1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Языковая разминка.
1. На доске запись предложений.
Снег темнеет, покрывается тонкой корочкой и незаметно тает. Просыпаются деревья, оживает природа. Слабенькая зелёная травка шепчет: «Прощай, зима!».
(Из журнала «Юный натуралист»)
– Чем отличаются эти предложения? (Простое с однородными членами, сложное и с прямой речью.)
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПОВТОРЕНИЕ
Урок 128 (154–155)
Тема: Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение. Текст»
Цели:
– систематизация знаний и умений по разделам «Предложение. Текст» и «Слово»: умение определять тему и главную
мысль текста, характеризовать лексический состав, находить в тексте разные типы предложений, делать их разбор,
классифицировать слова по частями речи и видам орфограмм.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Языковая разминка.
1. На доске запись предложений.
Снег темнеет, покрывается тонкой корочкой и незаметно тает.
Просыпаются деревья, оживает природа. Слабенькая зелёная травка
шепчет: «Прощай, зима!».
(Из журнала «Юный натуралист»)
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
© ООО «Баласс», 2015
1– Чем отличаются эти предложения? (Простое с однородными членами, сложное
и с прямой речью.)
– Объясните постановку знаков препинания в предложении с прямой речью.
– Составьте схему этого предложения.
Далее работа проводится по вариантам. Записывают предложение:
I вариант: сложное.
II вариант: простое
Выполняется синтаксический разбор предложения (по образцу в учебнике, с.
142–143).
2. Фонетический разбор слов.
I вариант: деревья.
II вариант: прощай [пращ'ай'].
3. Разбор слов по составу.
I вариант: слабеньк ая (прил.).
II вариант: корочк ой (сущ.).
4. Разбор как части речи глагола настоящего времени (на выбор из
своего предложения).
2. Словарная работа.
– Выпишите из словарика на с. 138–139 слова с удвоенной буквой согласного.
– Сколько слов вы выписали? (6)
– Используя эти и другие слова с удвоенной буквой согласного, составьте 1–2
предложения.
1 3 3 4
– Откройте содержание учебника (кн. 1 – с. 164, кн. 2 – с. 144).
– С чем вы знакомились в разделе «Предложение. Текст»? Что
изучали в разделе «Слово»?
– Сформулируйте тему урока. Давайте составим план.
II.
Формулирование
проблемы.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
© ООО «Баласс», 2015
2Учитель вместе с детьми составляет план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
III. Развитие
умений.
3 4 5 6 1 3 4 2
Повторение и систематизация изученного.
1. Беседа о новых понятиях, изученных в 4м классе.
В 4м классе вы узнали много нового о русском языке.
– Вспомните, какие новые понятия вы для себя открыли. Сравните с теми,
которые названы в учебнике на с. 143 (рубрика «Основные понятия»). Дайте
краткую справку о каждом из них.
2. Упр. 308 – актуализируется изученное о предложении и тексте.
Устно выполняются задания до текста, затем ученики находят и
выписывают по одному предложению каждого вида, составляют схемы.
3. Упр. 309 – актуализируются знания о лексических группах слов (антонимов
и контекстуальных синонимов), умения группировать слова по частям речи с
орфограммами в окончаниях.
– Найдите антонимы в тексте. (Друг – враг.) Какой частью речи они выражены?
– С какой целью используются антонимы в тексте? (Усиливают
противопоставление: собаки и волка, природы и человека.)
– Найдите имена существительные с близким значением (контекстуальные
синонимы). (Вой, печальный плач.) С какой целью автор их употребил? (Сделать
текст выразительнее, избежать повторов, передать отношение к собаке).
объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифиц.
по признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре и
группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
© ООО «Баласс», 2015
3Письменные задания выполняются выборочно с последующей фронтальной
проверкой.
определённой ситуацией.
4. Упр. 310 – актуализируются знания по орфографии и умение находить
орфограммы в разных частях слов и словах разных частей речи.
После коллективного обсуждения заглавия ученики работают в группах:
находят и выписывают слова с одним из видов орфограмм.
Коллективная проверка.
– Почему одно и то же слово можно записать несколько раз?
(Встретилось в разных группах.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем
умение
высказывать
своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
работу
IV. Итог урока.
4 4
– Что именно повторили на уроке по разделам «Предложение и текст»,
«Слово»? Обозначьте это ключевыми словами урока.
© ООО «Баласс», 2015
4– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Упр. 172, «Дидактический материал».
V. Домашнее
задание.
© ООО «Баласс», 2015
5