За последние годы работы в школе, вижу большие перемены, которые происходят в современном обществе, перемены, которые требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования. Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами.
В связи с этим, профессия учителя как никогда, требует постоянного самообразования, совершенствования и профессионального роста.
Тема моего самообразования.doc
«Личностно ориентированный подход как средство формирования
биологической компетентности».
Кондаковой Светланы Михайловны
учителя биологии и химии
«По-настоящему об уровне цивилизации говорят
не переписи населения, не размеры городов, не
собранный урожай - нет, о нем говорят качества
человека, которого производит страна».
Р.У.
Эмерсон
За последние годы работы в школе, вижу большие перемены, которые
происходят в современном обществе, перемены, которые требуют ускоренного
определение целей
совершенствования образовательного пространства,
образования. Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая
эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая
востребовала человека с иными качествами.
учителя как никогда, требует постоянного
В связи с этим, профессия
самообразования, совершенствования и профессионального роста.
Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть
подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною
реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течение
последних
лет - «Личностно ориентированный подход как средство
формирования биологической компетентности».
Сегодня востребованы люди творчески активные, мобильные, способные
самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для
решения новых, нестандартных задач.
Прилежный учитель сегодня в круговороте экспериментов и разноголосицы
наставников. Информатизация, компьютеризация, модернизация, ЕГЭнизация,
систематически меняющиеся программы, учебники, планы. Но эффективность
любого урока определяется не тем, что дает учитель, а тем, что дети взяли в
процессе обучения. Результаты работы учителя оцениваются умениями его
учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к
предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью
личности, возникшей в ходе урока.
На мой взгляд, работать в монологическом режиме, режиме
информационно – объяснительного обучения уже нельзя. Необходимо
формировать новое педагогическое мышление, основанное на истинной
гуманизации педагогического процесса. Каждый педагог, посвятивший себя
учительской деятельности, выбирает свой путь сам, сам определяет свой
педагогический почерк, свою концепцию, тактику взаимодействия с учащимися,
методику преподавания.
Нельзя следовать чужой методике, ведь по справедливому утверждению
К.Д. Ушинского, опыт скопировать нельзя, можно взять на вооружение мысль,
выведенную из опыта.Я, как многие мои коллеги, выяснила для себя , что знания
не следует сообщать учащемуся, но его надо подводить к тому, чтобы он сам их
находил, самостоятельно ими овладевал.
Эммануил Ильенков сказал: «Каждый ребенок есть однажды случающееся
чудо!» Я считаю, что каждый ребенок талантлив по-своему,нужно только вовремя
это понять,помочь проявиться этому таланту,а для этого необходимо любить
каждого ребенка,хотя не всегда это просто.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая, И в этом смысла жизни красота!
Можно ли стать хорошим учителем? Педагоги и психологи утверждают:
можно. Но педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта,
хирурга, летчика. Даже если есть талант. Но здесь должно быть главное – любовь
к детям.
За плечами у меня 19 работы с детьми. Много это или мало? Думаю, для
учителя не бывает много или мало, потому что, принимая новый класс, все
начинаешь заново. Естественно, оглядываешься назад ; конечно, с годами
приходит мастерство, учишься на всем, что позволяет избежать ошибок, потому
что ошибки в работе педагога-это судьбы детей, которые верят в нас, которые не
делят нас на педагогов первой или второй категории, принимают нас, чаще всего,
как людей, в чьем профессионализме они не сомневаются. Именно поэтому меня ,
как любого учителя, интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать
стремление к знаниям, как выбрать из богатейшего арсенала методов и приемов
обучения те, которые побуждали бы ребенка активно овладевать нужными ему
знаниями и умениями.
Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик. В
современных условиях, когда произошла переориентация образования со
знаниевого на деятельностный и компетентностный подход, учитель перестает
быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации,
которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает
личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те
ценностные ориентации, которые присущи ему самому.
В.А.Сухомлинский говорил : «Ученик- человек величайшего труда.
Облегчайте ему подвиг познания!» Современные стандарты образования требуют
воспитания духовно развитой личности, формирования гражданской позиции,
чувства патриотизма, любви к Родине, к своему краю, природе, своему здоровьюи
здоровью окружающих, к ценностям культуры, ребенок должен уметь
адаптироваться к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского
труда.
Цель моей педагогической работы : средствами биологии и химии
способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на
устойчивое развитие, обладающего способностью принимать решения в условиях
неопределенности,
готового к постоянному совершенствованию своих
личностных качеств, к диалогу и продуктивной совместной деятельности с
другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и
физическое здоровье.
Все дети индивидуальны, приходят в школу с определенным набором
способностей , наделенные от природы суммой задатков. И если правильно
выстроить работу с ребенком в урочной и внеурочной деятельности, то
раскроются именно положительные задатки, способности, склонности, что будет
способствовать самоутверждению ученика как личности , а это в свою очередь
создаст условия для успешной адаптации и социализации ребенка в жизни, в
социуме.
Нашей стране нужны физически и нравственно здоровые люди. Об этом
говорят первые лица государства, курирующие вопросы образования. Они
указывают на необходимость воспитания именно таких людей, которые смогут
поставить нужные цели и не побоятся сложностей на пути их достижения.
Учитель-рупор образования, который вправе выбирать свои методы и формы
работы с детьми, свою педагогическую технологию, но каждый педагог обязан
работать во благо развития ребенка. Вот что можно прочесть в пояснительной
записке к Федеральному компоненту Государственного образовательного
стандарта:
«ФГОС направлен на приведение содержания в соответствие с возрастными
особенностями подросткового периода. Когда ребенок устремлен к реальной
практической деятельности , познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый , но в первую очередь на
деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию
обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности,
потребности и интересы ребенка. Специфика педагогических целей основной
школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными
успехами… В основной школе обучающиеся должны научиться самостоятельно
ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в
школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса»
В связи с этим , главным в своей деятельности считаю личность ребенка.
Главная задача здесь- не навредить, помочь ребенку в процессе урока на
протяжении нескольких лет взаимодействия в решении его жизненных проблем,
обрести смысл жизни, помочь личностному росту , осознаваемому на этом
жизненном этапе как достижение успехов в учении,
формировать
профессиональную ориентацию ребенка, сохранять его здоровье –физическое и
психологическое.
Очень важная проблема ( и не только у биологов )- низкая мотивация
учеников, все мы сознаем, что дети не хотят учиться. Возможно, сказываются
многочисленные и незаконченные эксперименты в системе образования,
необоснованно сложная программа при том, что все больше в классах появляется
детей с проблемами усвоения и просто педагогически запущенных. Как повысить
мотивацию к обучению? Чтобы решать эту проблему учителю нужно:
знать психологические особенности ученика
знать его потребности и интересы
осуществлять личностный подход в обучении ( что в реальности совсем не просто)
самому постоянно учиться,
использовать различные технологии в
образовательном процессе, отдавая предпочтение деятельностным методам ( в
биологии это и лабораторные и практические работы, постановка домашнего
опыта, проектная деятельность)
использовать игровые, коллективные способы обучения – при этом снижается
уровень тревожности у детей, возникает сотрудничество и взаимопомощь между
учениками
использовать на уроках не просто интересную информацию, но и преподносить ее
более современными способами-интернет, электронные пособия, видеофильмы и
т.д.
Для успешной реализации личностно — ориентированного подхода в
обучении необходимо владеть принципами организации педагогического
процесса:
Принципом обучения в соответствии с индивидуальными способностями и
возможностями учащихся
Принципом доступности.
Принципом осмысленности.
Принципом естественности.
Принципом самодеятельности.
Принципом рационального сочетания индивидуального и коллективного
образования.
Принципом активной деятельности учащихся.
Принципом практической направленности обучения биологии.
Принципом усвоения знаний.
Принципом контроля.
Принципом систематической рефлексии.
Вследствие этого ведущая педагогическая идея: повышение качества
обучения биологии, развитие познавательного интереса и мыслительной
деятельности, развитие ученика как личности за счет формирования компетенций
учащихся в учебном процессе.
Образовательный процесс осуществляю через уроки, кружковые занятия,
индивидуальные занятия и занятия с одарёнными детьми. Учебные занятия планирую так, чтобы они способствовали приобретению
учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы,
самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты,
обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы
операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.
Я выделила для себя несколько основных технологий, на мой взгляд,
имеющих возможность реализации личностно ориентированного подхода.
1. Игровые технологии
На своих уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса
и творческой активности я использую загадки, ребусы, кроссворды, задание
«Исключи лишнее», биологические задачи.
2. Коммуникативные технологии
Считаю эффективной работу в группах. Работа в группах, в лабораториях,
командах способствует воспитанию коллективной ответственности друг за друга,
формируются лидерские качества.
3. Исследовательские технологии
Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути
продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает
смысл и результат своих усилий.
4. Здоровьесберегающие технологии
К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о
собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.
5. Информационно – коммуникативные технологии
Мои уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных
возможностей компьютера и разнообразию образовательных CD-дисков, стали
более интересными и увлекательными. Я стараюсь создать банк уроков-
презентаций, где используются иллюстрации растений, животных, таблицы,
статистические данные, схемы и циклы развития.
Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно
совершенствовать современный урок. Важным для себя считаю его
структурирование. Не отвергая традиционного метода построения урока,
применяю и нетрадиционные формы. Основными формами организации обучения
школьников являются: урок формирования новых знаний - это урок-исследование,
урок-лекция, урок-путешествие, конференция, урок-экскурсия; уроки проверки
знаний - семинары (индивидуальная работа); проблемно-практические дискуссии
(коллективная работа); практические занятия (коллективная работа); проблемно-
лабораторные занятия (групповая работа); урок решения задач; урок-зачет и
обобщения в игровой форме.
Уроки выстраиваю на принципах доступности, научности,
индивидуальности, преемственности; развиваю коммуникативные умения и
навыки, логику мышления, использую воспитательный потенциал каждого урока,
направленный на формирование всесторонне развитой личности.
Для реализации целостности воздействия учебного процесса на развитие
обучающихся мною применяются следующие приемы, формы и виды учебных
заданий: опорные листы ,тесты ,найти лишнее и дай объяснение своему выбору,
«Логическая цепочка» , «Третий лишний» , упражнение «Найди и исправь» ,
«Решить» биологическую задачу на выдвижение гипотез и их защиту, найди
сходство или различия, «Соотнеси факты и понятия», кроссворды, Составление
презентаций по заданному алгоритму или самостоятельно, использование
проблемных заданий на уроках.
Обучение - целенаправленный организованный процесс взаимодействия,
сотрудничества учителя и учащихся. Педагогической психологией выведен
основной закон усвоения: воспринять- осмыслить- запомнить- применить-
проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить и
нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они
взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмысливанием, осмысливание- запоминанием, восприятие, осмысливание и запоминание расширяются,
углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и
проверки на практике.
Причиной низкого качества знаний учащихся является главным образом
нарушение объективного закона усвоения знаний, когда на уроке деятельность
учащихся сводится лишь к восприятию излагаемых учителем готовых знаний и не
остаётся времени на осмысление, запоминание, применение и проверку
результатов.
Напомню простую, но очень важную истину: все названные выше этапы
усвоения знаний, умений должны выполняться лично каждым школьником, его
умственным трудом, хотя и под руководством учителя.
Психологи убеждают, что познавательная активность школьника – качество
не врождённое и не постоянное, она динамически развивается, может
прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи,
труда и других социальных факторов. На уровень активности сильно влияют
отношения учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и
настроение самого школьника (успехи в учёбе и положительные эмоции
повышают познавательную активность). Поэтому у одного и того же ученика на
разных уроках познавательная активность резко меняется, в зависимости от того,
какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать
класс. Только подлинное сотрудничество учителя и учащихся обеспечивает на
уроке активную учебную деятельность класса. Например, работая с опорными
сигналами, учащиеся с желанием и старательно сами воспринимают,
осмысливают, запоминают, применяют знания и контролируют усвоение.
Следовательно, активными методами обучения следует называть, которые
максимально повышают уровень познавательной активности школьников,
побуждают их к старательному учению. При активных методах все учащиеся
класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием: внимательно
слушают – думая, наблюдают – думая, читают – думая, выполняют практическую
работу – думая.
Какие же конкретно методы обучения относятся к активным? В школьной
практике и в методической литературе традиционно принято делить методы
обучения по источнику знаний на три группы: словесные, наглядные и
практические. Каждый из них может быть и более активным, и менее активным,
пассивным. Каждый метод обучения по источнику знаний обладает
активизирующими потенциалами, реализация которых зависит от творчества
учителя, например от его умения создать на уроке проблемную ситуацию.
Вот почему современная педагогика внутри каждой традиционной группы
методов выделяет по степени познавательной активности учащихся две
подгруппы методов: проблемно – поисковые и репродуктивные (объяснительно –
иллюстративные).
Остановлюсь подробнее на проблемно – поисковых словесных, наглядных и
практических методах, приёмах используемых мною в преподавании биологии.
Методы,
приёмы
Метод дискуссии
Краткая характеристика
Примеры использования
Словесные методы
По вопросам учителя или
учащихся, требующих
размышлений, учащиеся на
уроке свободно высказывают и
внимательно слушают мнения
Вопросы на размышление:
Почему вредно находиться в
накуренной комнате?
Почему при появлении
насморка меняется голос? Метод
проблемного
изложения
Метод
эвристической
(поисковой)
беседы
Метод
самостоятельной
работы с
дидактическими
материалами
Метод
самостоятельной
работы с
учебником
выступающих.
Проблемные вопросы решает
учитель при помощи учащихся,
размышляя вслух и этим
побуждая класс к логическому
мышлению, соучастию в
решении проблемы, к
добыванию новых знаний.
Учащиеся решают проблем-
ные вопросы и добывают новые
знания в процессе дискуссии,
коллективных размышлений,
индуктивных и дедуктивных
умозаключений, опираясь на
свои знания.
Все учащиеся самостоятельно,
без непосредственного участия
учителя, но по его заданию,
выполняют письменно –
графическую работу
творческого характера,
используя тексты,
дидактические материалы в
нескольких вариантах.
Все учащиеся самостоятельно,
без непосредственного участия
учителя, но по его заданию,
читают учебник и
преобразовывают текст в план,
таблицу, схему и другие формы
записи в тетрадях.
Все учащиеся по заданию
учителя самостоятельно
решают расчётные или
логические (требующие
У альпинистов на высоте
наступает «горная болезнь».
Почему? и т.д.
Сердце – удивительный и
надёжный мотор, насос,
который работает в течение
всей жизни (до 100 и более
лет), без остановки и
«ремонта». В чём причины
неутомимости и
работоспособности сердца,
его мышц?
Придумайте и кратко
опишите эксперимент,
который доказал бы
зависимость утомления мышц
пальца руки от ритма работы
и от величины нагрузки (при
сгибании и разгибании пальца
руки). Свои соображения
обсудите в группах.
Из перечня (1-10) выберите
ответы на вопросы (I-XIV) и
зашифруйте их. Ответы
обсудите в группах или с
соседом по парте.
Выполнение тестовых
заданий различных типов.
Представьте себе меченую
молекулу атмосферного
кислорода, проникающую при
вдохе в легкие. Проследите
мысленно и изобразите в виде
схемы, какой путь пройдёт с Метод
самостоятельного
решения
расчётных и
логических задач
Приём
группировки
Метод
опорных сигналов
Использование
логических таблиц
Поисковый
демонстрационны
й метод
Поисковый
демонстрационны
размышлений и умозаключений)
задачи по аналогии или
творческого характера.
Обучающимся предлагается ряд
понятий. Задание –
сгруппировать их, объединив по
общим признакам по
следующему алгоритму:
а) сравнить понятия;
б) выделить общие признаки;
в) сгруппировать.
воздухом эта молекула от
ноздрей до лёгких.
Правильность проверьте по
учебнику.
Представьте ритмичную
работу сердца 80-летнего
человека, определите сколько
лет из 80 у него:
1)отдыхали мышцы
желудочков сердца;
2)отдыхали мышцы
предсердий;
3)были закрыты створчатые
клапаны.
Из указанных понятий
выделить группы по общим
признакам:
суша, легкие, лягушка,
саламандра, кожа, вода,
червяга, жаба, тритон,
ящерица, квакша, крокодил,
рыбозмей, сирена, черепаха.
Опорные конспекты,
составленные учителем и
творческие ОК, составленные
учащимися.
Покажите результаты своих
опытов по выработке и
торможению условных
рефлексов у аквариумных рыб
или других животных и
объясните методику своих
опытов.
Наглядные методы
Учитель демонстрирует плакат
с опорными сигналами и
объясняет их содержание;
учащиеся копируют,
прорабатывают и воспроизводят
сигналы.
Учащиеся решают проблемный
вопрос путём самостоятельного
составления логических таблиц
различных типов. й работы с
экранными
пособиями
Поисковый
лабораторный
метод
Учащиеся решают проблемный
вопрос и добывают часть новых
знаний путём наблюдения и
обсуждения демонстрируемых
учителем опытов, натуральных
объектов, микропрепаратов,
моделей, таблиц и других
пособий.
Учащиеся решают проблемный
вопрос и добывают часть новых
знаний путём просмотра и
обсуждения кинодиафильмов,
дисков, телефильмов,
демонстрируемых учителем с
помощью ТСО, компьютера.
Исследовательски
й
метод
Метод
проектов
Практические методы
Учащиеся решают проблемный
вопрос и добывают часть новых
знаний путём самостоятельного
выполнения и обсуждения
ученического эксперимента,
самонаблюдения или работая с
натуральным раздаточным
материалом. До лабораторной
работы учащимся известна
лишь её цель, но не ожидаемые
результаты.
Учащиеся добывают новые
знания путём проведения
ученического эксперимента без
готовой инструкции.
Учащиеся добывают новые
знания и применяют их на
практике путём разработки и
осуществления
самостоятельного изготовления
различных моделей, пособий.
Просмотрите
видеоинформацию и ответьте
на вопрос: какова взаимосвязь
строения и функций сердца?
Какие химические
превращения происходят с
пищей под воздействием
слюны? Для проверки
предположений выполните
лабораторную работу
«Действие слюны на крахмал,
обсудите результаты и
сделайте выводы.
Выяснить влияние
фитонцидов комнатных
растений на микрофлору
воздуха в классных комнатах.
Предложить способы
утилизации пластиковой тары
и изготовить пособия по их
рациональному
использованию в быту,
технике.
Педагог никогда не должен забывать простую, но великую истину: чтобы быть
хорошим учителем, надо прежде всего любить то, что преподаёшь, и любить тех,
кому преподаёшь.
У детских врачей есть правило: перед встречей с ребёнком согрей руки.
Учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. Есть в школе уроки ботаники, русского языка, математики. Не значатся в
расписании уроки великодушия, благородства, уважения и внимания к достоинству и
чести людей. Но учитель учит всему этому своих питомцев ежеминутно, ежечасно,
повседневно, каждой своей мыслью, жестом, манерой говорить, слушать, одеваться,
тем, какой он в гневе и в покое, в радости и печали. Он непрерывно воспитывает
детей всем своим обликом и поведением. Ведь поистине неоценимо воспитательное
воздействие конкретных дел, личного примера.
Пускай во всём, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты:
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
Эти слова человека, чья жизнь была зовущим вперёд факелом великого
мужества, патриота и гражданина - Муссы Джалиля - замечательный девиз для
каждого учителя и воспитателя.
Да, сложен наш труд. Многого требует он от нас каждый день, каждый час. Но
меня заботит другое: хочется постоянно чувствовать, что наша работа, знания,
мастерство, наши боль и радость, мечты и надежды доходят до сердец наших
учеников.
И вот учитель вкладывает в свой труд всю свою душу, любовь, которой
некоторым детям, может быть, и недостаёт дома, а что же остаётся учителю?
Пусть ответом на этот вопрос послужат строки из стихотворения В Троцкого
«Ученикам»:
Но когда расцветут ваши милые лица
И живым любопытством глаза озарит,
И в десятках голов моя мысль шевелится,
И в десятках сердец моё сердце стучит,
Счастлив я, я готов к напряжённости буден,
Чтоб мечтать и творить, и работать, любя…
При решении задач формируются и оцениваются ключевые и предметные
компетентности. Оценивание учащихся происходит в ходе ежедневных опросов, на
зачетах, контрольных и практических занятиях. В своей педагогической
деятельности я также использую следующие формы итогового контроля:
контрольные работы с использованием КИМов ЕГЭ (тестовые задания А и В),
контрольные работы с использованием заданий ЕГЭ категории С, требующие от
учащихся реализации навыков и умений поискового, научно-исследовательского и
творческого характера, а также контрольные работы с использованием КИМов ГИА.
Не обойтись современному учителю и без творческого домашнего задания.
Применяю разные формы организации учебной деятельности учащихся:
индивидуальную, групповую, фронтальную.
В своей работе успешно применяю педагогическую технологию
сотрудничества, цель которой усвоение знаний, умений с учетом потребностей и
возможностей развития обучающегося. Необходимо дать каждому обучающемуся
всестороннее и гармоническое развитие, создать условия для самореализации
личности: проведение дискуссии, взаимоопрос и взаимопроверка, разработка
мини-проекта, групповое и коллективное обсуждение.
Основным средством овладения учебными знаниями в школе всегда
являлся учебник. Он формирует основные обучающие функции. Учебник – главное
звено в жизни ученика и учителя. Сегодня важно иметь хороший учебник, но его сложно выбрать из среды множества печатных изданий, которые предлагают
издатели. Поэтому в своей работе я всегда беру за основу учебные пособия,
рекомендованные Министерством образования и науки Российской федерации.
Уроки биологии провожу по учебникам линии Пономаревой И.Н. и коллектива
авторов Но в качестве дополнительного учебного материала у меня под рукой
всегда альтернативные учебно – методические пособия. Работаю по программе
Пономаревой И.Н. и коллектива авторов
Одной из главных задач школы, помимо обеспечения качества
образования, является обеспечение индивидуальных запросов учащихся, развитие
их творческих способностей. Этому во многом способствует внеурочная
деятельность по предметам. Внеурочная работа, которую я осуществляю,
ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на
развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к
исследовательской работе, на организацию социальной деятельности
школьников.
Традиционным видом внеурочной работы остаётся проведение предметной
недели. Эта форма внеурочной работы мною проводится систематически и
является эффективной. В ходе предметной недели я провожу открытые уроки и
разнообразные мероприятия, формы их проведения различные: игры, КВНы,
викторины, конкурсы, пресс-конференции «Мы – против наркотиков», круглый
стол «СПИД -чума 21 века». Традиционные недели « Дня ПТИЦ», «Дня здоровья», «
Новый год по восточному календарю». Выпускаются биолого-химические газеты.
Все это вызывает повышенный интерес у учащихся к моему предмету.
Увеличилось число учащихся, которые участвуют в проведённых мероприятиях.
Мои ученики успешно сдают ЕГЭ по биологии. Участвуют в школьных и
районных олимпиадах. Участвуем во Всероссийском конкурсе «Человек и
природа»
Процесс обучения становится осознанным, когда учащиеся хотят связать свой
профессиональный выбор с изучением биологии. И такие учащиеся есть.
Каждый год поступают дети в мед академию, по 4-5 детей в мед колледж, в ОГПУ,
ОГАУ.
Пусть не все из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями,
основанными на знаниях биологии и химии. Главное, что знания, полученные на
моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю,
что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать
результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли,
самоорганизовываться, находить любую информацию, то он будет успешен в
дальнейшем.
Личностно ориентированный подход в обучении биологии в настоящее
время играет и будет играть важную роль в системе образования.
Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников.
Ученик берёт пример, прежде всего, с учителя. Значит, я должна показать себя
высоконравственным человеком, развивать психологическую и эмоциональную
культуру, постоянно совершенствовать себя как учителя, а сложная и
многосторонняя учебно-воспитательная деятельность требует от меня
регулярной и систематической работы по повышению квалификации.
Я использую информационные ресурсы, которые позволяют мне
совершенствовать свою деятельность как учителя биологии, руководителя РМО
учителей биологии, председателя первичной профсоюзной организации и
классного руководителя.
Я постоянно учусь у своих коллег, перенимаю опыт учителей новаторов,
работаю с сайтами, повышаю квалификацию в области преподавания биологии и
химии.
И в завершении хочу сказать
Коллеги, давайте будем верить в чудеса! И школу превратим в такое чудо
Где, открываясь, души улетают в небеса,
И, став мудрей, спускаются оттуда.
Приходит к детям в их недетский мир
Обид, желаний, веры и сомнений
Учитель, как волшебник, друг, наставник и кумир,
Носитель божества и вдохновенья.
Дай, Боже, эту веру оправдать,
Дай силы не сойти с дороги трудной,
Дай крылья,
Чтоб над суетой и временем летать
И разум дай,
Чтоб это делать мудро!
Звенит звонок, отсчитывая дни,
Мы сердце снова отдаем кому-то…
Ты, ученик, пойми меня, пойми и оцени
И поддержи в нелегкую минуту.
Давайте вместе будем верить в чудеса,
В людей, в Россию, в Бога и в науки,
Пусть дети, постигая мир, взлетают в небеса,
А мы возьмем их крылья в наши руки.
Тема самообразования
Тема самообразования
Тема самообразования
Тема самообразования
Тема самообразования
Тема самообразования
Тема самообразования
Тема самообразования
Тема самообразования
Тема самообразования
Тема самообразования
Тема самообразования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.