Тема: Изменение глаголов по временам
– Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их время, изменять глаголы по временам.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
|
– Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». 3 4 1. Словарная работа. – Допишите вместо вопроса нужное слово: Диктуют – диктант, излагают – изложение, упражняются – упражнение, сочиняют – ? – Как вы понимаете смысл слова сочинение? (Древний корень -чин- в этом слове означает «порядок»; приставка со- имеет значение соединения, объединения: сограждане, соученики. Сочинение – соединение и расположение в определённом порядке мыслей на определённую тему.) – Придумайте грамматические загадки про это слово. (В этом слове спрятались российский город-курорт на Чёрном море, оно отвечает на вопрос что?, это слово среднего рода. В этом слове по две буквы н, и, е, 5 слогов, 9 букв, 10 звуков, все согласные звуки, кроме первого, мягкие. И т.п.) – Запишите слово и напишите два однокоренных слова. (Сочинить, насочинять, сочинитель.) 2. Проверка домашнего задания. – Расскажите, что вы уже знаете о глаголе. – Составьте на основе рассказа (определения) план-опору. Например: 1) часть речи; 2) значение; 3) вопрос; 4) примеры; 5) роль в тексте. – Покажите и расскажите по своему рисунку, как вы представляете себе Глагол. – Используя только глаголы, расскажите о какой-либо профессии так, чтобы все догадались, о чём идёт речь. (Открывает, заливает, заводит, прогревает, перевозит, исправляет, не нарушает, соблюдает, тормозит – водитель.) – Как изменяется имя существительное? Имя прилагательное? |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулирование проблемы.
|
1 3 3 – Сегодня мы продолжаем изучать глагол. Попробуйте предположить, опираясь на знания об изученных ранее частях речи, что можно ещё изучать о глаголе? Версии учеников. – Сверьте свои предположения с главным вопросом урока. (Как изменяется глагол?) – Составим план урока. |
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Открытие новых знаний. |
3 4 3 1. Коллективная работа. – Послушайте необычный рассказ глагола о себе. Как услышите вопрос, запишите его. Однажды у Глагола спросили: «Что вы делаете?» Вот что ответил Глагол: – Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы, окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки. А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать тебя. – Какие вопросы вы выписали? Попробуйте сами на них ответить. Почувствовали разницу? В чём она? (Что делает сейчас, что было раньше, что будет дальше.) – Значит, действия, которые обозначает глагол, происходили в разное время. 2. Наблюдение по учебнику. Упр. 348. Выполняется по заданию. Учится (что делает?), писала (что делала?), написала (что сделала?)... Сделайте вывод: какие действия могут обозначать глаголы по отношению ко времени? (Глаголы могут обозначать действие, которое происходит сейчас, происходило в прошлом или только будет происходить.) 3. Проверка выводов по учебнику. Технология работы с учебно-научным текстом определения (с. 106). – Прочитайте текст в рамке про себя. – О чём этот текст? (О временах глаголов.)
– Прочитайте, как работать с учебно-научным текстом. (После рамки рядом со знаком вопроса.) а) В тексте 4 абзаца, значит, 4 смысловые части. б) Если задать вопрос к каждой части и записать, то получится план текста: 1. Как изменяются глаголы? 2. Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? 3. Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? 4. Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? Учитель может вывести на слайде этот план или заранее написать его на доске. в) Ответьте на эти вопросы. (Получился связный рассказ об изменении глаголов по временам.) |
|
IV. Развитие умений. |
3 4 6 1 3 Работа в учебнике. 1. Работа по учебнику. а) Упр. 349 – развивается умение находить глаголы в тексте и определять их время. Выполняется под руководством учителя. Первый пример записывается на доске и коллективно анализируется. Запись: Снег (что сделал?) пал, подкрался, выбелил (прош. вр.); Муми-тролль (что делал?) стоял, смотрел, думал (прош. вр.); Мы (что сделаем?) погрузимся (буд. вр.). б) Упр. 350 – развиваются те же умения, что в предыдущем упражнении. Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная. Учитель ещё раз обращает внимание, что в вопросе пишется приставка с- (что сделал?). Пятачок (что сделал?) почесал, сказал (прош. вр.) Пятачок (что сделает?) пойдёт (буд. вр.) Они (что сделали?) пошли (прош. вр.) в) Упр. 351 – развивается умение подбирать глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени с опорой на вопросы (как в образце). Сначала разбирается коллективно, на доске даётся образец записи. Затем выполняется по вариантам самостоятельно. I вариант: к словам щенок, солнце; II вариант: к словам друзья, художник. Образец записи: Девочка считает, считала, будет считать.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Игра «Глагольный футбол». Не заметил глагол – значит, пропустил гол! Гол засчитан, если сумели определить время глагола. Учитель называет слова. Если дети услышали глагол, они должны хлопнуть в ладоши. Можно разделить класс на две команды. Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок, повредит, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл, осёл.
|
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
V. Итог урока.
|
4 4 – Назовите ключевые слова урока. Время, настоящее время, прошедшее время, будущее время. – Как определить время глагола?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
|
VI. Домашнее задание.
|
Упр. 2, с. 116, составить схему-опору текста в рамке на с. 106. |
|
Деятельность учеников:
- Наблюдать за ролью глаголов в речи.
-
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.