Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 13.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Произведения искусства создавались художниками для осмысления происходящего. В них - история не только события, но и общественного отношения (художник - часть общества) к этому событию, живые переживания и чувства. Уникальность изобразительных источников, особенно создававшихся по горячим следам или вообще, бывших своего рода участниками событий (художественная агитация) - в их многослойности. Изобразительный источник через столетие после события способен актуализировать знание о событии, сделать его непосредственным переживанием.
Иконка файла материала проект Февраль1917.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ЩЕЛКОВСКИЙ ФИЛИАЛ КОНКУРС СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ РАБОТ, ПОСВЯЩЁННЫХ 100­ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.  Русский революционный плакат 1917 года. Работу выполнили студенты 1 курса  по специальности «Операционная  деятельность в логистике» ГБПОУ  МО «Красногорского колледжа»  Щелковского филиала Алехин Артем Сергеевич Курносов Кирилл Алексеевич Ластовская Виктория Дмитриевна Научный руководитель: Преподаватель ГБПОУ МО  «Красногорского колледжа»  Щелковского филиала Киреева Наталья НиколаевнаМосква, 2017 СОДЕРЖАНИЕ: Введение 3 21   фонда Коллекция   политического   плаката   из Государственного   центрального   музея   современной истории России 2 История   политического   плаката   как   вида   печатной художественной графики 3 Основа   художественных   решений   российского политического плаката 4 Активность пропагандистской компании — залог победы Заключение Указатель авторов плакатов Указатель партий и организаций Список использованной литературы Приложение 1. Информационный плакат Приложение 2. Агитационный плакат Приложение 3. Сатирический плакат 5 7 9 14 15 18 21 23 24 26 34 3Мы по Москве погуляем,  Выйдем на Скобелевскую площадь,  Там, где знамёна всех партий полощет  Ветер Семнадцатого года.  Евгений Храмов Введение В   2017   году   исполняется   100   лет   событиям,   определившим   жизнь страны   на   многие   десятилетия   вперед.   В   фондах   Государственного центрального   музея   современной   истории   России   хранятся   «плакаты Свободы»,   изданные   в   1917   году   после   победы   Февральской   революции. В   результате   революции   пала   тысячелетняя   империя,   перед   Россией открывались возможности развития по демократическому пути. Определение будущего   государственного   устройства   передавалось   на   рассмотрение Учредительного   собрания.   Государственной   думой   было   сформировано Временное правительство. В стране были введены демократические свободы слова, собраний, печати, союзов, демонстраций, вероисповеданий, объявлена амнистия   политическим   заключенным.   В   ходе   революции   параллельно   с Временным   правительством   возникли   Советы   рабочих   и   солдатских депутатов.  Бурная   и   напряженная   политическая   жизнь   страны   определили потребность в массовой художественной политической агитации.  И впервые появляется политический плакат — главное средство агитации и пропаганды, уникальный исторический и художественный источник. Плакаты создавались в пламени революционных  событий их непосредственными  участниками. И создавались   с   целью   заразить   зрителей   своими   эмоциями:   ненавистью   к «старому   порядку»   и   радостным   предчувствием   свободы,   начала   новой, 4справедливой жизни.     Учредительное собрание, — все они, как и многие другие,   не   догадывались,   что   уже   через   год   на   полях   сражений   страшной братоубийственной Гражданской войны будет проливаться уже не плакатная гуашь, а человеческая кровь. Плакаты, опубликованные в данном издании, — квинтэссенция настроений бурного 1917 года. Знакомство с ними — ещё один повод обратиться к сути и причинам революции.  Актуальность темы.  Произведения   искусства   создавались художниками   для   осмысления   происходящего.  В   них   ­   история   не   только события, но и общественного отношения (художник ­ часть общества) к этому событию,   живые   переживания   и   чувства.   Уникальность   изобразительных источников, особенно создававшихся по горячим следам или вообще, бывших своего   рода   участниками   событий   (художественная   агитация)   ­   в   их многослойности.   Изобразительный   источник   через   столетие   после   события способен актуализировать знание о событии, сделать его непосредственным переживанием.  Цель.  Актуализация   сложного   исторического   периода   через уникальный   исторический   источник   ­   агитационные   графические произведения художников ­ очевидцев и участников происходящего. Объект.  Процесс отражения событий от февраля к октябрю     1917 года в СМИ. Предмет.  Способы   представления,   анализ,   оценка   революции   в агитационных   графических   произведениях   художников   ­   очевидцев   и участников происходящего. Гипотеза.  Февральская революция, все последующие события 1917 г. поистине затопили Россию листовками. Можно с уверенностью утверждать, что ни в один из исторических периодов развития нашей страны листовки не занимали такого главенствующего положения, отодвинув на задний план все другие виды изданий. 561.  Коллекция политического плаката из фонда Государственного центрального музея современной истории России Потрясения и испытания, выпавшие на долю России в двадцатом   а   также   идеологизированность   государственной   власти столетии, способствовали   развитию   искусства   плаката   —   одного   из   главных инструментов пропаганды. Для фондов Государственного центрального музея современной   истории   России   коллекция   политического   плаката   является одной   из   интереснейших   по   своей   музейной   судьбе.   Она   начала формироваться   в   1922   г.,   когда   в   здании   бывшего   Английского   клуба   на Тверской   при   активном   участии   известного   московского   журналиста   и писателя   В.   А.   Гиляровского   готовилась   выставка   «Красная   Москва», посвящённая   в   основном   событиям   1917–1921   гг.1  Плакаты   из государственных издательств и частных коллекций заняли достойное место в её   экспозиции.   Вскоре   выставка   стала   Историко­революционным   музеем Москвы, а с 1924 г. — Музеем революции СССР.  В   первые   годы   после   установления   советской   власти   активно комплектовались, публиковались и экспонировались политические плакаты, в том   числе   «вражеской»   стороны:   небольшевистских   партий   (например, Партии   народной   свободы   или   Партии   социалистов­революционеров)   и антисоветских   движений   (работы   художников,   сотрудничавших   во   время Гражданской войны с Донским отделом осведомления или Осведомительным агентством Добровольческой армии). В конце 1920­х гг. эта практика была прекращена,   а   подобные   издания   отправлены   в   закрытые   «специальные» хранения   архивов,   музеев   и   библиотек.   То   же   произошло   и   с   коллекцией «несоветских»  политических плакатов  Музея революции.  По этой  причине они долгое время были не доступны для исследователей и широкой публики, 1 Гиляровский В. А. От Английского клуба к Музею революции. М.: Изд. Музея революции, 1926.  7однако пополнение коллекции продолжалось — из местных архивов и музеев, из   закрытого   в   1936   г.   Музея   каторги   и   ссылки.   Плакаты   же антиклерикального   и   антимонархического   направлений   (издательства «Парус»,   реклама   «Займа   свободы»)   были   востребованы   в   музейной деятельности   в   продолжение   всего   советского   периода.   Начавшиеся   в середине 1980­х гг. кардинальные перемены в жизни страны способствовали тому, что Центральный музей революции СССР (с 1998 г. — Государственный центральный  музей современной истории России) одним из первых открыл свой спецхран, сделав его доступным для исследователей.  В 1990­х гг. в музее были организованы выставки «Красное и белое»2 и «Мы выбираем, нас выбирают»3, на которых впервые за долгие годы были представлены   «несоветские»   плакаты   1917–1920   гг.   —   малоизвестный широкому   посетителю   пласт   российской   графической   культуры.   В художественной   отечественной   историографии   советскому   плакату посвящено   множество   исследований   и   публикаций,   однако   издания дооктябрьского периода практически не изучены. В фундаментальной работе Б.   С.   Бутника­Сиверского   «Советский   плакат   эпохи   Гражданской   войны 1918–1921 гг.»4 дана сжатая характеристика изданий 1917 г. и краткая оценка уровня   развития   плакатного   искусства   этого   периода,   а   в   современной литературе   зачастую   анализ   этих   изданий   сводится   к   предвзятой   оценке событий и личностей той противоречивой эпохи. 2 Панфилова В. П., Фомин В. Н. Каталог выставки плакатов периода Гражданской  войны из коллекции Центрального музея революции СССР «Красное и белое». М.: Изд.  ЦМР СССР, 1991. 3 Выставка «Мы выбираем, нас выбирают». М.: Изд. ЦМР СССР, 1999. 4 Бутник­Сиверский Б. С. Советский плакат эпохи Гражданской войны. 1918–1921 гг. Исследования и  библиографический указатель. М.: Изд­во Всесоюзной книжной палаты, 1960.  82.  История политического плаката как вида печатной художественной графики Политический плакат как вид печатной художественной графики — крупное, яркое, символическое изображение с кратким текстом, выполненное в агитационных, пропагандистских, рекламных или просветительских целях, — известен в Европе с конца XIX в. Его предшественниками были народные картинки,   распространённые   на   громадной   территории   от   Британии   до Японии, газетная и журнальная графика, торгово­промышленная реклама.  В России плакаты появились на рубеже XIX–XX столетий, изначально как   рекламные.   Над   ними   трудились   крупнейшие   русские   художники   по заказу издательских домов, торговых фирм и театров. Российская империя обладала мощной издательской базой: почти во всех губернских городах были типолитографии, а в Москве и Санкт­Петербурге их количество доходило до тридцати.   В   основном   они   специализировались   на   выпуске   лубочных картинок,   открытых   писем   (почтовых   карточек)   и   иллюстрированных журналов,   также   репродуцировались   популярные   иностранные   плакаты.   В 1897 г. в Санкт­Петербурге прошла Международная выставка плаката  5. В этот период плакат становится неотъемлемой частью жизни общества.  Лубочная   картинка,   появившись   ещё   в   XV–XVI   вв.   как   народная малотиражная гравюра, оказала огромное влияние на становление искусства плаката в России, в том числе политического. В отличие от плаката она имеет более дробное, детализированное изображение с развёрнутым текстом, часто стилизованное   под   народный   примитивизм.   Российские   издательства тиражировали   лубочные   картинки   с   бытовыми,   религиозными   и политическими сюжетами. В военное время лубки иллюстрировали сообщения 5 Глинтерник Э. М. Становление и развитие рекламной графики в России. СПб., 1995.  С. 93. 9с фронтов, рассказывали о подвигах героев и о полководцах. Именно лубок стал для профессиональных художников­плакатистов примером того, как с помощью   укоренившихся   в   массовом   сознании   фольклорных   символов   и нарративных приёмов можно донести до зрителя — зачастую неграмотного – любую, в том числе и революционную идею.  103. Основа художественных решений российского  политического плаката Стилистика и образный ряд русской лубочной картинки и зрелищного плаката   явились   основой   художественных   решений   российского политического   плаката,   возникшего   и   сформировавшегося   в   годы   Первой мировой войны 1914–1918 гг. и революционных событий 1917 г. Начавшиеся в январе 1917 г. народные волнения и забастовки на предприятиях переросли в полноценное массовое восстание, которое царское правительство оказалось неспособно подавить. В ночь с 27 на 28 февраля (с 12 на 13 марта по новому стилю)   возникли   Временный   комитет   Государственной   думы   (его   составу сразу были посвящены несколько плакатов­лубков)6  и Временный исполком Петроградского Совета рабочих депутатов7.  2 (15) марта 1917 г. Николай II отрёкся от престола. В этот же день на совместном   заседании   представителей   Комитета   и   Совета   было сформировано   Временное   правительство   —   до   созыва   Учредительного собрания,   которое   должно   было   определить   судьбу   России.   Сложилась система, позже названная «двоевластием»: одновременно действовали органы Временного   правительства,   в   которых   преобладали   центристские   партии (конституционные демократы, октябристы, умеренные социалисты), и Советы, —   в   них   большинство   первоначально   принадлежало   социалистам­ революционерам, а позже социал­демократам (большевикам).  Февральская   революция   1917   г.   была   восторженно   воспринята   в России   как   начало   новой   эпохи   в   истории   страны.   «Для   меня   мыслима   и приемлема будущая Россия как великая демократия (не непременно новая Америка). Все мои пока немногочисленные дорожные впечатления от нового — самые лучшие, думаю, что все мы скоро привыкнем к тому, что чуть­чуть 6 ГЦМСИР. ГИК 691. 7 ГЦМСИР. ГИК 5125/7 11“шокирует”»8, — пишет  в  письме  к матери Александр  Блок  по  приезде  в Петроград   19   марта   1917   г.   С   воодушевлением   отнёсся   к   февральским событиям один из основоположников русского символизма Валерий Брюсов: «Воплощены сны вековые Всех лучших, всех живых сердец: Преображённая Россия Свободной стала, — наконец!»  Самый известный  творческий тандем Серебряного века — Дмитрий Мережковский   и   Зинаида   Гиппиус   —   также   с   большим   энтузиазмом приветствовал   радикальные   изменения   в   стране,   произошедшие   в   первые месяцы   после   низложения   самодержавия.   Все   политические   силы   страны понимали значение художественной  агитации и пропаганды, в том числе и издания   иллюстрированных   листов   —   привычных,   доступных   и   понятных населению.   Первые   революционные   лубочные   картинки   были   выпущены   в марте 1917 г. Петроградским книгоиздательством «Парус». В нём печатались произведения   молодых   поэтов   и   писателей,   а   также   политическая публицистика (в том числе работы В. И. Ленина).  Для  создания лубков  с сатирой на  рухнувший строй9  руководством «Паруса»   были   приглашены   Владимир   Маяковский,   уже   получивший известность   как автор нескольких  ярких  военных  картинок  в  издательстве «Сегодняшний   лубок»,   и   популярный   карикатурист   Алексей   Радаков.   Их работы   стали   своего   рода   предшественниками   «Окон   РОСТА».   Самый известный плакат Алексея Радакова — «Самодержавный строй» — является репликой   с   произведения   социал­демократа   Николая   Лохова   «Пирамида самодержавия», опубликованного в Женеве в 1901 г. и ставшего необычайно популярным во всём мире.  Московская   типография   Товарищества   И.   Д.   Сытина,   славившаяся художественным качеством своей продукции, выпустила серию, посвящённую 8 Блок А. А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. Л. : Художественная  литература, 1983. С. 274. 9 ГЦМСИР. ГИК 29713/2771917; 13529/1; 13151/13 12дням Февральской революции в Москве, в Сергиевом Посаде и в деревне10. Работы   молодого   художника   Афанасия   Куликова11  выпускает   Московский Совет   солдатских   депутатов.   Это   не   традиционная   для   того   времени литографическая картинка­иллюстрация или карикатура, а тонкая и точная стилизация под старинный народный лубок — наивный, радостный, яркий, а зачастую злободневный и резкий.  В   связи   с   традиционной   в   России   персонификацией   исторических событий   и   необходимостью   популяризации   новых   лиц   во   власти   издаются портреты   лидеров   Февральской   революции   —   М.   В.   Родзянко12  и   А.   Ф. Керенского13.   Так   как   представители   почти   всех   политических   движений (кроме   большевиков   и   меньшевиков­интернационалистов)   декларировали необходимость   продолжения   войны   до   победы   и   верность   союзническим обязательствам   России,   правительство   для   продолжения   боевых   действий нуждалось в их финансировании, т. е. в денежных вкладах населения.  Дореволюционный   «Военный   заём»   стал   теперь   «Займом   свободы». Авторы этих первых образцов политической рекламы — художники Борис Кустодиев, Пётр Бучкин, Алексей Кравченко, Георгий Пашков14 — участники и победители устроенного Временным правительством конкурса на лучшие работы   по   этой   теме.   Солдат   на   плакате   Бориса   Кустодиева,   решительно сжимающий   винтовку,   —   гарант   отвоёванной   народом   свободы   и волеизъявитель   новой,   демократической   власти,   призывавшей   воевать   на фронтах Первой мировой войны до победного конца. Колонны демонстрантов с красными знамёнами   символизируют  освободившийся от царского гнёта народ, продолживший дело Французской буржуазной революции с её лозунгом «Свобода,   равенство   и   братство».   Красное   знамя   в   дооктябрьский   период 10 ГЦМСИР. ГИК 13151/38­2 11 ГЦМСИР. ГИК 3287/3, 4, 5; 3780/5 12 ГЦМСИР. ГИК 13151/21 13 ГЦМСИР. ГИК 13151/26 14 ГЦМСИР. ГИК 13142/9, 543; 13142/5 13считалось   одновременно   символом   демократических   преобразований   и социалистической   революции,   поэтому   использовалось   политическими группами разных взглядов. Георгий Пашков в своей конкурсной работе «Заём свободы»   изобразил   Георгия   Победоносца   —   воина   свободной   России,   — поражающего   змея   (т.   е.   устаревший   самодержавный   строй),   тем   самым соединив религиозную иконографию с революционным посылом.  Плакат   Алексея   Кравченко,   по   своему   исполнению   всё   ещё тяготеющий   к   лубочным   изображениям,   визуализировал   союз   солдат   и рабочих,   деревни   и   промышленности.   На   фоне   развевающегося   красного знамени плечом к плечу стоят две фигуры — солдат с зажатым в руке штыком и рабочий с молотом.  После   июльского   выступления   рабочих   и   революционных   солдат, подавленного   войсками   Временного   правительства,   были   обнародованы документы о связях большевиков с немецкой разведкой. С этим событием был связан   «сказочный»   лубок   «О   том,   как   немцы   большевика   на   Россию выпускали»15  выдающегося русского графика Ивана Билибина.  В августе  1917 г. Особое совещание опубликовало  Положение о выборах   в  Учредительное   собрание  —  орган   власти,  который   должен  был решить   судьбу   государственного   устройства   России.   Началась   первая   в истории   России   всеобщая   избирательная   кампания   —   яростная   и бескомпромиссная   борьба   за   голоса   российского   народа.   В   выборах участвовало несколько десятков партий и объединений — как политических, так   и   национальных.   Крупнейшими   из   них   были   партии   социалистов­ революционеров,   социал­демократов   (большевиков   и   объединённая)   и конституционных   демократов.   В   фондах   ГЦМСИР   находятся   плакаты предвыборной   кампании   в   учредительное   собрание   —   первые   российские политические агитационные плакаты, в создании которых принимали участие 15 ГЦМСИР. ГИК 13151/30 14известные   русские   графики   и   живописцы.   Яркой   композиционной выразительностью   отличаются   работы   художника­баталиста   Михаила Авилова   и   карикатуриста   Льва   Бродаты,   сотрудничавших   с   партией социалистов­революционеров. В художественной агитации эсеров появляются символы, играющие затем ключевую роль в иконографии советских плакатов: земной шар, освобождаемый от оков рабочим и крестьянином; две колонны с красными флагами, марширующие из деревни и города (демонстрация союза пролетариата   и   крестьянства);   индустриальный   пейзаж,   символизирующий промышленный подъём. Высоким художественным качеством отличаются и плакаты   конституционных   демократов.   Художник   Алексей   Максимов впервые создаёт образ Родины­матери, впоследствии ставший традиционным. С   кадетами   сотрудничал   и   Александр   Зеленский,   в   дальнейшем   один   из ведущих промышленных дизайнеров Советского Союза, оформитель многих бытовых потребительских товаров. С именем этого художника связано первое в истории России проявление чёрного пиара — его плакаты­загадки, в том числе с изображением жандарма, спрятавшегося за умильной маской16. Так показано стремление левых сил построить полицейское государство, прячась за красивыми лозунгами. 16 ГЦМСИР. ГИК 13110/8­1, 2, 3, 4   15164. Активность пропагандистской компании — залог победы Агитационные   работы   большевиков   не   отличались   высоким полиграфическим качеством и художественной оригинальностью, тяготея к простейшим, не аттрактивным символам (вроде маяка и моста), а то и вовсе ограничиваясь   орнаментальным   решением.   Это   отчасти   и   послужило причиной   их   поражения   на   выборах,   ведь   победа   партии   во   многом   была обусловлена активностью пропагандистской кампании, а также способностью плакатистов   произвести   впечатление   на   избирателя   с   помощью   ярких, запоминающихся образов.  Этот   опыт   научил   большевиков   очень   серьёзно   относиться   к художественной пропаганде: уже в период Гражданской войны 1918–1922 гг. «красные»   плакаты,   многие   из   которых   признаны   шедеврами   мирового агитационного   искусства,   по   силе   воздействия   на   массового   зрителя значительно   опередили   «белые»   плакаты.   Последний   плакат,   посвящённый Учредительному   собранию,   с   изображением   Таврического   дворца   в Петрограде,   был   издан   в   конце   1917   г.   и   призывал   граждан   выйти   на манифестацию в защиту законно избранного органа власти.  Первые  российские  политические   плакаты  являются  неоценимым историческим   и   художественным   источником.   Они   отражают   ход   событий 1917   г.   в   стране,   а   также   зарождение   и   формирование   основных жанровостилистических   особенностей   искусства   отечественного   плаката,   в которых осуществились первые попытки обобщения типов и образов эпохи, представляемых зрителю для восхищения или гнева.  17Заключение  Февральская   революция   1917   г.   была   восторженно   воспринята многими деятелями культуры ­ писателями и художниками. Резко изменились характер   и   стиль   художественных   изданий   России.   Из   деятелей   русской культуры   только,   пожалуй,   Иван   Бунин   увидел   в   «Великой   бескровной» начало катастрофических событий».  В   первые   дни   февральской   революции   1917   года   Владимир   популярнейшим   карикатуристом Маяковский   со   своим   другом, ­«сатириконовцем» А. Радаковым начали революционную пропаганду, издавав серию   лубков   с   плакатными   элементами.   Первые   работы   Петроградского издательства   «Парус»,   основанного   А.М.Горьким,   в   котором   и   работал Маяковский, касались разоблачения старого строя. «Уж сгною, скручу их уж я!» ­ думал царь, раздавши ружья. Да забыл он, между прочим, что солдат рожден   рабочим»,   ­   такими   четверостишиями   Маяковский­художник подписывал свои работы.  Выдающийся   русский   художник   Афанасий   Куликов,   сторонник возрождения   старинного   русского   лубка,   сотрудничал   с   художественной секцией московского Совета солдатских депутатов. С апреля 1917 года он начал рисовать лубки со сложными композициями философского осмысления как прошлой жизни, так и нынешней. Например, у него есть интересная работа о том, как крестили свободу. Роль свободы выполнял младенец, которого три раза носили в церковь. Первый раз малыш превратился в топор, второй раз ­ в верёвку. Батюшка отказывался его крестить. И только когда на третий раз ребёнок превратился в цветок, его окрестили. Вот такой должна быть свобода ­   красивой   и   яркой.   Но   в   этом   сюжете   было   явное   предупреждение,   что революция может превратиться в верёвку и в топор.  18Продолжалась война, и новым властям нужны были деньги для армии. В   рекламу   государственного   Займа   Свободы   включилось   новое   поколение замечательных художников. И одним из символов революции стал бородатый солдат   с   винтовкой   на   фоне   красных   знамен   с   «займового»   плаката выдающегося   живописца   Б.Кустодиева.   Красные   знамена,   красные   банты яркими   пятнами   выделялись   и   на   плакатах   известнейших   живописцев   и графиков П. Бучкина, А. И..Кравченко, Г. Пашкова.  С   июня   17­го   года   начался   очень   интересный   период   ­   свободные выборы.   Тут   и   появился   политический   предвыборный   плакат.   В   первую очередь, это плакат партии эсеров художника­баталиста Михаила Авилова. Яркость, красочность, доступность и четкость лозунгов плакатов этой партии повлияли во многом на их окончательную победу в этих выборах. У плакатов партии   кадетов   (партия   Народной   Свободы),   которые   рисовал   Александр Зеленский (художник, который уже в советское время создавал этикетки для товаров, например, для сигарет «Казбек»), образы были значительно более сложные. Именно в этих плакатах впервые появляется Родина­мать. Правда, в образе боярышни среднего возраста, с мечом и со щитом. Но она уже зовёт… голосовать за партию народной свободы. До сих пор исследователи не могут понять, был ли плакат с изображением злобного жандарма, прячущегося за умильной маской и призывом голосовать за эту же партию просто неудачей художника, или же это был первый известный случай «черного пиара».  Так или иначе, в работе над революционными плакатами понемногу создавался   тот   образный   строй,   который   потом   выльется   в   уникальное художественное   явление   ­   советский   плакат.   Для   художественного живописного   осмысления   каких­то   событий   нужно   время.   Живописцы   не успели   отреагировать   на   летящее   галопом   время   революции.   Разве   что   Б. Кустодиев   начал   использовать   революционные   сюжеты,   да   И.Владимиров бесстрастно   и   предельно   реально   фиксировал   события,   иногда   очень 19происходящие   на   улицах   революционных   городов.  страшные, Зато авангардисты были уверены, что станут главными художниками страны. Они   были   уверены: Музыка всегда была более элитарным искусством.    новой   власти   нужно   новое   искусство!  «Предчувствие»   великих   событий   задолго   до   самих   событий отражалось   в   творчестве   А.Скрябина,   С.Рахманинова.   Если   художники, особенно авангардисты, могли найти свою нишу, то у музыкантов всё было гораздо сложнее. Особенно у тех, кто писал серьёзную музыку. Им оказалось непросто войти в новую жизнь, писать революционные песни и постановки. Однако,   революционный   восторг   охватил   и   многих   из   них.   А.Гречанинов, популярнейший тогда композитор, автор опер, симфоний, духовной музыки сочинил   в   1917   году   восторженный   Гимн   Свободной   России   на   стихи К.Бальмонта.   Свой   вариант   гимна   революции   предложил   и   великий Ф.Шаляпин.  Ближе к октябрю 1917 года многие из деятелей культуры начали понимать, что революция – это не только непрерывный праздник с красными знаменами  –  но   и   кровь,  развал,   вылившаяся   на   улицы   жестокость.  После Октябрьской   революции   многие   из   творцов   революционной   культуры окажутся в эмиграции. 20Указатель авторов плакатов   1.   Авилов   Михаил   Иванович   (1882–1954)   Живописец­баталист, график.   В   1904–1913   гг.   обучался   в   Высшем   художественном   училище живописи,   скульптуры   и   архитектуры   при   Императорской   Академии художеств.   Участник   Первой   мировой   войны   (1914–1917);   автор   военных зарисовок.    2.   Билибин   Иван   Яковлевич   (1876–1942)   Книжный   иллюстратор, театральный   оформитель.   Обучался   под   руководством   И.   Е.   Репина   в Императорской Академии художеств (1900–1904). Член объединения «Мир искусства». Работал в жанре иллюстраций русских народных сказок. Является автором рисунка двуглавого орла, использовавшегося в период Временного правительства в качестве герба.    3.   Бучкин   Пётр   Дмитриевич   (1886–1965)   Живописец,   график. Окончил   Высшее   художественное   училище   при   Императорской   Академии художеств в 1912 г. С 1914 г. входил в Общество художников имени А. И. Куинджи. В 1918 г. был избран в члены Общества русских акварелистов.  4.  Гапонов  А.  Художник,  график.  Автор   плакатов,  агитирующих   за социал­революционеров.  5. Зеленский Александр Николаевич (1882–1942) Живописец, график. В   1901–1904   гг.   обучался   в   Строгановском   центральном   художественно­ промышленном   училище.   До   1917   г.   работал   над   рекламными   плакатами табачной продукции.    6.   Кравченко   Алексей   Ильич   (1889–1940)   Живописец,   график. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910). Принимал участие в выставках Союза русских художников, «Мира искусства» и Содружества  московских художников, проходивших в 1911 г. В 1912 г. избран действительным членом Московского товарищества художников.  217. Куликов Афанасий Ефремович (1884–1949) Живописец, график, иллюстратор,   художник   театра.   Является   создателем   школы   советского лубка. В 1912 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первые лубки опубликованы в 1917 г. в журнале «Путь освобождения».   8.   Кустодиев   Борис   Михайлович   (1878–1927)   Живописец,   график, театральный   художник.   Окончил   Императорскую   Академию   художеств   в 1903 г. В 1909 г. получил звание академика живописи, член общества «Мир искусства»   с   1910   г.   С   1917   активно   работал   над   плакатами   и   лубками революционной тематики.  9.   Максимов   А.О.   Художник,   график.   В   1917   г.   создавал   плакаты, агитирующие за Партию народной свободы.  10.   Маяковский   Владимир   Владимирович   (1893–1930)   Поэт, художник, драматург. В 1911 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но был исключён за публичные выступления в 1914 г. В 1915–1917 гг. проходил военную службу в Петроградской тыловой военно­ автомобильной школе. В период Временного правительства создавал плакаты лубочного характера.    11.   Пашков   Георгий   Павлович   (1886–1925)   Живописец,   график.   В 1912   г.   окончил   Строгановское   центральное   художественно­промышленное училище, специализировался на прикладном искусстве. До 1917 г. занимался росписями Фёдоровского собора в Царском Селе, а также Трапезной палаты Фёдоровского городка.  12. Придомцов М. Художник, график. Автор плакатов, агитирующих за Временное правительство.  13.   Радаков   Алексей   Александрович   (1877–1942)   Живописец, плакатист,   иллюстратор,   карикатурист.   Обучался   в   Московском   училище живописи,   ваяния   и   зодчества,   также   в   1905   г.   окончил   Государственную художественно­   промышленную   академию   имени   А.   Л.   Штиглица   в 22Петербурге.   Известность   получил,   сотрудничая   с   журналами   «Сатирикон» (1908–1914) и «Новый Сатирикон» (1913–1918).  14.   Селецкий   В.   Художник,   график.   Автор   антимонархистских плакатов. 15. Смоликов  Александр Константинович (кон. XIX —  нач. ХХ в.) Художник,   график.   Автор   плакатов,   посвящённых   деятелям   Временного правительства. 23Указатель партий и организаций Единство  —  социал­демократическая   организация,  основанная   Г.  В. Плехановым   в   1914   году   и   состоявшая,   в   основном,   из   меньшевиков­ оборонцев. После Февральской революции члены организации участвовали в выборах   в   Учредительное   собрание.   Выступали   за   установление   твердой государственной власти и продолжение войны до победного конца.    Кооперация   —   объединение   людей   и   предприятий   с   целью совместного   производства   возникла   в   России   во   второй   половине   XIX   — начале   ХХ   века.   После   февральских   событий   1917   года   Временным правительством   был   принят   документ   «Положение   о   кооперативных товариществах и их союзах», определивший правовое положение кооперации в России. В тот же период кооперация вышла на политическую арену.  Партия Народной свободы (Конституционно­демократическая партия) —   центристская   политическая   партия   России,   созданная   в   1905   году, выступающая   за   Конституционную   монархию   в   качестве   государственного строя.  После отречения  Николая II  от  престола  2 марта 1917  г.  в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, на VII съезде партии была провозглашена новая политическая доктрина, в которой Россия должна была стать демократической и парламентарной Республикой. Представители партии (кадеты)  преобладали  в первом  составе  Временного  правительства, однако после летнего кризиса 1917 года утратили былые позиции. №17, 21, 22.  Партия   Социалистов­Революционеров   —   революционная   партия Российской империи, ведущая своё начала с образовавшегося в конце XIX века   саратовского   кружка.   После   Февральской   революции   1917   года приобрела   крупнейшую   политическую   силу   и   победила   на   выборах   в Учредительное   собрание.   Важнейшими   предпосылками   для   социализма   в России члены партии видели в социализации земли, политической свободе и 24демократии.   №18,   20,   23,   24,   26,   33,   35,   36,   45,   46,   50,   58,   60,   61,   62.   Российская   социал­демократическая   рабочая   партия  (РСДРП)  — основана в 1898 году. В 1903 году на II съезде РСДРП произошел раскол на «большевиков» (лидер — В. И. Ленин), придерживавшихся более радикальных взглядов   и   стремившихся   создать   четко   структурированную   партию   Мартов), революционеров,   и   «меньшевиков»   (лидер   —   Ю.   О. высказывавшихся за союз пролетариата и буржуазии против самодержавия. №19, 55, 56, 57, 59 Совет рабочих и солдатских депутатов — политические организации, создававшиеся в период февральских событий 1917 г. в качестве органов революционной власти. №27, 28, 29 25Список использованной литературы 1. Бутник­Сиверский, Б.С. Советский плакат эпохи Гражданской войны 1918­ 1921. ­ М.: Всесоюзная книжная палата, 1960.  2.   Материалы   архива  Государственного   центрального   музея   современной истории России. 3.  Блок А. А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. Л.: Художественная литература, 1983.  4.   Бутник­Сиверский   Б.   С.   Советский   плакат   эпохи   Гражданской   войны. 1918–1921  гг.  Исследования  и   библиогра­  фический   указатель.  М.:   Изд­во Всесоюзной книжной палаты, 1960.  5 Глинтерник Э. М. Становление и развитие рекламной графики в России. СПб., 1995. 6.   Панфилова   В.   П.,   Фомин   В.   Н.   Каталог   выставки   плакатов   периода Гражданской   войны   из   коллекции   Цен­   трального   музея   революции   СССР «Красное и белое». М.: Изд. ЦМР СССР, 1991. 7.  Выставка «Мы выбираем, нас выбирают». М.: Изд. ЦМР СССР, 1999. 26ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ Приложение 1 №1.   Керенский   Александр   Фёдорович   (1881– 1970) Российский политический и общественный деятель.   Депутат   Государственной   думы   IV созыва   (1907,   1912–1917).   В   марте   1917   г.   в период   Временного   правительства   занял   пост министра юстиции, в мае был назначен военным и  морским   министром.  С 8  июля   принял   пост министра­ Временного председателя     правительства. Изд. Епифанского полка, 1917 г. Бумага, печать. 1 ГИК 13151/28­1 ГИК 13151/28­2  №2.  В дни Великой революции. 17 февраля   —   2   марта   1917   года. Временный Исполнительный   комитет   Государственной   думы   1 –   М.   В.   Родзянко;     2   –   Н.   С. Чхеидзе; 3 – Н. В. Некрасов; 4 – А. Ф. Керенский; 5 – М. А. Караулов; 6 –  А.  И.  Коновалов;  7 –  В.  Н.  Львов;  8 –  Г.  П.  Энгельгардт; 9 –  С.  И. Шидловский; 10 – В. В. Шульгин; 11 – В. А. Ржевский; 12 – П. Н. Милюков; 13 – И. И. Дмитрюков Изд­во «Копейка» Петроград, 1917 г. Бумага, печать. 3 ГИК 691 а  27Свобода,   равенство   и   братство!   Первое   коалиционное   временное правительство   революционной   России   (с   участием   социалистов, представителей Совета рабочих и солдатских депутатов).  28№3. Дни революции. Митинг в деревне в марте 1917 г.  Изд. Литографии Товарищества И. Д. Сытина Москва, 1917 г. Бумага, печать. ГИК 13151/8­1 62 × 84,5 GIK 13151/8­1 62 × 84,5 ГИК 13151/3  29№4.  М.  В.  Родзянко.  Свободная   Россия. Председатель   Государственной   думы   и   А. Исполнительного   комитета   Худ. Смоликов   Изд.   Фотоцинкографии   Э.   Э. Новицкого   Петроград,   1917   г.   Бумага, печать.  43,3 × 32,7 ГИК 13151/2  30АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ Приложение 2 №1.  Земли   и   воли   даст   вам   список Совета   крестьянских   депутатов   и Партии   социалистов­революционеров. Все голосуйте за него! Худ. А. Гапонов [Изд­во   «Революционная   мысль»] Петроград, 1917  г.  Бумага,  печать. 33 ГИК   13101/28­1   ГИК   13101/28­2   ГИК 13101/28­3   ГИК   13101/28­4   ГИК 13101/28­5  №2. Запомни и голосуй только за №2! Худ. А.  Зеленский.  Изд.  Комитета средней и  мелкой  промышленности  Петроград, 1917 г.  31Бумага, печать. 32 ГИК 13110/1 а ГИК 13110/7­1 б ГИК 13110/8­1 ГИК  13110/8­2 ГИК 13110/8­4  №3.  К   Российской   социал­ партии демократической (объединённой)   через   демократическую рабочей     республику   Изд.   РСДРП   (объединённой) Петроград, 1917 г. Бумага, печать. 70 × 44 54 ГИК 315  32№4.  Анархию   победит   демократия, Отстаивающая   государственность   и интересы   всего   великого   русского   Голосуйте с народа. промышленной   демократией   за   список     вместе Партии   народной   свободы! Комитета   Изд. средней   и   мелкой   промышленности   Петроград,   1917   г. Бумага,   печать.     ГИК   13110/7­1   ГИК 13110/7­2 ГИК 13110/7­3 ГИК 13110/7­4 ГИК 13110/7­5  33Все   сознательные   граждане №5. Российской   Республики   голосуют   за список РСДРП № 16 Изд­во «Копейка» Петроград, 1917 г. Бумага, печать.  45 × 70 ГИК 27851/279  №   6.    Комитет   средней   и мелкой   промышленности Худ.   А.   Зеленский   Изд. Комитета   средней   и   мелкой промышленности   Петроград, 1917   г.   Бумага,   печать. 48×69,5   64   ГИК   13110/9­1 ГИК 13110/9­2 ГИК 13110/9­ 3   ГИК   13110/9­4   ГИК №7.   Взошло   солнце   свободы,   не   дайте   ему погаснуть! Советы крестьянских депутатов всей России   голосуют   за   списки,   общие   с   Партией Товарищи социалистов­революционеров.   солдаты! У кого земля – у того власть – у того воля.   Без   земли   нет   и   воли.   Поддержите крестьянский   список   своими   голосами   Изд. социалистов­революционеров Партии   [Петроград],   1917   г.   Бумага,   печать.   ГИК 13110/9­5  13101/9­1 ГИК 13101/9­2 ГИК 13101/9­3 ГИК 13101/9­4 ГИК 13101/9­5  34№8. Крестьяне, рабочие, солдаты и все трудящиеся, голосуйте за Партию социалистов­революционеров, вместе с которой вы добудете землю и волю! Изд­ во   «Революционная   мысль»   Петроград,   1917   г. Бумага, печать. 71 × 51,5 43 ГИК 13101/27­1 ГИК 13101/27­2   ГИК   13101/27­3   ГИК   13101/27­4   ГИК 13101/27­5  №9.  Комитет   средней   и   мелкой промышленности   Сила   и   богатство   народа   в Работники промышленности.   промышленности,   голосуйте   за   №   2   Изд. Комитета средней и мелкой промышленности Петроград, 1917 г. Бумага, печать. 70,5 × 53; 25 × 17,5 41 ГИК 13110/8­6 ГИК 13110/10­2 ГИК 13110/10­2 ГИК 13110/10­4 ГИК 13110/3  35