Классический закон психологии гласит: «Человек формируется как личность в процессе собственной преобразующей деятельности, а также общения, в которое он вступает, совершая различные виды деятельности». Поэтому главная задача учителя – не декларировать личностно-деятельный подход, а организовать педагогический процесс так, чтобы учащиеся в ходе учебной деятельности создавали собственный образовательный продукт, активно применяли знания в социуме, формировали и закрепляли соответствующие компетенции.
Методика преподавания ориентируется на то, как передать содержание определённой темы на уроке. А технология обучения направлена на получение определённого результата. Одним из основных вопросов в преподавании является создание условий для формирования экологической культуры. Экологическое воспитание является одним из важнейших направлений формирования личности учащихся.
Мы остановимся на разработке проекта по развитию экологической воспитанности школьников и выдвинем свои предложения по решению вопроса, как изменить отношение людей к живой природе с детского возраста.
Классический закон психологии гласит: «Человек формируется как личность в
процессе собственной преобразующей деятельности, а также общения, в которое он
вступает, совершая различные виды деятельности». Поэтому главная задача учителя – не
декларировать личностно-деятельный подход, а организовать педагогический процесс
так, чтобы учащиеся в ходе учебной деятельности создавали собственный
образовательный продукт, активно применяли знания в социуме, формировали и
закрепляли соответствующие компетенции.[1:3]
Методика преподавания ориентируется на то, как передать содержание
определённой темы на уроке. А технология обучения направлена на получение
определённого результата. Одним из основных вопросов в преподавании является
создание условий для формирования экологической культуры. Экологическоевоспитание
является одним из важнейших направлений формирования личности учащихся.(4:1)
Мы остановимся на разработке проекта по развитию экологической воспитанности
школьников и выдвинем свои предложения по решению вопроса, как изменить
отношение людей к живой природе с детского возраста.
Тема проекта : «Роль человека в природе.»
Название проекта: «Природа и мы.»
Краткая аннотация проекта
В ходе выполнения проекта дети знакомятся с ролью растений и животных в жизни
человека. Учатся правильно ухаживать, охранять и беречь природу. Также создаются
условия, которые способствуют экологическому воспитанию детей, воспитанию уважения
к родной природе.
Проблемный вопрос проекта: "Как должен вести себя человек в природе?"
Ожидаемый результат:
Достижение личностных результатов: У учеников будет формироваться целостный
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Достижение метапредметных результатов : Ученики будут осваивать способы решения
проблем творческого и поискового характера ,активно использовать речевые средства и
средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач, использовать различные способы поиска (в
справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета «Естествознание», «Познание мира», готовность
слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий, осваивать доступные способы в изучении природы
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация).
Предметные результаты: У учеников будут развиваться навыки и умения устанавливать и
выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. (2:5)
Тип проекта: познавательно – творческий.Актуальность проекта: Очень важно показать детям, что по отношению к природе они
занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать,
должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей,
сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере
своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение
детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему
воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с
формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая
включает:
представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых
существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания,
приспособленности растений и животных к условиям существования; осознание того,
что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей
(все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена
нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них
имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно. (3: 48)
Цель проекта: формирование экологической культуры младших школьников, развитие
экологической воспитанности школьников, активизация познавательной деятельности у
детей, определение роли человека в жизни растений.
Задачи проекта: Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное
воспитание)
-Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное
развитие)
-Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы,
восхищаться ею, желание сохранить ее)
-Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными,
по охране и защите природы.
Работа с родителями: Приобщение родителей к совместной деятельности.
Сроки реализации проекта : долгосрочный ( при разработке дополнительной учебной
программы)
Участники проекта: учащиеся начальных классов
2