Урок математики для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тема урока : Все действия с числами в пределах 100. Ломаная линия, ее длина. Цель: Закрепить у учащихся умение выполнять арифметические действия с числами в пределах 100 при решении примеров и задач, определять длину ломаной линии.
Задачи: повторение нумерации чисел в пределах 100; развитие навыка устных и письменных вычислений и работы с геометрическим материалом; коррекция элементарного математического мышления, речи учащихся, создание условий для коррекции памяти, внимания, мотивов к действию; воспитание самоконтроля у детей при выполнении самостоятельных заданий и проверки выполненного материала одноклассников.
Ход урока.
Этап урока |
Содержание |
1.Оргмомент. – 30 сек.
|
Дети проговаривают хором: Прозвенел звонок для нас, Всех ребят позвал он в класс. Будем мы считать, решать И «пятерки» получать. Цель: коррекция речи учащихся, мотивация к успешному обучению. |
2.Сообщение темы и цели урока. – 30 сек.
|
У: Ребята, сегодня на уроке мы повторим нумерацию чисел в пределах 100, будем решать примеры и задачи на 4 арифметических действия и поработаем с геометрическим материалом. |
3.Устный счет. – 9 минут.
|
1). Счет десятками. ( 1мин.) Прямой и обратный счет по цепочке. Цель образовательная: закрепить ранее установленную закономерность понимания сущности десятичной системы счисления, т.к. дети с трудом усваивают то, что из 10 десятков образована новая счетная единица – сотня. Коррекционная цель: коррекция памяти и внимания путем нахождения места числа в числовом ряду. Коррекция речи путем устного проговаривания. 2). Работа с абаком.(1 мин.) Учитель называет число, состоящее, например, из 8 единиц и 2 десятков, дети показывают на абаках. Образовательная цель: закрепить знания учащимися единиц 1 и 2 разрядов. Коррекционная цель: корригировать устойчивость внимания и память посредством соотношения названных разрядных единиц и правильного их места при показе. 3). Игра «Футбол» (3мин.). На доске расположены фигурки футболистов. У: Внимание! Начинаем игру! Какому футболисту подал мяч 11 номер? (Под футболистом пример 20 – 7 ) Дети считают и отвечают: «Равно 13». Значит 11 номер подал мяч футболисту под номером 13. Переход к 13 номеру и т.д. Коррекционная цель: корригировать формы мышления: сравнение, анализ, синтез, развивать способность к обобщению и конкретизации. 4). «Простые задачки» (1 мин.) Учитель читает задачи, дети показывают ответы на числовых веерах, молча. Образовательная цель: проверка знаний табличного умножения и деления и его применение при решении простых арифметических задач. Коррекционная цель: коррекция мышления и устойчивости внимания в ходе выполнения вычислительных приемов. 1). Мама купила 8 ручек по 7 рублей. Сколько денег она заплатила? 2). Блокнот стоит 5 рублей, а альбом в 9 раз дороже. Сколько стоит альбом? 3). В вазе лежало 32 конфеты, их раздали 8 детям. По сколько конфет получили дети. 5). Работа со схематической задачей. (2 мин.) на доске схема: Яблоки – 3 кг Груш - ? в 9 раз больше, чем У: Ребята, составьте задачу по данной схеме и предложите способ ее решения. Образовательная цель: проверить умения учащихся составлять простую арифметическую задачу по схеме. Коррекционная цель: усложнение смысловой функции речи, развитие произвольного внимания и способности к обобщению и конкретизации. |
Зрительная гимнастика. ( 1 мин.) |
Электронная зрительная гимнастика. Цель: подготовка к письму; применение здоровьесберегающих технологий для детей. |
4. Работа по теме. Закрепление. ( 21 мин.)
|
Дети записывают число и «классная работа» в тетрадях. 1). Работа с задачей. (7 мин.) На доске: На уроках труда дети изготовили 6 стульев, а табуреток в 8 раз больше. Сколько стульев и табуреток изготовили дети на уроках труда? Задача связана с профориентацией детей – столяр. Словарные слова: стул, табурет (говорим о том, в чем разница и сходство, о применении). Проходит разбор задачи по плану: 1. О чем эта задача? 2. Что известно в задаче? 3. Что неизвестно в задаче? 4. Какой вопрос задачи? 5. Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? 6. Почему? Затем дети выкладывают схему краткой записи задачи на партах ( карточки у каждого из детей). После чего один ученик (ученик 1 группы) решает эту задачу у доски с подробным объяснением, дети записывают в тетрадь. Учитель контролирует деятельность детей 3 группы. Образовательная цель: отрабатывать навык решения составной текстовой задачи. Коррекционная цель: развивать устойчивость внимания , корригировать формы мышления посредством одновременной работы с текстом, схемой и в тетради при фронтальной работе. 2). Самостоятельное решение задачи. (5мин.) Детям предлагаются карточки с текстом подобной задачи той, что решили совместно и дается задание решить ее самостоятельно. Учащиеся 1 и 2 групп делают записи прямо в карточках, предложенных учителем, а дети 3 группы – решают подобную, но другую по содержанию задачу вместе с учителем. Таким образом, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Корригируется зрительная и слуховая память, посредством работы по аналогии, мышление – посредством применения вычислительных навыков и переключаемость внимания. 3). Решение числовых выражений. (6 мин.) Дети по цепочке выходят к доске и решают задания из учебника: стр.132, № 20. Учащиеся 3 группы работают с опорой (числовой квадрат, знание таблицы умножения детьми этой группы предполагается, но допускается и использование опоры). Образовательная цель: закрепление вычислительных навыков учащихся. Коррекционная цель: коррекция памяти путем выполнения табличного умножения и мышления- при выполнении четырех арифметических действий. 4). Самостоятельная работа по карточкам. (3мин.) Учащимся дифференцированно предлагается выполнить задания самостоятельно( с учетом их возможностей, от 3 до 9 примеров). Образовательная цель: проверка знаний по данной теме. Коррекционная: коррекция мотивов к действию, самостоятельности и самоконтроля. Проверка: обмен тетрадями и проверка по алгоритму: правильно решенным примерам. |
Физкультминутка. ( 1мин.)
|
«Самолет» Руки в стороны, в полет отправляем самолет. Правое плечо вперед, Левое плечо вперед. Раз, два, три, четыре – Полетел наш самолет! Цель: здоровьесбережение детей и ориентирование в пространстве. |
5. Работа с геометрическим материалом. (5 мин.)
|
Цель: Повторить виды ломаных линий, закрепить умение находить ее длину. 1). Моделирование. У: Ребята, смоделируйте а). Незамкнутую ломаную линию из 3 отрезков; б). Замкнутую ломаную линию. Цель: практическая деятельность учащихся и тактильное восприятие. Коррекционная цель: коррекция внимания, памяти. в). Приведем примеры. (Дети приводят примеры в окружающей их действительности: незамкнутая ломаная- часть поверхности доски; замкнутая: окно и др. 2). Построение. У детей на партах нелинованная бумага (А4). Задание: построить: 1 ряд – незамкнутую ломаную линию из 3 отрезков, 2 ряд – замкнутую ломаную линию из 3 отрезков. Учитель контролирует выполнение задания. Коррекционная цель: коррекция пространственной ориентации на листе бумаги. 3). Нахождение длины ломаной линии. Учитель: Как нужно вычислить длину ломаной? Устное вычисление – ответы детей. |
6.Итог урока. ( 2мин.)
|
У: назовите тему нашего урока? У: Расскажите по плану ход нашего урока (кратко по плану 1 ученик). |
7.Оценки. (1мин.) |
Учитель оценивает работу учащихся и называет отметки. |
8.Домашнее задание. ( 1 мин.)
|
Домашнее задание дается дифференцированно по группам: 1 группа: аналогичная задача той, которую решали на уроке (карточки). 2 группа: выполнить примеры стр.131, № 10(2столбик); 3 группа: выполнить табличное умножение и сравнить соответствующие результаты. |
«Литература»
1. Перова М.Н. «Математика» учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, Москва «Просвещение» 2011 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.