Тема: Развитие познавательной активности старших дошкольников через проектный метод.
Воспитатель МБДОУ
«Д/С № 47 - ЦРР»
Шепеленко Л.Г.
Уважаемые коллеги, своё выступление хочу начать со слов Марии Монтессори, которая говорила, что любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребёнок вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы.
В федеральном государственном стандарте дошкольного образования говориться о «портрете» дошкольника, как о любознательной, активной и заинтересованной, познающей мир личности. Каждый ребенок во время любой деятельности должен ставиться в ситуацию: «Думай, рассуждай, ищи решения».
В современный период в России возникла реальная потребность изменить формы и методы работы с детьми в дошкольном учреждении. Это связано в первую очередь с тем, что от современных детей требуется:
· формировать, структурировать и озвучивать свои мысли, слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заинтересовывать собой и своими идеями;
· осваивать окружающий мир и культуру не только посредством общения с взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения;
· использовать различные источники, несущие информацию, критично относясь к ней.
Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи – все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
В дошкольной педагогике существует несколько методов, которые помогают формировать в ребенке познавательные способности: экспериментирование; проектно-исследовательская деятельность; ТРИЗ.
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, убедилась в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Пришла к выводу о целесообразности внедрения в практику проектный метод, позволяющий выявить познавательные способности детей; улучшить контакт с воспитанниками; дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.
На мой взгляд, метод проектов – это рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Проект - это то, чего ещё нет в реальности, но есть в воображении, мыслях, то, что будет воплощено в жизнь.
Стержнем метода проектов является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая и продуктивная деятельность, в процессе которой дети познают себя и окружающий мир, воплощают новые знания в реальные продукты.
Проектная деятельность позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным методам обучения, активной деятельности, которые наиболее успешны для восприятия информации.
Метод проектов использую в работе с детьми уже третий год, это
· Исследовательские проекты, предполагающие проверку некоторого предположения с использованием научных методов; (Проект «Почему не тонут корабли»)
· Творческие проекты, связанные с подготовкой праздников, театральных представлений, результаты такого проекта могут быть оформлены в виде газет, сборника стихов и рассказов (Проект «Здоровый образ жизни»).
· Приключенческие и игровые проекты, в ходе которых дети включаются в проектную деятельность, осваивая различные роли, участвуя в развитии сюжета, с интересом собирая информацию и выполняя действия, необходимые для достижения поставленных целей (Проект «Журналисты»)
· Информационные проекты, направленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении; (Проекты «Экономика», «Деньги»)
· Практико-ориентированные проекты, связанные с работой по достижению значимого результата (Проект «Капельки воды Бии и Катуни»)
Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет мне развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками, родителями.
Он позволяет мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки к познавательной активности, умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Мои проекты отличаются: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.
Над каждым проектом работаю в три этапа:
1-й этап – подготовительный. Определяем с детьми цель, задачи, методы исследования. Глубоко изучала тематику проекта сама и привлекала родителей, вместе участвовали в выборе оборудования и материалов, определялись с источниками информаций. Составляли плана-схемы проекта.
2-й этап - собственно исследовательский: вместе с детьми и их родителями искали ответы на поставленные вопросы разными способами, через исследование, экспериментирование, изучение научной информации. Я создавала игровую мотивацию, опираясь на интересы детей. Вводила детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт. Тактично рассматривала все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. Соблюдала принципы последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы над проектом создавала атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. Ненавязчиво вовлекала родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Родители творчески подходили к реализации проекта, ориентировали детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
3-й этап - обобщающий (заключительный). Обобщение результатов в своей работе тщательно готовила, Использовала различные формы: в виде праздников, шоу, театрализованных представлений, выпуска газет, демонстрации опытов, презентации проектов.
Работу над проектами, я начала с анкетирования родителей. Результаты опроса показали, что родители готовы к сотрудничеству и положительно настроены на участие в совместных проектах взрослых и детей.
В дальнейшем разработала план движения к цели, провела родительские собрания: «Роль проектного метода в развитии познавательной активности дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», где познакомила родителей с изучаемыми детьми проблемами, предложила оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектах. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».
При организации проектной деятельности использую принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Например, проект: «Славяне – это мы», который реализуется в моей группе уже второй год.
На первом этапе с помощью родителей собрали коллекцию картин, просмотрели фильмы. Сделали подборку иллюстраций.
На втором этапе были проведены следующие исследования: путь развития славян. Дети изучали первые поселения славян, делали зарисовки, оформляли альбомы «Жилища славян». Проводила беседы по теме «Если наши предки славяне, то кто мы», «Откуда мы родом», «Как жили славяне» и т.д., читали художественную литературу: «Русские богатыри: былины и героические сказки» пересказ И. В. Карнауховой, рассказ Леонида Асанова «Путь на Перынь» для детей из истории России. Рассмотрели альбом «От поселков к славянским городам». Играли в дидактические игры «Древние славяне», «Славянская семья», «Чем отличается современный город от старинного?», «Какую посуду купили на ярмарке», «Одень купцов в русский и иноземный костюм», «Что изготавливают мастера оружейники», «У кого из купцов больше товара». Путешествовали по карте: «По Киевской Руси», «Помоги отыскать дорогу в стольный град - Москву».
В ходе работы над проектом, дети узнали, где начиналась жизнь славян, что вынуждало на объединение
На третьем этапе: оформили альбом «Здравствуй, Русь!», используя рисунки детей. Создавали укрепления деревянного города из конструкторов. лепили «Корабли древних славян», сделали аппликации из гофрированного картона «Ладья», «Старинные дома», «Храм». Родители принимали активное участие в творчестве, была организована выставка работ. Реализация данного проекта еще раз доказала эффективность данного метода в активизации познавательного интереса детей и сотрудничестве с семьей, сплочении взрослого и ребенка. Сейчас в продолжение этого проекта мы реализуем проекты: «Бийск - любимый город», «Зачем построена Бикатунская крепость», «Современный город», «Детский сад будущего».
Задачи по реализации этих проектов: познакомить детей с особенностями жизни людей, живущих в Бийске, обобщить и систематизировать знания детей по данной теме, активизировать словарь по теме «Крепость, Джунгары»; способствовать развитию у детей познавательной активности: учить устанавливать связи взаимодействия человека с природой; развивать умения детей в продуктивной и других видах детской деятельности, развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада.
Совместно с родителями мы подготовили небольшой макет Бийской крепости, макет микрорайона «Трест». В ходе реализации проектов у детей возрос интерес к детскому саду, к городу, к родному краю, к родной природе. Совместная работа над проектами помогает активизировать познавательную активность детей, объединить родителей группы, активизировать их творческие способности, развить интерес к новой форме работы – проектированию.
Используя в своей работе проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Прежде всего, расширились знания детей об окружающем мире. Произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных. Игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
Привлечение родителей к участию в жизни детей позволило объединить усилия при решении возникающих проблем при выполнения проекта. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий. Проектирование заставило меня постоянно находиться в пространстве возможностей, что требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых форм работы с детьми.
Реализовав внедрение проектной деятельности в воспитательно-образовательный процесс, достигла цели: развить свободную творческую, познавательно – активную личность ребенка. А это является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связано со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой.
Заключение: метод проектов актуален и очень эффективен. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Приложение
Формировать, структурировать и озвучивать свои мысли, слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заинтересовывать собой и своими идеями; осваивать окружающий мир и культуру в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения; использовать различные источники, несущие информацию, критично относясь к ней.
Переживаемые положительные эмоции – удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи – все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Метод проектов – это рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности
Проект - это то, чего ещё нет в реальности, но есть в воображении, мыслях, то, что будет воплощено в жизнь.
Метод проектов использую в работе с детьми уже третий год: Исследовательские проекты - «Почему не тонут корабли?»; Творческие проекты - «Здоровый образ жизни»; Приключенческие и игровые проекты - «Журналисты»; Информационные проекты - «Экономика», «Деньги»; Практико-ориентированные проекты – «Капельки воды Бии и Катуни
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощью и поддержкой ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
В ходе работы над проектом дети узнали, где начиналась жизнь славян, что вынуждало их на объединение
Презентация проекта - альбом «Здравствуй, Русь!», сделанный детьми совместно с родителями
В настоящее время мы реализуем проекты: «Зачем была построена Бикатунская крепость», «Бийск - любимый город», «Современный город», «Детский сад будущего».
Совместная работа над проектами помогает активизировать познавательную активность детей, объединить родителей группы, активизировать их творческие способности, развить интерес к новой форме работы – проектированию. Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.