Тема: Изменение глаголов по временам. Обобщение.
– Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их время, изменять глаголы по временам.– Покажите и расскажите по своему рисунку, как вы представляете себе Глагол.
– Используя только глаголы, расскажите о какой-либо профессии так, чтобы все догадались, о чём идёт речь. (Открывает, заливает, заводит, прогревает, перевозит, исправляет, не нарушает, соблюдает, тормозит – водитель.)Тема: Изменение глаголов по временам. Обобщение.
Тема: Изменение глаголов по временам
– Развитие умений находить глаголы в тексте и определять их время, изменять глаголы по временам.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Словарная работа.
– Допишите вместо вопроса нужное слово:
Диктуют – диктант, излагают – изложение, упражняются –
упражнение, сочиняют – ?
– Как вы понимаете смысл слова сочинение? (Древний корень чин в
этом слове означает «порядок»; приставка со имеет значение
соединения, объединения:
Сочинение –
соединение и расположение в определённом порядке мыслей на
определённую тему.)
– Придумайте грамматические загадки про это слово. (В этом слове
спрятались российский городкурорт на Чёрном море, оно отвечает на
вопрос что?, это слово среднего рода. В этом слове по две буквы н, и, е,
5 слогов, 9 букв, 10 звуков, все согласные звуки, кроме первого, мягкие.
И т.п.)
– Запишите слово и напишите два однокоренных слова. (Сочинить,
сограждане, соученики.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1насочинять, сочинитель.)
2. Проверка домашнего задания.
– Расскажите, что вы уже знаете о глаголе.
– Составьте на основе рассказа (определения) планопору.
Например:
1) часть речи;
2) значение;
3) вопрос;
4) примеры;
5) роль в тексте.
– Покажите и расскажите по своему рисунку, как вы представляете себе
Глагол.
– Используя только глаголы, расскажите о какойлибо профессии так,
чтобы все догадались, о чём идёт речь. (Открывает, заливает, заводит,
прогревает, перевозит, исправляет, не нарушает, соблюдает,
тормозит – водитель.)
– Как изменяется имя существительное? Имя прилагательное?
1 3 3
– Сегодня мы продолжаем изучать глагол. Попробуйте предположить,
опираясь на знания об изученных ранее частях речи, что можно ещё
изучать о глаголе?
Версии учеников.
– Сверьте свои предположения с главным вопросом урока. (Как
изменяется глагол?)
– Составим план урока.
II.
Формулирование
проблемы.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
© ООО «Баласс», 2014
2личностную рефлексию.
III. Открытие
новых знаний.
3 4 3
1. Коллективная работа.
– Послушайте необычный рассказ глагола о себе. Как услышите вопрос,
запишите его.
Однажды у Глагола спросили: «Что вы делаете?»
Вот что ответил Глагол:
– Я что делаю? С тобой разговариваю. Ещё дышу носом, моргаю
глазами и улыбаюсь ртом. Или, может быть, ты хочешь знать, что
делал я, пока ты спал? Я рубил дрова, носил воду, поливал цветы,
окучивал грядки, вырывал сорняки и посыпал песком дорожки.
А теперь угадай, что буду делать я дальше? Я буду расспрашивать
тебя.
– Какие вопросы вы выписали? Попробуйте сами на них ответить.
Почувствовали разницу? В чём она? (Что делает сейчас, что было раньше,
что будет дальше.)
– Значит, действия, которые обозначает глагол, происходили в разное
время.
2. Наблюдение по учебнику.
Упр. 348. Выполняется по заданию.
Учится (что делает?), писала (что делала?), написала (что сделала?)...
Сделайте вывод: какие действия могут обозначать глаголы по
отношению ко времени? (Глаголы могут обозначать действие, которое
происходит сейчас, происходило в прошлом или только будет
происходить.)
© ООО «Баласс», 2014
33. Проверка выводов по учебнику. Технология работы с учебно
научным текстом определения (с. 106).
– Прочитайте текст в рамке про себя.
– О чём этот текст? (О временах глаголов.)
– Прочитайте, как работать с учебнонаучным текстом. (После рамки
рядом со знаком вопроса.)
а) В тексте 4 абзаца, значит, 4 смысловые части.
б) Если задать вопрос к каждой части и записать, то получится план
текста:
1. Как изменяются глаголы?
2. Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой
вопрос отвечают?
3. Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие
вопросы отвечают?
4. Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие
вопросы отвечают?
Учитель может вывести на слайде этот план или заранее написать
его на доске.
в) Ответьте на эти вопросы. (Получился связный рассказ об изменении
глаголов по временам.)
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Работа по учебнику.
а) Упр. 349 – развивается умение находить глаголы в тексте и
определять их время. Выполняется под руководством учителя.
Первый пример записывается на доске и коллективно анализируется.
IV. Развитие
умений.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
© ООО «Баласс», 2014
43. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Запись:
Снег (что сделал?) пал, подкрался, выбелил (прош. вр.);
Мумитролль (что делал?) стоял, смотрел, думал (прош. вр.);
Мы (что сделаем?) погрузимся (буд. вр.).
б) Упр. 350 – развиваются те же умения, что в предыдущем
упражнении. Выполняется самостоятельно. Проверка коллективная.
Учитель ещё раз обращает внимание, что в вопросе пишется
приставка с (что сделал?).
Пятачок (что сделал?) почесал, сказал (прош. вр.)
Пятачок (что сделает?) пойдёт (буд. вр.)
Они (что сделали?) пошли (прош. вр.)
в) Упр. 351 – развивается умение подбирать глаголы в настоящем,
прошедшем и будущем времени с опорой на вопросы (как в образце).
Сначала разбирается коллективно, на доске даётся образец записи.
Затем выполняется по вариантам самостоятельно.
I вариант: к словам щенок, солнце;
II вариант: к словам друзья, художник.
Образец записи:
Девочка считает, считала, будет считать.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
© ООО «Баласс», 2014
5– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Игра «Глагольный футбол».
Не заметил глагол – значит, пропустил гол! Гол засчитан, если сумели
определить время глагола. Учитель называет слова. Если дети услышали
глагол, они должны хлопнуть в ладоши. Можно разделить класс на две
команды.
Вытирает, подметает, зашивал, поливал, зажёг, флажок, дружок,
повредит, крокодил, бобёр, шатёр, ковёр, утёр, костёр, оттёр, навёл,
осёл.
V. Итог урока.
4 4
– Назовите ключевые слова урока.
Время, настоящее время, прошедшее время, будущее время.
– Как определить время глагола?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
задание.
Упр. 2, с. 116, составить схемуопору текста в рамке на с. 106.
© ООО «Баласс», 2014
6Деятельность учеников:
Наблюдать за ролью глаголов в речи.
© ООО «Баласс», 2014
7