Тема урока: Испарение и конденсация

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала 8 класс.docx
Дата:                                                                  Класс: 8         урок 17 Тема: Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от  атмосферного  давления. Цель урока:  Образовательные: формирование понятий “кипение” и “удельная теплота парообразования и конденсации”; выявление   основных   особенностей   кипения:   образование   пузырьков,   шум,   предшествующий   кипению, постоянство температуры кипения и зависимости температуры кипения от внешнего давления. Развивающие: формирование интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, выделять главное и делать выводы; развитие логического мышления и познавательного интереса. Деятельность учителя I. Организационный момент Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет  готовность к уроку, желает  успеха. Для создания  психологической атмосферы проводит игру«Хорошее  настроение». II. Проверка пройденного материала. С помощью  метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет  проверку знаний учащихся.  III. Подготовка к восприятию новой темы. С  помощью приема «Корзина идей» проводит первичное  восприятие по данной теме. Наглядности Разноуровневы е карточки Корзина Деятельность обучающихся Ученики осмысливают  поставленную цель.  Проводят игру  «Хорошее настроение».  Улыбаются друг другу.  Демонстрируют свои  знания. Отвечают на  разноуровневые  вопросы. Демонстрируют свои  знания.  На стикерах  записывают все, что  знают о сложных  прилагательных. IV. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя. 3  мин. 5  мин. 5  мин. 15  мин.Кипение   – это   интенсивное   парообразование,   которое   происходит   при   нагревании   жидкости   не только с поверхности, но и внутри неё. Удельная теплота парообразования показывает, какое количество теплоты необходимо, чтобы превратить   в   пар   1   кг   данного   вещества   при   температуре   кипения. Единица удельной   теплоты парообразования в системе СИ: [ r ] = 1 Дж/ кг Кипение представляет собой переход жидкости в пар с непрерывным образованием и ростом в жидкости пузырьков пара, внутрь которых происходит испарение жидкости. В начале нагревания вода насыщена воздухом и имеет комнатную температуру. При нагревании воды, растворенный в ней газ выделяется на дне и стенках сосуда, образуя воздушные пузырьки. Они начинают появляться задолго до кипения. В эти пузырьки испаряется вода. Пузырек, наполненный паром, при достаточно высокой температуре начинает раздуваться. Достигнув определенных размеров он отрывается от дна, поднимается к поверхности воды и лопается. При этом пар покидает жидкость. Если вода прогрета недостаточно, то пузырек пара, поднимаясь в холодные слои, схлопывается. Возникающие при этом колебания воды приводят к появлению во всем объеме воды огромного количества мелких пузырьков воздуха: так называемый "белый ключ". На   воздушный   пузырек   объемом   на   дне   сосуда   действует   подъемная   сила: Fпод = Fархимеда – Fтяжести Пузырек прижат ко дну, поскольку на нижнюю поверхность силы давления не действуют. При нагреве пузырек увеличивается за счет выделения в него газа и отрывается от дна, когда подъемная сила будет немного больше прижимающей. Размер пузырька, способного оторваться от дна, зависит от его формы. Форма пузырьков на дне определяется смачиваемостью дна сосуда. Неоднородность смачивания и слияние пузырьков на дне приводили к увеличению их размеров. При   больших   размерах   пузырька   при   подъеме   сзади   него   образуются   пустоты,   разрывы   и завихрения. Когда   пузырек   лопается,   вся   окружающая   его   жидкость   устремляется   внутрь,   и   возникаеткольцевая волна. Смыкаясь, она выбрасывает вверх столбик воды. При   схлопывании   лопающихся   пузырьков   в   жидкости   распространяются   ударные   волны ультразвуковых   частот,   сопровождаемые   слышимым   шумом.   Для   начальных   стадий   кипения характерны самые громкие и высокие звуки (на стадии "белого ключа" чайник "поет").   «Кипение» ­  это физическое явление, о котором сегодня на уроке  пойдет речь. Разделите  листок на три колонки и подпишите графы Знаю Хочу узнать Узнал          В течение нескольких минут в первой графе напишите все, что вам уже известно о процессе кипения из жизненного опыта, а во второй ­ о чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке.            Работу  в группах провожу, используя  прием «Кубик»: учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять тему занятия.  (Учащимся, в зависимости от  уровня подготовки класса,  могут быть предложены наводящие  вопросы) Вопросы на гранях: 1.Опишите процесс  кипения: 1)Дайте определение процесса 2)При каких условиях протекает процесс кипения 3)Одинаково ли протекает процесс кипения у различных веществ 2.Сравните процесс кипения  с процессом испарения. 3.Проанализируйте процесс кипения, ответив на вопросы: 1) Когда в сосуде мы заметим появление многочисленных пузырьков воздуха? 2)Что можно сказать о размерах и числе пузырьков газа при дальнейшем повышении температуры? 3) Что содержат в себе пузырьки? 4)Чем можно объяснить рост пузырьков? 5) Почему пузырьки всплывают на поверхность воды? Что мы наблюдаем в этот момент? 6) Что происходит с пузырьками на поверхности? 4.Пронаблюдайтепроцесс кипения на опыте. Можно ли вскипятить  воду в бумажной коробочке?  (в спичечном коробке) Почему не горит бумага?  (Пока вода кипит, температура бумаги не  поднимается выше 100 0С, а бумага при такой температуре еще не загорается. Кипящая вода  отнимает у нее лишнее тепло.)10  мин. V. Закрепление урока.   . С помощью метода «Аквариум» проводит закрепление  Учитель:   Итак,   теперь   вы   знаете   два   способа   парообразования:   испарение   и кипение.  Для закрепления, повторения и запоминания темы проведем ЗХУ. (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что мы узнали? Разделите листок бумаги на три колонки и озаглавьте «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали») Дается 3 – 5 минут. Учитель: По какой формуле можно рассчитать количество теплоты, затраченное на парообразование или выделяющееся при конденсации пара? Ученик: Его можно рассчитать по формуле Q = Lm. Учитель:   Попробуем   устно   вычислить   количество   теплоты   для   следующих случаев (Слайд 15): Вещество Масса  m, кг Удельная теплота парообразован ия L, Дж/кг Количество теплоты  Q, Дж Эфир Спирт Вода 5кг 10кг 2кг 0,4*106 Дж/кг 0,9*106 Дж/кг 2,3*106 Дж/кг       Учитель:   Итак,   теперь   вы   знаете   два   способа   парообразования:   испарение   и кипение.  Для закрепления, повторения и запоминания темы проведем ЗХУ. (Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что мы узнали? Разделите листок бумаги на три колонки и озаглавьте «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали»)5  мин.  2  мин.  Проводит  VI. Итог урока.  С помощью метода «Телеграмма»  проводит итог урока. Заполняют  таблицу «ИНСЕРТ» Оценивание фишками  рефлексию. ­ Скажите, добились ли мы цели, которую поставили  перед собой?  ­ Чем сегодня на уроке мы занимались и что полезного  вы узнали?  ­Какую трудность вы ощутили в процессе выполнения  заданий?  ­Что вам понравилось? VII.  Домашняя работа. Объясняет особенности  выполнения домашней работы. На стикерах записывают свое мнение по поводу  урока, и отправляют  своим одноклассникам  телеграмму.  Светофор Стикеры Оценивают работу  своих одноклассников.  Таблица «ИНСЕРТ» Учеики записывают в  дневниках. Дневник Итог  урока:_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Положительные стороны  урока:________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________