Контрольная работа
по русскому языку для 5 класса
по разделу «Лексика».
Тест.
Выполнил: ученик 5 «___» класса Ф.И.___________________________________
Количество баллов |
|
Отметка |
|
1.Прочитайте текст и озаглавьте его. _____________________________________________
Вставьте пропущенные буквы в тексте. «Толковый сл__варь ж___вого великору__кого языка» В.И. Даля – явление исключительное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. С__здатель его не был языковедом по специальности. О себе и своём сл__варе Даль г__ворит: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век по крупице то, что слышал от учителя своего, ж__вого ру___кого языка». Выдающийся зн__ток ру__кого слова, Даль был чутким ц__нителем и заботливым собирателем ру__кой речи; меткая самобытная пословица, пог__ворка, загадка, ска__ка нах__дили в нём внимательного собирателя и бережного хр__нителя. (По А.Бабкину)
· Определите тип и стиль речи __________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
L/0/1
L/0/1/2/3/4
L/0/1/2 |
2. Выпишите из текста 2 словосочетания или предложения, в которых даётся оценка В.И.Даля как создателя толкового словаря. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Почему В.И.Даль называет русский язык своим учителем? Ответьте на вопрос одним предложением. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Запишите толкование слова языковед. Разберите его по составу. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
L/0/1/2
L/0/1/2
L/0/2 L/0/1 |
3. Составьте словосочетания с данными словами. Посвятить ________________________________, посветить_____________________________, умолять__________________________________, умалять______________________________, поседеть _________________________________, посидеть_____________________________, примерять________________________________, примирять____________________________.
|
L/0/1/2 (по 0,2) |
4. Подберите к данным словам синонимы, используя слова для справок. Белый- _________________________________________________________________________ Вежливый- ______________________________________________________________________ Ветхий- _________________________________________________________________________ Гармоничный- ___________________________________________________________________ Для справок: учтивый, благозвучный, белоснежный, обветшалый, молочный, корректный, дряхлый, снежный, музыкальный, предупредительный. |
L/0/1/2 (по 0,2) |
5. Вспомните и запишите к данным словам антонимы. Отдавать -________________________________, счастье- ______________________________, Исчезать-_________________________________, поздний- _____________________________, ложь- ____________________________________, никогда- _____________________________, мириться- _________________________________.
|
L/0/1/2 (по 0,5) |
6.Найдите и обведите кружком буквы, которые могут быть омонимами. а) Ключ; б) свет; в) жокей; г) рысь; д) позёмка; е) сувенир. |
L/0/1/2 |
7. Подберите к иноязычным по происхождению словам синонимы исконно русских слов. Кашне - ___________________________________; антракт- _____________________________; финал-____________________________________; лозунг- ______________________________; эпилог- ___________________________________; пресса- ______________________________.
|
L/0/1/2 (по 0,5) |
8. Найдите и подчеркните фразеологизмы в данных выражениях. Синие глаза; мозолить глаза; опустить глаза; с глазу на глаз; попасть в глаз; не поверить своим глазам; промыть глаза; глаза на мокром месте.
|
L/0/1/2 (по 0,5) |
9. Запишите фразеологические обороты, в составе которых употребляются данные слова. Рукавицы- _____________________________________________________________________ Сапоги- ________________________________________________________________________.
|
L/0/1/2 |
10. Подумайте, правильно ли истолкованы значения устойчивых сочетаний. Запишите в каждом случае верное толкование. 1) Прекрасный пол – паркет ________________________________________________________________________________ 2) Дать по шапке – умело распорядиться товаром ________________________________________________________________________________
|
L/0/1/2 |
11. Составьте и запишите предложение с каждым фразеологическим оборотом. От всего сердца- ________________________________________________________________________________ Превозносить до небес- ________________________________________________________________________________ Как осиновый лист- ________________________________________________________________________________ Как свои пять пальцев- ________________________________________________________________________________
|
L/0/1/2/3/4 |
12. Найдите ошибки, допущенные в школьных сочинениях (подчеркните их). Запишите правильно предложения. 1) Я нашёл котёнка, и он стал моим пернатым другом. ________________________________________________________________________________ 2) Иванушка рос не по дням, а по ночам. ________________________________________________________________________________ 3) Кот бежал по огороду вприсядку. ________________________________________________________________________________ 4) Она так испугалась и бросилась в обморок. ________________________________________________________________________________
|
L/0/1/2/3/4 (по 0,5) |
13. Придумайте и запишите фантастическую версию возникновения в русском языке одного из данных фразеологизмов (5-6 предложений). Развесить уши; класть зубы на полку; ловить ворон; море по колено; поджать хвост; наломать дров; шевелить мозгами; ходить на задних лапках. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
L/0/2/4/6 L/0/1/2/3
|
14. Напишите сочинение-описание (8-10) предложений на тему: «Зимнее утро». Используйте в нём тропы. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
L/0/2/4/6/8 L/0/1/2/3
|
Всего: |
62 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.