Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Оценка 4.9

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
история
Взрослым
13.05.2017
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.
Произведения искусства создавались художниками для осмысления происходящего. В них - история не только события, но и общественного отношения (художник - часть общества) к этому событию, живые переживания и чувства. Уникальность изобразительных источников, особенно создававшихся по горячим следам или вообще, бывших своего рода участниками событий (художественная агитация) - в их многослойности. Изобразительный источник через столетие после события способен актуализировать знание о событии, сделать его непосредственным переживанием.
проект Февраль1917.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ЩЕЛКОВСКИЙ ФИЛИАЛ КОНКУРС СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ РАБОТ, ПОСВЯЩЁННЫХ 100­ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года. Работу выполнили студенты 1 курса  по специальности «Операционная  деятельность в логистике» ГБПОУ  МО «Красногорского колледжа»  Щелковского филиала Алехин Артем Сергеевич Курносов Кирилл Алексеевич Ластовская Виктория Дмитриевна Научный руководитель: Преподаватель ГБПОУ МО  «Красногорского колледжа»  Щелковского филиала Киреева Наталья Николаевна Москва, 2017 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 2 1   фонда Коллекция   политического   плаката   из Государственного   центрального   музея   современной истории России 2 История   политического   плаката   как   вида   печатной художественной графики 3 Основа   художественных   решений   российского политического плаката 4 Активность пропагандистской компании — залог победы Заключение Указатель авторов плакатов Указатель партий и организаций Список использованной литературы Приложение 1. Информационный плакат Приложение 2. Агитационный плакат Приложение 3. Сатирический плакат 5 7 9 14 15 18 21 23 24 26 34 3 Мы по Москве погуляем,  Выйдем на Скобелевскую площадь,  Там, где знамёна всех партий полощет  Ветер Семнадцатого года.  Евгений Храмов Введение В   2017   году   исполняется   100   лет   событиям,   определившим   жизнь страны   на   многие   десятилетия   вперед.   В   фондах   Государственного центрального   музея   современной   истории   России   хранятся   «плакаты Свободы»,   изданные   в   1917   году   после   победы   Февральской   революции. В   результате   революции   пала   тысячелетняя   империя,   перед   Россией открывались возможности развития по демократическому пути. Определение будущего   государственного   устройства   передавалось   на   рассмотрение Учредительного   собрания.   Государственной   думой   было   сформировано Временное правительство. В стране были введены демократические свободы слова, собраний, печати, союзов, демонстраций, вероисповеданий, объявлена амнистия   политическим   заключенным.   В   ходе   революции   параллельно   с Временным   правительством   возникли   Советы   рабочих   и   солдатских депутатов.  Бурная   и   напряженная   политическая   жизнь   страны   определили потребность в массовой художественной политической агитации.  И впервые появляется политический плакат — главное средство агитации и пропаганды, уникальный исторический и художественный источник. Плакаты создавались в пламени революционных  событий их непосредственными  участниками. И создавались   с   целью   заразить   зрителей   своими   эмоциями:   ненавистью   к «старому   порядку»   и   радостным   предчувствием   свободы,   начала   новой, 4 справедливой жизни.     Учредительное собрание, — все они, как и многие другие,   не   догадывались,   что   уже   через   год   на   полях   сражений   страшной братоубийственной Гражданской войны будет проливаться уже не плакатная гуашь, а человеческая кровь. Плакаты, опубликованные в данном издании, — квинтэссенция настроений бурного 1917 года. Знакомство с ними — ещё один повод обратиться к сути и причинам революции.  Актуальность темы.  Произведения   искусства   создавались художниками   для   осмысления   происходящего.  В   них   ­   история   не   только события, но и общественного отношения (художник ­ часть общества) к этому событию,   живые   переживания   и   чувства.   Уникальность   изобразительных источников, особенно создававшихся по горячим следам или вообще, бывших своего   рода   участниками   событий   (художественная   агитация)   ­   в   их многослойности.   Изобразительный   источник   через   столетие   после   события способен актуализировать знание о событии, сделать его непосредственным переживанием.  Цель.  Актуализация   сложного   исторического   периода   через уникальный   исторический   источник   ­   агитационные   графические произведения художников ­ очевидцев и участников происходящего. Объект.  Процесс отражения событий от февраля к октябрю     1917 года в СМИ. Предмет.  Способы   представления,   анализ,   оценка   революции   в агитационных   графических   произведениях   художников   ­   очевидцев   и участников происходящего. Гипотеза.  Февральская революция, все последующие события 1917 г. поистине затопили Россию листовками. Можно с уверенностью утверждать, что ни в один из исторических периодов развития нашей страны листовки не занимали такого главенствующего положения, отодвинув на задний план все другие виды изданий. 5 6 1.  Коллекция политического плаката из фонда Государственного центрального музея современной истории России Потрясения и испытания, выпавшие на долю России в двадцатом   а   также   идеологизированность   государственной   власти столетии, способствовали   развитию   искусства   плаката   —   одного   из   главных инструментов пропаганды. Для фондов Государственного центрального музея современной   истории   России   коллекция   политического   плаката   является одной   из   интереснейших   по   своей   музейной   судьбе.   Она   начала формироваться   в   1922   г.,   когда   в   здании   бывшего   Английского   клуба   на Тверской   при   активном   участии   известного   московского   журналиста   и писателя   В.   А.   Гиляровского   готовилась   выставка   «Красная   Москва», посвящённая   в   основном   событиям   1917–1921   гг.1  Плакаты   из государственных издательств и частных коллекций заняли достойное место в её   экспозиции.   Вскоре   выставка   стала   Историко­революционным   музеем Москвы, а с 1924 г. — Музеем революции СССР.  В   первые   годы   после   установления   советской   власти   активно комплектовались, публиковались и экспонировались политические плакаты, в том   числе   «вражеской»   стороны:   небольшевистских   партий   (например, Партии   народной   свободы   или   Партии   социалистов­революционеров)   и антисоветских   движений   (работы   художников,   сотрудничавших   во   время Гражданской войны с Донским отделом осведомления или Осведомительным агентством Добровольческой армии). В конце 1920­х гг. эта практика была прекращена,   а   подобные   издания   отправлены   в   закрытые   «специальные» хранения   архивов,   музеев   и   библиотек.   То   же   произошло   и   с   коллекцией «несоветских»  политических плакатов  Музея революции.  По этой  причине они долгое время были не доступны для исследователей и широкой публики, 1 Гиляровский В. А. От Английского клуба к Музею революции. М.: Изд. Музея революции, 1926.  7 однако пополнение коллекции продолжалось — из местных архивов и музеев, из   закрытого   в   1936   г.   Музея   каторги   и   ссылки.   Плакаты   же антиклерикального   и   антимонархического   направлений   (издательства «Парус»,   реклама   «Займа   свободы»)   были   востребованы   в   музейной деятельности   в   продолжение   всего   советского   периода.   Начавшиеся   в середине 1980­х гг. кардинальные перемены в жизни страны способствовали тому, что Центральный музей революции СССР (с 1998 г. — Государственный центральный  музей современной истории России) одним из первых открыл свой спецхран, сделав его доступным для исследователей.  В 1990­х гг. в музее были организованы выставки «Красное и белое»2 и «Мы выбираем, нас выбирают»3, на которых впервые за долгие годы были представлены   «несоветские»   плакаты   1917–1920   гг.   —   малоизвестный широкому   посетителю   пласт   российской   графической   культуры.   В художественной   отечественной   историографии   советскому   плакату посвящено   множество   исследований   и   публикаций,   однако   издания дооктябрьского периода практически не изучены. В фундаментальной работе Б.   С.   Бутника­Сиверского   «Советский   плакат   эпохи   Гражданской   войны 1918–1921 гг.»4 дана сжатая характеристика изданий 1917 г. и краткая оценка уровня   развития   плакатного   искусства   этого   периода,   а   в   современной литературе   зачастую   анализ   этих   изданий   сводится   к   предвзятой   оценке событий и личностей той противоречивой эпохи. 2 Панфилова В. П., Фомин В. Н. Каталог выставки плакатов периода Гражданской  войны из коллекции Центрального музея революции СССР «Красное и белое». М.: Изд.  ЦМР СССР, 1991. 3 Выставка «Мы выбираем, нас выбирают». М.: Изд. ЦМР СССР, 1999. 4 Бутник­Сиверский Б. С. Советский плакат эпохи Гражданской войны. 1918–1921 гг. Исследования и  библиографический указатель. М.: Изд­во Всесоюзной книжной палаты, 1960.  8 2.  История политического плаката как вида печатной художественной графики Политический плакат как вид печатной художественной графики — крупное, яркое, символическое изображение с кратким текстом, выполненное в агитационных, пропагандистских, рекламных или просветительских целях, — известен в Европе с конца XIX в. Его предшественниками были народные картинки,   распространённые   на   громадной   территории   от   Британии   до Японии, газетная и журнальная графика, торгово­промышленная реклама.  В России плакаты появились на рубеже XIX–XX столетий, изначально как   рекламные.   Над   ними   трудились   крупнейшие   русские   художники   по заказу издательских домов, торговых фирм и театров. Российская империя обладала мощной издательской базой: почти во всех губернских городах были типолитографии, а в Москве и Санкт­Петербурге их количество доходило до тридцати.   В   основном   они   специализировались   на   выпуске   лубочных картинок,   открытых   писем   (почтовых   карточек)   и   иллюстрированных журналов,   также   репродуцировались   популярные   иностранные   плакаты.   В 1897 г. в Санкт­Петербурге прошла Международная выставка плаката  5. В этот период плакат становится неотъемлемой частью жизни общества.  Лубочная   картинка,   появившись   ещё   в   XV–XVI   вв.   как   народная малотиражная гравюра, оказала огромное влияние на становление искусства плаката в России, в том числе политического. В отличие от плаката она имеет более дробное, детализированное изображение с развёрнутым текстом, часто стилизованное   под   народный   примитивизм.   Российские   издательства тиражировали   лубочные   картинки   с   бытовыми,   религиозными   и политическими сюжетами. В военное время лубки иллюстрировали сообщения 5 Глинтерник Э. М. Становление и развитие рекламной графики в России. СПб., 1995.  С. 93. 9 с фронтов, рассказывали о подвигах героев и о полководцах. Именно лубок стал для профессиональных художников­плакатистов примером того, как с помощью   укоренившихся   в   массовом   сознании   фольклорных   символов   и нарративных приёмов можно донести до зрителя — зачастую неграмотного – любую, в том числе и революционную идею.  10 3. Основа художественных решений российского  политического плаката Стилистика и образный ряд русской лубочной картинки и зрелищного плаката   явились   основой   художественных   решений   российского политического   плаката,   возникшего   и   сформировавшегося   в   годы   Первой мировой войны 1914–1918 гг. и революционных событий 1917 г. Начавшиеся в январе 1917 г. народные волнения и забастовки на предприятиях переросли в полноценное массовое восстание, которое царское правительство оказалось неспособно подавить. В ночь с 27 на 28 февраля (с 12 на 13 марта по новому стилю)   возникли   Временный   комитет   Государственной   думы   (его   составу сразу были посвящены несколько плакатов­лубков)6  и Временный исполком Петроградского Совета рабочих депутатов7.  2 (15) марта 1917 г. Николай II отрёкся от престола. В этот же день на совместном   заседании   представителей   Комитета   и   Совета   было сформировано   Временное   правительство   —   до   созыва   Учредительного собрания,   которое   должно   было   определить   судьбу   России.   Сложилась система, позже названная «двоевластием»: одновременно действовали органы Временного   правительства,   в   которых   преобладали   центристские   партии (конституционные демократы, октябристы, умеренные социалисты), и Советы, —   в   них   большинство   первоначально   принадлежало   социалистам­ революционерам, а позже социал­демократам (большевикам).  Февральская   революция   1917   г.   была   восторженно   воспринята   в России   как   начало   новой   эпохи   в   истории   страны.   «Для   меня   мыслима   и приемлема будущая Россия как великая демократия (не непременно новая Америка). Все мои пока немногочисленные дорожные впечатления от нового — самые лучшие, думаю, что все мы скоро привыкнем к тому, что чуть­чуть 6 ГЦМСИР. ГИК 691. 7 ГЦМСИР. ГИК 5125/7 11 “шокирует”»8, — пишет  в  письме  к матери Александр  Блок  по  приезде  в Петроград   19   марта   1917   г.   С   воодушевлением   отнёсся   к   февральским событиям один из основоположников русского символизма Валерий Брюсов: «Воплощены сны вековые Всех лучших, всех живых сердец: Преображённая Россия Свободной стала, — наконец!»  Самый известный  творческий тандем Серебряного века — Дмитрий Мережковский   и   Зинаида   Гиппиус   —   также   с   большим   энтузиазмом приветствовал   радикальные   изменения   в   стране,   произошедшие   в   первые месяцы   после   низложения   самодержавия.   Все   политические   силы   страны понимали значение художественной  агитации и пропаганды, в том числе и издания   иллюстрированных   листов   —   привычных,   доступных   и   понятных населению.   Первые   революционные   лубочные   картинки   были   выпущены   в марте 1917 г. Петроградским книгоиздательством «Парус». В нём печатались произведения   молодых   поэтов   и   писателей,   а   также   политическая публицистика (в том числе работы В. И. Ленина).  Для  создания лубков  с сатирой на  рухнувший строй9  руководством «Паруса»   были   приглашены   Владимир   Маяковский,   уже   получивший известность   как автор нескольких  ярких  военных  картинок  в  издательстве «Сегодняшний   лубок»,   и   популярный   карикатурист   Алексей   Радаков.   Их работы   стали   своего   рода   предшественниками   «Окон   РОСТА».   Самый известный плакат Алексея Радакова — «Самодержавный строй» — является репликой   с   произведения   социал­демократа   Николая   Лохова   «Пирамида самодержавия», опубликованного в Женеве в 1901 г. и ставшего необычайно популярным во всём мире.  Московская   типография   Товарищества   И.   Д.   Сытина,   славившаяся художественным качеством своей продукции, выпустила серию, посвящённую 8 Блок А. А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. Л. : Художественная  литература, 1983. С. 274. 9 ГЦМСИР. ГИК 29713/2771917; 13529/1; 13151/13 12 дням Февральской революции в Москве, в Сергиевом Посаде и в деревне10. Работы   молодого   художника   Афанасия   Куликова11  выпускает   Московский Совет   солдатских   депутатов.   Это   не   традиционная   для   того   времени литографическая картинка­иллюстрация или карикатура, а тонкая и точная стилизация под старинный народный лубок — наивный, радостный, яркий, а зачастую злободневный и резкий.  В   связи   с   традиционной   в   России   персонификацией   исторических событий   и   необходимостью   популяризации   новых   лиц   во   власти   издаются портреты   лидеров   Февральской   революции   —   М.   В.   Родзянко12  и   А.   Ф. Керенского13.   Так   как   представители   почти   всех   политических   движений (кроме   большевиков   и   меньшевиков­интернационалистов)   декларировали необходимость   продолжения   войны   до   победы   и   верность   союзническим обязательствам   России,   правительство   для   продолжения   боевых   действий нуждалось в их финансировании, т. е. в денежных вкладах населения.  Дореволюционный   «Военный   заём»   стал   теперь   «Займом   свободы». Авторы этих первых образцов политической рекламы — художники Борис Кустодиев, Пётр Бучкин, Алексей Кравченко, Георгий Пашков14 — участники и победители устроенного Временным правительством конкурса на лучшие работы   по   этой   теме.   Солдат   на   плакате   Бориса   Кустодиева,   решительно сжимающий   винтовку,   —   гарант   отвоёванной   народом   свободы   и волеизъявитель   новой,   демократической   власти,   призывавшей   воевать   на фронтах Первой мировой войны до победного конца. Колонны демонстрантов с красными знамёнами   символизируют  освободившийся от царского гнёта народ, продолживший дело Французской буржуазной революции с её лозунгом «Свобода,   равенство   и   братство».   Красное   знамя   в   дооктябрьский   период 10 ГЦМСИР. ГИК 13151/38­2 11 ГЦМСИР. ГИК 3287/3, 4, 5; 3780/5 12 ГЦМСИР. ГИК 13151/21 13 ГЦМСИР. ГИК 13151/26 14 ГЦМСИР. ГИК 13142/9, 543; 13142/5 13 считалось   одновременно   символом   демократических   преобразований   и социалистической   революции,   поэтому   использовалось   политическими группами разных взглядов. Георгий Пашков в своей конкурсной работе «Заём свободы»   изобразил   Георгия   Победоносца   —   воина   свободной   России,   — поражающего   змея   (т.   е.   устаревший   самодержавный   строй),   тем   самым соединив религиозную иконографию с революционным посылом.  Плакат   Алексея   Кравченко,   по   своему   исполнению   всё   ещё тяготеющий   к   лубочным   изображениям,   визуализировал   союз   солдат   и рабочих,   деревни   и   промышленности.   На   фоне   развевающегося   красного знамени плечом к плечу стоят две фигуры — солдат с зажатым в руке штыком и рабочий с молотом.  После   июльского   выступления   рабочих   и   революционных   солдат, подавленного   войсками   Временного   правительства,   были   обнародованы документы о связях большевиков с немецкой разведкой. С этим событием был связан   «сказочный»   лубок   «О   том,   как   немцы   большевика   на   Россию выпускали»15  выдающегося русского графика Ивана Билибина.  В августе  1917 г. Особое совещание опубликовало  Положение о выборах   в  Учредительное   собрание  —  орган   власти,  который   должен  был решить   судьбу   государственного   устройства   России.   Началась   первая   в истории   России   всеобщая   избирательная   кампания   —   яростная   и бескомпромиссная   борьба   за   голоса   российского   народа.   В   выборах участвовало несколько десятков партий и объединений — как политических, так   и   национальных.   Крупнейшими   из   них   были   партии   социалистов­ революционеров,   социал­демократов   (большевиков   и   объединённая)   и конституционных   демократов.   В   фондах   ГЦМСИР   находятся   плакаты предвыборной   кампании   в   учредительное   собрание   —   первые   российские политические агитационные плакаты, в создании которых принимали участие 15 ГЦМСИР. ГИК 13151/30 14 известные   русские   графики   и   живописцы.   Яркой   композиционной выразительностью   отличаются   работы   художника­баталиста   Михаила Авилова   и   карикатуриста   Льва   Бродаты,   сотрудничавших   с   партией социалистов­революционеров. В художественной агитации эсеров появляются символы, играющие затем ключевую роль в иконографии советских плакатов: земной шар, освобождаемый от оков рабочим и крестьянином; две колонны с красными флагами, марширующие из деревни и города (демонстрация союза пролетариата   и   крестьянства);   индустриальный   пейзаж,   символизирующий промышленный подъём. Высоким художественным качеством отличаются и плакаты   конституционных   демократов.   Художник   Алексей   Максимов впервые создаёт образ Родины­матери, впоследствии ставший традиционным. С   кадетами   сотрудничал   и   Александр   Зеленский,   в   дальнейшем   один   из ведущих промышленных дизайнеров Советского Союза, оформитель многих бытовых потребительских товаров. С именем этого художника связано первое в истории России проявление чёрного пиара — его плакаты­загадки, в том числе с изображением жандарма, спрятавшегося за умильной маской16. Так показано стремление левых сил построить полицейское государство, прячась за красивыми лозунгами. 16 ГЦМСИР. ГИК 13110/8­1, 2, 3, 4   15 16 4. Активность пропагандистской компании — залог победы Агитационные   работы   большевиков   не   отличались   высоким полиграфическим качеством и художественной оригинальностью, тяготея к простейшим, не аттрактивным символам (вроде маяка и моста), а то и вовсе ограничиваясь   орнаментальным   решением.   Это   отчасти   и   послужило причиной   их   поражения   на   выборах,   ведь   победа   партии   во   многом   была обусловлена активностью пропагандистской кампании, а также способностью плакатистов   произвести   впечатление   на   избирателя   с   помощью   ярких, запоминающихся образов.  Этот   опыт   научил   большевиков   очень   серьёзно   относиться   к художественной пропаганде: уже в период Гражданской войны 1918–1922 гг. «красные»   плакаты,   многие   из   которых   признаны   шедеврами   мирового агитационного   искусства,   по   силе   воздействия   на   массового   зрителя значительно   опередили   «белые»   плакаты.   Последний   плакат,   посвящённый Учредительному   собранию,   с   изображением   Таврического   дворца   в Петрограде,   был   издан   в   конце   1917   г.   и   призывал   граждан   выйти   на манифестацию в защиту законно избранного органа власти.  Первые  российские  политические   плакаты  являются  неоценимым историческим   и   художественным   источником.   Они   отражают   ход   событий 1917   г.   в   стране,   а   также   зарождение   и   формирование   основных жанровостилистических   особенностей   искусства   отечественного   плаката,   в которых осуществились первые попытки обобщения типов и образов эпохи, представляемых зрителю для восхищения или гнева.  17 Заключение  Февральская   революция   1917   г.   была   восторженно   воспринята многими деятелями культуры ­ писателями и художниками. Резко изменились характер   и   стиль   художественных   изданий   России.   Из   деятелей   русской культуры   только,   пожалуй,   Иван   Бунин   увидел   в   «Великой   бескровной» начало катастрофических событий».  В   первые   дни   февральской   революции   1917   года   Владимир   популярнейшим   карикатуристом Маяковский   со   своим   другом, ­«сатириконовцем» А. Радаковым начали революционную пропаганду, издавав серию   лубков   с   плакатными   элементами.   Первые   работы   Петроградского издательства   «Парус»,   основанного   А.М.Горьким,   в   котором   и   работал Маяковский, касались разоблачения старого строя. «Уж сгною, скручу их уж я!» ­ думал царь, раздавши ружья. Да забыл он, между прочим, что солдат рожден   рабочим»,   ­   такими   четверостишиями   Маяковский­художник подписывал свои работы.  Выдающийся   русский   художник   Афанасий   Куликов,   сторонник возрождения   старинного   русского   лубка,   сотрудничал   с   художественной секцией московского Совета солдатских депутатов. С апреля 1917 года он начал рисовать лубки со сложными композициями философского осмысления как прошлой жизни, так и нынешней. Например, у него есть интересная работа о том, как крестили свободу. Роль свободы выполнял младенец, которого три раза носили в церковь. Первый раз малыш превратился в топор, второй раз ­ в верёвку. Батюшка отказывался его крестить. И только когда на третий раз ребёнок превратился в цветок, его окрестили. Вот такой должна быть свобода ­   красивой   и   яркой.   Но   в   этом   сюжете   было   явное   предупреждение,   что революция может превратиться в верёвку и в топор.  18 Продолжалась война, и новым властям нужны были деньги для армии. В   рекламу   государственного   Займа   Свободы   включилось   новое   поколение замечательных художников. И одним из символов революции стал бородатый солдат   с   винтовкой   на   фоне   красных   знамен   с   «займового»   плаката выдающегося   живописца   Б.Кустодиева.   Красные   знамена,   красные   банты яркими   пятнами   выделялись   и   на   плакатах   известнейших   живописцев   и графиков П. Бучкина, А. И..Кравченко, Г. Пашкова.  С   июня   17­го   года   начался   очень   интересный   период   ­   свободные выборы.   Тут   и   появился   политический   предвыборный   плакат.   В   первую очередь, это плакат партии эсеров художника­баталиста Михаила Авилова. Яркость, красочность, доступность и четкость лозунгов плакатов этой партии повлияли во многом на их окончательную победу в этих выборах. У плакатов партии   кадетов   (партия   Народной   Свободы),   которые   рисовал   Александр Зеленский (художник, который уже в советское время создавал этикетки для товаров, например, для сигарет «Казбек»), образы были значительно более сложные. Именно в этих плакатах впервые появляется Родина­мать. Правда, в образе боярышни среднего возраста, с мечом и со щитом. Но она уже зовёт… голосовать за партию народной свободы. До сих пор исследователи не могут понять, был ли плакат с изображением злобного жандарма, прячущегося за умильной маской и призывом голосовать за эту же партию просто неудачей художника, или же это был первый известный случай «черного пиара».  Так или иначе, в работе над революционными плакатами понемногу создавался   тот   образный   строй,   который   потом   выльется   в   уникальное художественное   явление   ­   советский   плакат.   Для   художественного живописного   осмысления   каких­то   событий   нужно   время.   Живописцы   не успели   отреагировать   на   летящее   галопом   время   революции.   Разве   что   Б. Кустодиев   начал   использовать   революционные   сюжеты,   да   И.Владимиров бесстрастно   и   предельно   реально   фиксировал   события,   иногда   очень 19 происходящие   на   улицах   революционных   городов.  страшные, Зато авангардисты были уверены, что станут главными художниками страны. Они   были   уверены: Музыка всегда была более элитарным искусством.    новой   власти   нужно   новое   искусство!  «Предчувствие»   великих   событий   задолго   до   самих   событий отражалось   в   творчестве   А.Скрябина,   С.Рахманинова.   Если   художники, особенно авангардисты, могли найти свою нишу, то у музыкантов всё было гораздо сложнее. Особенно у тех, кто писал серьёзную музыку. Им оказалось непросто войти в новую жизнь, писать революционные песни и постановки. Однако,   революционный   восторг   охватил   и   многих   из   них.   А.Гречанинов, популярнейший тогда композитор, автор опер, симфоний, духовной музыки сочинил   в   1917   году   восторженный   Гимн   Свободной   России   на   стихи К.Бальмонта.   Свой   вариант   гимна   революции   предложил   и   великий Ф.Шаляпин.  Ближе к октябрю 1917 года многие из деятелей культуры начали понимать, что революция – это не только непрерывный праздник с красными знаменами  –  но   и   кровь,  развал,   вылившаяся   на   улицы   жестокость.  После Октябрьской   революции   многие   из   творцов   революционной   культуры окажутся в эмиграции. 20 Указатель авторов плакатов   1.   Авилов   Михаил   Иванович   (1882–1954)   Живописец­баталист, график.   В   1904–1913   гг.   обучался   в   Высшем   художественном   училище живописи,   скульптуры   и   архитектуры   при   Императорской   Академии художеств.   Участник   Первой   мировой   войны   (1914–1917);   автор   военных зарисовок.    2.   Билибин   Иван   Яковлевич   (1876–1942)   Книжный   иллюстратор, театральный   оформитель.   Обучался   под   руководством   И.   Е.   Репина   в Императорской Академии художеств (1900–1904). Член объединения «Мир искусства». Работал в жанре иллюстраций русских народных сказок. Является автором рисунка двуглавого орла, использовавшегося в период Временного правительства в качестве герба.    3.   Бучкин   Пётр   Дмитриевич   (1886–1965)   Живописец,   график. Окончил   Высшее   художественное   училище   при   Императорской   Академии художеств в 1912 г. С 1914 г. входил в Общество художников имени А. И. Куинджи. В 1918 г. был избран в члены Общества русских акварелистов.  4.  Гапонов  А.  Художник,  график.  Автор   плакатов,  агитирующих   за социал­революционеров.  5. Зеленский Александр Николаевич (1882–1942) Живописец, график. В   1901–1904   гг.   обучался   в   Строгановском   центральном   художественно­ промышленном   училище.   До   1917   г.   работал   над   рекламными   плакатами табачной продукции.    6.   Кравченко   Алексей   Ильич   (1889–1940)   Живописец,   график. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910). Принимал участие в выставках Союза русских художников, «Мира искусства» и Содружества  московских художников, проходивших в 1911 г. В 1912 г. избран действительным членом Московского товарищества художников.  21 7. Куликов Афанасий Ефремович (1884–1949) Живописец, график, иллюстратор,   художник   театра.   Является   создателем   школы   советского лубка. В 1912 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первые лубки опубликованы в 1917 г. в журнале «Путь освобождения».   8.   Кустодиев   Борис   Михайлович   (1878–1927)   Живописец,   график, театральный   художник.   Окончил   Императорскую   Академию   художеств   в 1903 г. В 1909 г. получил звание академика живописи, член общества «Мир искусства»   с   1910   г.   С   1917   активно   работал   над   плакатами   и   лубками революционной тематики.  9.   Максимов   А.О.   Художник,   график.   В   1917   г.   создавал   плакаты, агитирующие за Партию народной свободы.  10.   Маяковский   Владимир   Владимирович   (1893–1930)   Поэт, художник, драматург. В 1911 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но был исключён за публичные выступления в 1914 г. В 1915–1917 гг. проходил военную службу в Петроградской тыловой военно­ автомобильной школе. В период Временного правительства создавал плакаты лубочного характера.    11.   Пашков   Георгий   Павлович   (1886–1925)   Живописец,   график.   В 1912   г.   окончил   Строгановское   центральное   художественно­промышленное училище, специализировался на прикладном искусстве. До 1917 г. занимался росписями Фёдоровского собора в Царском Селе, а также Трапезной палаты Фёдоровского городка.  12. Придомцов М. Художник, график. Автор плакатов, агитирующих за Временное правительство.  13.   Радаков   Алексей   Александрович   (1877–1942)   Живописец, плакатист,   иллюстратор,   карикатурист.   Обучался   в   Московском   училище живописи,   ваяния   и   зодчества,   также   в   1905   г.   окончил   Государственную художественно­   промышленную   академию   имени   А.   Л.   Штиглица   в 22 Петербурге.   Известность   получил,   сотрудничая   с   журналами   «Сатирикон» (1908–1914) и «Новый Сатирикон» (1913–1918).  14.   Селецкий   В.   Художник,   график.   Автор   антимонархистских плакатов. 15. Смоликов  Александр Константинович (кон. XIX —  нач. ХХ в.) Художник,   график.   Автор   плакатов,   посвящённых   деятелям   Временного правительства. 23 Указатель партий и организаций Единство  —  социал­демократическая   организация,  основанная   Г.  В. Плехановым   в   1914   году   и   состоявшая,   в   основном,   из   меньшевиков­ оборонцев. После Февральской революции члены организации участвовали в выборах   в   Учредительное   собрание.   Выступали   за   установление   твердой государственной власти и продолжение войны до победного конца.    Кооперация   —   объединение   людей   и   предприятий   с   целью совместного   производства   возникла   в   России   во   второй   половине   XIX   — начале   ХХ   века.   После   февральских   событий   1917   года   Временным правительством   был   принят   документ   «Положение   о   кооперативных товариществах и их союзах», определивший правовое положение кооперации в России. В тот же период кооперация вышла на политическую арену.  Партия Народной свободы (Конституционно­демократическая партия) —   центристская   политическая   партия   России,   созданная   в   1905   году, выступающая   за   Конституционную   монархию   в   качестве   государственного строя.  После отречения  Николая II  от  престола  2 марта 1917  г.  в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, на VII съезде партии была провозглашена новая политическая доктрина, в которой Россия должна была стать демократической и парламентарной Республикой. Представители партии (кадеты)  преобладали  в первом  составе  Временного  правительства, однако после летнего кризиса 1917 года утратили былые позиции. №17, 21, 22.  Партия   Социалистов­Революционеров   —   революционная   партия Российской империи, ведущая своё начала с образовавшегося в конце XIX века   саратовского   кружка.   После   Февральской   революции   1917   года приобрела   крупнейшую   политическую   силу   и   победила   на   выборах   в Учредительное   собрание.   Важнейшими   предпосылками   для   социализма   в России члены партии видели в социализации земли, политической свободе и 24 демократии.   №18,   20,   23,   24,   26,   33,   35,   36,   45,   46,   50,   58,   60,   61,   62.   Российская   социал­демократическая   рабочая   партия  (РСДРП)  — основана в 1898 году. В 1903 году на II съезде РСДРП произошел раскол на «большевиков» (лидер — В. И. Ленин), придерживавшихся более радикальных взглядов   и   стремившихся   создать   четко   структурированную   партию   Мартов), революционеров,   и   «меньшевиков»   (лидер   —   Ю.   О. высказывавшихся за союз пролетариата и буржуазии против самодержавия. №19, 55, 56, 57, 59 Совет рабочих и солдатских депутатов — политические организации, создававшиеся в период февральских событий 1917 г. в качестве органов революционной власти. №27, 28, 29 25 Список использованной литературы 1. Бутник­Сиверский, Б.С. Советский плакат эпохи Гражданской войны 1918­ 1921. ­ М.: Всесоюзная книжная палата, 1960.  2.   Материалы   архива  Государственного   центрального   музея   современной истории России. 3.  Блок А. А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. Л.: Художественная литература, 1983.  4.   Бутник­Сиверский   Б.   С.   Советский   плакат   эпохи   Гражданской   войны. 1918–1921  гг.  Исследования  и   библиогра­  фический   указатель.  М.:   Изд­во Всесоюзной книжной палаты, 1960.  5 Глинтерник Э. М. Становление и развитие рекламной графики в России. СПб., 1995. 6.   Панфилова   В.   П.,   Фомин   В.   Н.   Каталог   выставки   плакатов   периода Гражданской   войны   из   коллекции   Цен­   трального   музея   революции   СССР «Красное и белое». М.: Изд. ЦМР СССР, 1991. 7.  Выставка «Мы выбираем, нас выбирают». М.: Изд. ЦМР СССР, 1999. 26 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ Приложение 1 №1.   Керенский   Александр   Фёдорович   (1881– 1970) Российский политический и общественный деятель.   Депутат   Государственной   думы   IV созыва   (1907,   1912–1917).   В   марте   1917   г.   в период   Временного   правительства   занял   пост министра юстиции, в мае был назначен военным и  морским   министром.  С 8  июля   принял   пост министра­ Временного председателя     правительства. Изд. Епифанского полка, 1917 г. Бумага, печать. 1 ГИК 13151/28­1 ГИК 13151/28­2  №2.  В дни Великой революции. 17 февраля   —   2   марта   1917   года. Временный Исполнительный   комитет   Государственной   думы   1 –   М.   В.   Родзянко;     2   –   Н.   С. Чхеидзе; 3 – Н. В. Некрасов; 4 – А. Ф. Керенский; 5 – М. А. Караулов; 6 –  А.  И.  Коновалов;  7 –  В.  Н.  Львов;  8 –  Г.  П.  Энгельгардт; 9 –  С.  И. Шидловский; 10 – В. В. Шульгин; 11 – В. А. Ржевский; 12 – П. Н. Милюков; 13 – И. И. Дмитрюков Изд­во «Копейка» Петроград, 1917 г. Бумага, печать. 3 ГИК 691 а  27 Свобода,   равенство   и   братство!   Первое   коалиционное   временное правительство   революционной   России   (с   участием   социалистов, представителей Совета рабочих и солдатских депутатов).  28 №3. Дни революции. Митинг в деревне в марте 1917 г.  Изд. Литографии Товарищества И. Д. Сытина Москва, 1917 г. Бумага, печать. ГИК 13151/8­1 62 × 84,5 GIK 13151/8­1 62 × 84,5 ГИК 13151/3  29 №4.  М.  В.  Родзянко.  Свободная   Россия. Председатель   Государственной   думы   и   А. Исполнительного   комитета   Худ. Смоликов   Изд.   Фотоцинкографии   Э.   Э. Новицкого   Петроград,   1917   г.   Бумага, печать.  43,3 × 32,7 ГИК 13151/2  30 АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ Приложение 2 №1.  Земли   и   воли   даст   вам   список Совета   крестьянских   депутатов   и Партии   социалистов­революционеров. Все голосуйте за него! Худ. А. Гапонов [Изд­во   «Революционная   мысль»] Петроград, 1917  г.  Бумага,  печать. 33 ГИК   13101/28­1   ГИК   13101/28­2   ГИК 13101/28­3   ГИК   13101/28­4   ГИК 13101/28­5  №2. Запомни и голосуй только за №2! Худ. А.  Зеленский.  Изд.  Комитета средней и  мелкой  промышленности  Петроград, 1917 г.  31 Бумага, печать. 32 ГИК 13110/1 а ГИК 13110/7­1 б ГИК 13110/8­1 ГИК  13110/8­2 ГИК 13110/8­4  №3.  К   Российской   социал­ партии демократической (объединённой)   через   демократическую рабочей     республику   Изд.   РСДРП   (объединённой) Петроград, 1917 г. Бумага, печать. 70 × 44 54 ГИК 315  32 №4.  Анархию   победит   демократия, Отстаивающая   государственность   и интересы   всего   великого   русского   Голосуйте с народа. промышленной   демократией   за   список     вместе Партии   народной   свободы! Комитета   Изд. средней   и   мелкой   промышленности   Петроград,   1917   г. Бумага,   печать.     ГИК   13110/7­1   ГИК 13110/7­2 ГИК 13110/7­3 ГИК 13110/7­4 ГИК 13110/7­5  33 Все   сознательные   граждане №5. Российской   Республики   голосуют   за список РСДРП № 16 Изд­во «Копейка» Петроград, 1917 г. Бумага, печать.  45 × 70 ГИК 27851/279  №   6.    Комитет   средней   и мелкой   промышленности Худ.   А.   Зеленский   Изд. Комитета   средней   и   мелкой промышленности   Петроград, 1917   г.   Бумага,   печать. 48×69,5   64   ГИК   13110/9­1 ГИК 13110/9­2 ГИК 13110/9­ 3   ГИК   13110/9­4   ГИК №7.   Взошло   солнце   свободы,   не   дайте   ему погаснуть! Советы крестьянских депутатов всей России   голосуют   за   списки,   общие   с   Партией Товарищи социалистов­революционеров.   солдаты! У кого земля – у того власть – у того воля.   Без   земли   нет   и   воли.   Поддержите крестьянский   список   своими   голосами   Изд. социалистов­революционеров Партии   [Петроград],   1917   г.   Бумага,   печать.   ГИК 13110/9­5  13101/9­1 ГИК 13101/9­2 ГИК 13101/9­3 ГИК 13101/9­4 ГИК 13101/9­5  34 №8. Крестьяне, рабочие, солдаты и все трудящиеся, голосуйте за Партию социалистов­революционеров, вместе с которой вы добудете землю и волю! Изд­ во   «Революционная   мысль»   Петроград,   1917   г. Бумага, печать. 71 × 51,5 43 ГИК 13101/27­1 ГИК 13101/27­2   ГИК   13101/27­3   ГИК   13101/27­4   ГИК 13101/27­5  №9.  Комитет   средней   и   мелкой промышленности   Сила   и   богатство   народа   в Работники промышленности.   промышленности,   голосуйте   за   №   2   Изд. Комитета средней и мелкой промышленности Петроград, 1917 г. Бумага, печать. 70,5 × 53; 25 × 17,5 41 ГИК 13110/8­6 ГИК 13110/10­2 ГИК 13110/10­2 ГИК 13110/10­4 ГИК 13110/3  35

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017