УМК: «Школа России», автор учебника Л.Ф. Климанова и др.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: познакомить с детством М.Горького; учить анализировать, сравнивать, выразительно читать; учить рассуждать, правильно строить высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать поступки героев произведения, их эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания подводного царства.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, презентация, карточки с опорными терминами, листы самооценивания.
2 (82).docx
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: «М. Горький «Случай с Евсейкой»
УМК: «Школа России», автор учебника Л.Ф. Климанова и др.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: познакомить с детством М.Горького; учить анализировать, сравнивать, выразительно
читать; учить рассуждать, правильно строить высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать поступки героев произведения, их
эмоциональное состояние; понимать прием сравнения как основной прием описания
подводного царства.
Оборудование: персональный компьютер, проектор, презентация, карточки с опорными
терминами, листы самооценивания.
Ход урока
1. Мотивация учащихся.
Соберите пословицу из слов (карточки со словами заранее закреплены на доске):
книге ищи В а мысли буквы, не
(В книге ищи не буквы, а мысли.)
Как вы понимаете это высказывание?
Сегодня на уроке мы тоже будем искать в книге не только буквы, но и мысли. А для этого
будем какими? (ответы детей).
2. Речевая разминка.
Прочитаем пословицу хором, с вопросительной интонацией, радостно, как скороговорку,
«помарсиански» (справа налево). (За каждый пункт лучшему ученику ставится «+» в лист
самооценивания).
3. Постановка целей.
На прошлом уроке мы начали изучать раздел «Былинебылицы»
доске).
(термин закрепляется на
Тема сегодняшнего урока: «М.Горький «Случай с Евсейкой» (тема закрепляется на доске).
1 Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока при помощи словпомощников:
вспомнить, познакомиться, проанализировать (словапомощники также закрепляются на
доске).
Былинебылицы вспомнить
М.Горький познакомиться
«Случай с Евсейкой» пронализировать
Итак, цели сегодняшнего урока . . .
Вспомнить, что такое были небылицы.
Познакомиться с жизнью и творчеством М.Горького.
Проанализировать произведение «Случай с Евсейкой»
4. Рассказ учителя о М. Горьком.
Рассказ, который вы прочитали дома, написал Максим Горький. Что вы знаете о нём? А где
можно узнать об этом человеке? (ответы детей)
Итак, М. Горький… Я хочу рассказать вам о детстве писателя. (Слайд 1: фотография
писателя).
Настоящее имя – Пешков Алексей Максимович (1868 – 1936). А Максим Горький – это его…
(ответ детей: псевдоним). Вспомним, что такое псевдоним. (Слайд 2: определение термина
псевдоним). Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра краснодеревщика. В 11 лет
остался круглым сиротой, поэтому стал жить в семье очень сурового деда. С малых лет ему
пришлось работать. Он зарабатывал деньги, выполняя разную черную работу, был прислугой и
посудомойкой, мальчиком на побегушках, посыльным при обувном магазине. Учить мальчика
никто не собирался. Всего два года было отведено Алеше на освоение школьных наук.
Считали, что этого вполне достаточно. Но М. Горькому этого достаточно не было. Он учился
не в гимназии, а сам, читая много книг. И смог стать всемирно известным писателем.
5. Актуализация знаний.
Дома вы прочитали рассказ «Случай с Евсейкой» (Слайд 3: фотография обложки рассказа).
О чем он? (ответы детей)
Вы очень хорошо все запомнили, а значит, без труда справитесь с тестом. Ответы
записывайте в специальной таблице в листе самооценивания.
Тест: (Слайды 49)
1.
Где Евсейка удил рыбу?
а) на берегу моря
б) на озере
в) на берегу реки
2. Что вспомнил Евсейка, глядя на ракаотшельника?
2 а) задачу
б) стих
в) домашнее задание
3. «Серьезный какой», подумал Евсейка о …
а) о папе
б) о большом раке
в) о себе
4. «Вроде меня, только побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…» О
ком говорил это Евсейка?
а) о лангусте
б) о папе
в) о друге
5. Евсейка предложил болтливой рыбе:
а) поиграть
б) ловить мух
в) съесть его
6. Кем мечтал стать Евсейка?
а) дельфином
б) рыбаком
в) авиатором
Проверим тест с помощью QRкода:
1а, 2б, 3б, 4б, 5а, 6в.
Оцените себя и поставьте соответствующую оценку в листе самооценивания:
6 верных ответов – «5»
45 верных ответа – «4»
3 верных ответа – «3»
Меньше трех – ничего не ставим.
3 6. Словарная работа.
Евсейка оказался в море. (Слайд 10: фотография с изображением моря). А что вы знаете о
море, давайте вспомним (морская вода соленая, море больше реки, называют морских
животных и т.д.)
Давайте вспомним, кого Евсейка встретил в море: морская звезда, лангусты, краб, актинии,
морские лилии, креветки, морская черепаха, ракотшельник, голотурия, морской пузырь,
сепия, сифонофоры. (Слайды 1122: фотографии перечисленных животных)
Посмотрите, как Горький описывает этих животных, найдите описания в тексте, какие слова
он использует (ответы детей: как, словно, точно, совсем как – слова закрепляются на доске).
Какой прием использует писатель? (сравнение)
Физкультминутка (на выбор учителя)
7. Анализ произведения.
Но давайте вернемся к нашему рассказу, который называется… А почему он так назван?
Почему именно с Евсейкой? (Потому что он – главный герой рассказа).
Обратим же свое пристальное внимание на главного героя, охарактеризуем его.
Каждый ряд будет работать на своих страницах учебника:
1 ряд – с.46
2 ряд – с.78
3 ряд – с.911
Какие качества героя вы заметите на этих страницах? Называя качества героя,
подтверждайте свои слова текстом. А вместе мы составим схемухарактеристику героя.
Все названные качества фиксируются на доске.
Как вы думаете, Евсейка положительный или отрицательный персонаж? (ответы детей)
Как автор к нему относится? (ответы детей)
Чему же хотел научить нас автор, создавая такого героя? (ответы детей)
Давайте посмотрим на наши цели. Какой пункт мы еще не выполнили? (Вспомнить, что
такое былинебылицы).
Что такое быль? Небылица? (ответы детей)
Как вы думаете, почему рассказ помещен в это раздел? (есть признаки и были и небылицы)
Назовите признаки были и небылицы в этом рассказе. (Ответы детей)
4 8. Закрепление
Составьте синквейн на тему «Евсейка», запишите его на оборотной стороне листа
самооценивания.
9. Итоги
Посмотрите на цели урока, поставленные в начале, и ответьте:
Что мы сегодня вспомнили?
С кем познакомились? Что вы запомнили о М. Горьком?
Что анализировали? К какому выводу пришли?
10. Рефлексия
Слайд 23. Продолжите любое предложение:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Сегодня я сумел(а)…
Мне было трудно …
Сегодня на уроке мне понравилось (не понравилось)…
11. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к следующим страницам рассказа:
1 ряд – с.78
2 ряд – с.911
3 ряд – с.46
5
Тема: «М. Горький «Случай с Евсейкой»
Тема: «М. Горький «Случай с Евсейкой»
Тема: «М. Горький «Случай с Евсейкой»
Тема: «М. Горький «Случай с Евсейкой»
Тема: «М. Горький «Случай с Евсейкой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.