Дидактическая:
• обучать выразительному чтению и комментированию поэтического текста;
• формировать у студентов практические знания о поэме «Анна Снегина»;
• формировать монологическую и диалогическую речь;
• формировать критическое мышление;
• прививать интерес к русской поэзии (в частности к поэме «Анна Снегина»);
• повышать мотивацию учащихся к самостоятельному добыванию знаний из разных источников;
• показать сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность поэмы.Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка выполненных заданий фактического материала.
3. Закрепление нового материала (стратегия «Синквейн»).
4. Рефлексия (6 шляп).
5. Домашнее задание.
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Цели:
Дидактическая:
обучать выразительному чтению и комментированию поэтического текста;
формировать у студентов практические знания о поэме «Анна Снегина»;
формировать монологическую и диалогическую речь;
формировать критическое мышление;
прививать интерес к русской поэзии (в частности к поэме «Анна
Снегина»);
повышать мотивацию учащихся к самостоятельному добыванию знаний из
разных источников;
показать сложность авторского мировосприятия, образносмысловую
насыщенность поэмы.
Развивающая:
развивать самостоятельность при выполнении заданий по группам;
развивать умение обобщать факты и делать выводы;
развивать критическое мышление;
развивать умение работать в группах.
Воспитательная:
воспитывать стремление к творчеству;
воспитывать стремление добиваться высоких результатов в работе;
воспитывать внимательного, творческого читателя;
воспитывать любовь к родине, к литературе, бережное отношение к слову.
Оборудование.
Компьютер, экран, проектор.
Портрет Есенина.
У учащихся: тексты поэмы.
Готовые презентации.
Ребята садятся группами.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Вид урока: нетрадиционный урок (смотр знаний).
Межпредметная связь: история, русский язык и культура речи.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка выполненных заданий фактического материала.
3. Закрепление нового материала (стратегия «Синквейн»).
4. Рефлексия (6 шляп).
5. Домашнее задание.
План урока:1. О поэме «Анна Снегина.
2. Краткое содержание поэмы.
3. Система образов
Ход урока
1.Организационный этап.
Слово преподавателя. Что такое поэма?
Поэма литературный жанр. Эпическая П. — центральная разновидность
жанра — крупная повествовательная форма. Эпическая и лирическая П.
стремится к созданию объективной и многогранной картины мира.
В центре сюжета этого большого лироэпического произведения —
революционные события 1917 года. Они показаны через восприятие героя,
воплотившего множество автобиографических черт. С ним связано развитие
эпической и лирической линий, переплетение которых создает возможность для
проблемного расширения сюжета.
Что такое сюжет?
Сюжет (от франц. sujet — предмет), в литературе — развитие действия,
ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в
лирических.
Помоему, лучше всего, что я написал.
С. Есенин о поэме
1группа
Задание 1. Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими
впечатлениями. О чем эта поэма?
О поэме «Анна Снегина» Есенин сказал: «Это лучшее, что я написал».
Это произведение, созданное в 19241925 гг., стало во многом итоговым для
поэта. В этот период Есенин мучительно искал своё место в новом мире.
Заканчивая работу над поэмой «Анна Снегина», он писал: «В смысле
формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину».
2 группа
«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве»
(С. А. Есенин).
Задание 1. Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими
впечатлениями. О чем эта поэма?В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина
не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней
осени 1917 года, в период русской революции. «Мужицкие войны» двух
соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины
деревенских «неурядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события
даются здесь в оценке разных персонажей поразному. Знаменательно и то, что
поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности.
3группа
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!
С. Есенин.
Задание 1. Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими
впечатлениями. О чем эта поэма?
Поэма «Анна Снегина» справедливо считается одним из наиболее крупных
по значению и масштабу творений Есенина, произведением итоговым, в котором
личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой.
Поэма писалась в Батуми осенью и зимой 19241925 г.г., и Есенин в
письмах к Г.Бениславской и П.Чагину отзывался о ней как о самой лучшей из
всего, что он написал, и жанр ее определял как лироэпическую поэму.
4 группа
...Я понял, что такое поэзия. Не говорите,..
что я перестал отделывать стихи.
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме
стал еще более требователен. Только я пришел к простоте...
Из письма к Бениславской
(в период работы над поэмой)
Задание 1. Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими
впечатлениями. О чем эта поэма?
Поэма "Анна Снегина" лироэпическая. Ее главная тема – личная, но через
судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само
название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини
звучит поособому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность,
красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого
снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя –символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской
поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...
5группа
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
С. А. Есенин, «Несказанное, синее, нежное...»
Задание 1. Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими
впечатлениями. О чем эта поэма?
«Анна Снегина» — автобиографическая поэма Сергея Есенина,
написанная в январе 1925 года. В основу легли воспоминания поэта о посещении
родного села, о революции, о безответной любви в юные годы. Имеет
посвящение А. Воронскому. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы
весной 1925 года в журнале «Город и деревня», полностью же впервые была
напечатана в газете «Бакинский рабочий» в двух номерах (№ 95 и № 96) 1 и 3
мая.
Группа 1.
Задание 2. Рассказать краткое содержание первой главы поэмы.
Слово преподавателя. Действие происходит на рязанской земле в период
с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведётся от имени авторапоэта Сергея
Есенина; изображение «эпических» событий передаётся через отношение к ним
лирического героя.
Время действия в 1 главе: рассказ возницы о событиях лета1914 года,
основное действие – весна 1917 года.
В первой главе речь идёт о поездке поэта в родные места после тягот
мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье
своих односельчан — зажиточных радовских мужиков. У радовцев идёт
постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес,
устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства
старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды».
Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чейто чужой
интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался участвовать
в кровавой бойне — выправил себе «липу» и «стал первый в стране дезертир».
Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После
самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад —
и в памяти возникают «далёкие милые были» — девушка в белой накидке,
сказавшая ласково: «Нет!
2 группа.Задание 2. Рассказать краткое содержание 2 главы.
Время действия во второй главе: весна 1917 года.
Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный
мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И снова,
как бы в противовес этому, — мысли о безвинно изуродованных войной калеках.
От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами,
о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится «свободы гнусь»: зачем
то открыли остроги и в деревню вернулись многие «воровские души», среди
которых — убийца старосты Прон Оглоблин. Мельник, вернувшийся
от помещицы Снегиной — старой знакомой героя, — докладывает, какой
интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намёки
мельника не смущают пока души героя. Он отправляется в Криушу — повидать
знакомых мужиков.
У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады
столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы —
о земле, о войне, о том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он — вы».
3 группа.
Задание 2.Рассказать краткое содержание 3 главы.
Время действия в третьей главе: лето 1917 года.
В третьей главе — события, последовавшие через несколько дней.
К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину.
Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает
героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно
разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные
дебоши. Но сердца собеседников говорят о другом они полны наплывом
«шестнадцати лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений
и глаз...»
Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется
с крестьянами к Снегиным — требовать землю. Из помещичьей горницы слышны
рыдания — это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера.
Анна не хочет видеть поэта: «Вы — жалкий и низкий трусишка, он умер...
А вы вот здесь...» Уязвлённый, герой отправляется с Проном в кабак.
4 группа.
Задание 2. Рассказать краткое содержание 4 главы поэмы.
Время действия в 4 главе: осень (ноябрь) 1917 года.
Основное событие четвёртой главы — известие, которое приносит
в избушку мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех рраз — и квас! <…>
в России теперь Советы и Ленин — старшой комиссар». Рядом с Проном
в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля
рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда
есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходитпоследнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых
отношений попрежнему разъединяют их. И опять остаётся только поэзия
воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер
«развеять тоску и сон».
5 группа.
Задание 2. Расскажите краткое содержание 5 главы поэмы.
Время действия в 5 главе: 1917 год + 6 лет = 1923 год,
в 1920 году убит деникинцами Прон,
в апреле 1923 г. – письмо Анны,
в мае – приехал Сергей.
В пятой главе — эскизный набросок событий, происшедших в стране
за шесть послереволюционных лет.
дорвавшись
до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон — но «гаснет
удел хлебороба», «фефёла! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных «катек»
даёт себя выдрать кнутом".
«Чумазый сброд»,
Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян
казаками Деникина; Лабутя, пересидев налёт в соломе, требует себе
за храбрость красный орден.
Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его
старики. Для него приготовлен подарокписьмо с лондонской печатью —
весточка от Анны. И хотя внешне адресат остаётся холодным, даже чуть
циничным, все же след в его душе остаётся. Финальные строки снова
возвращают к светлому образу юношеской любви.
Слово преподавателя.
Центральными образами поэмы являются геройрассказчик, Анна Снегина
и Прон Оглоблин. Их окружают персонажи, играющие в сюжете
вспомогательную роль (мельник, Лабутя), косвенно участвующие в событиях
(«старуха» мельничиха, мать Анны, возница), а также внесюжетные (муж Анны,
«старшина», «исправник» и исторические лица — Керенский и Ленин).
Особую роль в поэме играют образы русской природы и родной земли: в
них раскрывается лирическое содержание, и в то же время реалистически
отображается действительность.
Действие разворачивается на фоне
среднерусского пейзажа. Впервые он обрисован в рассказе возницы:
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.
1 группа.
Задание 3. Система образов.
Образ Анны Снегиной.
Значение имени Анна – «благодать или милостивая».Анна Снегина — помещица, от которой зависит «крестьянская жисть» в
Криуше. Победа советской власти заставляет ее навсегда расстаться с Родиной.
Но эти события для нее «печальны и странны», а «красный советский флаг»
вызывает в ней разноречивые чувства:
Я часто хожу на пристань.
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг...
Война отняла у нее мужа, которого она «безумно любила», но, на ее
взгляд, это не давало права «оскорбить» героя, избравшего другой путь, — она
признается, что «была не права», «жестока», поддавшись своему горю
(«Жестокость была мой суд...»).
Социальноисторические события
воспринимаются как внешние обстоятельства, в стороне от которых проходит ее
«дорога». В монологах и письме героини возникает пленительный образ
женщины, живущей чувствами, в душе которой есть «загадка», «тайна».
Через всю жизнь Анны проходит чувство к тому, кто «был забавно //
когдато... влюблен» в нее. Любовь, оказывающаяся сильнее времени, войны,
революции, пронизывает ее образ светом («Тот образ во мне не угас...», «белая
накидка», «белое платье», «вспыхнувшие взгляды», «Луна хохотала...», «Заря
как пожар на снегу...»), связывает его с мотивами жизни и вечной весны:
«Вы живы?.. Я очень рада...
Я тоже, как вы, жива.
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова.
Теперь я от вас далеко...
В России теперь апрель.
…
Дорога моя ясна...
Но вы мне попрежнему милы,
Как родина и как весна»...
Глубокое лирическое наполнение образа обусловило его центральное место в
поэме, названием которой стало имя героини.
2группа
Задание 3. Система образов.
Главный персонаж носит имя автора, но здесь Сергей Есенин не автор,
а герой, в прошлом крестьянин, а ныне знаменитый поэт, приехавший в
«радовские поместья» отдохнуть и поохотиться. С ними связан лирический
сюжет поэмы. Лирический герой – Есенин, поэт, гуманный, независимый
человек, выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник
событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и
заканчивается лирическим аккордом воспоминания автора о ранней юности, о«девушке в белой накидке». Он способен видеть красоту мира, верит в добро,
любит людей. Он приехал к мельнику, а поэт приезжал к родным.
род занятий
(«поэт»,
обрисована его внешность («блондин»,
Герой поэмы был на фронте, а Есенин не успел. Имена одинаковые, одна
профессия, но есть несоответствие – стихи про «кабацкую Русь» будут
написаны Есениным значительно позже, чем о них упоминает Анна. Многое
сближает его с самим автором: он назван по имени («Голубчик! Да ты ли? //
«с кудрявыми
Сергуха!..»),
волосыурачлдждьбыфкуцфами»),
«писатель»),
происхождение («Ты — свойский, мужицкий, наш...»), упомянуто о его участии
в войне и о жизни «в Питере». Герой оказывается старше автора, и, поскольку
действия в поэме доводятся до 1923 года, в конце он кажется мельнику
«стариком по годам». Внимание к возрасту героя — значимый акцент в
любовной линии поэмы. Воспоминание о «девушке в белой накидке» проходит
через всю его молодость, высвечивая в истории отношений героев вневременной,
идеальный смысл любви.
Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во
многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:
Ничто не пробилось мне в душу,
Ничто не смутило меня.
Струилися запахи сладко,
И в мыслях был пьяный туман...
Теперь бы с красивой солдаткой
Завесть хорошо роман.
И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной
для него женщины он как будто бы остается попрежнему холодным и почти
циничным: «Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал». И
лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и
навсегданавсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы
– это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у
человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески
прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память,
как «живая жизнь»:
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когдато у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,Любили и нас.
Группа 3.
Задание 3. Система образов.
Прон Оглоблин появляется только в конце второй главы, но этому
предшествуют рассказы и слухи о его злодеяниях. Сначала возница рассказывает
о «комто», кто во время драки криушан с радовцами топором «убил старшину»,
за что вместе с другими был сослан в Сибирь. Потом «старуха» мельничиха,
возмущаясь, что криушане пробыли там всего три года, называет среди
«воровских душ» как наиболее ей ненавистного Прона Оглоблина:
У них там есть Прон Оглоблин,
Булдыжник, драчун, грубиян,
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.
Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о
котором народу можно сказать: «Он – вы» (о Ленине). Есенин утверждает, что
народ и Ленин едины по духу, они близнецыбратья. Крестьяне спрашивают
Поэта:
«Скажи, Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил: «Он – вы».
Группа 4.
Задание 3. Система образов.
Лабутя Оглоблин – не нуждается в особых комментариях. По словарю
Даля, Лабутя – неуклюжий, бестолковый человек, разиня, рохля. Оглобля –
длинная деревянная жердь, подобие дубины. Рядом с Проном Лабутя «..с
важной осанкой, как некий седой ветеран, оказался «в Совете» и живет «не
мозоля рук». Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба
Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое
звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс.
Показательно, что именно Лабутя «поехал первым описывать снегинский
дом» и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда
добрым мельником. Принцип Лабути – жить «не мозоля рук», он «хвальбишка и
дьявольский трус». Не случайно Прон и Лабутя – братья.
У Прона был брат Лабутя,
Мужик – что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Таких вы, конечно, видали.
Их рок болтовней наградил...
Такие всегда на примете,
Живут, не мозоля рук...Группа 5.
Задание 3. Система образов.
Мельник – это воплощенная доброта, близость к природе, человечность.
Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и
дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме
мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: «За милую
душу!» Онто, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную
русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном
варианте.
4. Закрепление темы (стратегия «Синквей») для всех групп.
5 существительных
4 прилагательных
3 глагола
Фраза 56 слов
Эмоциональное отношение.
5. Итог урока (белая шляпа) 1группа. Белый цвет беспристрастен и
объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и
фактах. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению
четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или
интерпретацией факта. Если утверждение выстроено на основе убеждения, его
следует подкреплять цифрами и фактами. В изложении фактов от надевшего
белую шляпу ожидается полная беспристрастность и объективность.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
5.Итог (зеленая шляпа) 2группа. Зеленая шляпа – символ свежей листвы,
изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и
расцвет новых идей. Что примечательного в идее деятельностных технологий?
Что в них особенного? Что лежит в их основе? Куда нас приведет их
использование в школьной практике? Главное, что необходимо понять:
мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли
вперед.
5.Итог (красная шляпа) 3 группа. Красная шляпа – символ внутреннего
напряжения, раздражения, гнева. В красной шляпе отдадим себя во власть
эмоций. Эмоции – это субъективное отношение к факту. Когда человек надевает
красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по
поводу того, что мешает мне воплотить идею в жизнь». В красной шляпе
выскажем свои эмоции относительно того, как протекал процесс обучения, по
поводу чего испытывали напряжение во время презентации результатов работы,
какие недочеты выявили в процессе реализации деятельностных технологий на
практике.
5.Итог (черная шляпа) 4 группа. Черная шляпа – это критика, доходящая до
въедливости. Черная шляпа покрывает негативное отношение ко всему, что
мешает воплотить идею в жизнь. Это негативизм и искренняя убежденность втом, что никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо. Образ
мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования
своей позиции. Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению
проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят
поисками того, что препятствует внедрению деятельностных технологий в
образовательный процесс общеобразовательной школы, какие трудности
подстерегают преподавателей на этом нелегком пути.
5.Итог (синяя шляпа) 5 группа. Синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя
шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также
с анализом применения шляп других расцветок. На чем сосредоточить свое
внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Задача
синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого
к настоящему времени, в представлении возможности надевшему ее человеку
проанализировать плоды деятельности каждой из шляп, подвести итог
результатов внедрения деятельностных технологий, отметить основные
достижения и обозначить перспективы дальнейшей работы.