Тема урока: « Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»»
Оценка 5

Тема урока: « Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»»

Оценка 5
Презентации учебные +1
docx
русская литература
5 кл
05.01.2017
Тема урока: « Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»»
урок по рассказу Невеста.docx

Дидактический проект блока уроков по литературе для  9  класса

Ф.И.О.: Сусан Е.П.

Учитель русского языка и литературы

Предмет: Русская литература

Класс: 9

Тема уроков: Уроки жизни (по рассказу А. П. Чехова «Невеста», 9класс)

Продолжительность учебного занятия: 2 урока

Учебное  занятие строится по технологии развития критического мышления.

Тип  урока:  комбинированный

Вид  урока: модульный.

Оборудование:

Цели урока:

- показать значение рассказа «Невеста» в творчестве Чехова;

- дать представление о художественных особенностях произведения:

развить навык диалогичности общения, самостоятельности мышления;

- расширить понятие о нравственных категориях. 

 Субкомпетенции:

-Знание содержания литературного произведения;

- знание текстов вершинных произведений русского словесного искусства и их место в историко -литературном процессе, биографий классиков русской литературы ,основных этапов их творческого пути;

-знание основных художественных методов , литературных направлений( романтизм, реализм), индивидуальных стилей и понимание их сущности;

-умение соотносить конкретное произведение к определенному периоду творчества писателя;

-умение вычленять отдельные элементы художественной структуры (фабула, сюжет, композиция).

-Совершенствование аналитических умений и навыков;

-умение анализировать литературных произведений, в том числе и компаративного;

-умение составлять тезисы и конспекты литературнокритических статей, писать рефераты с использованием языковых стандартов;

-умение редактировать свои и чужие монологические высказывания.

Дидактическое обеспечение урока:

Дидактические стратегии:

Формы: фронтальная, индивидуальная работа.

Методы и техники: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом; беседа по содержанию,  презентация, анализ фрагмента, ролевое чтение, выразительное чтение,  инсценирование. Ромашка Блума.

Оборудования для урока:

Мультимедийная установка, портрет писателя, текст,  иллюстрации к тексту.

Стратегии оценивания:Традиционные: опрос; нетрадиционные: взаимооценивание и самооценивание.

 Список использованной литературы: 

1.А.П.Чехов :Сборник рассказов.- М:Литература (Бриллиантовая коллекция), 2006 г.

2.Громов М.П.Чехов.-М.,1993.

3.Скафтымов А.П.  Нравственные искания русских писателей .М.,2006

                                                   Ход урока

I.                  Подготовка учащихся к восприятию рассказа.

Слово учителя

Всем известно высказывание Ф.М. Достоевского о том, что Пушкин унёс с собой в могилу некую тайну, и мы теперь без него эту тайну разгадываем. Эти же слова - о тайне, о загадке творчества, уверена, можно отнести и к Антону  Павловичу Чехову.

Самобытность его приводила в недоумение ещё его современников, и до сих пор он остаётся одним из самых «неразгаданных» писателей. Ведь за кажущейся простотой произведений Чехова таится что-то такое, что не поддаётся чёткой критической формулировке. «Враг пошлости?» «Певец сумерек?» «Поэт конца?» Он был близок и понятен и Л. Толстому, и М. Горькому, и Д. Мережковскому… Для А. Белого Чехов был писателем, открывшим новое искусство - «реализм символизма или символизм реализма».

II. Приём осмысления:

1)Сообщение ученика о рассказе А. П. Чехова «Невеста».

Рассказ «Невеста» - последний законченный рассказ Чехова - ждала в литературной критике особенная судьба. Многие увидели в нём «поворотный момент в творчестве писателя в сторону более бодрого, оптимистического восприятия действительности». На взгляд советской критики, смысл рассказа «Невеста» абсолютно прозрачен. Надя Шумина – будущая революционерка – пробуждается к новой, сознательной жизни под влиянием революционера-демократа Саши и совершает подвиг - уходит из опостылевшего ей «родного угла» как раз накануне свадьбы. Нередко проводились параллели: Надя – Саша и Аня – Петя из «Вишневого сада». «Писатель не мог договорить по цензурным условиям, что Надя, и Аня идут в революционную борьбу», - писал В. Ермилов. Для него ясно, что в Наде Шумиловой Чехов показал «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить Родину в цветущий сад».

А. Турков уже не утверждает, что Надя уходит в революцию, однако отмечает, что рассказ «Невеста» напоминает многочисленные произведения демократических писателей 60-70 годов о  разрыве юноши и девушки со своей средой ради одухотворенной высокими идеалами жизни..(Турков А. Чехов и его время, - М., 1987. – С. 517). Действительно, сам Антон Павлович в письме к О.Л. Книппер замечал: «Пишу теперь рассказ на старинный манер, на манер семидесятых годов». 

2)Комментированное чтение отдельных отрывков из рассказа.

3)Беседа с учащимися:

 что заставляет героиню рассказа Надю Шумину убежать из родного дома почти

накануне свадьбы?

(Примерный ответ: «Из небольшой экспозиции в начале рассказа мы узнали, что Наде Шуминой 23 года, что с 16 лет она « страстно мечтала о замужестве». Но сейчас, когда уже был назначен день ее свадьбы с Андреем Андреичем – «умным, добрым» человеком, который ей нравился, вдруг как-то разом всё переменилось: «радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало». Как бы продолжая известную тему, Чехов показывает, что Надя внезапно почувствовала себя замкнутой в футляр, в котором ей         душно и тоскливо. Молодая девушка рвется на простор: «Хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулось теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека».)

  Как писатель с помощью деталей создает впечатление «футляра»?

(Звуки, запахи жареной индейки, масляной краски; стук ножей в кухне, кашель Саши).

Учащиеся записывают выводы в тетрадях.

 Что пытается объяснить Наде друг семьи Александр Тимофеевич? (учащиеся зачитывают примеры из текста).

          4)  Чтение обсуждение  отрывков из творческих работ «Загадка образа Андрея Андреича (одно из заданий к уроку).

(Примерный ответ: «На первый взгляд, типичный чеховский интеллигент: окончил филологический факультет (как Гуров из рассказа «Дама с собачкой»), «похож на артиста» (как Алехин из «маленькой трилогии»), играет на скрипке (как Андрей Прозоров из «Трех сестер»). Но читатель видит никчемность Андрея Андреича. «Я ничего не делаю и не могу делать», - признается он. Надин жених принадлежит к тому типу людей, о которых  Лопахин говорит: «А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего». Андрей Андреич не способен трудиться, не желает служить («Отчего мне так противна даже мысль о том, что я когда–нибудь нацеплю на лоб кокарду и пойду служить?»), ему порой даже лень разговаривать: «Он любил скрипку, быть может, потому, что во время игры можно было молчать». Однако речевая характеристика Андрея Андреича весьма выразительная. «О, как я счастлив! Я безумствую от восторга!» - говорит он Наде, а ей кажется, будто что-то подобное она читала в романе – «старом, оборванном, давно уже заброшенном». « О матушка Русь, - произносит с пафосом Андрей Андреич, - как ещё много ты носишь на себе праздных и бесполезных! Как много на тебе таких, как я, многострадальная!» Для малоразговорчивого героя подобная тирада – посильнее, чем «многоуважаемый шкаф».)

5)Групповая дискуссия по предложенным вопросам: (класс делится на группы)

 Как восприняли бабушка и мать Нади ее внезапный отъезд?

(Бабушка три дня лежала без движения. Нина Ивановна сильно постарела за год.)

Можно ли оправдать физические и нравственные страдания близких стремлением к новой жизни?

Что вкладывает Надя в слова: «Ты очень несчастна, мама»?

 Как меняется отношение Нади к окружающим людям?

 Способна ли Надя любить по-настоящему?

III. Приём рефлексии

 Что же конкретно толкает Надю на бегство из дома («стремление перевернуть жизнь» или конкретный эгоизм)?

  Какие человеческие пороки обличает А.П. Чехов в своем рассказе «Невеста»? ( У Чехова его герои приносят страдания своим близким бессознательно: либо  в силу своей духовной ограниченности, либо в силу всеобщих свойств мира, в котором они живут. Так же и Надя, совсем того не желая, обрекает родных ей людей на горе, тоску и одиночество, не интересуясь тем, что творится в их душах, не чувствуя перед ними никакой нравственной ответственности. Сейчас, в финале рассказа, ей уже не кажется, что она «заедает чью-то жизнь». Она молода, здорова, свободна и имеет средства, чтобы «прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым».)

 

 Помогают ли литературные произведения в решении жизненных ситуаций?

 Какие истины окрылись вам в ходе урока? 

 IV. Заключительное слово учителя.

На прощание писатель оставил нам загадку, разгадать которую пытаемся и мы. В заключительных строках повести читаем: « Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день простилась со своими и, живая, веселая, покинула город, - как полагала, навсегда». Что означает это «как полагала»? Это принятое Надей решение не возвращаться в родной город или авторская оценка происходящего? Верный своим принципам, Чехов дает читателю возможность самому додумывать и предполагать, как сложится дальнейшая судьба его героини.

V. Домашнее задание:

Всем- творческая работа « Как сложится дальнейшая судьба Нади Шуминой» (для ответа использовать финал рассказа)

Индивидуальное задание «Сделать обзор произведений А.П.Чехова,

в которых поднимаются проблемы, подобные рассказу «Невеста»

 

 


 

Дидактический проект блока уроков по литературе для 9 класса

Дидактический проект блока уроков по литературе для 9 класса

Самобытность его приводила в недоумение ещё его современников, и до сих пор он остаётся одним из самых «неразгаданных» писателей

Самобытность его приводила в недоумение ещё его современников, и до сих пор он остаётся одним из самых «неразгаданных» писателей

Трех сестер»). Но читатель видит никчемность

Трех сестер»). Но читатель видит никчемность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017