмотрим, как художественная деталь может характеризовать персонажа. Что же такое ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ? (Худож.деталь – это выразительная подробность в худ.произв., котрая несёт важную информацию и имеет самостоятельное значение) 2. Мы с вами будем выписывать худ.детали. Итак. Читаем первое предложение. 1)Где происходят события? На базарной площади 2)Обратите внимание во что одет Очумелов и что он несёт в руках? Новая шинель и узелок 3)Что в руках у городового? Решето с конфискованным крыжовником? Ребята, а что значит КОНФИСКОВАННЫЙ? Обратимся к словарику КОНФИСКОВАННЫЙ – ЗАПРЕЩЁННЫЙ ТОВАР, КОТОРЫЙ ЗАБИРАЮТ У ВЛАДЕЛЬЦА. 4)Для чего автор употребил эти детали: решето с крыжовником, узелок? (наверное, чтобы читатель лучше смог понять, что представляют собой надзиратель Очумелов и его помощник, чем они занимаются, и что уже они успели получить взятку) 3. Представьте себя в роли Очумелова. Вы с узелком в руках спокойно идёте ранним летним утром через базарную площадь. И вдруг… Тишину нарушает собачий лай и крик. Посмотрите внимательно на иллюстрации, что они изображают? Творческий пересказ начала рассказа от имени Очумелова (кто-то из учеников) 1)Какое выражение лица должно быть у персонажа? (Конечно же, удивление и возмущение) 2)Как выглядит Хрюкин? Кто он такой? О чём говорит нам его внешний вид? Какя художественная деталь помогает это понять? (ПАЛЕЦ _записать в худ.деталь) Чтобы ярче представить себе героев рассказа, обратимся к художественному актёрскому чтению. Начало фильма «Хамелеон», а дальше СЦЕНКА ФИЗКУЛЬТМИНУТКА IV. Закрепление 1. Беседа с элементами анализа 1)Рассказ называется «Хамелеон». А кто такой хамелеон? (Ящерица, которая меняет окрас в зависимости от окружающей среды) Посмотрите на картинки 2)Есть ли среди персонажей такой герой? А кто мог бы хамелеоном? Почему? 3)Сколько раз меняет Очумелов своё отношение к Хрюкину ? Отчего это зависит? 4)Какую художественную деталь использует автор, чтобы показать изменения решений Очумелова? (ШИНЕЛЬ) 5)Кто же пострадавший? (ХРЮКИН) 6)Почему он не вызывает сострадания? Почему все над ним смеются? (Он пьян, не аккуратен, ругается, оскорбляет других, ему никто не верит, он пытается себя защитить, придумывая брата жандарма) А кто такие жандармы? Обратимся к словарю. (ЖАНДАРМ – ЭТО ПОЛИЦЕЙСКИЙ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ СЫСКОМ. ОНИ ВОСПРИНИМАЛИСЬ НАРОДОМ КАК ГРОЗНАЯ СИЛА) 7)Герои рассказа . кроме всего прочего, обладают говорящими фамилиями. Фамилии, как и речь героя и худ.деталь, помогают раскрыть характер героев. С чем у вас ассоциируются фамилии? Очумелов – очуметь, врет, показывает свою власть над другими Хрюкин – неряха, хрюкает ругательствами Елдырин – лентяй, старается угодить начальству, лодырь, подхалим 8)Только ли худ.деталь помогает раскрыть характер персонажа? Конечно же, нет. Речь героев характеризует их тоже. Зачитайте, как Очумелов говорит с людьми, показывая свою власть? А как заискивает перед начальством? Какое качество в нем высмеивает Чехов? Кто является хамелеоном в рассказе? Почему? Кто вызывает сострадание? Актуален ли рассказ в наше время? (К сожалению, хамелеоны встречаются в наше время и мы в некоторых ситуациях можем быть хамелеонами, когда нужно приспособиться, извлечь выгоду) Но задача писателя – показать недостатки, чтобы люди задумались и стали лучше. 2. Творческая работа Перед вами ДЕРЕВО СОВЕСТИ и качества людей. Выберите те, которые должны быть у настоящего человека ДОБРОТА ИСКРЕННОСТЬ ГРУБОСТЬ ПОДХАЛИМСТВО ЖЕСТОКОСТЬ мИЛОСЕРДИЕ УВАЖЕНИЕ К ДРУГИМ ЧЕСТНОСТЬ ВЫСОКОМЕРИЕ ПОРЯДОЧНОСТЬ НЕРАВНОДУШИЕ ВЗИМОПОМОЩЬ V. Итог урока Пусть эти деревья станут для вас своеобразным кодексом нравственности. Заглядывайте почаще в него. Сам Чехов говорил, что «по капле выдавливал из себя раба». Давайте и мы с вами будем стараться быть лучше, честнее, помогать другим, жить по совести. А в этом помогают нам короткие рассказы Чехова СЛОВАРИК 5. ПОРОК– ЭТО ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА, ПЛОХИЕ ЧЕРТЫ. 6. КОНФИСКОВАННЫЙ – ЗАПРЕЩЁННЫЙ ТОВАР, КОТОРЫЙ ЗАБИРАЮТ У ВЛАДЕЛЬЦА. 7. ЖАНДАРМ – ЭТО ПОЛИЦЕЙСКИЙ, ЗАНИМАЮЩИЙСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ СЫСКОМ. ОНИ ВОСПРИНИМАЛИСЬ НАРОДОМ КАК ГРОЗНАЯ СИЛА 8. ХАМЕЛЕОН - ЯЩЕРИЦА, КОТОРАЯ МЕНЯЕТ ОКРАС В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ КРОССВОРД 1 5 6 7 КРОССВОРД 1 5 6 2 8 2 3 4 3 4 «Хамелеон»? Вопросы: 1. Золотых дел мастер 2. Где происходит действие в рассказ 3. Что было в руках у городового? 4. Время года, описанное в рассказе? 5. Животное, которое обидело золотых 6. Что конфисковал городовой? 7. Что нёс в руках у Очумелова? 8. Родной город Чехова? дел мастера «Хамелеон»? Вопросы: 1. Золотых дел мастер 2. Где происходит действие в рассказ 3. Что было в руках у городового? 4. Время года, описанное в рассказе? 5. Животное, которое обидело золотых 6. Что конфисковал городовой? дел мастера 7 КРОССВОРД 1 5 6 7 КРОССВОРД 1 5 6 7 8 2 8 2 8 3 4 3 4 7. Что нёс в руках у Очумелова? 8. Родной город Чехова? «Хамелеон»? Вопросы: 1. Золотых дел мастер 2. Где происходит действие в рассказ 3. Что было в руках у городового? 4. Время года, описанное в рассказе? 5. Животное, которое обидело золотых 6. Что конфисковал городовой? 7. Что нёс в руках у Очумелова? 8. Родной город Чехова? дел мастера «Хамелеон»? Вопросы: 1. Золотых дел мастер 2. Где происходит действие в рассказ 3. Что было в руках у городового? 4. Время года, описанное в рассказе? 5. Животное, которое обидело золотых 6. Что конфисковал городовой? 7. Что нёс в руках у Очумелова? 8. Родной город Чехова? дел мастера

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей  в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей  в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей  в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей  в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей  в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей  в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей  в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»

Тема. Диалог и художественная деталь как приёмы создания характеров персонажей  в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2018