Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".
Оценка 4.9

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология +1
10 кл—11 кл
26.04.2018
Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".
Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".Цель урока: Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на человека. Задачи: Изучение основных понятий радиации; источников и видов ионизирующего излучения, единиц измерения, воздействий на человека. Развитие мышления, памяти, воображения, речи, мировоззрения, лидерских качеств, эмоционально-волевых потребностей; умения выступать перед аудиторией, анализировать ситуацию, слушать, делать выводы. Воспитание ответственности, нравственности, самостоятельности, воспитание бережного отношения к здоровью.конспект
конспект.docx
Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические  эффекты". Цель урока: Дать представление о радиации, ее положительной роли и отрицательном воздействии на  человека. Задачи:  Изучение основных понятий радиации; источников и видов ионизирующего излучения,  единиц измерения, воздействий на человека.  Развитие мышления, памяти, воображения, речи, мировоззрения, лидерских качеств,  эмоционально­волевых потребностей; умения выступать перед аудиторией,  анализировать ситуацию, слушать, делать выводы.  Воспитание ответственности, нравственности, самостоятельности, воспитание бережного отношения к здоровью. Тип урока: урок изложения нового материала. Учебные вопросы:  Ионизирующее излучение и его виды.  Источники излучений (естественные и искусственные).  Внутреннее и внешнее облучение организма.  Нормы радиационной безопасности человека. Продолжительность урока: 45 минут. Методы обучения: проблемный, объяснительно­иллюстративный (объяснение, демонстрация),  эвристический, опережающего обучения. Формы организации: коллективная, индивидуальная. Оборудование: учебник, тетрадь, план, схемы; компьютер; мультимедийный проектор;  презентация.  План урока: 1. Организационный момент ­ 2 минуты 2. Целеполагание и мотивация ­ 1 минута 3. Актуализация ­ 25 минут Динамическая пауза ­ 2 минуты 1. Осознание и осмысление учебной информации ­ 5 минут 2. Первичное закрепление учебного материала ­ 5 минут 3. Рефлексия (подведение итогов урока) ­ 5 минут Ход урока 1. Организационный момент. Учитель: Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Кто отсутствует в классе? Будьте  внимательны, и активны. 2. Целеполагание и мотивация. Учитель. А как вы думаете, на чем основана работа атомной электростанции? Она работает на энергии  атома. Человек смог освоить этот колоссальный вид энергии и пустить его на благо людей. Но  как у любого явления, у атомной энергии есть две стороны – положительная и отрицательная.  Положительную мы узнали, давайте попытаемся узнать об отрицательной стороне и о том, зачем нужна атомная энергия человеку.  Тема сегодняшнего урока: "Ионизирующее излучение:  природа, единицы измерения, биологические эффекты". 3. Актуализация знаний и умений. Учитель. Наш урок пройдет в форме проблемной лекции. Мы с вами за занятие должны решить  такую проблему: Чем опасно ионизирующее излучение для человека? Я предлагаю вам вести по  ходу объяснения записи в тетради, фиксируя основные моменты и слова. План нашего урока  записан на слайде (слайд № 3): 1. Ионизирующее излучение и его виды. 2. Источники излучений (естественные и искусственные). 3. Внутреннее и внешнее облучение организма. 4. Нормы радиационной безопасности человека. Эпиграфом к уроку будет загадка: "Она не слышна, не видна, не пахнет, не дымит. Определяется только приборами. Не безобидна". Догадались? Да, это – радиация. (слайд № 4). Посмотрите на слайд и скажите, что общего между этими тремя датами (6 и 9 августа 1945 г., 26  апреля 1986 г.). Если вы затрудняетесь с ответом, то я открою еще три слова (Хиросима,  Нагасаки, Чернобыль). (слайд № 5). Да, действительно это даты и места страшных трагедий. Это места радиоактивного воздействия  на большое количество людей. Вот она, вторая сторона атомной энергии – радиация, или  ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ. Сейчас вашему вниманию предоставляется небольшой  видеоролик. 1) Ионизирующее излучение и его виды. Ионизирующее излучение, в частности радиоактивное, занимает особое место среди  многочисленных факторов среды обитания человека, так или иначе влияющих на его здоровье и  жизнь. Ионизирующее излучение было обнаружено сравнительно недавно. В 1895 г. известный  немецкий физик Вильгельм Рентген открыл излучение, названное его именем. Чуть позже, в  1896 г., Антуан Анри Беккерель обнаружил излучение солей урана, а в 1898 г. М. Кюри и П. Кюри установили излучение полония и радия, а также факт превращения радионуклидов в другие  химические элементы (была открыта цепочка распадов). С этого времени изучение ионизирующего излучения и ядовитых реакций стало одним из  приоритетных направлений физики. Исследования дорого обошлось научному миру – около 4000  ученых отдали свои жизни, изучая эти явления (слайды № 6,7). Ионизирующее излучение представляет собой потоки заряженных и нейтральных частиц, а  также электромагнитных волн. При прохождении через вещество ионизирующее излучение  вызывает в нём ионизацию, т. е. превращение нейтральных, устойчивых атомов и молекул  вещества в электрически заряженные, возбужденные, неустойчивые частицы. Это сложное  излучение, включающее в себя излучения нескольких видов. (Рассказывает с помощью схемы,  слайд № 8). Радиация – это сложное явление, которое включает в себя излучения нескольких видов: альфа­, бета­ и гамма­излучение. Каждое из них различно не только по названию, но и по степени  проникающей способности в ткани (слайд № 9). Альфа­излучение – распространяется на небольшие расстояния: в воздухе – не более 10 см, в  биоткани – до 0,1 мм. Полностью поглощаются листом бумаги. Не представляют опасности, за  исключением непосредственного контакта с кожей. Бета­излучение – распространяется в воздухе до 15 м, в биоткани – на глубину до 15 мм, в  алюминии – до 5 мм. Одежда наполовину ослабляет их действие. Не проходят через оконное  стекло и металлические предметы толщиной несколько миллиметров. Но при контакте с кожей  также опасно. Гамма­излучение – распространяется со скоростью света, в воздухе на сотни метров, свободно  проникает через одежду, тело человека и значительные толщи материалов. Это излучение самое опасное для человека. Дозу излучения принято измерять в рентгенах (Р) – это количество энергии, поглощаемое 1 г  вещества (слайд № 10). А дозу облучения в бэр. Учитель: Переходим ко второму пункту плана и разберем ИСТОЧНИКИ ИОНИЗИРУЮЩИХ  ИЗЛУЧЕНИЙ. 2) Источники излучений (естественные и искусственные) (слайд № 11). Учитель: Все источники можно разделить на 2 группы: естественные и искусственные. Давайте  обратимся к схеме №1, которая есть у каждого из вас и рассмотрим ее внимательно. Схема 1 Нужно добавить, что на Земле есть места, где очень высокий уровень естественной радиации.  Их всего пять: Бразилия, Франция, Индия, Египет и о.Ниуэ в Тихом океане. Однако, люди там  здоровы, т.к. проживают длительное время и уже адаптировались. Так как космос – источник  естественного излучения, то высота местности также имеет значение. Чем выше над уровнем  моря, тем большее значение имеет радиационный фон. В открытом космосе – жесткая радиация, поэтому космические корабли должны быть надежно защищены от радиационного воздействия.  Источники искусственного облучения весьма разнообразны, находятся нередко рядом с нами,  поэтому необходимо знать, какая доза радиации является безопасной. Переходим к следующему пункту нашего плана. В зависимости от того, как расположен источник  излучения, различают ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ ОБЛУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. 3) Внешнее и внутреннее облучение человека. Давайте подумаем, в каком случае радиация опаснее – снаружи или внутри организма? Конечно же, когда источник облучения находится внутри организма. У вас есть еще одна схема,  показывающая виды облучения. Разберем ее (схема 2, слайд № 12). Схема 2 Доза излучения – Р (рентген) Доза облучения – бэр (биологический эквивалент рентгена),  1 бэр = 1 Р От 4 до 12 мкР/ч Естественный радиационный фон 30 – 100 мбэр (0,03 ­0,1 бэр) Годовая доза облучения 500 мбэр Допустимое облучение за год Вам, наверное, интересно узнать в цифрах НОРМЫ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА? Тогда давайте послушаем сообщение «медицинского работника». 4) Нормы радиационной безопасности человека. Естественный радиационный фон составляет 4–12 мкР/ч. При превышении дозы может  возникнуть лучевая болезнь. В результате воздействия излучения происходит нарушение  функций всех органов и систем, но наиболее тяжелым является поражение центральной  нервной системы, системы кроветворения, желудочно­кишечного тракта. У лучевой болезни  различают 4 степени в зависимости от дозы облучения и времени, проведенного в зоне  заражения. Доза  облучения, бэр Признаки поражения человека 50 100 200 300 Видимых признаков поражения нет При многократном облучении (10—30 суток) внешних признаков нет. При  однократном — у 10% возникает тошнота, рвота, слабость. При многократном (в течение 3 месяцев) — внешних признаков нет. При  однократном — признаки лучевой болезни I степени. При многократном — первые признаки лучевой болезни. При  однократном — лучевая болезнь II степени. 400­700 700 1000 Лучевая болезнь III степени. Головная боль, температура, слабость,  тошнота, рвота, понос, изменение состава крови. При отсутствии лече­ ния — смерть. В большинстве случаев смертельный исход. Молниеносная форма лучевой болезни, гибель в первые сутки. Динамическая пауза. Исходное положение – стоя.  1. Давайте посмотри вокруг – видна ли радиация? (вращение головой). 2. Напишите руками в воздухе буквы  α β γ ,  ,   (вращение руками). 3. Где радиация выше – в горах или на равнине (руки вверх, наклон вперед – достать руками пол). 4. Электроны в ядре атома двигаются хаотично (прыжки, шаги на месте). 4. Осознание и осмысление учебной информации. Учитель. Ребята, вы узнали почти все о радиации. Эта тема очень актуальна сегодня. Какие радиационно­опасные объекты находится рядом с нами? 5. Первичное закрепление учебного материала. Учитель: Сейчас проверим, как вы усвоили новую тему. Я задам вопросы и посмотрим, как вы на  них ответите. За каждый правильный ответ ставится 1 балл (слайд № 15). 1. Какие виды излучения вы теперь знаете? 2. Какое из них самое опасное? 3. В каких единицах измеряется доза: а) излучения, б) облучения? 4. Радон – это искусственный или естественный источник излучения? 5. Кто больше облучается: а) живущие на равнине, б) живущие в горах? 6. Какова годовая доза естественного облучения? Проверка осуществляется по ключу (слайд № 16). После этого подсчитывается количество  баллов, выставляются оценки. 6. Рефлексия (подведение итогов) Учитель: Итак, сегодня на уроке вы познакомились с понятием «Ионизирующее излучение».  Более подробно с данным явлением вы познакомитесь на уроках физики. Мы же на следующих  уроках изучим всё, что касается радиационно­опасных объектов и возможных аварий на них.  Давайте, перечислим те слова, которые встретились сегодня нам на уроке впервые.

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".

Тема урока: "Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018