Тема: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА В КОЖНЫХ СМЫВАХ (Ресурсный материал для занятий химического кружка)

  • Исследовательские работы
  • Лабораторные работы
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый ресурсный материал используется для организации и проведения занятий химического кружка для обучающихся 9-11 классов. Материал содержит подробное описание исследований, экспериментов с органическими и неорганическими веществами, методика проведения самих экспериментов, а также теоретический материал, который позволяет правильно анализировать полученные результаты исследований.
Иконка файла материала минеральные вещества.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Тема: МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА В КОЖНЫХ СМЫВАХ (Ресурсный материал для занятий химического кружка) О п ы т . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОСФАТОВ В КОЖНЫХ СМЫВАХ К   2   мл   смыва   добавить   по   0,1   мл   молибдатного   реактива   (2,5 %­ный раствор молибдата аммония в 5 М серной кислоте) и 0,5 %­ного раствора аскорбиновой кислоты. Пробу перемешать и поставить в кипящую водяную баню на 10 минут. В присутствии фосфатов развивается синее окрашивание, интенсивность которого пропорциональна концентрации фосфата. В крови человека неорганические фосфаты содержатся в количестве 30–60 мг на 1 л (фосфатный буфер). Ежесуточно через почки выделяется до 0,6 г фосфатов, но, как мы видим из этого опыта, часть фосфатов выделяется и через кожу. Реакция   восстановления   фосфорно­молибденовой   гетерополикислоты   в «молибденовую синь» описана еще в 1925 году Фиске и Суббароу и широко применяется   для   определения   фосфатов   в   различных   объектах   (вода, пищевые продукты, корма и др.) Вместо   аскорбиновой   кислоты   иногда   используются   другие восстановители   (эйконоген,   хлорид   олова).   При   наличии   фотоколориметра можно определять фосфаты количественно. Что касается фосфора, входящего в состав органических веществ (АТФ, креатинфосфат,   фосфолипиды,   фосфопротеины   и   др.),   то   его   можно определять после гидролиза или минерализации органического материала. О п ы т. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХЛОРИД­АНИОНОВ Ионы хлора, присутствующие в кожных смывах, обнаруживаются довольно просто.  К  1–2  мл  смыва   добавить  1–2  капли  0,2 %­ного   раствора   нитрата серебра. Наблюдается нарастающее помутнение пробы, свидетельствующее о реакции: Cl– + AgNO3 = AgCl + NO3 –  Помутнение,   однако,   может   быть   достаточно   слабым,   поэтому   лучше параллельно поставить контрольную пробу (дистиллированная вода + нитрат серебра) и сравнить обе пробы. Попутно отметим, что данная реакция очень хорошо получается с морской и минеральной водой, что вполне понятно. Под   действием   органических   компонентов   кожного   смыва   происходит побочная   фотохимическая   реакция   восстановления   катионов   серебра   с образованием   коллоидного   раствора   металлического   серебра:   раствор становится красно­коричневым.Ag+ + е–    Ago Следовательно,   обнаружение   хлоридов   желательно   вести   при   слабом освещении.   О   самой   фотохимической   реакции   с   нитратом   серебра   будет сказано   в   разделе,   посвященном   анализу   воды.   А   сейчас   еще   несколько замечаний.   Рабочий   раствор   нитрата   серебра   лучше   (экономнее)   готовить малыми порциями (5–10 мл) на свежей дистиллированной воде и хранить в склянке  из  темного стекла.  Нитрат  серебра (ляпис) – нужный для многих химических   опытов   реагент:   реакции   на   альдегиды,   углеводы   и   т.   п.   Его необходимо иметь в кабинете химии; один из источников его добывания – аптечная сеть. В медицинской практике его используют как антисептик. При рациональном использовании 0,5–1,0 г должно хватить на многие опыты. Надо напомнить, что при попадании на кожу ляпис вызывает ожоги, а растворы оставляют на коже пятна. Российский специалист по судебной экспертизе В. А. Шлыков сообщает, что на коже человека могут быть обнаружены: аммиак, хлориды, сульфаты, фосфаты, катионы калия, натрия, железа и другие металлы, а также белки, аминокислоты,   жирные   кислоты,   глицерин,   мочевина,   мочевая   и   молочная кислоты, различные сахара. Как видно из описанных выше опытов, многое из приведенного   перечня   действительно   можно   открыть   на   уроках   химии   в школе или вузе. Что касается «различных сахаров», то нам удалось выявить на   коже   наличие   глюкозы,   причем   обнаружено,   что   у   больных   сахарным диабетом   уровень   глюкозы   на   коже   повышен,   то   есть   этот   анализ   имеет известное   диагностическое   значение.   Однако   для   определения   глюкозы   на коже   требуются   специальные   диагностические   наборы   с   ферментным препаратом   глюкозоксидазой.   Считая,   что   анализ   глюкозы   на   коже   более сложен, мы не включаем его в данный практикум для школьников. Итак, представленными работами мы хотели показать, что: –  объектом   химического   анализа   может   быть   просто   вода,   которой   мы моем руки (смыв); – на коже содержатся самые разнообразные неорганические и органические компоненты; – многие экскретируемые кожей вещества можно качественно открыть с помощью определенных цветных реакций на уроке химии в школе. Мы убеждены, что для учеников изучение собственного биоматериала более  интересно и познавательно, чем выполнение химических опытов в их, так  сказать, классических вариантах.

Посмотрите также