Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русский язык
1 кл
01.06.2017
Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Цель: 1. Формировать способность к правописанию слов с буквосочетаниями чк-чн.
2. Развивать умения отличать буквосочетания, в которых для обозначения мягкости согласных пишется ь и не пишется ь, писать слова с орфограммой-буквой ь для обозначения мягкости и орфограммой-отсутствием ь в буквосочетаниях чк, чн, развивать языковые умения.
3. Воспитатывать положительную учебную мотивацию, культуру речи.
Этапы урока Ход урока
I.Самоопределение к деятельности
ΙI. Актуализация знаний.
- Вот и прозвенел звонок!
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
На доске высказывание: «Грамоте учиться- всегда пригодится!»
- Прочитайте предложение на слайде. Что это? (Пословица)
- Как вы понимаете ее?
- Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке.
- Как вы думаете, все ли секреты русского языка мы уже раскрыли?
- Хотите ли вы дальше открывать тайны языка?
- Тогда пожелайте друг другу удачи и начнем!
1. Чистописание.
На доске: ж, ш, ч, щ
- Какие буквы прописаны на доске? (строчные)
- Как их назвать одним словом? (шипящие согласные)
- Разделите их на две группы. ( всегда мягкие- ч, щ и всегда твердые- ж,ш)
- Наша минутка каллиграфии посвящена одной из них. Отгадайте, какой.
Загадка.
Никого часы не ждут,
С громким тиканьем идут:
Тик- так, тик- так!
Не обгонишь их никак.
Бьют часы на каланче,
Превращаясь в букву… (ч)
- Приготовьтесь прописывать заглавную и строчную букву Чч в воздухе под счет вместе со мной.
- Пропишите 3 пары заглавной и строчной буквы Чч.
2. Блицопрос.
– Закончите предложение.
– В слове актёр есть мягкий согласный ... ([т'])
– В слове липа мягкость согласного обозначена буквой ... (и)
– В слове день мягкость согласного [н'] обозначена буквой … , а денёк – буквой … .
– В слове льдина есть орфограмма-буква (ь для обозначения мягкости согласного).
– В словах мел и мель твёрдый и мягкий согласный в конце слова различают слова … (по смыслу).
– Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных?
III. Формулирование проблемы
и темы урока
На доске записаны слова:
горько, речка
– Назовите мягкие согласные в этих словах. Перед какими звуками они находятся? (Перед согласным [к].)
– Как обозначена их мягкость в 1-м слове, а во 2-м?
– Сформулируйте проблемный вопрос. (Почему для обозначения мягкости не пишется буква ь?)
- Какова же тема нашего урока? (слова с буквосочетаниями чк, чн)
IV. Открытие нового знания.
IV. Первичное закрепление.
1. Наблюдение над словами, в которых мягкость согласных на письме не обозначается.
Развивается умение устанавливать звуки, мягкость которых не зависит от буквы гласного.
- Предлагаю вам отгадать загадку.
На носу сидим,
На мир глядим,
За ушки держимся. (Очки)
- Запишите отгадку на новой строке с большой буквы.
Выполним краткий фонетический разбор этого слова. Дети выясняют, какой звук не требует на письме обозначения мягкости.
– У какого звука мягкость не обозначена буквой гласного или мягким знаком? (у звука [ч']) Почему? (Он всегда мягкий, независимо от следующей буквы)
- У какой же еще всегда мягкого еще всегда мягкой буквы мягкость не будем обозначать буквой мягкого или мягким знаком?
2. Вывод по итогам наблюдения.
– Сделайте предположение- вывод, почему после букв ч и щ не пишется ь? (Звуки [ч'], [щ'] всегда мягкие, обозначать мягкость этих звуков на письме не нужно.)
– Сравните свои предположения с выводами в рамке
на с.60
- Совпали ваши выводы с правилом?
- Молодцы, ребята. А обозначается эта орфограмма следующим образом. (Выставляется бумажный эталон)
Упр. 107 – развивается умение образовывать слова с буквосочетаниями чк - чн, записывать их и правильно обозначать орфограмму, делать выводы.
1. - А теперь, ребята, предлагаю закрепить новое знание на ряде упражнений. На с. 60 найдите упр.107. Прочитайте задание. Что же нужно сделать? Работаем по образцу с выходом к доске.
2. – Что общего у образованных слов?
– Как же пишутся слова с буквосочетаниями чк-чн?
V. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
VI. Включение в систему знаний.
- А сейчас предлагаю проверить, как вы самостоятельно можете справиться с подобными заданиями.
-Вставить пропущенные буквы в карточке и обозначить орфограмму:
Пал(?)чик, боч(?)ка, точ(?)но, гор(?)ко.
- Положите ручки. Проверьте с помощью карандаша правильность выполнения.
- У кого ошибка? В чем? Что нужно сделать, чтобы ошибок больше не было?
Работа в паре или фронтально.
Письмо под диктовку с заданием (или карточки с заданием): в 1-й столбик написать слова, которые называют одушевлённые предметы, а во 2-й столбик – слова, которые называют неодушевлённые предметы, орфограмму подчеркнуть.
кто? что?
Точка, Жучка, гречка, внучка.
VII. Рефлексия.
– Ребята, наш урок подходит к концу.
– Что сегодня нового узнали на нем?
– Что у вас получалось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Оцените свою работу с помощью карточек- смайлов.
VΙ. Домашнее задание.
С.107. Правило. Придумать и нарисовать 4 предмета, в которых содержатся бкувосочетания чк-чн
УРОК ЧК-ЧН.doc
Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Цель: 1. Формировать способность к правописанию слов с буквосочетаниями чкчн.
2. Развивать умения отличать буквосочетания, в которых для обозначения мягкости согласных пишется ь
и не пишется ь, писать слова с орфограммойбуквой ь для обозначения мягкости и орфограммойотсутствием ь
в буквосочетаниях чк, чн, развивать языковые умения.
3. Воспитатывать положительную учебную мотивацию, культуру речи.
Этапы урока
Ход урока
I.Самоопределение к
деятельности
Вот и прозвенел звонок!
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
На доске высказывание: «Грамоте учиться всегда пригодится!»
Прочитайте предложение на слайде. Что это? (Пословица)
Как вы понимаете ее?
Вспомните, что мы изучали на прошлом уроке.
Как вы думаете, все ли секреты русского языка мы уже раскрыли?
Хотите ли вы дальше открывать тайны языка?
Тогда пожелайте друг другу удачи и начнем!
ΙI. Актуализация
знаний.
1. Чистописание.
На доске: ж, ш, ч, щ
Какие буквы прописаны на доске? (строчные)
Как их назвать одним словом? (шипящие согласные)
Разделите их на две группы. ( всегда мягкие ч, щ и всегда твердые
1 ж,ш)
Наша минутка каллиграфии посвящена одной из них. Отгадайте,
какой.
Загадка.
Никого часы не ждут,
С громким тиканьем идут:
Тик так, тик так!
Не обгонишь их никак.
Бьют часы на каланче,
Превращаясь в букву… (ч)
Приготовьтесь прописывать заглавную и строчную букву Чч в воздухе
под счет вместе со мной.
Пропишите 3 пары заглавной и строчной буквы Чч.
2. Блицопрос.
– Закончите предложение.
– В слове актёр есть мягкий согласный ... ([т'])
– В слове липа мягкость согласного обозначена буквой ... (и)
– В слове день мягкость согласного [н'] обозначена буквой … , а денёк
– буквой … .
– В слове льдина есть орфограммабуква (ь для обозначения мягкости
согласного).
– В словах мел и мель твёрдый и мягкий согласный в конце слова
различают слова … (по смыслу).
– Какими буквами на письме обозначается мягкость согласных?
2 III. Формулирование
проблемы
и темы урока
На доске записаны слова:
горько, речка
– Назовите мягкие согласные в этих словах. Перед какими звуками они
находятся? (Перед согласным [к].)
– Как обозначена их мягкость в 1м слове, а во 2м?
– Сформулируйте проблемный вопрос. (Почему для обозначения
мягкости не пишется буква ь?)
Какова же тема нашего урока? (слова с буквосочетаниями чк, чн)
IV. Открытие нового
знания.
1. Наблюдение над словами, в которых мягкость согласных на
письме не обозначается.
Развивается умение устанавливать звуки, мягкость которых не
зависит от буквы гласного.
Предлагаю вам отгадать загадку.
На носу сидим,
На мир глядим,
За ушки держимся. (Очки)
Запишите отгадку на новой строке с большой буквы.
Выполним краткий фонетический разбор этого слова. Дети выясняют,
какой звук не требует на письме обозначения мягкости.
– У какого звука мягкость не обозначена буквой гласного или мягким
3 знаком? (у звука [ч']) Почему? (Он всегда мягкий, независимо от
следующей буквы)
У какой же еще всегда мягкого еще всегда мягкой буквы мягкость не
будем обозначать буквой мягкого или мягким знаком?
2. Вывод по итогам наблюдения.
– Сделайте предположение вывод, почему после букв ч и щ не пишется
ь? (Звуки [ч'], [щ'] всегда мягкие, обозначать мягкость этих звуков на
письме не нужно.)
– Сравните свои предположения с выводами в рамке
на с.60
Совпали ваши выводы с правилом?
Молодцы, ребята. А обозначается эта орфограмма следующим
образом. (Выставляется бумажный эталон)
IV. Первичное
закрепление.
Упр. 107 – развивается умение образовывать слова с буквосочетаниями
чк чн, записывать их и правильно обозначать орфограмму, делать
выводы.
1. А теперь, ребята, предлагаю закрепить новое знание на ряде
упражнений. На с. 60 найдите упр.107. Прочитайте задание. Что же
нужно сделать? Работаем по образцу с выходом к доске.
2. – Что общего у образованных слов?
4 – Как же пишутся слова с буквосочетаниями чкчн?
V. Самостоятельная
работа с проверкой
по образцу.
VI. Включение в
систему знаний.
VII. Рефлексия.
А сейчас предлагаю проверить, как вы самостоятельно можете
справиться с подобными заданиями.
Вставить пропущенные буквы в карточке и обозначить орфограмму:
Пал(?)чик, боч(?)ка, точ(?)но, гор(?)ко.
Положите ручки. Проверьте с помощью карандаша правильность
выполнения.
У кого ошибка? В чем? Что нужно сделать, чтобы ошибок больше не
было?
Работа в паре или фронтально.
Письмо под диктовку с заданием (или карточки с заданием): в 1й
столбик написать слова, которые называют одушевлённые предметы, а
во 2й столбик – слова, которые называют неодушевлённые предметы,
орфограмму подчеркнуть.
кто? что?
Точка, Жучка, гречка, внучка.
– Ребята, наш урок подходит к концу.
– Что сегодня нового узнали на нем?
– Что у вас получалось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Оцените свою работу с помощью карточек смайлов.
5 VΙ. Домашнее
задание.
С.107. Правило. Придумать и нарисовать 4 предмета, в которых
содержатся бкувосочетания чкчн
6
Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Тема: Правописание слов с буквосочетаниями чк, чн и буквой ь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.