Материал: Сказка Г.Х. Андерсена «Чайник»
Цели:
1.Расширение пространства воображения.
2.Развитие монологической речи, воображения.
3..Формирование умения передавать эмоц. состояние объекта в разных ситуациях и видеть окружающий мир в разных красках и звуках, ставя себя на его место.
4.Оказать воздействие на эмоционально-чувственную сферу детей
и вызвать интерес к произведению.
5.Побуждать к размышлению над причинами, вызывающими у человека разное отношение к одному объекту.
6.Введение в активный словарь ребенка новых слов для осознания прочитанного.
7.Развивать умение целостно воспринимать образ-персонаж, как один
из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи.
8.Развивать умения видеть изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в худож. произведении.
9.Подвести к пониманию необходимости эмпатии, любви, как неотъемлемых составляющих понятия « счастья.».
10.Предоставить выбор мотивов: внешняя яркость или богатое внутреннее содержание
1 (1).doc
Урок литературного чтения в 4 классе.
Учитель начальных классов
ЧОУ «Школа ИнтеллектСервис»
Тихомирова Ольга Николаевна
Тема: «Счастье – что это?»
Материал: Сказка Г.Х. Андерсена «Чайник»
Цели:
1.Расширение пространства воображения.
2.Развитие монологической речи, воображения.
3..Формирование умения передавать эмоц. состояние объекта в разных ситуациях и видеть
окружающий мир в разных красках и звуках, ставя себя на его место.
4.Оказать воздействие на эмоциональночувственную сферу детей
и вызвать интерес к произведению.
5.Побуждать к размышлению над причинами, вызывающими у человека разное отношение к
одному объекту.
6.Введение в активный словарь ребенка новых слов для осознания прочитанного.
7.Развивать умение целостно воспринимать образперсонаж, как один
из элементов произведения, служащий для раскрытия идеи.
8.Развивать умения видеть изобразительновыразительные средства языка в соответствии с их
функцией в худож. произведении.
9.Подвести к пониманию необходимости эмпатии, любви, как неотъемлемых составляющих
понятия « счастья.».
10.Предоставить выбор мотивов: внешняя яркость или богатое внутреннее содержание
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ и АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА.
Здравствуйте, дорогие ребята ! Я счастливый человек! А вы, ребята?
Почему?
Как вы считаете, все люди на Земле стремятся быть счастливыми?
Но если все к этому стремятся, то, наверно, каждый человек должен четко понимать к
ЧЕМУ он стремится, что в его понимании «СЧАСТЬЕ»?
Вы догадались о теме нашего сегодняшнего разговора?
( На доске открывается тема: «Счастье…Что это?»)
А поможет нам проникнуть в эту тему великий человек, который жил и творил 200 лет
назад.
Вы сможете назвать его сами через 5 секунд, сфотографировав (запомнив ) все объекты,
изображенные на доске.
ФОТОСЪЕМКА.
(На доске на несколько секунд открываются изображения героев из сказок Андерсена: Гадкий
утенок, Снежная королева, Стойкий олов. солдатик, Дюймовочка…)
Что сфотографировали?
Какой человек объединил всех персонажей? (Андерсен)
А это значит неслышной поступью к нам входит, какой жанр литературы?
(сказка) 2.СОЗДАНИЕ УЧЕНИКОМ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА.
Сказка уже здесь!!! И это не просто шкаф, а счастливейший из счастливых Шкаф Шкафович
Тумбочкин. Посмотрите , как он нам улыбается! Послушайте, что он рассказывает о себе! Кто
услышал?
Ребята, поднимите, пожалуйста, руку, те, кто хоть раз в своей жизни мечтал оказаться на
месте какоголибо предмета?
Но мы ведь с вами в сказке! А в сказке все возможно!
Волшебная палочка в руках оживает,
Всех вас в предметы она обращает.
Музыка поможет вам в превращении,
А мы отгадаем кто вы в воображении?
(Звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух», ребята перевоплощаются)
3.ДЕМОНСТРАЦИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Ученик рассказывает о «себе», ребята отгадывают.
Ребята, перед нами счастливый …или несчастный?
Почему?
Вы ничего не хотели бы спросить у …?
4.ЗНАКОМСТВО С КУЛЬТУРНО ИСТОРИЧЕСКИМ АНАЛОГОМ.
Андерсен, как и вы сейчас, в своих сказках гениально перевоплощался в предметы. Мы с
вами сейчас прикоснемся к такому чуду : послушайте сказку , попробуйте понять , в какой
предмет вжился Андерсен и свои чувства к этому предметугерою сказки.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ УЧИТЕЛЕМ
Дети определяют предмет. Доказывают.
Какие чувства испытали?
5.АКЦЕНТНОЕ ВЫЧИТЫВАНИЕ.
Почему ваши чувства менялись?
Давайте еще раз прочитаем 1 и 2 абзац и попытаемся понять, счастлив ли чайник в первой
половине своей жизни?
Почему? Что ему мешает?
На доске появляются определения: ГОРДЕЛИВОСТЬ, ХВАСТОВСТВО, САМОЛЮБОВАНИЕ.
Сравнение понятий «ГОРДЫЙ» и «ГОРДЕЛИВЫЙ»
Работа с выписками из Толкового словаря. Герой действительно скромен и смиренен, как он говорит о себе?
Выяснение значений этих слов.
Давайте посмотрим, как Андерсен нам помогает это понять? Какие предложения по
интонации здесь? (Восклицательные)
Появилось противоречие: не может СКРОМНЫЙ и СМИРЕННЫЙ восклицать, кричать о
своей скромности.
Живет герой, любуется собой, и вдруг, катастрофа!!!
Прочитайте 3 абзац, что чайник испытал?
(ФИЗИЧЕСКАЯ БОЛЬ, ДУШЕВНАЯ БОЛЬ,)
Как же дальше жить с такой болью?
Читаем последний абзац. Чем теперь гордиться чайник?
И это в нем уже не луковица, а …посмотрите на метафору?(сердце)
Посмотрите, пожалуйста, на предложение «И во мне зародилась жизнь…» , определим
грамматическую основу. (сказуемое+подлеже)
Для чего автор использует 3 грамматические основы с обратным порядком?
(СКАЗУЕМОЕ ДЕЙСТВИЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНЬ, восторг зарождающейся жизни, бурю
эмоций)
→
→
→
Какое великое чувство пришло к чайнику в этот момент?
Почему?
На доске: СОЧУВСТВИЕ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, СОСТРАДАНИЕ.
Как вы думаете , зачем автор все предложения в последнем абзаце сделал
восклицательными?
(Чайник будет счастлив, не смотря ни на что!)
Как заканчивается сказка грустно или радостно?
В каких сказках Андерсена счастливый и в то же время печальный конец.
ОТКРЫВАЮТСЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Давайте словами героя ответим на главный вопрос урока: Счастье…Что это?
Вы согласны с этим?
Значит, за 200 лет человеческие ценности не изменились?
ЧТЕНИЕ ВСЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВСЛУХ, ПЕРЕДАВАЯ ЧУВСТВА.
6.РЕФЛЕКСИЯ. Почему важно ставить себя на место другого?
Возьмите, пожалуйста, за руку своего соседа по парте и вспомните, когда последний раз вы
радовались его успехам в учебе, сочувствовали его проблемам? Вам есть, что вспомнить?
Я счастлива, что этот урок заставил вас задуматься о своей жизни!!!
7.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Перед вами два мешочка. Дома вам предстоит написать сочинениесказку, вжившись в
предмет , который находится в одном из этих мешочков.
А вот какой из них вы захотите открыть, мы сейчас посмотрим. В одном мешочке предмет,
который прожил короткую, но очень интересную жизнь, много чего повидал, понял , что
такое счастье. А в другом мешочке очень красивый предмет, но так как его только
изготовили, то рассказать пока он может только о своей внешности.(Огарок свечи и красивая
кукла)
Какой мешочек открываем? Почему?
Есть вопросы по домашнему заданию?
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!!!
Тема: «Счастье – что это?»
Тема: «Счастье – что это?»
Тема: «Счастье – что это?»
Тема: «Счастье – что это?»
Тема: «Счастье – что это?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.