Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе
Оценка 4.9

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Оценка 4.9
Мероприятия +2
docx
Междисциплинарный 3
6 кл—11 кл +1
02.02.2017
Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе
Конспект занятия включает в себя обширную информацию о московских соборах, как лекционную часть, так и стихи, презентация, видеоролики. Ссылки видеороликов даны в Литературе. Это история Московского Кремля, звон колоколов, царь-пушка, царь-колокол, отрывок из кинофильма "Сибирский цирюльник" - парад на Соборной площади. Знакомство с книгой "Сорок сороков".
урок сорок сороков.docx
Краснодарский край Туапсинский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Ц.Л. Куникова г. Туапсе МО  Туапсинский район Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Учитель кубановедения Яковенко Марина Степановна 2017г. Цель:    познакомить   с   историей   и   современным   состоянием   храмов Московского Кремля. Задачи:    показать, что Московский Кремль был и остаётся одним из центров духовной жизни нашего общества;  развивать   интеллектуальный   потенциал   учащихся   и   их   культурный кругозор;  Патриотическое  и нравственное  воспитание  школьников  на  примерах прошлого и современности. Оснащение: Компьютер,   мультимедийная   установка,   презентация,   изображение   книги «Сорок сороков» П.      Г.      Паламарчук . Запись на доске: 1. Эпиграф «Кто в Кремле не бывал, красоты не видал».  2. Названия   Кремлевских   соборов,   годы   их   создания,   имена архитекторов:       а/. Успенский собор (1475­79) – арх. А.Фиораванти; б/. Благовещенский собор (1484­89) – русские архитекторы (из г.Пскова) в/. Архангельский собор (1505­1508) – арх. Алевиз Новый; г/. Церковь Ризоположения (1484­86) – псковские архитекторы; д/. Колокольня Ивана Великого (1505­1508, 1600) архитектор Бон Фрязин; е/. Грановитая палата (1489­1491), арх.Марко Фрязин, Антонио Солари.  Ход занятия: I. Организационный момент. Учитель: ­ Ребята, сегодня мы с вами  экскурсию по соборам Московского Кремля. Наша   цель:   Ознакомление   с   прекрасными   памятниками   средневековой культуры Москвы. II. Изучение темы урока. (Просмотр фрагмента из научно­популярного фильма «История московского кремля». (10 мин.)) Учитель:­   Ребята,   мы   совершили   с   вами   мини­экскурсию   в   Московский Кремль – сердце нашей столицы. Каждому человеку дорого место, где он родился, вырос, где учился говорить, познавать мир. Где бы потом не жил человек, он всегда вспоминает улицу, город, деревню своего детства. Такое место   называется   малой   родиной.   Большой   же   родиной   для   всех   россиян является Россия. Но, где бы не находилась наша малая родина и как бы нежно мы к ней не относились, Москва – главный город – столица России вызывает особенные чувства у каждого их нас… оо оо Учитель: ­  Ребята, вы просмотрели видеоролик, а теперь я хочу обратить ваше внимание на книгу «С рок с роков»  —  это краткая иллюстрированная история   всех   московский   храмов,   составленная   русским   писателем   и историком П.      Г.      Паламарчуком.   Впервые   была   издана   (под   псевдонимом «Семён   Звонарёв»)   в   1988—1990   годах   издательством ИМКА­ Пресс в Париже,   при   поддержке Русского   общественного   фонда, созданного А.      И.      Солженицыным.   В   1992—1996   годах   в   переработанном   и дополненном виде переиздана в Москве под настоящим именем автора (АО «Книга и бизнес»). Третье издание (также исправленное и дополненное по сравнению с предыдущим) вышло в 2004—2005 годах, после смерти автора («Издательство АСТ»). В 1997 году П. Г. Паламарчук был награждён за книгу второй премией в номинации «История Москвы» Макариевской премии. Книга состоит из четырёх томов. Каждому храму (собору, церкви, часовне) посвящена   отдельная   статья,   содержащая   информацию   об   архитектуре   и истории   храма,   а   также   иногда   и   другие   исторические   сведения,   включая рассказы   очевидцев.  В   книгу   включены   не   только   действующие   храмы,  но также закрытые и разрушенные. В основном книга посвящена православным храмам, но в четвёртом, заключительном томе приводятся сведения о храмах иных конфессий и религий.  ­ Вот мы с вами и окунемся в этом прекрасный, интересный мир московский храмов, а кому будет еще интересно более подробно все узнать, это можно сделать, прочитав книгу «Сорок сороков». (Звучит колокольный «Красный звон», после этого учащиеся читают стихи Марины Цветаевой). 1­й ученик: Семь холмов как семь колоколов, На семи холмах ­ колокольни. Всех счётом: сорок сороков,­ Колокольное семихолмие!... 2­й ученик: Ты постом – говей, Не сурми бровей, И все сорок­чти­ Сороков церквей. Исходи пешком­ Молодым шажком! Всё привольное семихолмие. Будет твой черёд: Тоже дочери Передашь Москву С нежной горечью. 3­й ученик: Из рук моих ­ нерукотворный град Прими, мой странный, мой прекрасный брат По церковке – все сорок сороков И реющих над ними голубков; И Спасские – с цветами – ворота,  Где шапка православного снята; Часовню звёздную – приют от зол – Где вытертый от поцелуев пол… Учитель:  ­   Ребята,   вы   услышали   красоту   звучания   колокольного   звона, услышали   стихи,   посвященные   этому   звучанию.   Какие   впечатления   на   вас произвело услышанное?!  (Дети отвечают – величие, красота, завораживает и т.д.) ­ Да, дети, очень сильное впечатление производит звон на людей. Необычайно   мощным   звуком   в   плане   воздействия   на   человека   является колокольный звон. Звон колоколов еще и чрезвычайно красив. Оказывается, что подобные звуки могут оказывать даже целительный эффект. Когда мы проникаемся   звоном   колоколов,   наша   душа   и   тело   исцеляются.   Звенящий колокол   будет   как   бы   возвышать   человека   в   духовном   плане,   подспудно укрепляя его физическое и нравственное здоровье. Тогда ваше сердце начнет излучать радость, в нем поселится глубочайшее спокойствие и мир. Учитель:  ­  Высокий   уровень   духовной   культуры   русского   народа   всегда поражал   и   вдохновлял   не   только   наших   соотечественников   ,   но   и иностранцев… Сюзанна   Масси,   американская   писательница:   «…Торжество красоты,   характерное   для   былой   России   и   порождённое   особой духовностью  русского народа,  быть может,  и есть то в чём мы более всего нуждаемся, чтобы найти в себе силы противостоять холоду,   безликости   и   растущей   жестокости   нашего технократического, прагматичного современного мира». Учитель:  ­ Ребята, давайте теперь просмотрим презентацию, посвященную храмам Московского кремля.  (Просмотр презентации «Храмы Московского Кремля», с комментариями учителя и сообщениями учащихся). Учитель: А) Московский Кремль. ­Современные   учёные   относят   Москву   к   числу   древнейших   столиц Европы.     Трудно   утверждать,   когда   появился   здесь   первый   Кремль   как оборонительное   сооружение.   Известно,   что   князь   Юрий   Долгорукий распорядился в 1156 году о строительстве новой крепости в Москве. В ту пору здесь уже было бревенчатое укрепление длиною в 700 метров. Длина   новых стен увеличилась до 1200 метров. Кремль растёт… Сколько прекрасных храмов здесь было построено!!! При князе   Иване Калите Кремль был обновлён: с ноября 1339 г. до апреля 1340 г. были построены стены и башни для которых использовались дубы диаметром 70 см. ­ Почему были брёвна такой толщины? (Не обхватишь!) ­ Много врагов окружало Русь в то время. Во время опасности князь, как правитель защищал не только себя, но и своих подданных. В   правление   Ивана   Калиты   митрополит   Пётр   переехал   в   Москву. Москва   становится   духовным   центром   православной   Руси.   На   территории Московского кремля возникают каменные храмы. В   1367   г.   новый   дубовый   кремль   сгорел…   Князь   Дмитрий   Донской принимает   решение   строить   из   белого   камня.  Отсюда   и   пошло   выражение «Москва белокаменная». Во второй половине  XV  века Московский Кремль перестраивается с участием итальянских зодчих и обретает в значительной мере современный вид.   Центром   его   стала   Соборная   площадь   с   расположенными   на   ней Успенским, Благовещенским, Архангельским соборами, Грановитой палатой и Колокольней Ивана Великого. При Иване  III, оборонительные сооружения Кремля перестраиваются. Новые   стены   и   башни,   выше   и   толще   прежних,   облицовываются   красным кирпичом. В  XVII  –  XIX  веках   идёт   строительство   светских   зданий,   и Кремлёвский ансамбль приобретает логическое завершение. В XVII веке башни Кремля получают ярусные и шатровые завершения, приобретают современный облик. Б)   Успенский   собор  в   честь   памяти   Божьей   Матери,   завершения   её жизненного   пути…   (Напоминает   нам   об   уважении   к   праведной   жизни Богоматери,…наших   матерей   о   необходимости   окружения   их   лаской, заботой, вниманием). Ученик: Видимо со времён основания города на месте расположения нынешнего храма был деревянный храм Успения Пресвятой Богородицы, в XIII веке на его месте был построен каменный, ав 1326 – 1327 гг. при князе Иване Калите был построен новый каменный собор. После пожара 1470 года здание было разобрано и выстраивалось заново, но в 1474 году, недостроенное, рухнуло. Под   руководством   Аристотеля   Фиораванти   было   предпринято   новое строительство. За образец был взят Успенский Собор во Владимире. Новый храм был освящён 12 августа 1479 года. Успенский собор стал местом важнейших государственных церемоний: возведения на престол московских князей, с XVI века – венчания на царство, торжественное   возведение   на   кафедру   и   погребения   московских митрополитов и патриархов всея Руси. При обстреле Кремля в октябре 1917 года здание собора значительно пострадало, в 1918 году храм был закрыт. А ризница «реквизирована». Часть святынь   была   конфискована,   использовалась   на   нужды   советского государства, остальное было передано в Оружейную палату и другие музеи. 13 октября 1989 года патриарх Пимен отслужил в Успенском соборе первый после долгого перерыва молебен, а 23 сентября 1990 года патриарх Алексий II совершил первую литургию. Учитель: (Демонстрирует изображение иконы «Спас» из алтаря Успенского собора и обращает внимание учащихся на традиционно окружающий голову Христа нимб – круг – символическое изображение исходящего от него света вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму). ­   Нимб   этот   в   память   о   принесённой   им   за     грехи   людей   крестной жертвы…   (преступления,   правонарушения,   аморальные   поступки   –   «не убивай, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего…» ­ Икона в силу своего назначения быть моленным образом, посредником между   земным   и   высшим   миром   всегда   отличалась   не   только   особым лаконизмом художественного языка, но и повышенной концентрированностью духовного содержания…, давайте совершим небольшую экскурсию к алтарю православного храма и познакомимся с рядами (чинами) иконостаса: Праотеческим Пророческим Праздничным Деисусным Местным. Учитель: ­ Иван Грозный вошёл в историю не только как сильный государь, но   и   как   человек,   творивший   противоправные   дела:   опричнина,   казни, расправы, убийство собственного сына… Духовники царя резко осуждали его за такие деяния. В минуты сомнений и раскаяния царь приходил в Успенский собор с покаянием. Это были редкие минуты раскаяния о содеянном зле. В) Архангельский собор. Ученик: В   1333   г.   при   Иване   Калите   на   месте   этого   храма   впервые   была построена   каменная   церковь   во   имя   архангела   Михаила,   которая   стала усыпальницей   князей.   Первым   здесь   был   похоронен   сам   Иван   Калита. Нынешнее здание Собора было построено в 1505 – 1508 гг. зодчим Алевизом Новым. Со времени постройки (1333 г.) до конца XVIII века собор оставался великокняжеской   и   царской   усыпальницей.   Всего   здесь   насчитывается   54 захоронения. В соборе покоятся останки великих князей и царей династии Рюриковичей: Ивана Калиты (выкупал пленников и возвращал их на родину), его   сына   Семиона   Гордого   (во   время   его   княжения   не   было   ни   одного вражеского   набега   на   подвластные   ему   земли…),   Ивана   Грозного   с сыновьями;   царей   династии   Романовых:   Михаила   Фёдоровича,   Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича и Иоанна Алексеевича. В 1918 г. собор был   закрыт.   При   сносе   Воскресенского   монастыря   в   1929­1930   годах   в подклет Архангельского собора были перенесены из монастыря белокаменные гробы с останками цариц и великих княжон. Учитель:  ­   В   алтаре   собора   находится   икона   аристратига   Михаила. Аристратиг   (по­гречески   –   верховный   военачальник).   Полководец,   воевода верных   Богу   ангелов,   победитель   зла,   покровитель   воинов,   борющихся   за правое дело (покровитель мужественных, честных, порядочных людей). Г)   Благовещенский   собор  строили   русские   мастера.   Напоминает   нам   о Благой (хорошей) вести…, которую принёс архангел Гавриил Деве Марии о том, что она родит спасителя человечества. Ученик: Главный престол этого храма освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм построен в 1484­1489 гг. псковскими мастерами на месте храма XV века и на подклете старого собора XIV века. Митрополит Геронтий освятил   храм   9   августа   1489   года.   Храм   был   соединён   переходами   с Кремлёвским дворцом. В 1563 – 1566 гг. по приказу Ивана Грозного были возведены четыре одноглавых придела, а на крыше основного храма надстроены ещё две главы. В 1917 году при обстреле Кремля здание было повреждено. В начале 1918 года собор был закрыт, часть святынь из ризницы была передана в музеи. Д) Колокольня Ивана Великого Ученик: ­По   распоряжению   Ивана   Калиты   в   1329   году   был   сооружён белокаменный   храм   Иоанна   Лествичника   «что   под   колоколы»,   это   была первая   колокольня   в   Москве,   а,   может   быть,   и   на   Руси.   Через   176   лет обветшавшая церковь была разобрана, а на этом месте в 1505­1508 гг. архитектором Боном Фрязиным были построены новый храм и высокая  колокольня.  Первоначально  это был  двухярусный  столп  с церковью Иоанна Лествечника в нижнем ярусе. В 1600 году по повелению Бориса   Годунова   колокольня   была   надстроена   и   завершена   позолоченным куполом, поднявшись на 81 метр, о чём свидетельствует надпись на колоколе золотыми буквами по чёрному фону. Надпись   гласит:   «Изволением   Святыя   Троицы,   повелением   великого государя, царя и великого князя Бориса Фёдоровича, вся Руси самодержца и сына его благоверного Великого государя Царевича и Великого Князя Фёдора Борисовича все Руси храм совершён и позлащён во второе лето Государства их 108 года» (1600 год). На колокольне «Иван Великий» было 34 колокола, самый большой – Успенский весом 4000 пудов. С 1918 г. колокола умолкли. К 70­м годам ХХ в.их осталось 18, в том числе и Успенский. Вновь зазвонили колокола Ивановской звонницы в 1992 году. Учитель:  ­   Колокольный     звон   в   Москве   начинался   со   звона   колоколов колокольни   Ивана   Великого,   который   подхватывали   колокольни   других храмов. Не только россияне, но и иноземцы приезжали в Москву послушать этот перезвон, который разносился далеко по окрестностям. Обойдя колокольню Ивана Великого, мы покинем Соборную площадь Кремля и окажемся на Ивановской площади. Отсюда и пошло знаменитое выражение:   «Кричать   на   всю   Ивановскую».   Именно   отсюда   зачитывались (выкрикивались) царские указы, чтобы было слышно всем находившимя в тот момент   на   площади.   (Иногда   дети,   расшалившись,   кричат   «на   всю Ивановскую»,   забывая   о   том,   как   необходимо   вести   себя   в   школе   и общественных   местах,   как   необходимо   разговаривать   с   учителями, ровесниками, людьми старшего возраста). Е) Храм Двенадцати Апостолов. Ученик: Храм был построен в 1656 г. и освящён в честь апостола Филиппа.в 1681   году   храм   переосвящён   в   честь   двенадцати   апостолов,   а   на   третьем этаже   при   кельях   патриарха   был   устроен   домовой   храм   в   честь   апостола Филиппа. Собор соединён с Патриаршими палатами в единое здание. Храм   строили   русские   зодчие   Д.   Охлебинин,   А.   Константинов   и   А. Макеев. В 1917 г. церковь Двенадцати апостолов серьёзно пострадала отвоенных действий.   Иконостас   церкви   не   сохранился.   Находящийся   сейчас   в   храме иконостас перенесён из разрушенного в 1929 – 1930 гг.собора Воскресенского монастыря. Учитель:  ­   В   своём   большинстве   христианские   храмы   многоглавые.   Храм Двенадцати   апостолов   увенчан   13­ю   куполами.   Почему?   Что   это символизирует? Храм   напоминает   нам   о   взаимоотношениях   между   учителем   и учениками: уважении, внимании, заботе, любви к ближнему и т.д. Большинство учеников, их было 13 человек, остались верными учению своего учителя – они осуждали корысть, жадность, зависть, предательство и другие пороки (грехи) человечества. Учитель:  ­  Теперь давайте  посмотрим,  как же  в  царское время  проходил парад. (Просмотр фрагмента из кинофильма «Сибирский цирюльник» Парад на Соборной площади). Соборная   площадь   –   место,   где   россияне   впитывали   в   себя   дух патриотизма,   гордости   за   величие   своей   державы.  Раньше   военные   парады проходили   не   на   Красной   а   на   Соборной   площади.   Недаром   режиссёр   Н. Михалков снял важнейший эпизод фильма в самом сердце России. Следует   обратить   внимание   и   на   такой   факт,   что   в   наши   дни   на Соборной   площади   проходят   конные   и   пешие   разводы   караулов Президентского Полка. Новые поколения молодых людей впитывают в себя ни  с чем  несравнимый  дух  любви  и  уважения  к   прошлому,  уверенности  в настоящем дне и веры в будущее… Полюбуемся красотой православных храмов. (Последний кадр презентации). «Красота спасёт мир». III. Итог урока. Учитель: ­ Наше путешествие по соборам Московского Кремля завершилось. Скажите,  что вы знали до сегодняшнего урока, что вам понравилось,  какое впечатление произвел на вас урок,  чем бы вы поделились с друзьями, родителями, что заставило задуматься. ­ Спасибо всем за помощь. Домашнее задание у вас будет творческим – написать небольшое сочинение о ваших впечатлениях от нашей экскурсии, а тем,   кто   бывал   в   Кремлевских   соборах   не   виртуально,   дополнить   свое сочинение.  Литература: 1.А.В. Бородина. Основы православной культуры. Пособие для учителей.  Издательство «Основы православной культуры». Москва 2006.                           2.А.В. Бородина. Основы православной культуры. Учебное пособие для  учащихся основной и старшей ступени образования. Издательство «Основы  православной культуры». Москва 2007.     3.https://www.youtube.com/watch? v=0AuMhtamftI 4.https://www.youtube.com/watch?v=cUGSPUb11dU 5.https://www.youtube.com/watch?v=frU9sIZHdKk 6.https://www.youtube.com/watch?v=yV4qQD0VRgk 7.https://www.youtube.com/watch?v=Ljd2MLlkg6g                8. http://www.invalirus.ru/4613­celitelnyy­effekt­kolokolnogo­zvona.html 9.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%BE %D0%BA_%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE %D0%B2_(%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0)

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия по основам православной культуры в 6 классе

Тема: «Сорок сороков московских храмов» (Храмы Московского Кремля) Конспект занятия  по основам православной культуры в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017