Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
история
Взрослым
13.05.2017
Произведения искусства создавались художниками для осмысления происходящего. В них - история не только события, но и общественного отношения (художник - часть общества) к этому событию, живые переживания и чувства. Уникальность изобразительных источников, особенно создававшихся по горячим следам или вообще, бывших своего рода участниками событий (художественная агитация) - в их многослойности. Изобразительный источник через столетие после события способен актуализировать знание о событии, сделать его непосредственным переживанием.
проект Февраль1917.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ЩЕЛКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНКУРС СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ РАБОТ,
ПОСВЯЩЁННЫХ 100ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю.
Русский революционный плакат 1917 года.
Работу выполнили студенты 1 курса
по специальности «Операционная
деятельность в логистике» ГБПОУ
МО «Красногорского колледжа»
Щелковского филиала
Алехин Артем Сергеевич
Курносов Кирилл Алексеевич
Ластовская Виктория Дмитриевна
Научный руководитель:
Преподаватель ГБПОУ МО
«Красногорского колледжа»
Щелковского филиала
Киреева Наталья Николаевна Москва, 2017
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
3
2 1
фонда
Коллекция политического плаката из
Государственного центрального музея современной
истории России
2 История политического плаката как вида печатной
художественной графики
3 Основа
художественных решений российского
политического плаката
4 Активность пропагандистской компании — залог победы
Заключение
Указатель авторов плакатов
Указатель партий и организаций
Список использованной литературы
Приложение 1. Информационный плакат
Приложение 2. Агитационный плакат
Приложение 3. Сатирический плакат
5
7
9
14
15
18
21
23
24
26
34
3 Мы по Москве погуляем,
Выйдем на Скобелевскую площадь,
Там, где знамёна всех партий полощет
Ветер Семнадцатого года.
Евгений Храмов
Введение
В 2017 году исполняется 100 лет событиям, определившим жизнь
страны на многие десятилетия вперед. В фондах Государственного
центрального музея современной истории России хранятся «плакаты
Свободы», изданные в 1917 году после победы Февральской революции.
В результате революции пала тысячелетняя империя, перед Россией
открывались возможности развития по демократическому пути. Определение
будущего государственного устройства передавалось на рассмотрение
Учредительного собрания. Государственной думой было сформировано
Временное правительство. В стране были введены демократические свободы
слова, собраний, печати, союзов, демонстраций, вероисповеданий, объявлена
амнистия политическим заключенным. В ходе революции параллельно с
Временным правительством возникли Советы рабочих и солдатских
депутатов.
Бурная и напряженная политическая жизнь страны определили
потребность в массовой художественной политической агитации. И впервые
появляется политический плакат — главное средство агитации и пропаганды,
уникальный исторический и художественный источник. Плакаты создавались
в пламени революционных событий их непосредственными участниками. И
создавались с целью заразить зрителей своими эмоциями: ненавистью к
«старому порядку» и радостным предчувствием свободы, начала новой,
4 справедливой жизни. Учредительное собрание, — все они, как и многие
другие, не догадывались, что уже через год на полях сражений страшной
братоубийственной Гражданской войны будет проливаться уже не плакатная
гуашь, а человеческая кровь. Плакаты, опубликованные в данном издании, —
квинтэссенция настроений бурного 1917 года. Знакомство с ними — ещё один
повод обратиться к сути и причинам революции.
Актуальность темы. Произведения
искусства
создавались
художниками для осмысления происходящего. В них история не только
события, но и общественного отношения (художник часть общества) к этому
событию, живые переживания и чувства. Уникальность изобразительных
источников, особенно создававшихся по горячим следам или вообще, бывших
своего рода участниками событий (художественная агитация) в их
многослойности. Изобразительный источник через столетие после события
способен актуализировать знание о событии, сделать его непосредственным
переживанием.
Цель.
Актуализация сложного исторического периода через
уникальный исторический источник агитационные графические
произведения художников очевидцев и участников происходящего.
Объект. Процесс отражения событий от февраля к октябрю 1917
года в СМИ.
Предмет. Способы представления, анализ, оценка революции в
агитационных графических произведениях художников очевидцев и
участников происходящего.
Гипотеза. Февральская революция, все последующие события 1917 г.
поистине затопили Россию листовками. Можно с уверенностью утверждать,
что ни в один из исторических периодов развития нашей страны листовки не
занимали такого главенствующего положения, отодвинув на задний план все
другие виды изданий.
5 6 1. Коллекция политического плаката из фонда Государственного
центрального музея современной истории России
Потрясения и испытания, выпавшие на долю России в двадцатом
а также идеологизированность государственной власти
столетии,
способствовали развитию искусства плаката — одного из главных
инструментов пропаганды. Для фондов Государственного центрального музея
современной истории России коллекция политического плаката является
одной из интереснейших по своей музейной судьбе. Она начала
формироваться в 1922 г., когда в здании бывшего Английского клуба на
Тверской при активном участии известного московского журналиста и
писателя В. А. Гиляровского готовилась выставка «Красная Москва»,
посвящённая в основном событиям 1917–1921 гг.1 Плакаты из
государственных издательств и частных коллекций заняли достойное место в
её экспозиции. Вскоре выставка стала Историкореволюционным музеем
Москвы, а с 1924 г. — Музеем революции СССР.
В первые годы после установления советской власти активно
комплектовались, публиковались и экспонировались политические плакаты, в
том числе «вражеской» стороны: небольшевистских партий (например,
Партии народной свободы или Партии социалистовреволюционеров) и
антисоветских движений (работы художников, сотрудничавших во время
Гражданской войны с Донским отделом осведомления или Осведомительным
агентством Добровольческой армии). В конце 1920х гг. эта практика была
прекращена, а подобные издания отправлены в закрытые «специальные»
хранения архивов, музеев и библиотек. То же произошло и с коллекцией
«несоветских» политических плакатов Музея революции. По этой причине
они долгое время были не доступны для исследователей и широкой публики,
1 Гиляровский В. А. От Английского клуба к Музею революции. М.: Изд. Музея революции, 1926.
7 однако пополнение коллекции продолжалось — из местных архивов и музеев,
из закрытого в 1936 г. Музея каторги и ссылки. Плакаты же
антиклерикального и антимонархического направлений (издательства
«Парус», реклама «Займа свободы») были востребованы в музейной
деятельности в продолжение всего советского периода. Начавшиеся в
середине 1980х гг. кардинальные перемены в жизни страны способствовали
тому, что Центральный музей революции СССР (с 1998 г. — Государственный
центральный музей современной истории России) одним из первых открыл
свой спецхран, сделав его доступным для исследователей.
В 1990х гг. в музее были организованы выставки «Красное и белое»2 и
«Мы выбираем, нас выбирают»3, на которых впервые за долгие годы были
представлены «несоветские» плакаты 1917–1920 гг. — малоизвестный
широкому посетителю пласт российской графической культуры. В
художественной отечественной историографии советскому плакату
посвящено множество исследований и публикаций, однако издания
дооктябрьского периода практически не изучены. В фундаментальной работе
Б. С. БутникаСиверского «Советский плакат эпохи Гражданской войны
1918–1921 гг.»4 дана сжатая характеристика изданий 1917 г. и краткая оценка
уровня развития плакатного искусства этого периода, а в современной
литературе зачастую анализ этих изданий сводится к предвзятой оценке
событий и личностей той противоречивой эпохи.
2 Панфилова В. П., Фомин В. Н. Каталог выставки плакатов периода Гражданской
войны из коллекции Центрального музея революции СССР «Красное и белое». М.: Изд.
ЦМР СССР, 1991.
3 Выставка «Мы выбираем, нас выбирают». М.: Изд. ЦМР СССР, 1999.
4 БутникСиверский Б. С. Советский плакат эпохи Гражданской войны. 1918–1921 гг. Исследования и
библиографический указатель. М.: Издво Всесоюзной книжной палаты, 1960.
8 2. История политического плаката как вида печатной
художественной графики
Политический плакат как вид печатной художественной графики —
крупное, яркое, символическое изображение с кратким текстом, выполненное
в агитационных, пропагандистских, рекламных или просветительских целях,
— известен в Европе с конца XIX в. Его предшественниками были народные
картинки, распространённые на громадной территории от Британии до
Японии, газетная и журнальная графика, торговопромышленная реклама.
В России плакаты появились на рубеже XIX–XX столетий, изначально
как рекламные. Над ними трудились крупнейшие русские художники по
заказу издательских домов, торговых фирм и театров. Российская империя
обладала мощной издательской базой: почти во всех губернских городах были
типолитографии, а в Москве и СанктПетербурге их количество доходило до
тридцати. В основном они специализировались на выпуске лубочных
картинок, открытых писем (почтовых карточек) и иллюстрированных
журналов, также репродуцировались популярные иностранные плакаты. В
1897 г. в СанктПетербурге прошла Международная выставка плаката 5. В
этот период плакат становится неотъемлемой частью жизни общества.
Лубочная картинка, появившись ещё в XV–XVI вв. как народная
малотиражная гравюра, оказала огромное влияние на становление искусства
плаката в России, в том числе политического. В отличие от плаката она имеет
более дробное, детализированное изображение с развёрнутым текстом, часто
стилизованное под народный примитивизм. Российские издательства
тиражировали лубочные картинки с бытовыми,
религиозными и
политическими сюжетами. В военное время лубки иллюстрировали сообщения
5 Глинтерник Э. М. Становление и развитие рекламной графики в России. СПб., 1995.
С. 93.
9 с фронтов, рассказывали о подвигах героев и о полководцах. Именно лубок
стал для профессиональных художниковплакатистов примером того, как с
помощью укоренившихся в массовом сознании фольклорных символов и
нарративных приёмов можно донести до зрителя — зачастую неграмотного –
любую, в том числе и революционную идею.
10 3. Основа художественных решений российского
политического плаката
Стилистика и образный ряд русской лубочной картинки и зрелищного
плаката явились основой художественных решений российского
политического плаката, возникшего и сформировавшегося в годы Первой
мировой войны 1914–1918 гг. и революционных событий 1917 г. Начавшиеся в
январе 1917 г. народные волнения и забастовки на предприятиях переросли в
полноценное массовое восстание, которое царское правительство оказалось
неспособно подавить. В ночь с 27 на 28 февраля (с 12 на 13 марта по новому
стилю) возникли Временный комитет Государственной думы (его составу
сразу были посвящены несколько плакатовлубков)6 и Временный исполком
Петроградского Совета рабочих депутатов7.
2 (15) марта 1917 г. Николай II отрёкся от престола. В этот же день на
совместном заседании представителей Комитета и Совета было
сформировано Временное правительство — до созыва Учредительного
собрания, которое должно было определить судьбу России. Сложилась
система, позже названная «двоевластием»: одновременно действовали органы
Временного правительства, в которых преобладали центристские партии
(конституционные демократы, октябристы, умеренные социалисты), и Советы,
— в них большинство первоначально принадлежало социалистам
революционерам, а позже социалдемократам (большевикам).
Февральская революция 1917 г. была восторженно воспринята в
России как начало новой эпохи в истории страны. «Для меня мыслима и
приемлема будущая Россия как великая демократия (не непременно новая
Америка). Все мои пока немногочисленные дорожные впечатления от нового
— самые лучшие, думаю, что все мы скоро привыкнем к тому, что чутьчуть
6 ГЦМСИР. ГИК 691.
7 ГЦМСИР. ГИК 5125/7
11 “шокирует”»8, — пишет в письме к матери Александр Блок по приезде в
Петроград 19 марта 1917 г. С воодушевлением отнёсся к февральским
событиям один из основоположников русского символизма Валерий Брюсов:
«Воплощены сны вековые Всех лучших, всех живых сердец: Преображённая
Россия Свободной стала, — наконец!»
Самый известный творческий тандем Серебряного века — Дмитрий
Мережковский и Зинаида Гиппиус — также с большим энтузиазмом
приветствовал радикальные изменения в стране, произошедшие в первые
месяцы после низложения самодержавия. Все политические силы страны
понимали значение художественной агитации и пропаганды, в том числе и
издания иллюстрированных листов — привычных, доступных и понятных
населению. Первые революционные лубочные картинки были выпущены в
марте 1917 г. Петроградским книгоиздательством «Парус». В нём печатались
произведения молодых поэтов и писателей, а также политическая
публицистика (в том числе работы В. И. Ленина).
Для создания лубков с сатирой на рухнувший строй9 руководством
«Паруса» были приглашены Владимир Маяковский, уже получивший
известность как автор нескольких ярких военных картинок в издательстве
«Сегодняшний лубок», и популярный карикатурист Алексей Радаков. Их
работы стали своего рода предшественниками «Окон РОСТА». Самый
известный плакат Алексея Радакова — «Самодержавный строй» — является
репликой с произведения социалдемократа Николая Лохова «Пирамида
самодержавия», опубликованного в Женеве в 1901 г. и ставшего необычайно
популярным во всём мире.
Московская типография Товарищества И. Д. Сытина, славившаяся
художественным качеством своей продукции, выпустила серию, посвящённую
8 Блок А. А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. Л. : Художественная
литература, 1983. С. 274.
9 ГЦМСИР. ГИК 29713/2771917; 13529/1; 13151/13
12 дням Февральской революции в Москве, в Сергиевом Посаде и в деревне10.
Работы молодого художника Афанасия Куликова11 выпускает Московский
Совет солдатских депутатов. Это не традиционная для того времени
литографическая картинкаиллюстрация или карикатура, а тонкая и точная
стилизация под старинный народный лубок — наивный, радостный, яркий, а
зачастую злободневный и резкий.
В связи с традиционной в России персонификацией исторических
событий и необходимостью популяризации новых лиц во власти издаются
портреты лидеров Февральской революции — М. В. Родзянко12 и А. Ф.
Керенского13. Так как представители почти всех политических движений
(кроме большевиков и меньшевиковинтернационалистов) декларировали
необходимость продолжения войны до победы и верность союзническим
обязательствам России, правительство для продолжения боевых действий
нуждалось в их финансировании, т. е. в денежных вкладах населения.
Дореволюционный «Военный заём» стал теперь «Займом свободы».
Авторы этих первых образцов политической рекламы — художники Борис
Кустодиев, Пётр Бучкин, Алексей Кравченко, Георгий Пашков14 — участники
и победители устроенного Временным правительством конкурса на лучшие
работы по этой теме. Солдат на плакате Бориса Кустодиева, решительно
сжимающий винтовку, — гарант отвоёванной народом свободы и
волеизъявитель новой, демократической власти, призывавшей воевать на
фронтах Первой мировой войны до победного конца. Колонны демонстрантов
с красными знамёнами символизируют освободившийся от царского гнёта
народ, продолживший дело Французской буржуазной революции с её лозунгом
«Свобода, равенство и братство». Красное знамя в дооктябрьский период
10 ГЦМСИР. ГИК 13151/382
11 ГЦМСИР. ГИК 3287/3, 4, 5; 3780/5
12 ГЦМСИР. ГИК 13151/21
13 ГЦМСИР. ГИК 13151/26
14 ГЦМСИР. ГИК 13142/9, 543; 13142/5
13 считалось одновременно символом демократических преобразований и
социалистической революции, поэтому использовалось политическими
группами разных взглядов. Георгий Пашков в своей конкурсной работе «Заём
свободы» изобразил Георгия Победоносца — воина свободной России, —
поражающего змея (т. е. устаревший самодержавный строй), тем самым
соединив религиозную иконографию с революционным посылом.
Плакат Алексея Кравченко, по своему исполнению всё ещё
тяготеющий к лубочным изображениям, визуализировал союз солдат и
рабочих, деревни и промышленности. На фоне развевающегося красного
знамени плечом к плечу стоят две фигуры — солдат с зажатым в руке штыком
и рабочий с молотом.
После июльского выступления рабочих и революционных солдат,
подавленного войсками Временного правительства, были обнародованы
документы о связях большевиков с немецкой разведкой. С этим событием был
связан «сказочный» лубок «О том, как немцы большевика на Россию
выпускали»15 выдающегося русского графика Ивана Билибина.
В августе 1917 г. Особое совещание опубликовало Положение о
выборах в Учредительное собрание — орган власти, который должен был
решить судьбу государственного устройства России. Началась первая в
истории России всеобщая избирательная кампания — яростная и
бескомпромиссная борьба за голоса российского народа. В выборах
участвовало несколько десятков партий и объединений — как политических,
так и национальных. Крупнейшими из них были партии социалистов
революционеров, социалдемократов (большевиков и объединённая) и
конституционных демократов. В фондах ГЦМСИР находятся плакаты
предвыборной кампании в учредительное собрание — первые российские
политические агитационные плакаты, в создании которых принимали участие
15 ГЦМСИР. ГИК 13151/30
14 известные русские графики и живописцы. Яркой композиционной
выразительностью отличаются работы художникабаталиста Михаила
Авилова и карикатуриста Льва Бродаты, сотрудничавших с партией
социалистовреволюционеров. В художественной агитации эсеров появляются
символы, играющие затем ключевую роль в иконографии советских плакатов:
земной шар, освобождаемый от оков рабочим и крестьянином; две колонны с
красными флагами, марширующие из деревни и города (демонстрация союза
пролетариата и крестьянства); индустриальный пейзаж, символизирующий
промышленный подъём. Высоким художественным качеством отличаются и
плакаты конституционных демократов. Художник Алексей Максимов
впервые создаёт образ Родиныматери, впоследствии ставший традиционным.
С кадетами сотрудничал и Александр Зеленский, в дальнейшем один из
ведущих промышленных дизайнеров Советского Союза, оформитель многих
бытовых потребительских товаров. С именем этого художника связано первое
в истории России проявление чёрного пиара — его плакатызагадки, в том
числе с изображением жандарма, спрятавшегося за умильной маской16. Так
показано стремление левых сил построить полицейское государство, прячась
за красивыми лозунгами.
16 ГЦМСИР. ГИК 13110/81, 2, 3, 4
15 16 4. Активность пропагандистской компании — залог победы
Агитационные работы большевиков не отличались высоким
полиграфическим качеством и художественной оригинальностью, тяготея к
простейшим, не аттрактивным символам (вроде маяка и моста), а то и вовсе
ограничиваясь орнаментальным решением. Это отчасти и послужило
причиной их поражения на выборах, ведь победа партии во многом была
обусловлена активностью пропагандистской кампании, а также способностью
плакатистов произвести впечатление на избирателя с помощью ярких,
запоминающихся образов.
Этот опыт научил большевиков очень серьёзно относиться к
художественной пропаганде: уже в период Гражданской войны 1918–1922 гг.
«красные» плакаты, многие из которых признаны шедеврами мирового
агитационного искусства, по силе воздействия на массового зрителя
значительно опередили «белые» плакаты. Последний плакат, посвящённый
Учредительному собранию, с изображением Таврического дворца в
Петрограде, был издан в конце 1917 г. и призывал граждан выйти на
манифестацию в защиту законно избранного органа власти.
Первые российские политические плакаты являются неоценимым
историческим и художественным источником. Они отражают ход событий
1917 г. в стране, а также зарождение и формирование основных
жанровостилистических особенностей искусства отечественного плаката, в
которых осуществились первые попытки обобщения типов и образов эпохи,
представляемых зрителю для восхищения или гнева.
17 Заключение
Февральская революция 1917 г. была восторженно воспринята
многими деятелями культуры писателями и художниками. Резко изменились
характер и стиль художественных изданий России. Из деятелей русской
культуры только, пожалуй, Иван Бунин увидел в «Великой бескровной»
начало катастрофических событий».
В первые дни февральской революции 1917 года Владимир
популярнейшим карикатуристом
Маяковский со своим другом,
«сатириконовцем» А. Радаковым начали революционную пропаганду, издавав
серию лубков с плакатными элементами. Первые работы Петроградского
издательства «Парус», основанного А.М.Горьким, в котором и работал
Маяковский, касались разоблачения старого строя. «Уж сгною, скручу их уж
я!» думал царь, раздавши ружья. Да забыл он, между прочим, что солдат
рожден рабочим», такими четверостишиями Маяковскийхудожник
подписывал свои работы.
Выдающийся русский художник Афанасий Куликов, сторонник
возрождения старинного русского лубка, сотрудничал с художественной
секцией московского Совета солдатских депутатов. С апреля 1917 года он
начал рисовать лубки со сложными композициями философского осмысления
как прошлой жизни, так и нынешней. Например, у него есть интересная работа
о том, как крестили свободу. Роль свободы выполнял младенец, которого три
раза носили в церковь. Первый раз малыш превратился в топор, второй раз в
верёвку. Батюшка отказывался его крестить. И только когда на третий раз
ребёнок превратился в цветок, его окрестили. Вот такой должна быть свобода
красивой и яркой. Но в этом сюжете было явное предупреждение, что
революция может превратиться в верёвку и в топор.
18 Продолжалась война, и новым властям нужны были деньги для армии.
В рекламу государственного Займа Свободы включилось новое поколение
замечательных художников. И одним из символов революции стал бородатый
солдат с винтовкой на фоне красных знамен с «займового» плаката
выдающегося живописца Б.Кустодиева. Красные знамена, красные банты
яркими пятнами выделялись и на плакатах известнейших живописцев и
графиков П. Бучкина, А. И..Кравченко, Г. Пашкова.
С июня 17го года начался очень интересный период свободные
выборы. Тут и появился политический предвыборный плакат. В первую
очередь, это плакат партии эсеров художникабаталиста Михаила Авилова.
Яркость, красочность, доступность и четкость лозунгов плакатов этой партии
повлияли во многом на их окончательную победу в этих выборах. У плакатов
партии кадетов (партия Народной Свободы), которые рисовал Александр
Зеленский (художник, который уже в советское время создавал этикетки для
товаров, например, для сигарет «Казбек»), образы были значительно более
сложные. Именно в этих плакатах впервые появляется Родинамать. Правда, в
образе боярышни среднего возраста, с мечом и со щитом. Но она уже зовёт…
голосовать за партию народной свободы. До сих пор исследователи не могут
понять, был ли плакат с изображением злобного жандарма, прячущегося за
умильной маской и призывом голосовать за эту же партию просто неудачей
художника, или же это был первый известный случай «черного пиара».
Так или иначе, в работе над революционными плакатами понемногу
создавался тот образный строй, который потом выльется в уникальное
художественное явление советский плакат. Для художественного
живописного осмысления какихто событий нужно время. Живописцы не
успели отреагировать на летящее галопом время революции. Разве что Б.
Кустодиев начал использовать революционные сюжеты, да И.Владимиров
бесстрастно и предельно реально фиксировал события, иногда очень
19 происходящие на улицах революционных городов.
страшные,
Зато авангардисты были уверены, что станут главными художниками страны.
Они были уверены:
Музыка всегда была более элитарным искусством.
новой власти нужно новое искусство!
«Предчувствие» великих событий задолго до самих событий
отражалось в творчестве А.Скрябина, С.Рахманинова. Если художники,
особенно авангардисты, могли найти свою нишу, то у музыкантов всё было
гораздо сложнее. Особенно у тех, кто писал серьёзную музыку. Им оказалось
непросто войти в новую жизнь, писать революционные песни и постановки.
Однако, революционный восторг охватил и многих из них. А.Гречанинов,
популярнейший тогда композитор, автор опер, симфоний, духовной музыки
сочинил в 1917 году восторженный Гимн Свободной России на стихи
К.Бальмонта. Свой вариант гимна революции предложил и великий
Ф.Шаляпин.
Ближе к октябрю 1917 года многие из деятелей культуры начали
понимать, что революция – это не только непрерывный праздник с красными
знаменами – но и кровь, развал, вылившаяся на улицы жестокость. После
Октябрьской революции многие из творцов революционной культуры
окажутся в эмиграции.
20 Указатель авторов плакатов
1. Авилов Михаил Иванович (1882–1954) Живописецбаталист,
график. В 1904–1913 гг. обучался в Высшем художественном училище
живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии
художеств. Участник Первой мировой войны (1914–1917); автор военных
зарисовок.
2. Билибин Иван Яковлевич (1876–1942) Книжный иллюстратор,
театральный оформитель. Обучался под руководством И. Е. Репина в
Императорской Академии художеств (1900–1904). Член объединения «Мир
искусства». Работал в жанре иллюстраций русских народных сказок. Является
автором рисунка двуглавого орла, использовавшегося в период Временного
правительства в качестве герба.
3. Бучкин Пётр Дмитриевич (1886–1965) Живописец, график.
Окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии
художеств в 1912 г. С 1914 г. входил в Общество художников имени А. И.
Куинджи. В 1918 г. был избран в члены Общества русских акварелистов.
4. Гапонов А. Художник, график. Автор плакатов, агитирующих за
социалреволюционеров.
5. Зеленский Александр Николаевич (1882–1942) Живописец, график.
В 1901–1904 гг. обучался в Строгановском центральном художественно
промышленном училище. До 1917 г. работал над рекламными плакатами
табачной продукции.
6. Кравченко Алексей Ильич (1889–1940) Живописец, график.
Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910).
Принимал участие в выставках Союза русских художников, «Мира искусства»
и Содружества московских художников, проходивших в 1911 г. В 1912 г.
избран действительным членом Московского товарищества художников.
21 7. Куликов Афанасий Ефремович (1884–1949) Живописец, график,
иллюстратор, художник театра. Является создателем школы советского
лубка. В 1912 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Первые лубки опубликованы в 1917 г. в журнале «Путь освобождения».
8. Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927) Живописец, график,
театральный художник. Окончил Императорскую Академию художеств в
1903 г. В 1909 г. получил звание академика живописи, член общества «Мир
искусства» с 1910 г. С 1917 активно работал над плакатами и лубками
революционной тематики.
9. Максимов А.О. Художник, график. В 1917 г. создавал плакаты,
агитирующие за Партию народной свободы.
10. Маяковский Владимир Владимирович (1893–1930) Поэт,
художник, драматург. В 1911 г. поступил в Московское училище живописи,
ваяния и зодчества, но был исключён за публичные выступления в 1914 г. В
1915–1917 гг. проходил военную службу в Петроградской тыловой военно
автомобильной школе. В период Временного правительства создавал плакаты
лубочного характера.
11. Пашков Георгий Павлович (1886–1925) Живописец, график. В
1912 г. окончил Строгановское центральное художественнопромышленное
училище, специализировался на прикладном искусстве. До 1917 г. занимался
росписями Фёдоровского собора в Царском Селе, а также Трапезной палаты
Фёдоровского городка.
12. Придомцов М. Художник, график. Автор плакатов, агитирующих
за Временное правительство.
13. Радаков Алексей Александрович (1877–1942) Живописец,
плакатист, иллюстратор, карикатурист. Обучался в Московском училище
живописи, ваяния и зодчества, также в 1905 г. окончил Государственную
художественно промышленную академию имени А. Л. Штиглица в
22 Петербурге. Известность получил, сотрудничая с журналами «Сатирикон»
(1908–1914) и «Новый Сатирикон» (1913–1918).
14. Селецкий В. Художник, график. Автор антимонархистских
плакатов.
15. Смоликов Александр Константинович (кон. XIX — нач. ХХ в.)
Художник, график. Автор плакатов, посвящённых деятелям Временного
правительства.
23 Указатель партий и организаций
Единство — социалдемократическая организация, основанная Г. В.
Плехановым в 1914 году и состоявшая, в основном, из меньшевиков
оборонцев. После Февральской революции члены организации участвовали в
выборах в Учредительное собрание. Выступали за установление твердой
государственной власти и продолжение войны до победного конца.
Кооперация — объединение людей и предприятий с целью
совместного производства возникла в России во второй половине XIX —
начале ХХ века. После февральских событий 1917 года Временным
правительством был принят документ «Положение о кооперативных
товариществах и их союзах», определивший правовое положение кооперации
в России. В тот же период кооперация вышла на политическую арену.
Партия Народной свободы (Конституционнодемократическая партия)
— центристская политическая партия России, созданная в 1905 году,
выступающая за Конституционную монархию в качестве государственного
строя. После отречения Николая II от престола 2 марта 1917 г. в пользу
своего брата великого князя Михаила Александровича, на VII съезде партии
была провозглашена новая политическая доктрина, в которой Россия должна
была стать демократической и парламентарной Республикой. Представители
партии (кадеты) преобладали в первом составе Временного правительства,
однако после летнего кризиса 1917 года утратили былые позиции. №17, 21,
22.
Партия СоциалистовРеволюционеров — революционная партия
Российской империи, ведущая своё начала с образовавшегося в конце XIX
века саратовского кружка. После Февральской революции 1917 года
приобрела крупнейшую политическую силу и победила на выборах в
Учредительное собрание. Важнейшими предпосылками для социализма в
России члены партии видели в социализации земли, политической свободе и
24 демократии. №18, 20, 23, 24, 26, 33, 35, 36, 45, 46, 50, 58, 60, 61, 62.
Российская социалдемократическая рабочая партия (РСДРП) —
основана в 1898 году. В 1903 году на II съезде РСДРП произошел раскол на
«большевиков» (лидер — В. И. Ленин), придерживавшихся более радикальных
взглядов и стремившихся создать четко структурированную партию
Мартов),
революционеров,
и «меньшевиков» (лидер — Ю.
О.
высказывавшихся за союз пролетариата и буржуазии против самодержавия.
№19, 55, 56, 57, 59 Совет рабочих и солдатских депутатов — политические
организации, создававшиеся в период февральских событий 1917 г. в качестве
органов революционной власти. №27, 28, 29
25 Список использованной литературы
1. БутникСиверский, Б.С. Советский плакат эпохи Гражданской войны 1918
1921. М.: Всесоюзная книжная палата, 1960.
2. Материалы архива Государственного центрального музея современной
истории России.
3. Блок А. А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. Л.: Художественная литература,
1983.
4. БутникСиверский Б. С. Советский плакат эпохи Гражданской войны.
1918–1921 гг. Исследования и библиогра фический указатель. М.: Издво
Всесоюзной книжной палаты, 1960.
5 Глинтерник Э. М. Становление и развитие рекламной графики в России.
СПб., 1995.
6. Панфилова В. П., Фомин В. Н. Каталог выставки плакатов периода
Гражданской войны из коллекции Цен трального музея революции СССР
«Красное и белое». М.: Изд. ЦМР СССР, 1991.
7. Выставка «Мы выбираем, нас выбирают». М.: Изд. ЦМР СССР, 1999.
26 ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ
Приложение 1
№1. Керенский Александр Фёдорович (1881–
1970) Российский политический и общественный
деятель. Депутат Государственной думы IV
созыва (1907, 1912–1917). В марте 1917 г. в
период Временного правительства занял пост
министра юстиции, в мае был назначен военным
и морским министром. С 8 июля принял пост
министра
Временного
председателя
правительства.
Изд. Епифанского полка, 1917 г. Бумага, печать.
1 ГИК 13151/281 ГИК 13151/282
№2. В дни Великой революции. 17
февраля — 2 марта 1917 года.
Временный
Исполнительный
комитет Государственной думы 1
– М. В. Родзянко; 2 – Н. С.
Чхеидзе; 3 – Н. В. Некрасов; 4 – А.
Ф. Керенский; 5 – М. А. Караулов;
6 – А. И. Коновалов; 7 – В. Н. Львов; 8 – Г. П. Энгельгардт; 9 – С. И.
Шидловский; 10 – В. В. Шульгин; 11 – В. А. Ржевский; 12 – П. Н. Милюков;
13 – И. И. Дмитрюков Издво «Копейка» Петроград, 1917 г. Бумага, печать. 3
ГИК 691 а
27 Свобода, равенство и братство! Первое коалиционное временное
правительство революционной России (с участием социалистов,
представителей Совета рабочих и солдатских депутатов).
28 №3. Дни революции. Митинг в деревне в марте 1917 г.
Изд. Литографии Товарищества И. Д. Сытина Москва, 1917 г. Бумага, печать.
ГИК 13151/81 62 × 84,5 GIK 13151/81 62 × 84,5 ГИК 13151/3
29 №4. М. В. Родзянко. Свободная Россия.
Председатель Государственной думы и
А.
Исполнительного комитета Худ.
Смоликов Изд. Фотоцинкографии Э. Э.
Новицкого Петроград, 1917 г. Бумага,
печать. 43,3 × 32,7 ГИК 13151/2
30 АГИТАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ
Приложение 2
№1. Земли и воли даст вам список
Совета крестьянских депутатов и
Партии социалистовреволюционеров.
Все голосуйте за него! Худ. А. Гапонов
[Издво «Революционная мысль»]
Петроград, 1917 г. Бумага, печать. 33
ГИК 13101/281 ГИК 13101/282 ГИК
13101/283 ГИК 13101/284 ГИК
13101/285
№2. Запомни и голосуй
только за №2! Худ. А.
Зеленский. Изд.
Комитета средней и
мелкой
промышленности
Петроград, 1917 г.
31 Бумага, печать. 32 ГИК 13110/1 а ГИК 13110/71 б ГИК 13110/81 ГИК
13110/82 ГИК 13110/84
№3.
К
Российской
социал
партии
демократической
(объединённой) через демократическую
рабочей
республику Изд. РСДРП (объединённой)
Петроград, 1917 г. Бумага, печать. 70 × 44
54 ГИК 315
32 №4.
Анархию победит демократия,
Отстаивающая государственность и
интересы всего великого русского
Голосуйте
с
народа.
промышленной демократией за список
вместе
Партии народной свободы!
Комитета
Изд.
средней и мелкой
промышленности Петроград, 1917 г.
Бумага, печать. ГИК 13110/71 ГИК
13110/72 ГИК 13110/73 ГИК 13110/74
ГИК 13110/75
33 Все сознательные граждане
№5.
Российской Республики голосуют за
список РСДРП № 16 Издво «Копейка»
Петроград, 1917 г. Бумага, печать. 45 ×
70 ГИК 27851/279
№ 6.
Комитет средней и
мелкой промышленности
Худ. А. Зеленский Изд.
Комитета средней и мелкой
промышленности Петроград,
1917 г. Бумага, печать.
48×69,5 64 ГИК 13110/91
ГИК 13110/92 ГИК 13110/9
3 ГИК 13110/94 ГИК
№7. Взошло солнце свободы, не дайте ему
погаснуть! Советы крестьянских депутатов всей
России голосуют за списки, общие с Партией
Товарищи
социалистовреволюционеров.
солдаты! У кого земля – у того власть – у того
воля. Без земли нет и воли. Поддержите
крестьянский список своими голосами Изд.
социалистовреволюционеров
Партии
[Петроград], 1917 г. Бумага, печать. ГИК
13110/95
13101/91 ГИК 13101/92 ГИК 13101/93 ГИК 13101/94 ГИК 13101/95
34 №8. Крестьяне, рабочие, солдаты и все трудящиеся,
голосуйте за Партию социалистовреволюционеров,
вместе с которой вы добудете землю и волю! Изд
во «Революционная мысль» Петроград, 1917 г.
Бумага, печать. 71 × 51,5 43 ГИК 13101/271 ГИК
13101/272 ГИК 13101/273 ГИК 13101/274 ГИК
13101/275
№9.
Комитет средней и мелкой
промышленности Сила и богатство народа в
Работники
промышленности.
промышленности, голосуйте за № 2 Изд.
Комитета средней и мелкой промышленности
Петроград, 1917 г. Бумага, печать. 70,5 × 53;
25 × 17,5 41 ГИК 13110/86 ГИК 13110/102
ГИК 13110/102 ГИК 13110/104 ГИК 13110/3
35
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Тема исследования: От Февраля — к Октябрю. Русский революционный плакат 1917 года.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.