Программа школы математического олимпиадного резерва для подготовки учащихся к олимпиадам охватывает весь материал, содержащийся в программе для средней общеобразовательной школы, и разделы математики, существенно углубляющих традиционный курс, что способствует достижению учащимися высокого уровня математической подготовки. Прогнозируемые результаты:
На этапе начальной подготовки:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта баскетбол;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и
психологической подготовки;
- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных
спортивных соревнованиях по виду спорта баскетбол;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов.
План работы школы олимпийского резерва..doc
План работы школы олимпийского резерва.
В течение года достаточно провести не более 26 занятий. Данный план работы можно
применять для занятий с учащимися 2х 4х классов. Сроки и темы занятий указаны примерно.
Математика
№п/п
Тема
1
2
3
4
5
6
78
910
11
12
Решение занимательных задач.
Весёлый счёт.
Беседа “Из истории математики”
Решение задач из стенгазеты №1
“В царстве смекалки”
Школьный тур математической олимпиады
(организационное занятие).
Итоги школьного тура олимпиады.
Решение задач из стенгазеты №2
” Весёлая переменка”
Решение занимательных задач.
Конкурс знатоков.
Решение задач из стенгазеты №3
Дата проведения
(римской цифрой
указан номер недели)
Сентябрь (IV)
Октябрь (I)
Октябрь (II)
Октябрь (III)
Октябрь (IV)
Ноябрь (II)
Ноябрь (III, IV)
Декабрь (I, II,)
Декабрь (III)
Декабрь (IV)
“А нука сообрази!”
Решение занимательных задач.
Знакомство с занимательной математической
1314
15
Январь (III, IV)
Февраль (I)
литературой.
Конкурс знатоков.
Решение задач из стенгазеты №4
Февраль (II)
Февраль (III)
“Занимательная математика”
Второй школьный тур математической олимпиады.
Февраль (IV)
(для учся 2го и 3го класса)
Итоги второго тура олимпиады.
Конкурс знатоков (итоговый тур)
Решение занимательных задач.
Решение задач из стенгазеты №5
Март (I)
Март (II)
Март (III) Апрель (I, II)
Апрель (III)
“ В мире чисел…”
Математический утренник.
Обсуждение итогов городского тура олимпиады.
Апрель (IV)
Май (I)
16
17
18
19
20
2123
24
25
26 Итого
26
№п/п
Тема
Русский язык
1
2
34
5
6
7
8
9
Фонетические загадки.
Аналогии
Синонимы, антонимы, омонимы.
Слова пилигримы
Игра слов.
Школьный (отборочный)I тур олимпиады.
Итоги отборочного тура.
Шарады.
2
Дата проведения
(римской цифрой
указан номер недели)
Сентябрь (IV)
Октябрь (I)
Октябрь (II, III)
Октябрь (IV)
Ноябрь (II)
Ноябрь (III)
Ноябрь (IV)
Декабрь (I) Пословицы и поговорки. Анаграммы.
Орфография.
Состав слова, части речи, члены предложения.
Фразеологизмы.
Игры на внимание.
Декабрь (II)
Декабрь (III)
Декабрь (IV) Январь (III, IV)
Февраль (I, II)
Февраль (III,IV)
“Найди орфографическую ошибку.”
II тур школьной олимпиады.
Итоги II тура.
Эпитеты.
Диктант повышенной сложности.
Внеклассное занятие по русскому языку.
Конкурс знатоков.
Задачи на логику.
Март (I, II)
Март (III)
Апрель (I)
Апрель (II, III)
Апрель (IV)
10
11
1214
1516
1718
1920
21
2223
2425
26
Итого
26
Блок 1. Математика
1 класс
1. Продолжи ряд:
10, 200, 3000,….
2. У Ирининых цыплят 4 лапки. Нарисуй, сколько у Иры цыплят.
3. У каждого брата в семье по одному брату и одной сестре. Сколько всего детей в семье?
4. В двух клетках 9 попугаев. Из одной клетки перенесли в другую 3 попугая. Сколько теперь
попугайчиков в двух клетках?
5. У Кати на 3 конфеты больше, чем у Оли. Катя съела 2 конфеты, а Оле мама дала ещё 5
конфет. У кого теперь конфет больше и на сколько?
6. Таня задумала число, прибавила к нему 4 и получила 18. Какое число задумала Таня?
7. В коробке 10 карандашей. Сколько карандашей надо взять из коробки, чтобы в ней осталось 6
карандашей?
8. Составь все возможные двузначные числа из цифр 3 и 7 (цифры в записи могут повторяться).
2 класс 1 тур
3 1. Найди закономерность и продолжи ряд:
1, 3, 5, 7, …
3, 4, 7, 8, 11, 12, …
2, 4, 8, 10, …
9, 89, 789, …
2. У Тани было 53 рубля. Она купила игрушку за 29 рублей. На сколько рублей у неё осталось
меньше, чем она истратила?
3. Бревно распилили на части. Сделали 3 распила. Длина каждой части 2 м. Какой длины было
бревно?
4. Между первым и вторым этажами 10 ступенек лестницы. Сколько ступенек лестницы между
первым и восьмым этажами, если количество ступенек между этажами одинаковое?
5. В двух комнатах поровну стульев. После того, как из одной комнаты унесли 3 стула, а в
другую принесли 3 стула, в обеих комнатах их стало 12. Сколько стульев было в каждой
комнате вначале?
6. Угадай, сколько лет моей бабушке, если через 11 лет ей будет 60 лет?
7. Сумма двух чисел равна одному из слагаемых. Придумай такие числа и запиши ответ.
8. Составь все трёхзначные числа из цифр 4, 3, 8 так, чтобы цифры в записи числа не
повторялись.
1. Найди закономерность и продолжи ряд:
2 класс 2 тур
1,2, 5, 6, 9, 10, …
0, 25, 50, 75,…
10, 9, 11, 8, 12, 7,…
2.Торговка, сидя на рынке, соображала: “Если бы к моим яблокам прибавить половину их да
ещё десяток, то у меня была бы целая сотня! ” Сколько яблок у неё было?
4 3. На сколько сантиметров уменьшится периметр прямоугольника, если каждую его сторону
уменьшить на 2 см?
4. Сколько квадратов на чертеже?
5. У Мити, Сережи и Толи флажки трёх цветов: синего, красного и жёлтого. У Толи не жёлтый и не
синий, а у Мити не жёлтый. У кого какой флажок?
6. Запиши все двузначные числа, в которых число десятков в 4 раза больше числа единиц.
7. Периметр квадрата равен 20 см. Какова его площадь?
8. С пасеки привезли 40 кг мёда. Часть мёда была в двух бидонах по 8 кг в каждом, а остальной мёд
был в банках. Сколько килограммов мёда было в банках? На сколько кг мёда больше было в
банках, чем в бидонах?
2 класс 3 тур
1. Папе, маме и сыну вместе 70 лет. Сколько лет будет им всем вместе через 4 года?
2. Курочка Ряба снесла несколько золотых яиц. Дед с бабкой стали их делить. Дед говорит: ” Если
мы возьмём по 3 яичка, то 1 останется”. А баба ответила: “А если возьмём по 4, то одного не
хватит”. Сколько яиц снесла курочка Ряба?
3. Двузначное число 7… целиком делится на пять и на три. Какая цифра должна стоять в разряде
единиц?
4. Назови следующий после 2002 год, который можно читать как слева направо, так и справа
налево.
5. У Веры 7 игрушек. Если ей подарят ещё 2 игрушки, то у неё станет в 3 раза больше игрушек, чем
у Алёши. Сколько игрушек у Алёши?
6. Аня и Нина купили по одинаковому числу листов бумаги. Нина отдала Ане 17 листов. На
сколько листов у Ани стало больше, чем у Нины?
5 7. Из цифр 2,6,9 составь все возможные варианты трёхзначных чисел, без повторения чисел.
3 класс 1 тур
1. Продолжите ряд:
15,16,18,21,25,…,…,
2. По краю торта поставили 5 точек из крема, на одинаковом расстоянии друг от друга. Через все
точки сделали разрезы. Сколько кусочков торта получилось?
3. Какова высота Мауна – Кеа, если она возвышается над водой на 4205 м, а под водой скрыто ещё
6 км?
4. Составь и реши уравнение. Сумма двух чисел 30000. Первое слагаемое – наименьшее
пятизначное число. Найди второе слагаемое.
5. Какое число пропущено?
6400 – 2496 = … 3496
6. В ящике лежало 64 кубика. Пятеро мальчиков договорились брать из него по очереди, по
половине имеющихся в нём кубиков. Первый берёт половину имеющихся в нём кубиков, второй
половину оставшихся и так далее. Сколько кубиков возьмёт пятый мальчик?
7. Галя записала числа по порядку от одного до девяносто девяти. Сколько раз Галя написала
цифру 6?
3 класс 2 тур
1. К числу 8 слева и справа приписали одну и ту же цифру так, чтобы полученное число делилось
без остатка на 6.
2. В прямоугольнике со сторонами 12 и 6 см проведена диагональ. Найди площадь получившихся
треугольников.
3. Вычисли:
80403 х 4019 – (164424:806 + 4018020 1399847)=
6 4. Олег, Лёша и Толик участвовали в кроссе на 2000 метров. Лёша прибежал к финишу на 20
секунд раньше, чем Олег, а Олег на 15 секунд позже Толика. Кто прибежал раньше Лёша или
Толик – и на сколько?
5.Алёнка начала делать уроки в 16 часов 10 минут. Через 1 час 55 минут к ней подошла младшая
сестрёнка и попросила почитать ей сказку. Сколько времени Алёнка может потратить на чтение,
если ей необходимо закончить приготовление уроков в 8 часов вечера, а ей осталось ещё сделать
математику, на которую она потратит 45 минут?
4 класс
школьный тур
1. Вычисли.
( 12 750 + 216 603 : 369 – 9637) х 956= (6б)
2. Три станка изготовили 30 деталей за 5 часов. Сколько времени им понадобится, чтобы
изготовить 42 детали?
А)2 ч; б) 7ч; в) 6 ч; г) правильного ответа нет. (2б )
3. Из города в деревню, расстояние до которой 32 км, выехал велосипедист со скоростью 12 км/ч.
А из деревни в город одновременно с ним вышел пешеход со скоростью 4 км/ч. Кто из них будет
дальше от города через 2 ч? (5 б)
4. Найди число, при делении которого на 12 получается в частном 265, а в остатке 11.
(2 б)
5. Площадь комнаты 20 квадратных метров, а её длина 4м. В эту комнату хотят положить ковёр,
размеры которого 2 на 3 м. Можно ли это сделать? Объясни свой ответ с помощью решения.
(2 б)
6. Начерти три прямые линии. На каждой отметь 3 точки, но всего должно быть 6 точек. Как это
сделать? (3б)
7 Блок 2. Русский язык
2 класс 1 тур
За каждое задание 1 балл
1. Подбери слово, в котором букв больше, чем звуков.
2. Подбери слово, в котором букв меньше, чем звуков.
3. Подчеркни слово, в котором есть только мягкие звуки:
Лебёдушка, сирень, водитель, житель, Алик
4. Подбери слово, в составе которого есть все части слова.
5. Подчеркни слово, соответствующее схеме: приставка, корень, нулевое окончание.
Бегемот, радостный, заезд, поливка, переписка
8 6. Запиши имя мальчика, в которое можно добавить одну букву, чтобы получилось название
деревянных шестов с заострёнными концами.
7. Выпиши из каждого ряда по одному слову с непроизносимой согласной в корне
Мяч, меч, мачта, матч, мечта, мучить.
Толстяк, тостик, тростник, тесть, тесто.
2 класс 2 тур
1. Вырази смысл фразы одним словом, содержащим разделительный твёрдый или мягкий знак.
Пригодный для еды ___________________
Служащий, разносящий почту ___________________
Сжался от холода ___________________
Полоса земли вдоль берега моря ___________________
(почтальон, съёжился, побережье, съедобный)
2. Замени один из твёрдых согласных звуков на мягкий и получи новые слова:
Уголки ______________
Лук _______________
Банка ______________
Мел _______________
Галка ______________
Хор ________________
3. Выбери словосочетание, значение которого объяснено неверно, рядом дай верное объяснение
Посолить суп – сделать суп солёным.
Насолить человеку – сделать еду человека солёной.
Наследить в доме – оставить на полу грязные следы.
Последовать за другом – идти по следам, которые оставил друг.
4. Замени один из звонких согласных звуков на глухой и получи новые слова:
Пруд, моросит, горка, жили, лез
9 5. Разгадай шараду по теме “Проверяемые безударные гласные в корне слова ”:
С буквой Е ты делай в хоре и таланта не таи.
Принял горькое лекарство – делай быстро с буквой И.
6. Составь лесенку слов на тему “Звонкие и глухие согласные в корне слова”:
Часть гриба _ _ Ж _ _
Застёжка на поясе _ _ _ Ж _ _
Украшение в ушах _ _ _ _ Ж _ _
Избушка сторожа _ _ _ _ _ Ж _ _
2 класс 3 тур
1. Найди общее начало для слов:
мушка тина
жик тошка
зина та
пус ман
тик тон
2. Определи части речи в предложении
Сяпала Калуша по напушке.
3. Движение в танце называется ПА. Добавляя к этому слову по одной букве, составь цепочку слов
со следующими значениями:
Вода в виде газа ______________
Место отдыха ______________
Искусственная причёска ______________
Теплица _______________
Есть ли среди этих слов однокоренные?
4. Какого правила не знает мальчик, написавший такое письмо:
10 Здесь есть красивые лиса, я их уже обижал и даже нашёл грусть. У дома чудный лук. За
лесом глубокий прут. Я часто лижу на берегу и скоро заколюсь на солнце.
5. Выпиши слова с ошибками и исправь их.
6. Вставь в предложения одинаковые по написанию слова (омонимы), поставь в них ударение.
Дети подарили маме чудесные красные _______________.
Папа забивает молотком ________________.
Солнце ________________ за горизонт.
На холме стоит ____________ Ромашкино.
Мама купила мне большой географический ________________.
Для этого платья надо купить гладкий серебристый ______________.
(атлас, село, гвоздики, атлас, село, гвоздики)
3 класс 1 тур
1. Допишите пословицы.
Ученье – свет, … .
Скучен день до вечера, …
Петь хорошо вместе, …
2. Подберите к данным словам антонимы:
Грязный … , искусственный …
Трусливый … , мягкий …
Грубый … ,замкнутый …
Слабый …
3 Найди слова с приставками.
Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, помогать,
научиться, отбежать, скользкий.
4. От этих существительных образуй имена прилагательные, запиши их, подчеркни непроизносимые
согласные.
11 Ярость , прелесть –
Радость , известие –
5. Замени данные словосочетания близкими по смыслу глаголами.
Задирать нос , бить баклуши ,
Высасывать из пальца –
6. Перепиши только родственные слова. Укажи корень.
Бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха.
Крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик.
7. Из данных слов, не изменяя количество букв, образуйте новые слова.
Мазок ________________
Апорт _________________
Отвар _________________
Лапта _________________
8. Как ты проверишь написание конечных согласных в словах?
Ляг ____________,он курнос и рыж _________________, капало с крыш ________, изморозь
______________,образ ______________, умножь ____________, приблизь _______________.
1. Замени фразеологизмы на близкие по смыслу слова.
3 класс 2 тур
Бить баклуши …
Делать из мухи слона …
2. Сколько звуков [ ш ] в стихотворении:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки. ______________
3. Укажи признак, по которому сгруппированы слова:
12 Арбуз, мяч, земля, апельсин, глобус, горошина ________________________
Арбуз, папоротник, изумруд, ель, травка, зелёнка ______________________
4. Образуй от прилагательных глаголы.
Ясный – про…
Грязный за …
Густой – с…
Чистый – о…
5. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов.
Мыло, пила, запевала, печь, течь, заросли._____________________________
6. Какое слово является проверочным для следующих слов. Подчеркни его.
Оп…здать (опаздывать, поздно), разбр…сать (бросить, разбрасывать)
7. Выпиши из каждой группы слов “лишнее”:
Лес, леска, лесник, лесной. ______________
Зелёный, позеленел, зелье, зелёнка, зелень.______________
8. Допиши слова в предложениях.
Зазелене… молод… озимь. Появил… горьк … полынь. Клонил … под ветром степн… ковыль.
Сломал … садов… инвентарь. Образовал … болезнен… мозоль. Отломил виноград… гроздь.
Сиял… красотой голуб … эмаль. На поверхности моря появил … мёртв …зыбь.
1. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твёрдые, названия
3 класс 3 тур
блюд подчеркни:
Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.
2. Соедини слова левого и правого столбиков так, чтобы получились новые слова.
Сено марка
Банк ежи
Стол рот
13 Зал бики
Свет ёлка
Яр вал
3. Составь слово, если в нём
* корень из слова моряк
* окончание – из слова зимний
*приставка – из слова прилететь
* суффикс – из слова русский
4. Разбери слова по составу.
Свечка, печка, белочка, дамочка, шапочка
5. У каких существительных нет формы единственного числа?
Жалюзи, усы ,очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы.
6. Подбери прилагательные к данным существительным:
* … какаду
* …шимпанзе
* …шампунь
* … тюль
7. Подбери данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
* Рукой подать –
* Выйти из себя –
* Повесить нос
4 класс 1 тур
1. Сгруппируй слова в три столбика по общему признаку. Укажи этот признак.
Ключ, арбуз, река, тыква, учитель, родник, папоротник, шофёр, озеро, горох, балерина,
водоросли, биолог.
14 2. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:
Чулки, туфли, носки, сани, ботинки, килограммы, домишки, хозяева, санатории, помидоры,
каникулы, яблони, колени.
3. Замени фразеологизмы одним словом:
Зарубить на носу …
Клевать носом …
Морочить голову …
Язык проглотить …
4. Вставь пропущенную безударную гласную, в скобках напиши проверочное слово.
Зап…вать ( ) в хоре, зап…вать ( ) молоком,
Ув…дать ( ) издали, ув…дать ( )без влаги.
5. Какие русские слова, состоящие из двух корней, имел в виду иностранец, произнося их так:
Дарить благо ____________________
Употребить зло ____________________
Творить мир ____________________
Водить руками ____________________
6. Подбери несколько эпитетов к словам:
Глаза ___________________________________________
Уши ____________________________________________
Душа ____________________________________________
Улыбка ___________________________________________
1. Диктант.
4 класс 2 тур
15 Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром. Тут и кусочки соловьиных трелей,
и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и
тонкий свист синички.
2. Проспрягай глагол ЖЕЧЬ.
________________________
_________________________
_________________________
_________________________
3. Как называются жители этих стран?
Франция ________________
Япония _________________
Россия ________________
Англия ________________
Норвегия ________________
Испания ________________
Дания ________________
4. Запиши 10 слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.
Мир строить
Единый хранить
Любить жить
Общий знать
Взаимный убирать
Машина любить
Вода помощь
Хлопок душа
5.Теле погречески означает “далеко”. Подбери слова, произошедшие от этого корня.
16 6. Данные слова запиши в родительном падеже.
Сон, шов, щегол, день, отец.
(За каждое слово+ 1 балл)
7. Соблюдая правило русской грамматики, поставьте мягкий знак после шипящих.
Пятлая куш… Дормый делаж…
Бурявый папалош… Вылюный вагач…
Мяувывая дуч… Желомная беч…
17 Блок 3. Окружающий мир
Вопросы по природоведению.
I группа
На следах каких хищных зверей нет когтей?
Трава от 99 болезней.
Чем стрекочет кузнечик?
Пингвин – птица?
Кто спит головой вниз?
Кто собирает яблоки спиной?
Какая ягода бывает чёрной, белой, красной?
Слепым или зрячим рождается заяц?
Когда чаще всего бывает первая гроза?
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда?
Чьи листья опадают осенью зелёными?
Кто бежит выставляя вперёд задние ноги?
Какой цветок лето начинает?
Кровожадный хищник наших лесов.
Перед какой погодой птицы перестают петь?
Зимуют ли птицы в скворечнике?
Какое животное обладает самым громким голосом?
Что теряет лось каждую зиму?
Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой?
Какая птица летает выше всех?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
II группа
18 1.
2.
3.
4.
5.
6.
Это симпатичное с виду болотное растение – настоящий хищник. Оно
“питается” комарами. Как оно называется?
С этим стройным нежным деревцем часто сравнивают красивых юных
девушек. А ещё на коре этого дерева в старину писали, используя его вместо бумаги. Что это за
дерево?
выше?
раз и нет.
Почему у ели нижние ветви находятся у самой земли, а у сосны – гораздо
Название этого дерева происходит от слова “лист”, а вот листьев на нём как
Листья этого дерева осенью не желтеют. Так и опадают зелёными.
Когда в Россию завезли это растение, а случилось это при царе Петре I, то
крестьяне долгое время не признавали его в качестве съедобного растения. Да и знатные люди
чаще использовали его нежные цветы как украшение. А сегодня мы не представляет себе наш
ежедневный и праздничный стол без этого вкусного овоща.
7. Эта огромная ягода родом из Азии. Её родственники – дыня, тыква и огурец. В некоторых
районах Калахари она является практически единственным источником влаги.
8. Житель засушливых пустынь, кактус запасает в своём стволе большой запас воды, а листья его
превратились в колючки. А для чего кактусу колючки?
9. Летучие семена парашюики этого травянистого растения далеко разносятся летним ветерком.
Как называется это растение?
10. У этого крупного дерева очень вязкая древесина, его очень трудно расколоть топором. Нелегко
даже отколоть маленькую щепку. За это свойство дерево получило своё название.
III группа
1. Южно – американские лягушки имеют ярко красный цвет кожи. О чём предупреждает такая
окраска?
19 2. Морж, касатка, тюлень – жители холодных арктических морей. Что помогает им не замёрзнуть
в ледяной воде?
3. Почему животных, выращенных (выкормленных) в домашних условиях или в зоопарках, нельзя
выпускать в дикую природу?
4. Есть такая народная загадка: “В воде искупался, да сух остался”. Конечно, все знают, про кого
она. А ведь действительно, у водоплавающих птиц перья в воде не намокают. А почему?
5. Кто поёт под водой?
6. За полярным кругом, в стране вечных снегов, очень многие животные имеют эту особенность.
Хищникам она помогает незаметно подкрадываться к добыче, а возможным жертвам прятаться от
врагов. Назови эту особенность.
7. На нашей планете существует огромное множество различных животных: млекопитающие, рыбы,
насекомые, птицы, рептилии. А каких из них больше всего?
8. Из данных названий объектов назови те, которые относятся к зоне лесов: верблюд, ягель, кедр,
орешник, можжевельник, тетерев, земляника, дятел, чайка, дрофа, сайгак, волк, бурундук, лиса,
песец, соболь, ковыль.
9. Почему весной охота строго запрещена?
10. Иногда весной на берёзе можно увидеть ряд небольших отверстий, опоясывающих ствол дерева
кольцом. Нетрудно догадаться, что ктото лакомился сладким берёзовым соком. Кто этот
сладкоежка?
IV группа.
Вопросы по географии.
1.Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин?
2. На каком полюсе теплее – на Северном или на Южном?
3. В тундре за короткое прохладное лето успевает оттаять лишь самый верхний слой почвы. А слой,
твёрдый, как камень, с прожилками льда, лежащий под ним, называется…
4. Самая плодородная почва… .
20 5. Эта климатическая зона напоминает огромный пляж.
6. Какой полуостров жалуется на свою маленькую величину?
7. Какой материк омывается всеми четырьмя океанами?
8. Назови “цветные” моря.
9. Назови 23 государства – соседа России – и их столицы.
10. Название какого государства совпадает с названием головного убора?
Олимпиада по природоведению и экологии для начальной школы (4 класс)
Задание 1
Выбери правильный ответ и обведи кружком соответствующую букву.
1. У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки?
А) для защиты от врагов;
Б) для добывания корма;
В) для борьбы с соперниками.
2. Что такое почва?
А) земля, на которой стоят дома;
Б) то, что у нас под ногами;
В) среда обитания растений и животных.
3. Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы?
А) им не хватает тепла;
Б) становится меньше пищи;
21 В) они не могут дышать, так как в почве недостаточно воздуха.
4. Как служат почве дождевые черви?
А) уничтожают вредителей;
Б) перерабатывают опавшие листья;
В) роют подземные ходы.
5. Определите признаки живого:
А) движется, питается, размножается, растет, дышит;
Б) питается, размножается, растет, умирает, дышит;
В) размножается, дышит, растет, питается, летает;
Г) дышит, видит, растет, умирает, размножается.
6. По особенностям строения разделите животных по группам и в каждой группе отметьте цифрами
особенности строения.
ГРУППЫ ЖИВОТНЫХ
птицы
()
насеком
ые
()
звери
()
А) тело покрыто перьями;
Б) тело покрыто шерстью;
В) три части тела: голова, грудь, брюшко;
Г) два крыла, две ноги;
Д) три пары ног;
Е) крылья и ноги прикрепляются к груди;
22 Ж) развиваются из яиц;
З) рождают живых детенышей, вскармливают их молоком.
7. Где дом названных ниже животных? (Соедини стрелками)
А) большого пестрого дятла деревья
Б) лягушки вода
В) жука короеда почва
Г) дождевого червя травы
8. Можно ли животных уголка живой природы, например, черепаху, щегла и других назвать
домашними?
А) да, они живут у нас в доме;
Б) да, они принесет нам пользу;
В) нет, это дикие животные.
9. Определи правильно составленную цепь питания:
А) растительный опад дождевые черви лисицы кроты;
Б) дождевые черви растительный опад кроты лисицы;
В) растительный опад кроты дождевые черви лисицы;
Г) растительный опад дождевые черви кроты лисицы.
10. Поджигая сухую траву на лугах мы...
А) даем расти молодым побегам;
Б) повышаем плодородие почвы за счет золы;
В) наносим непоправимый вред всему сообществу.
23 11. В какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи?
Ежевика лемминг белая сова
А) в степи;
Б) в пустыне;
В) в лесу;
Г) в тундре.
Задание 2
Определи среду обитания организма по перечисленным признакам
1. Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная
перепонка, маленькие глаза, большие уши.
2. Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности плавники.
3. Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет
совсем. Широкий двулопастной хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются
горизонтально.
4. Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности лопаты, шерсть короткая,
легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.
Задание 3
Реши экологическую задачу
1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному расписанию. К 89
часам утра расправляют лепестки желтокоричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые
цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем
объяснить такую разницу?
24 2. Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот
нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?
Задание 4
Перечисли приспособления рыбы к жизни в водной среде (56 признаков).
Задание 5
Можно ли утверждать, что батареи в твоем доме нагреваются за счет энергии Солнца? Ответ
обоснуй.
Задание 6
Подчеркни совершенно бесполезных, по твоему мнению, животных:
зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, муравьи, лисицы...
Задание 7
Вспомни луг, пестрящий красивыми цветами. Но кому нужны эти дивные цветы там, где нет
человека? Напиши, что ты думаешь об этом?
Задание 8
Составь цепь питания с этим животным.
Задание 9
Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их.
ОСЕНЬ В ЛЕСУ
Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти
много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними
продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим
25 ароматом медуницы и клевер. Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование
кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья,
белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие
звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.
Задание 10
Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? Покажи это на схеме, которую постарайся
придумать сам.
Задание 1 (оценивается по 1 баллу за правильный ответ)
Ответы
1. Б
2. В
3. В
4. Б
5. Б
6. Насекомые (В, Д, Е) птицы (А, Г, Ж) звери (Б, З)
7. А деревья, Б вода, трава, В деревья, Г почва.
8. В
9. Г
10. В
11. Г
Задание 2 (оценивается по 2 балла за правильный ответ)
1. Воздух, летучие мыши.
2. Вода, рыба.
3. Вода, киты.
4. Почва, кроты.
Задание 3 (оценивается по 3 балла за правильный ответ)
26 1. Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак ночными. Белые
цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время
направляет насекомых по верному пути.
2. Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пищу ему не найти, а у крота под
землей пищи достаточно.
Задание 4 (оценивается по количеству названных признаков)
Обтекаемая форма тела, чешуя, слизь, плавники, жабры и плавательный пузырь, расчлененная
окраска тела.
Задание 5 (оценивается в 3 балла)
Солнце дает энергию зеленым растениям. Растения при отмирании образуют каменный уголь,
которым и отапливаются наши батареи.
Задание 6 (оценивается в 2 балла)
Таковых нет, т.к. любое животное в природе выполняет определенную функцию.
Задание 7 (оценивается в 3 балла)
Цветы нужны насекомым, птицам и другим животным луга.
Задание 8 (оценивается в 2 балла)
Полёвка.
Рожь полевка сова (ёж, уж, лисица, ястреб)
Задание 9 (оценивается по количеству найденных ошибок)
9ошибок:
сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.
Задание 10 (оценивается в 5 баллов)
27 Максимальное количество баллов 55
Список использованной литературы
1. Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики. – М.: Просвещение, 1967
2. Музалева З.В. Олимпиада по математике // Начальная школа, №55,1992
3. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. 1 класс. Пособие для
учителей. – М.: Просвещение, 1989
4. Русанов В.Н. Математический кружок младших школьников. Книга для учителя. – Оса:
Росстани – на – Каме, 1994
5. Языканова Е.В. Развивающие занятия для младших школьников. – М.: Чистые пруды, 2006
28 6. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу. Олимпиады и интеллектуальные игры. – М., 1
сентября, 2002
7. Чилингирова Л.К., Спиридонова Б.С. Играя, учимся математике. М., Просвещение, 1993
8. Кувашова Н.Г. Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе. –
Волгоград, Учитель, 2003
9. Саломатина Л.С. Имя существительное: творческие задания. – М: Чистые пруды, 2006
10. Винокурова Н.К. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 2. – М.: РОСТ, Скрин, 1998
11. Ракитина М.Г. Природоведение. Дидактические материалы. – М. “Издат – школа 2000”
12. Волина В.В. Русский язык. Серия “Учимся играя”. – Екатеринбург: Издво “АРГО”, 1996
13. Чаус Е.А. Олимпиадные задания: математика, русский язык. 34 классы. – Волгоград: Учитель,
2007
14. Петерсон Л.Г. Математика. Учебное пособие для 14 классов. – М.
29
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Тема: План работы школы олимпийского резерва.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.