Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Цели:
• познакомить с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
• формировать культуру толерантности у учащихся младшего школьного возраста;
• развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
• воспитывать у учащихся уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
Учебные материалы: карточки с ведущими понятиями, конверты с карточками(3 шт.); фломастеры; бумажные листья; ватман с изображением дерева без листьев; музыкальный центр; фотовыставка; презентация; мелодия «Падает снег» на стихи Э.Асадова; фонограмма песни на муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина «Дорогою добра»
Предварительная подготовка: учащиеся готовят сценку «Девушка по имени Любовь», находят определения понятия «Толерантность» на разных языках.Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Каждый человек достоин уважения.docx
Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Цели:
познакомить с понятием «толерантность», с основными
чертами толерантной и интолерантной личности;
формировать культуру толерантности у учащихся
младшего школьного возраста;
развивать умение действовать сообразно полученным
знаниям в реальных жизненных ситуациях.
воспитывать у учащихся уважение к себе, сверстникам,
старшим; умение жить в коллективе и считаться с
общественным мнением;
Учебные материалы: карточки с ведущими понятиями,
конверты с карточками(3 шт.); фломастеры; бумажные
листья; ватман с изображением дерева без листьев;
музыкальный центр; фотовыставка; презентация; мелодия
«Падает снег» на стихи Э.Асадова; фонограмма песни на
муз.М.Минкова, сл.Ю.Энтина «Дорогою добра»
Предварительная подготовка: учащиеся готовят сценку
«Девушка по имени Любовь», находят определения понятия
«Толерантность» на разных языках.
Ход занятия
Ι.Организационный момент.
Учащиеся приветствуют друг друга.
-Здравствуй, друг! Здравствуй, подруга!
Мы скучали друг без друга.
Ты в глаза мне посмотри.
Левым глазом подмигни.
Подмигни мне правым глазом.
Скажем: «Здравствуйте!» мы разом.
«Здравствуйте»
Учащиеся рассаживаются группами . Группы называются
«Радость», «Доброта», «Красота».
ΙΙ.Введение в тему. - Добрый день, ребята. Здравствуйте,
уважаемые гости. Рада вас видеть.
Тема нашего классного часа «Каждый человек достоин
уважения».
Игра «Я люблю себя за то…»
- Предлагаю вам игру «Я люблю себя за то…»
- Сейчас каждый из вас по очереди поднимается с места и
говорит, за что он себя любит.
- Скажите, дети, это плохо или хорошо, когда человек любит
себя за что-то?
(Выслушиваются ответы учащихся.) -Каждый должен любить себя, ухаживать за собой,
воспитывать в себе лучшие человеческие качества.
ΙΙΙ. Определение цели мероприятия.
- 16 ноября ежегодно отмечается Международный день
толерантности. Сегодня наш разговор будет посвящен
толерантности.
- Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно
непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для
существования и развития человеческого общества.
Современный культурный человек – это человек не только
образованный, но и обладающий чувством самоуважения и
уважаемый окружающими его людьми. Толерантность
считается признаком высокого духовного и
интеллектуального развития человека, группы, общества в
целом.
(Слайд Термин «толерантность»)
- Термин «толерантность» объясняется как терпимость,
стремление и способность к установлению и поддержанию
общения с людьми.
Слайд
Звучит спокойная мелодия. Учащиеся слушают сказку.
Жила- была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей
было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к
старому седому прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка ,выбрать подружку, чтобы я могла
дружить с ней всю жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют
и роса еще не просохнет…..
Утром, когда алое солнце осветило землю , пришла Любовь в
условленное место…
Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна
другой краше.
- Вот выбирай,- сказал волшебник.-
Одну зовут Радость, другую – Удача , третью - Красота,
четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны,- сказала Любовь . - Не знаю, кого
выбрать…
- Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни еще
встретишься с ними , а может ,будешь дружить , но выбери
одну из них.
Она будет подружкой тебе на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза
каждой. Задумалась Любовь…. -А кого бы выбрали вы?
- Почему?
Дети отвечают. Продолжается сказка.
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей
руку.
- Почему Любовь выбрала Доброту? (Доброта- это
отзывчивость,
душевное расположение к людям. Без доброты любви не
бывает)
ΙV. Беседа. Мозговой штурм.
(Слайд «Падает снег»)
- Послушайте стихотворение Э.Асадова «Падает снег», в
котором говорится о равнодушном отношении людей друг к
другу.
Чтение стихотворения Асадова «Падает снег» на фоне
спокойной мелодии.
Падает снег
Падает снег, падает снег -
Тысячи белых ежат...
А по дороге идёт человек,
И губы его дрожат.
Мороз под шагами хрустит, как соль,
Лицо человека - обида и боль,
В зрачках два черных тревожных флажка
Выбросила тоска.
Измена? Мечты ли разбитой звон?
Друг ли с подлой душой?
Знает об этом только он
Да кто-то ещё другой.
Случись катастрофа, пожар, беда -
Звонки тишину встревожат.
У нас милиция есть всегда
И "Скорая помощь" тоже.
А если просто: падает снег
И тормоза не визжат,
А если просто идет человек
И губы его дрожат?
А если в глазах у него тоска -
Два горьких черных флажка?
Какие звонки и сигналы есть,
Чтоб подали людям весть?!
И разве тут может в расчет идти Какой-то там этикет,
Удобно иль нет к нему подойти,
Знаком ты с ним или нет?
Падает снег, падает снег,
По стеклам шуршит узорным.
А сквозь метель идёт человек,
И снег ему кажется чёрным...
И если встретишь его в пути,
Пусть вздрогнет в душе звонок,
Рванись к нему сквозь людской поток.
Останови! Подойди!
- Чему учит нас это стихотворение?
(Сочувствию. Если видите, что человеку плохо, не
стесняйтесь, подойдите к нему, скажите доброе слово,
помогите ему. Не будьте равнодушны.)
- Сейчас я предлагаю послушать, как слово «толерантность»
определяется на разных языках мира. Слайд «Дети
мира»
(сообщения учащихся)
В русском – способность терпеть что-то или кого-то
(быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь
мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Во французском – способность допускать, что другие
могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В испанском языке толерантность обозначает
способность признавать отличные от собственных идеи
или мнения.
снисходительным.
отношению к другим великодушным.
милосердие, сострадание, терпение, расположенность к
другим.
В английском – готовность быть терпимым,
В китайском – позволять, принимать, быть по
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость,
- Какое из определений вам понравилось
больше? (высказывания учащихся)
- Ребята, почему в разных странах различные
определения? (все мы разные)
- Что объединяет эти определения?
(Быть толерантным - это означает уважать других, не
взирая на различия. Быть внимательным к окружающим,
понимать друг друга, уважительно относится друг к другу,
независимо от нации)
-Как вы относитесь друг к другу? - Всегда ли вы добры и отзывчивы?
(учащиеся высказывают свое мнение)
- Надо уважать друг друга, не грубить, быть вежливым,
добрым…
-Давайте обобщим все сказанное.
- Символом толерантности является радуга. Как вы думаете,
с чего начинается толерантность?
Конечно же, с улыбки.
- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Но у него
нет лучиков.
- Какие слова, на ваш взгляд, должны быть на лучах?
Среди слов ученики выбирают слова: терпимость,
доброжелательность, милосердие, уважение прав других,
сотрудничество, сострадание, прощение, доверие
и крепят их на доску.
- Молодцы!
Слайд («Жертвы, )
- Мы с вами живем в 21 веке. Набирает обороты технический
прогресс. Казалось бы, жизнь должна стать спокойнее. Но
очень часто мы слышим слова «жертва насилия»,
«беженцы»…
- В мире растет агрессивность, преступность, расширяются
зоны конфликтов.
- Каждый из нас совершает в жизни разные поступки. Иногда
мы поступаем правильно и проявляем свои лучшие душевные
качества, но иногда бывает и наоборот…
- Предлагаю вам послушать рассказ одной девочки.
« Недавно я была с мамой в одном городе, мы шли по
парку. Впереди нас на инвалидной коляске передвигался с
виду крепкий молодой мужчина. Вдруг колесо попало в
выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Инвалид
упал. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой
попытались поднять мужчину. Ничего не получалось. Тогда
мы обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь
не находилось. Инвалид просил оставить его в покое»…
- Как бы поступили вы на месте девочки и ее мамы?
- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку
плохо?
(высказывания детей)
(Продолжение рассказа)
«Но мы снова попытались его поднять. Мимо шли студенты.
–Ребята, помогите,- обратились мы с отчаянием к ним. Студенты усадили упавшего в коляску. На выходе из парка
я оглянулась посмотреть на оставленного на аллее
инвалида.
Он плакал»
- Почему плакал инвалид? (высказывания детей)
- Равнодушие – это страшное зло нашего времени. Среди
людей черствых, озлобленных, равнодушных, способных
предать даже ближнего, жить тяжело. Но я уверена, что
добрых и отзывчивых людей на земле гораздо больше.
-Что вы можете сказать о студентах? ( высказывания
учащихся)
- Сделав добро, человек становится чище, лучше, светлее.
Если каждый из нас будет внимательней к любому человеку
– это и будет проявление доброты, милосердия,
сострадания.
V. Групповая работа.
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группах.
Каждая группа получает конверты с заданием: разделить
предложенные сочетания слов на две группы («толерантная
личность» и «интолерантная личность»)
- Интолерантная личность характеризуется представлением
человека о собственной исключительности, плохим
воспитанием, чувством дискомфортности существования в
окружающей его действительности, желанием власти,
непринятием противоположных взглядов, традиций,
обычаев.
- Кто считает, что это говорится о нем? Оцените себя. Не
отвечайте перед классом (самооценка).
- Толерантная личность – это путь человека, хорошо
знающего себя, комфортно чувствующего себя в
окружающей среде, понимающего других людей и готового
всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным
отношением к другим культурам, взглядам, традициям.
- Кто считает, что это про него? (Не требуется ответа при
классе)
- Разделите предложенные сочетания слов на две группы.
уважение мнения других
непонимание
доброжелательность игнорирование
желание что-либо сделать вместе эгоизм
понимание и принятие нетерпимость
чуткость выражение пренебрежения
любознательность раздражительность
снисходительность равнодушие доверие агрессивность
гуманизм
Учитель проверяет задание. Слайд
- Молодцы. С заданием вы справились.
VΙ. Упражнения «Конфликты» Слайд
- Давайте сейчас попробуем проверить, насколько вы
толерантны? Постарайтесь проявить свои лучшие стороны
при разрешении проблемных ситуаций.
(Каждая группа получает карточку с описанием
ситуации, обсуждает ее и предлагает решение
сложившейся ситуации.)
Ситуации:
1.Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя и свалил с
ног.
- Как ты поступишь?
2. Два хороших друга, Сережа и Миша, разговаривая о своих
домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому
что Сереже нравятся рыбки , и он считает их лучшими, а
Мише нравятся хомячки , он считает их лучшими животными
в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы?
3. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо
перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький
взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и
жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали,
что будет.
- Что могло бы произойти?
- Какое качество проявили ребята?
- Как бы поступили вы?
4. Представьте себе, что ваш друг (или подруга) получил
плохую оценку и очень расстроился из-за этого.
- Как вы поступите в такой ситуации?
5. Один из одноклассников смеётся над твоим другом.
Как ты поступишь?
6.Приятель схватил твою ручку без разрешения.
Как ты поступишь?
Звучит музыка.
Заслушиваются ответы учащихся.
Вывод.
- Чаще всего невозможно сделать поведение полностью
толерантным, ведь мы все разные. Главное – стремиться
сделать его таким.
VΙΙ. Подведение итого мероприятия. - Вот и подошел к концу наш классный час. Но разговор о
толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к
этой теме. Кроме того, мне хотелось бы, чтобы наш класс и
наша школа стали пространством толерантности, чтобы у
нас царили уважение, взаимопонимание, не было ссор, а
радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими
постоянными спутниками.
-Я предлагаю вам создать «Дерево толерантности» .
Напишите на листочках, что можно для этого сделать и
прикрепите их на наше дерево .
Слайд 13 (Дари тепло…) музыка
( Звучит песня в исполнении А.Пугачевой «И исчезнет
грусть». Учащиеся пишут на заранее подготовленных
листочках пожелания и прикрепляют их на дерево)
Ученики выходят, читают свои записи и приклеивают
листочки
- Старайтесь быть добрее, внимательнее к любому человеку,
с которым вы вступаете во взаимоотношения, будь то
одноклассник или прохожий. Старайтесь принимать как факт
присутствие других людей с их идеями, деятельностью и
образом жизни. Это значит, что вы будете признавать, что
все люди разные, но вы уважаете тех, кто не похож на вас,
потому что каждый человек достоин уважения.
- Я попрошу встать всех в круг лицом друг к другу, взяться за
руки, вытянуть правую ногу вперед и по моей команде
сделать шаг вперед – «навстречу толерантности».
-Навстречу толерантности - шаг вперед!
- Я очень рада нашей встрече. Мне приятно было с вами
общаться.
Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Тема: «Каждый человек достоин уважения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.