Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
19.10.2017
Дидактическая:
• обучать выразительному чтению и комментированию поэтического текста;
• формировать у студентов практические знания о поэме «Анна Снегина»;
• формировать монологическую и диалогическую речь;
• формировать критическое мышление;
• прививать интерес к русской поэзии (в частности к поэме «Анна Снегина»);
• повышать мотивацию учащихся к самостоятельному добыванию знаний из разных источников;
• показать сложность авторского мировосприятия, образно-смысловую насыщенность поэмы.Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка выполненных заданий фактического материала.
3. Закрепление нового материала (стратегия «Синквейн»).
4. Рефлексия (6 шляп).
5. Домашнее задание.
6.1. Разработка открытого урока изучение поэмы С.Есенина «Анна Снегина»..docx
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Цели:
Дидактическая:
обучать выразительному чтению и комментированию поэтического текста;
формировать у студентов практические знания о поэме «Анна Снегина»;
формировать монологическую и диалогическую речь;
формировать критическое мышление;
прививать интерес к русской поэзии (в частности к поэме «Анна
Снегина»);
повышать мотивацию учащихся к самостоятельному добыванию знаний из
разных источников;
показать сложность авторского мировосприятия, образносмысловую
насыщенность поэмы.
Развивающая:
развивать самостоятельность при выполнении заданий по группам;
развивать умение обобщать факты и делать выводы;
развивать критическое мышление;
развивать умение работать в группах.
Воспитательная:
воспитывать стремление к творчеству;
воспитывать стремление добиваться высоких результатов в работе;
воспитывать внимательного, творческого читателя;
воспитывать любовь к родине, к литературе, бережное отношение к слову.
Оборудование.
Компьютер, экран, проектор.
Портрет Есенина.
У учащихся: тексты поэмы.
Готовые презентации.
Ребята садятся группами.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Вид урока: нетрадиционный урок (смотр знаний).
Межпредметная связь: история, русский язык и культура речи.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка выполненных заданий фактического материала.
3. Закрепление нового материала (стратегия «Синквейн»).
4. Рефлексия (6 шляп).
5. Домашнее задание.
План урока: 1. О поэме «Анна Снегина.
2. Краткое содержание поэмы.
3. Система образов
Ход урока
1.Организационный этап.
Слово преподавателя. Что такое поэма?
Поэма литературный жанр. Эпическая П. — центральная разновидность
жанра — крупная повествовательная форма. Эпическая и лирическая П.
стремится к созданию объективной и многогранной картины мира.
В центре сюжета этого большого лироэпического произведения —
революционные события 1917 года. Они показаны через восприятие героя,
воплотившего множество автобиографических черт. С ним связано развитие
эпической и лирической линий, переплетение которых создает возможность для
проблемного расширения сюжета.
Что такое сюжет?
Сюжет (от франц. sujet — предмет), в литературе — развитие действия,
ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в
лирических.
Помоему, лучше всего, что я написал.
С. Есенин о поэме
1группа
Задание 1. Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими
впечатлениями. О чем эта поэма?
О поэме «Анна Снегина» Есенин сказал: «Это лучшее, что я написал».
Это произведение, созданное в 19241925 гг., стало во многом итоговым для
поэта. В этот период Есенин мучительно искал своё место в новом мире.
Заканчивая работу над поэмой «Анна Снегина», он писал: «В смысле
формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину».
2 группа
«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине.
Чувство Родины – основное в моем творчестве»
(С. А. Есенин).
Задание 1. Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими
впечатлениями. О чем эта поэма? В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина
не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней
осени 1917 года, в период русской революции. «Мужицкие войны» двух
соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины
деревенских «неурядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события
даются здесь в оценке разных персонажей поразному. Знаменательно и то, что
поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности.
3группа
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!
С. Есенин.
Задание 1. Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими
впечатлениями. О чем эта поэма?
Поэма «Анна Снегина» справедливо считается одним из наиболее крупных
по значению и масштабу творений Есенина, произведением итоговым, в котором
личная судьба поэта осмыслена в связи с народной судьбой.
Поэма писалась в Батуми осенью и зимой 19241925 г.г., и Есенин в
письмах к Г.Бениславской и П.Чагину отзывался о ней как о самой лучшей из
всего, что он написал, и жанр ее определял как лироэпическую поэму.
4 группа
...Я понял, что такое поэзия. Не говорите,..
что я перестал отделывать стихи.
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме
стал еще более требователен. Только я пришел к простоте...
Из письма к Бениславской
(в период работы над поэмой)
Задание 1. Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими
впечатлениями. О чем эта поэма?
Поэма "Анна Снегина" лироэпическая. Ее главная тема – личная, но через
судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само
название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини
звучит поособому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность,
красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого
снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской
поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...
5группа
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
С. А. Есенин, «Несказанное, синее, нежное...»
Задание 1. Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими
впечатлениями. О чем эта поэма?
«Анна Снегина» — автобиографическая поэма Сергея Есенина,
написанная в январе 1925 года. В основу легли воспоминания поэта о посещении
родного села, о революции, о безответной любви в юные годы. Имеет
посвящение А. Воронскому. Впервые отрывки из поэмы были опубликованы
весной 1925 года в журнале «Город и деревня», полностью же впервые была
напечатана в газете «Бакинский рабочий» в двух номерах (№ 95 и № 96) 1 и 3
мая.
Группа 1.
Задание 2. Рассказать краткое содержание первой главы поэмы.
Слово преподавателя. Действие происходит на рязанской земле в период
с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведётся от имени авторапоэта Сергея
Есенина; изображение «эпических» событий передаётся через отношение к ним
лирического героя.
Время действия в 1 главе: рассказ возницы о событиях лета1914 года,
основное действие – весна 1917 года.
В первой главе речь идёт о поездке поэта в родные места после тягот
мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье
своих односельчан — зажиточных радовских мужиков. У радовцев идёт
постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес,
устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства
старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды».
Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чейто чужой
интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался участвовать
в кровавой бойне — выправил себе «липу» и «стал первый в стране дезертир».
Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После
самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад —
и в памяти возникают «далёкие милые были» — девушка в белой накидке,
сказавшая ласково: «Нет!
2 группа. Задание 2. Рассказать краткое содержание 2 главы.
Время действия во второй главе: весна 1917 года.
Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный
мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И снова,
как бы в противовес этому, — мысли о безвинно изуродованных войной калеках.
От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами,
о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится «свободы гнусь»: зачем
то открыли остроги и в деревню вернулись многие «воровские души», среди
которых — убийца старосты Прон Оглоблин. Мельник, вернувшийся
от помещицы Снегиной — старой знакомой героя, — докладывает, какой
интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намёки
мельника не смущают пока души героя. Он отправляется в Криушу — повидать
знакомых мужиков.
У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады
столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы —
о земле, о войне, о том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он — вы».
3 группа.
Задание 2.Рассказать краткое содержание 3 главы.
Время действия в третьей главе: лето 1917 года.
В третьей главе — события, последовавшие через несколько дней.
К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину.
Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает
героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно
разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные
дебоши. Но сердца собеседников говорят о другом они полны наплывом
«шестнадцати лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений
и глаз...»
Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется
с крестьянами к Снегиным — требовать землю. Из помещичьей горницы слышны
рыдания — это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера.
Анна не хочет видеть поэта: «Вы — жалкий и низкий трусишка, он умер...
А вы вот здесь...» Уязвлённый, герой отправляется с Проном в кабак.
4 группа.
Задание 2. Рассказать краткое содержание 4 главы поэмы.
Время действия в 4 главе: осень (ноябрь) 1917 года.
Основное событие четвёртой главы — известие, которое приносит
в избушку мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех рраз — и квас! <…>
в России теперь Советы и Ленин — старшой комиссар». Рядом с Проном
в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля
рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом — «в захвате всегда
есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых
отношений попрежнему разъединяют их. И опять остаётся только поэзия
воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер
«развеять тоску и сон».
5 группа.
Задание 2. Расскажите краткое содержание 5 главы поэмы.
Время действия в 5 главе: 1917 год + 6 лет = 1923 год,
в 1920 году убит деникинцами Прон,
в апреле 1923 г. – письмо Анны,
в мае – приехал Сергей.
В пятой главе — эскизный набросок событий, происшедших в стране
за шесть послереволюционных лет.
дорвавшись
до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон — но «гаснет
удел хлебороба», «фефёла! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных «катек»
даёт себя выдрать кнутом".
«Чумазый сброд»,
Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян
казаками Деникина; Лабутя, пересидев налёт в соломе, требует себе
за храбрость красный орден.
Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его
старики. Для него приготовлен подарокписьмо с лондонской печатью —
весточка от Анны. И хотя внешне адресат остаётся холодным, даже чуть
циничным, все же след в его душе остаётся. Финальные строки снова
возвращают к светлому образу юношеской любви.
Слово преподавателя.
Центральными образами поэмы являются геройрассказчик, Анна Снегина
и Прон Оглоблин. Их окружают персонажи, играющие в сюжете
вспомогательную роль (мельник, Лабутя), косвенно участвующие в событиях
(«старуха» мельничиха, мать Анны, возница), а также внесюжетные (муж Анны,
«старшина», «исправник» и исторические лица — Керенский и Ленин).
Особую роль в поэме играют образы русской природы и родной земли: в
них раскрывается лирическое содержание, и в то же время реалистически
отображается действительность.
Действие разворачивается на фоне
среднерусского пейзажа. Впервые он обрисован в рассказе возницы:
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.
1 группа.
Задание 3. Система образов.
Образ Анны Снегиной.
Значение имени Анна – «благодать или милостивая». Анна Снегина — помещица, от которой зависит «крестьянская жисть» в
Криуше. Победа советской власти заставляет ее навсегда расстаться с Родиной.
Но эти события для нее «печальны и странны», а «красный советский флаг»
вызывает в ней разноречивые чувства:
Я часто хожу на пристань.
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг...
Война отняла у нее мужа, которого она «безумно любила», но, на ее
взгляд, это не давало права «оскорбить» героя, избравшего другой путь, — она
признается, что «была не права», «жестока», поддавшись своему горю
(«Жестокость была мой суд...»).
Социальноисторические события
воспринимаются как внешние обстоятельства, в стороне от которых проходит ее
«дорога». В монологах и письме героини возникает пленительный образ
женщины, живущей чувствами, в душе которой есть «загадка», «тайна».
Через всю жизнь Анны проходит чувство к тому, кто «был забавно //
когдато... влюблен» в нее. Любовь, оказывающаяся сильнее времени, войны,
революции, пронизывает ее образ светом («Тот образ во мне не угас...», «белая
накидка», «белое платье», «вспыхнувшие взгляды», «Луна хохотала...», «Заря
как пожар на снегу...»), связывает его с мотивами жизни и вечной весны:
«Вы живы?.. Я очень рада...
Я тоже, как вы, жива.
Так часто мне снится ограда,
Калитка и ваши слова.
Теперь я от вас далеко...
В России теперь апрель.
…
Дорога моя ясна...
Но вы мне попрежнему милы,
Как родина и как весна»...
Глубокое лирическое наполнение образа обусловило его центральное место в
поэме, названием которой стало имя героини.
2группа
Задание 3. Система образов.
Главный персонаж носит имя автора, но здесь Сергей Есенин не автор,
а герой, в прошлом крестьянин, а ныне знаменитый поэт, приехавший в
«радовские поместья» отдохнуть и поохотиться. С ними связан лирический
сюжет поэмы. Лирический герой – Есенин, поэт, гуманный, независимый
человек, выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник
событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и
заканчивается лирическим аккордом воспоминания автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке». Он способен видеть красоту мира, верит в добро,
любит людей. Он приехал к мельнику, а поэт приезжал к родным.
род занятий
(«поэт»,
обрисована его внешность («блондин»,
Герой поэмы был на фронте, а Есенин не успел. Имена одинаковые, одна
профессия, но есть несоответствие – стихи про «кабацкую Русь» будут
написаны Есениным значительно позже, чем о них упоминает Анна. Многое
сближает его с самим автором: он назван по имени («Голубчик! Да ты ли? //
«с кудрявыми
Сергуха!..»),
волосыурачлдждьбыфкуцфами»),
«писатель»),
происхождение («Ты — свойский, мужицкий, наш...»), упомянуто о его участии
в войне и о жизни «в Питере». Герой оказывается старше автора, и, поскольку
действия в поэме доводятся до 1923 года, в конце он кажется мельнику
«стариком по годам». Внимание к возрасту героя — значимый акцент в
любовной линии поэмы. Воспоминание о «девушке в белой накидке» проходит
через всю его молодость, высвечивая в истории отношений героев вневременной,
идеальный смысл любви.
Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во
многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:
Ничто не пробилось мне в душу,
Ничто не смутило меня.
Струилися запахи сладко,
И в мыслях был пьяный туман...
Теперь бы с красивой солдаткой
Завесть хорошо роман.
И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной
для него женщины он как будто бы остается попрежнему холодным и почти
циничным: «Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал». И
лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и
навсегданавсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы
– это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у
человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески
прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память,
как «живая жизнь»:
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когдато у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит, Любили и нас.
Группа 3.
Задание 3. Система образов.
Прон Оглоблин появляется только в конце второй главы, но этому
предшествуют рассказы и слухи о его злодеяниях. Сначала возница рассказывает
о «комто», кто во время драки криушан с радовцами топором «убил старшину»,
за что вместе с другими был сослан в Сибирь. Потом «старуха» мельничиха,
возмущаясь, что криушане пробыли там всего три года, называет среди
«воровских душ» как наиболее ей ненавистного Прона Оглоблина:
У них там есть Прон Оглоблин,
Булдыжник, драчун, грубиян,
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.
Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о
котором народу можно сказать: «Он – вы» (о Ленине). Есенин утверждает, что
народ и Ленин едины по духу, они близнецыбратья. Крестьяне спрашивают
Поэта:
«Скажи, Кто такое Ленин?»
Я тихо ответил: «Он – вы».
Группа 4.
Задание 3. Система образов.
Лабутя Оглоблин – не нуждается в особых комментариях. По словарю
Даля, Лабутя – неуклюжий, бестолковый человек, разиня, рохля. Оглобля –
длинная деревянная жердь, подобие дубины. Рядом с Проном Лабутя «..с
важной осанкой, как некий седой ветеран, оказался «в Совете» и живет «не
мозоля рук». Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба
Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое
звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс.
Показательно, что именно Лабутя «поехал первым описывать снегинский
дом» и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда
добрым мельником. Принцип Лабути – жить «не мозоля рук», он «хвальбишка и
дьявольский трус». Не случайно Прон и Лабутя – братья.
У Прона был брат Лабутя,
Мужик – что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Таких вы, конечно, видали.
Их рок болтовней наградил...
Такие всегда на примете,
Живут, не мозоля рук... Группа 5.
Задание 3. Система образов.
Мельник – это воплощенная доброта, близость к природе, человечность.
Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и
дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме
мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: «За милую
душу!» Онто, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную
русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном
варианте.
4. Закрепление темы (стратегия «Синквей») для всех групп.
5 существительных
4 прилагательных
3 глагола
Фраза 56 слов
Эмоциональное отношение.
5. Итог урока (белая шляпа) 1группа. Белый цвет беспристрастен и
объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и
фактах. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению
четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или
интерпретацией факта. Если утверждение выстроено на основе убеждения, его
следует подкреплять цифрами и фактами. В изложении фактов от надевшего
белую шляпу ожидается полная беспристрастность и объективность.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
5.Итог (зеленая шляпа) 2группа. Зеленая шляпа – символ свежей листвы,
изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и
расцвет новых идей. Что примечательного в идее деятельностных технологий?
Что в них особенного? Что лежит в их основе? Куда нас приведет их
использование в школьной практике? Главное, что необходимо понять:
мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли
вперед.
5.Итог (красная шляпа) 3 группа. Красная шляпа – символ внутреннего
напряжения, раздражения, гнева. В красной шляпе отдадим себя во власть
эмоций. Эмоции – это субъективное отношение к факту. Когда человек надевает
красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по
поводу того, что мешает мне воплотить идею в жизнь». В красной шляпе
выскажем свои эмоции относительно того, как протекал процесс обучения, по
поводу чего испытывали напряжение во время презентации результатов работы,
какие недочеты выявили в процессе реализации деятельностных технологий на
практике.
5.Итог (черная шляпа) 4 группа. Черная шляпа – это критика, доходящая до
въедливости. Черная шляпа покрывает негативное отношение ко всему, что
мешает воплотить идею в жизнь. Это негативизм и искренняя убежденность в том, что никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо. Образ
мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования
своей позиции. Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению
проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят
поисками того, что препятствует внедрению деятельностных технологий в
образовательный процесс общеобразовательной школы, какие трудности
подстерегают преподавателей на этом нелегком пути.
5.Итог (синяя шляпа) 5 группа. Синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя
шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также
с анализом применения шляп других расцветок. На чем сосредоточить свое
внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Задача
синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого
к настоящему времени, в представлении возможности надевшему ее человеку
проанализировать плоды деятельности каждой из шляп, подвести итог
результатов внедрения деятельностных технологий, отметить основные
достижения и обозначить перспективы дальнейшей работы.
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.