Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки".
Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
20.01.2017
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Понятие преемственности в педагогике трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, то есть это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.
Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной
подготовки".
Ефимова О.В., магистр, учитель высшей квалификационной
категории, начального образования МБОУ СОШ № 65 с углублённым
изучением английского языка.
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда
новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.
Понятие преемственности в педагогике трактуется широко – как
непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и
специфические цели для каждого возрастного периода, то есть это связь
между различными ступенями развития, сущность которой состоит в
сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при
переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время
необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной
среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в
России.
Проблема преемственности в обучении и воспитании многозначна. Как
философская категория преемственность рассмотрена в трудах Г.Гегеля, Э.А.
Баллера и др. Преемственность как дидактическая категория явилась
объектом исследования различных ученых (Ю.К.Кабанский, Ш.И.Ганелин,
В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.).
Актуальность и своевременность решения проблемы преемственности
дошкольного и начального образования, казалось бы, ни у кого не вызывает
сомнений, однако на практике до сих пор наблюдается нарушение
преемственных связей по основным компонентам образовательной системы:
цели, содержание, формы, методы и приемы обучения и воспитания.
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием
актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и
психологи образовательной среды.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для
современной школы это конституция школьной жизни, а для детского сада
таким документом стали федеральные государственные требования (ФГТ).
Это минимальные требования к качеству образовательных услуг, а самое
важное к условиям реализации образовательной программы.
В образовании непрерывный процесс обучения и воспитания имеет общие и
специфические цели для каждого возрастного периода, но при этом переход
от одного к другому должен быть последовательным, с постепенным
и
изменением
технологий.
Анализ образовательных областей ФГТ и ФГОС НОО выявил
содержания,
форм
которую можно выразить так:
содержательную преемственность,
только через деятельность человек осваивает новый опыт, может
самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех
видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид
деятельности игра как моделирование отношений и событий реальной
жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной
деятельности.
Введение ФГТ и ФГОС НОО стало знаковым моментом в обеспечении
преемственности, целостности и непрерывности образовательной среды в
российском образовании. В них установлены требования и нормы для
составления основной образовательной программы каждой из этих ступеней,
даны ориентиры для определения содержания и планируемых результатов
освоения программы, даны определения условий, при которых эти программы
качественнее.
будут
реализованы
Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС НОО создали нормативную основу
преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах:
дошкольное образовательное учреждение
начальная школа. Многие из планируемых результатов программы дошкольного образования
продолжают формировать и в период обучения в начальной школе.
Требования к результатам освоения образовательных программ в текстах
ФГТ и ФГОС НОО во многом согласованы. Освоение образовательных
областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях
в начальной школе. Предполагается, что 20% образовательной программы
дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного
процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность
утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель
преемственности обеспечение равных стартовых возможностей для
дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования
к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в,
сказать,
ДОУ».
так
В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование
выпускника
«портрете
универсальных учебных действий в школе и в ДОУ. Развитие универсальных
учебных действий на этапе дошкольной подготовки гарантия успешной
адаптации и обучения в начальной школе. Основанием преемственности
разных ступеней образовательной системы может стать формирование умения
учиться как ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного
образования.
Преемственность, создающая общий благоприятный фон для физического,
эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной
школе, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и
психического здоровья, а это важнейшая задача образования и его основной
результат.
Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является
процесса,
создание единого образовательного и воспитательного
связывающего дошкольный и школьный периоды. На сегодняшний день
педагоги и психологи определяют три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием и
воспитанием. А именно:
1. Методическая работа.
2. Работа с родителями.
3. Работа с детьми.
Методическая работа включает проведение семинаров, круглых столов с
участием учителя начальной школы, учителя музыки, воспитателей и
педагогов детского сада, где выявляются проблемы, разрабатываются планы,
проекты нашей совместной работы. Родители также принимают участие в
семинарах и круглых столах. Кроме того, работа с родителями включает в
себя проведение индивидуальных бесед и консультаций по вопросам
дальнейшего воспитания и образования детей. И, конечно, работа с детьми.
В своей воспитательной работе к проблемам преемственности в МБОУ
СОШ № 65 и к проблемам предшкольной подготовке школьников при
переходе из ДОУ в начальную школу постоянно растет. Поскольку этот
вопрос затрагивает интересы всех участников образовательного процесса, мы
сделали попытку систематизировать проблемы, наметить пути их решения.
Большое значение в работе с родителями будущих первоклассников имеет
заранее продуманная и организованная система сотрудничества. Одним из
направлений работы в организации сотрудничества классного руководителя и
родителей является формирование у родителей культуры принадлежности к
школьному образовательновоспитательному пространству. Для этого в
работе классного руководителя должно быть больше мероприятий,
объединяющих учеников и родителей – круглые столы, дни открытых дверей,
коллективнотворческие дела, внеклассные мероприятия и т.д.
Программа «Мы семья», которая позволила созданию условий для
успешных партнерских взаимоотношений внутри системы «педагогдети родители» через совместную художественнотворческую деятельность и
побуждающую всех субъектов образовательного пространства к сотворчеству
и самовыражению.
Актуальность программы «Мы семья» заключается в способности
единения, сплочения, установление взаимопонимания родителей и детей,
создание благоприятных условий для развития детей младшего школьного
возраста.
В перспективе создание блоков практических занятий с родителями
будущих первоклассников в которых бы родители не просто выступали в роли
пассивных слушателей, требовательных пользователей педагогических услуг,
а проявляли активность, делились опытом воспитания, давали советы,
строили общение в диалоге. Взаимодействие педагогов и родителей может
быть успешным только в том случае, если оно будет носить характер
сотрудничества и сотворчества, при которых родители станут союзниками в
процессе образования, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в
разных ситуациях, поможет избежать конфликтов.
Для изучения переживания взрослыми встречи ребенка со школой можно
предложить родителям рисовать на тему «Как я представляю своего ребенка
в школе», принести свои рисунки на запланированную встречу с педагогами,
психологом, учителями. Рисунок – это всегда возможность для
самовыражения, иногда неожиданного для самого себя. Родители, проецируя
в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображают то, каким
хотят видеть своего ребенка (ожидания, реже – каким не хотят (опасения).
Порассуждать вместе с родителями над такими рисунками очень интересно.
Не следует оценивать рисунки как «хорошие» или «плохие». Пусть сами
авторы решают, какими являются их ожидания: избыточными, умеренными
или реалистичными. Для результативности работы с родителями в рамках предшкольной
подготовки помимо традиционных форм работы используются
нетрадиционные.
Примерная тематика встреч с родителями будущих первоклассников:
1. Как эмоционально поддержать ребенка в новой социальной роли
школьника.
2. О реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника
3. О пользе игры для социального взросления ребенка
4. Разговорная речь взрослого как средство общения с ребенком
5. Игры в семье на познавательные темы
6. Как обогащать чувственный опыт ребенка
7. Домашняя подготовка к школе в играх
8. Воспитательный потенциал книги и приобретение книг для детской
домашней библиотеки.
9. Свободное время семьи для художественного творчества.
10. Как воспитывать у ребенка критичное выборочное отношение к
телевизионным передачам.
Популярностью у родителей пользуются различные практикумы, тренинги,
дискуссии.
Игровое упражнение «Мой образ ребенка – первоклассника». Родителям
предлагается выбрать из набора игрушек: Чипполино, Буратино, Карлсон,
Красная Шапочка, разные домашние и дикие животные. В объяснении своего
выбора выделить черты, присущие данному персонажу, которые могут
помогать или затруднять предстоящую учебу в школе. После комментариев родителей вопрос: от кого или от чего зависит нормальное эмоциональное
самочувствие в семье накануне школы?
Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение». Ведущий по
очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения:
«Для меня предложение «хорошо учиться в школе» означает… ». Поймавший
мяч формулирует свой вариант окончания предложения. Начало предложения
можно менять в зависимости от цели.
Ролевое проигрывание проблемных задач.
Предлагаются проблемные задачи (из книги Волков Б. С., Волкова Н. В.
Задачи и упражнения по детской психологии), «Полезные игры» (практикум)
Педагог играет с родителями в игры, в которые рекомендует играть с детьми
в рамках подготовки к школе: «Отгадай название сказки»,«Назови сказочного
героя с необычным внешним видом», «Узнай сказочного героя по мимике и
жестам», «Изобразим сказку символом» и др.
В преддверии школьной жизни ребенка, на первом месте по значимости
стоит роль семьи, ведь процесс проживания ребенком взросления, перехода на
другой, школьный этап жизни, можно сказать, вплетен в опыт его
эмоциональных семейных связей и обусловлен характером внутрисемейных
отношений, компетентностью родителей. Вот почему важная функция
дошкольного учреждения – быть центром, интегрирующим интересы,
ожидания и тревоги семьи, школы и самого ребенка.
Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки".
Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки".
Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки".
Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки".
Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки".
Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки".
Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки".
Тема статьи: "Проблемы воспитания в процессе предшкольной подготовки".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.