Дидактический проект блока уроков по литературе для 9 класса
Ф.И.О.: Сусан Е.П.
Учитель русского языка и литературы
Предмет: Русская литература
Класс: 9
Тема уроков: Уроки жизни (по рассказу А. П. Чехова «Невеста», 9класс)
Продолжительность учебного занятия: 2 урока
Учебное занятие строится по технологии развития критического мышления.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: модульный.
Оборудование:
Цели урока:
- показать значение рассказа «Невеста» в творчестве Чехова;
- дать представление о художественных особенностях произведения:
- развить навык диалогичности общения, самостоятельности мышления;
- расширить понятие о нравственных категориях.
Субкомпетенции:
-Знание содержания литературного произведения;
- знание текстов вершинных произведений русского словесного искусства и их место в историко -литературном процессе, биографий классиков русской литературы ,основных этапов их творческого пути;
-знание основных художественных методов , литературных направлений( романтизм, реализм), индивидуальных стилей и понимание их сущности;
-умение соотносить конкретное произведение к определенному периоду творчества писателя;
-умение вычленять отдельные элементы художественной структуры (фабула, сюжет, композиция).
-Совершенствование аналитических умений и навыков;
-умение анализировать литературных произведений, в том числе и компаративного;
-умение составлять тезисы и конспекты литературнокритических статей, писать рефераты с использованием языковых стандартов;
-умение редактировать свои и чужие монологические высказывания.
Дидактическое обеспечение урока:
Дидактические стратегии:
Формы: фронтальная, индивидуальная работа.
Методы и техники: комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом; беседа по содержанию, презентация, анализ фрагмента, ролевое чтение, выразительное чтение, инсценирование. Ромашка Блума.
Оборудования для урока:
Мультимедийная установка, портрет писателя, текст, иллюстрации к тексту.
Стратегии оценивания:Традиционные: опрос; нетрадиционные: взаимооценивание и самооценивание.
Список использованной литературы:
1.А.П.Чехов :Сборник рассказов.- М:Литература (Бриллиантовая коллекция), 2006 г.
2.Громов М.П.Чехов.-М.,1993.
3.Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей .М.,2006
Ход урока
I. Подготовка учащихся к восприятию рассказа.
Слово учителя
Всем известно высказывание Ф.М. Достоевского о том, что Пушкин унёс с собой в могилу некую тайну, и мы теперь без него эту тайну разгадываем. Эти же слова - о тайне, о загадке творчества, уверена, можно отнести и к Антону Павловичу Чехову.
Самобытность его приводила в недоумение ещё его современников, и до сих пор он остаётся одним из самых «неразгаданных» писателей. Ведь за кажущейся простотой произведений Чехова таится что-то такое, что не поддаётся чёткой критической формулировке. «Враг пошлости?» «Певец сумерек?» «Поэт конца?» Он был близок и понятен и Л. Толстому, и М. Горькому, и Д. Мережковскому… Для А. Белого Чехов был писателем, открывшим новое искусство - «реализм символизма или символизм реализма».
II. Приём осмысления:
1)Сообщение ученика о рассказе А. П. Чехова «Невеста».
Рассказ «Невеста» - последний законченный рассказ Чехова - ждала в литературной критике особенная судьба. Многие увидели в нём «поворотный момент в творчестве писателя в сторону более бодрого, оптимистического восприятия действительности». На взгляд советской критики, смысл рассказа «Невеста» абсолютно прозрачен. Надя Шумина – будущая революционерка – пробуждается к новой, сознательной жизни под влиянием революционера-демократа Саши и совершает подвиг - уходит из опостылевшего ей «родного угла» как раз накануне свадьбы. Нередко проводились параллели: Надя – Саша и Аня – Петя из «Вишневого сада». «Писатель не мог договорить по цензурным условиям, что Надя, и Аня идут в революционную борьбу», - писал В. Ермилов. Для него ясно, что в Наде Шумиловой Чехов показал «чудесный образ русской девушки, вступившей на честный путь революционной борьбы за то, чтобы перевернуть жизнь, превратить Родину в цветущий сад».
А. Турков уже не утверждает, что Надя уходит в революцию, однако отмечает, что рассказ «Невеста» напоминает многочисленные произведения демократических писателей 60-70 годов о разрыве юноши и девушки со своей средой ради одухотворенной высокими идеалами жизни..(Турков А. Чехов и его время, - М., 1987. – С. 517). Действительно, сам Антон Павлович в письме к О.Л. Книппер замечал: «Пишу теперь рассказ на старинный манер, на манер семидесятых годов».
2)Комментированное чтение отдельных отрывков из рассказа.
3)Беседа с учащимися:
что заставляет героиню рассказа Надю Шумину убежать из родного дома почти
накануне свадьбы?
(Примерный ответ: «Из небольшой экспозиции в начале рассказа мы узнали, что Наде Шуминой 23 года, что с 16 лет она « страстно мечтала о замужестве». Но сейчас, когда уже был назначен день ее свадьбы с Андреем Андреичем – «умным, добрым» человеком, который ей нравился, вдруг как-то разом всё переменилось: «радости не было, ночи спала она плохо, веселье пропало». Как бы продолжая известную тему, Чехов показывает, что Надя внезапно почувствовала себя замкнутой в футляр, в котором ей душно и тоскливо. Молодая девушка рвется на простор: «Хотелось думать, что не здесь, а где-то под небом, над деревьями, далеко за городом, в полях и лесах развернулось теперь своя весенняя жизнь, таинственная, прекрасная, богатая и святая, недоступная пониманию слабого, грешного человека».)
Как писатель с помощью деталей создает впечатление «футляра»?
(Звуки, запахи жареной индейки, масляной краски; стук ножей в кухне, кашель Саши).
Учащиеся записывают выводы в тетрадях.
Что пытается объяснить Наде друг семьи Александр Тимофеевич? (учащиеся зачитывают примеры из текста).
4) Чтение обсуждение отрывков из творческих работ «Загадка образа Андрея Андреича (одно из заданий к уроку).
(Примерный ответ: «На первый взгляд, типичный чеховский интеллигент: окончил филологический факультет (как Гуров из рассказа «Дама с собачкой»), «похож на артиста» (как Алехин из «маленькой трилогии»), играет на скрипке (как Андрей Прозоров из «Трех сестер»). Но читатель видит никчемность Андрея Андреича. «Я ничего не делаю и не могу делать», - признается он. Надин жених принадлежит к тому типу людей, о которых Лопахин говорит: «А сколько, брат, в России людей, которые существуют неизвестно для чего». Андрей Андреич не способен трудиться, не желает служить («Отчего мне так противна даже мысль о том, что я когда–нибудь нацеплю на лоб кокарду и пойду служить?»), ему порой даже лень разговаривать: «Он любил скрипку, быть может, потому, что во время игры можно было молчать». Однако речевая характеристика Андрея Андреича весьма выразительная. «О, как я счастлив! Я безумствую от восторга!» - говорит он Наде, а ей кажется, будто что-то подобное она читала в романе – «старом, оборванном, давно уже заброшенном». « О матушка Русь, - произносит с пафосом Андрей Андреич, - как ещё много ты носишь на себе праздных и бесполезных! Как много на тебе таких, как я, многострадальная!» Для малоразговорчивого героя подобная тирада – посильнее, чем «многоуважаемый шкаф».)
5)Групповая дискуссия по предложенным вопросам: (класс делится на группы)
Как восприняли бабушка и мать Нади ее внезапный отъезд?
(Бабушка три дня лежала без движения. Нина Ивановна сильно постарела за год.)
Можно ли оправдать физические и нравственные страдания близких стремлением к новой жизни?
Что вкладывает Надя в слова: «Ты очень несчастна, мама»?
Как меняется отношение Нади к окружающим людям?
Способна ли Надя любить по-настоящему?
III. Приём рефлексии
Что же конкретно толкает Надю на бегство из дома («стремление перевернуть жизнь» или конкретный эгоизм)?
Какие человеческие пороки обличает А.П. Чехов в своем рассказе «Невеста»? ( У Чехова его герои приносят страдания своим близким бессознательно: либо в силу своей духовной ограниченности, либо в силу всеобщих свойств мира, в котором они живут. Так же и Надя, совсем того не желая, обрекает родных ей людей на горе, тоску и одиночество, не интересуясь тем, что творится в их душах, не чувствуя перед ними никакой нравственной ответственности. Сейчас, в финале рассказа, ей уже не кажется, что она «заедает чью-то жизнь». Она молода, здорова, свободна и имеет средства, чтобы «прямо и смело смотреть в глаза своей судьбе, сознавать себя правым».)
Помогают ли литературные произведения в решении жизненных ситуаций?
Какие истины окрылись вам в ходе урока?
IV. Заключительное слово учителя.
На прощание писатель оставил нам загадку, разгадать которую пытаемся и мы. В заключительных строках повести читаем: « Она пошла к себе наверх укладываться, а на другой день простилась со своими и, живая, веселая, покинула город, - как полагала, навсегда». Что означает это «как полагала»? Это принятое Надей решение не возвращаться в родной город или авторская оценка происходящего? Верный своим принципам, Чехов дает читателю возможность самому додумывать и предполагать, как сложится дальнейшая судьба его героини.
V. Домашнее задание:
Всем- творческая работа « Как сложится дальнейшая судьба Нади Шуминой» (для ответа использовать финал рассказа)
Индивидуальное задание «Сделать обзор произведений А.П.Чехова,
в которых поднимаются проблемы, подобные рассказу «Невеста»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.