Тема: Местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями
– Развитие умений различать местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица, образовывать формы личных местоимений и устанавливать соотношение между начальной и другими формами; совершенствование умений отличать местоимения от слов других частей речи.Тема: Местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями
Тема: Местоимения 1го, 2го, 3го лица. Правописание предлогов с местоимениями
– Развитие умений различать местоимения 1го, 2го, 3го лица, образовывать формы личных местоимений и
устанавливать соотношение между начальной и другими формами; совершенствование умений отличать местоимения от
слов других частей речи.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
3 4
1. Блицопрос.
– Выполните в рабочей тетради задания № 1–3, тема 8. Выполните
самопроверку.
Учитель может поместить на слайде (доске) правильные варианты
ответов. При необходимости (если многие не справились с заданием)
можно провести анализ, выяснить причины ошибок (невнимательно
прочитали задание, плохо поняли материал, плохо выучили
местоимения и таблицу отнесения местоимений к определённому
лицу и числу).
2. Ученики представляют разные способы передачи информации в
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять информацию в виде
схемы.
3. Выявлять сущность, особенности
объектов.
4. На основе анализа объектов делать
выводы.
5. Обобщать и классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
© ООО «Баласс», 2014
1рамках.
Например, рука поднятая – я, две поднятые – мы, протянутая в сторону
– ты, две протянутые – вы, рука, протянутая к девочке, – она, к
мальчику – он, к яблоку – оно, к мальчику и девочке – они.
3. Словарная работа.
Введение слова горох.
– Как вы объясните значение слова горох?
– Образуйте однокоренные слова, выделите суффиксы, обозначьте
орфограмму.
Гороховый, горошек, горошина, горошинка.
– Запишите под диктовку скороговорку, обозначьте знакомые
орфограммы.
В огороде рос горох, а за речкой гречка.
II.
Формулирование
проблемы.
1 3 3
На слайде (доске) загадка.
– Прочитайте загадку. Отгадайте её.
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
(Ю. Кушак)
– Какие местоимения встретились в загадке? (Я, меня.)
– Это одно местоимение или разные? (Одно.) Что такое меня по
отношению к я? (Форма местоимения я.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё
предположение на основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2014
2III. Открытие
новых знаний.
– Сформулируйте основной вопрос урока. (Какие формы есть у
местоимений?
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми планирует свою деятельность на уроке.
2 3 4 5 2
Наблюдение над изменением местоимений.
1. – Давайте пронаблюдаем, как изменяются местоимения.
а) Ученики работают в группах (6–7 групп – обязательно должны
быть местоимения разных лиц и чисел).
На доске записаны словадействия и вопросы. Образец с
местоимением я разбирается коллективно устно.
– Поставьте местоимение я в нужную форму.
Был (кто?) (я)
спросил (у кого?) (у меня)
подошёл (к кому?) (ко мне)
спрятался (за кого?) (за меня)
ходил (с кем?) (со мной)
думал (о ком?) (обо мне)
– Как вы напишете местоимения с предлогом? Почему? (Предлоги со
всеми словами пишутся раздельно.)
б) – Проверьте ваши предположения, прочитав текст в рамке на с. 66.
Далее ученики самостоятельно в группах изменяют местоимения с
помощью этих словдействий и вопросов.
В тетрадях записывают только местоимения в разных формах (без
словдействий и вопросов).
– Прочитайте, что у вас получилось. (Читают представители каждой
группы.)
© ООО «Баласс», 2014
3– Какие выводы можно сделать? (Местоимение – изменяемая часть речи,
при этом у личных местоимений меняется не только окончание, но и вся
основа. У местоимений 3го лица появляется буква н – у него, к ним, за
неё.)
2. «Обратная» работа с формами местоимений по учебнику.
а) Упр. 295 – развивается умение устанавливать начальную форму
местоимений.
Ученики читают местоимения с предлогами самостоятельно, устно
называют основную (начальную) форму, записывают, как в образце,
только те формы, которых не было в тетрадях. Обозначают
орфограммураздельное написание предлогов с местоимениями.
б) Упр. 296 – развивается умение соотносить начальную и другие
формы местоимений. Комментированная запись.
IV. Развитие
умений.
3 4 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 297 – развивается умение находить личные местоимения, в
том числе и их формы, в тексте.
Самостоятельное выполнение с коллективной проверкой.
2. Упр. 298 – развивается умение отличать личные местоимения от
слов других частей речи.
Запись:
Я, ты, он (мест.)
Мнём, мну, мни (гл.)
Нас, нами, нам (мест.)
Воз, вес, вол (сущ.)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и
целенаправленной познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
© ООО «Баласс», 2014
4понимать других.
2. Строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной
форме.
4. Умение работать в паре.
Оно, она, они (мест.)
Примечание. Во второй группе слов можно не указывать часть речи, если
её название не вводилось, указать, что это слованазвания действий.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
4 4
– Как ответите на вопрос урока? В чём отличие всех других форм
местоимений от начальной? (Образуются от других основ.)
– Какую новую орфограмму узнали?
V. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
1. Упр. 2, с. 71.
2. Задания № 4, 7, тема 8 в рабочей тетради.
VI. Домашнее
задание.
Деятельность учеников:
© ООО «Баласс», 2014
5 Отличать местоимения от слов других частей речи.
Заменять в тексте местоимения именами существительными и наоборот (элементы редактирования).
Писать предлоги с местоимениями раздельно.
© ООО «Баласс», 2014
6