Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказки, нравственному воспитанию обучающихся; прививать интерес к творчеству
П. П. Бажова; создать условия для осознания ценности духовно-нравственных качеств в жизни человека
У р о к и 54–55. Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания
произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее
сказки, нравственному воспитанию обучающихся; прививать интерес к творчеству
П. П. Бажова; создать условия для осознания ценности духовнонравственных качеств в
жизни человека
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Предметные:
н а у ч а т с я :
сравнивать
литературные
произведения (сказки и
сказы), внимательно,
вдумчиво
воспринимать
художественный текст,
выполнять анализ
художественного
произведения: давать
характеристику
главных героев
произведения,
рассказывать об
основной идее
произведения на основе
характеров главных
героев; работать в
группе
Метапредметные:
Познавательные: анализировать
литературный текст с опорой на систему
вопросов учителя (учебника); выявлять
основную мысль произведения,
формулировать ее на уровне обобщения в
совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: читать в соответствии с
целью чтения (бегло, выразительно, по
ролям, выразительно наизусть и пр.);
осознавать смысл и назначение позитивных
установок на успешную работу;
фиксировать по ходу урока и в конце
урока
удовлетворенность/неудовлетворенность
своей работой на уроке.
Коммуникативные: выстраивать
иерархию нравственных категорий,
приемлемых или неприемлемых для
оценивания событий, описываемых в
произведении
Личностные: оценивать
под руководством
учителя поступки
героев произведения и
свои собственные с
точки зрения моральных
ценностей
О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а
Этап
урока
Содержание деятельности
учителя
Содержание деятельности
обучающегося (осуществляемые
действия)
I.
Актуали
зация
опорных
знаний.
Проверк
а
домашн
Проверяет домашнее
задание. Проводит беседу о
проделанной работе.
– Дома вы перечитали сказ П.
Бажова «Серебряное
копытце». Давайте проверим,
насколько вы хорошо знаете
текст. Перед каждым на парте
лежит листок с текстом, в
Учащиеся выразительно
читают отрывки, которые им
больше всего понравились,
стараясь передать свои
чувства, свое отношение к
героям.
К а р т о ч к а .
Так и стали жить вместе, дед
____________, _______________
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
Осуществлять
актуализацию
личного
жизненного
опыта
1Этап
урока
Содержание деятельности
учителя
его
задания
котором пропущены
некоторые слова, восстановите
их
II.
Сообще
ние
темы
урока.
Определ
ение
целей
урока
Задает вопросы.
Комментирует ответы,
предлагает сформулировать
цель урока.
– В некотором царстве,
некотором государстве жил
добрый волшебник. У него
была белая борода и живые,
необыкновенно добрые глаза.
И когда он ходил по городу,
Содержание деятельности
обучающегося (осуществляемые
действия)
Дарёнка да кошка Мурёнка.
Жили __________________,
добра много не наживали, а на
житье не плакались, и у всякого
дело было. Кокованя с утра на
_________________ уходил,
Дарёнка в избе
_______________, похлебку да
________ варила, а кошка
Мурёнка на охоту ходила –
мышей ____________. К вечеру
соберутся, и ______________
им.
С л о в а д л я с п р а в о к :
Кокованя, сиротка, поживали,
работу, прибирала, кашу, ловила,
весело.
Выполняют взаимопроверку по
шаблону:
Так и стали жить вместе дед
Кокованя, сиротка Дарёнка да
кошка Мурёнка. Жили
поживали, добра много не
наживали, а на житье не
плакались, и у всякого дело
было.
Кокованя с утра на работу
уходил, Дарёнка в избе
прибирала, похлебку да кашу
варила, а кошка Мурёнка на
охоту ходила – мышей ловила.
К вечеру соберутся, и весело
им
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы учителя,
формулируют цель урока. Под
руководством учителя
определяют задачи чтения и
составляют план чтения.
Заранее подготовленный ученик
читает стихотворение.
Добрый волшебник с Урала
Павел Петрович Бажов,
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
Принимать и
сохранять
учебную цель и
задачу.
Анализировать,
находить общее
и различия,
делать выводы.
Осознанно и
произвольно
2Этап
урока
Содержание деятельности
учителя
его сразу узнавали и говорили:
это наш Бажов. Люди его
очень любили и с гордостью
произносили его имя.
– Скажите, что вы чувствуете,
когда слышите или
произносите слово «добро»,
какие ассоциации возникают?
– Назовите пословицы о добре,
которые вы
знаете.
– Посмотрите, как много
пословиц о добре
сложил народ. А значит, оно
очень важно
для людей.
– А вот какое добро важнее
для человека, мы и выясним
сегодня.
– Прочитайте тему урока.
Определите цели урока,
используя опорные слова.
– Расшифруйте запись на
доске : Кквн, Дрнк, Мрнк,
кзлк. Что связывает все эти
слова?
– Сегодня на уроке мы будем
говорить о героях сказа, чтобы
понять, какими хочет видеть
мудрый сказочник нас с вами и
что нравится в людях Бажову.
– Что именно мы можем о них
сказать?
Беседа по содержанию сказа.
– Прочитайте
характеризующие Дарёнку
слова и выражения, которые
вы выписали дома.
– Как поновому раскрывается
перед нами образ девочки?
– Допишите в тетрадь
характеристику Дарёнки.
III.
Работа
над
жанром
произве
дения
Содержание деятельности
обучающегося (осуществляемые
действия)
Чтобы нам скучно не стало,
Сказочный отпер засов.
Только засов отворился,
В сказку открылась нам дверь,
Запах лесов заструился,
В мир ты волшебный поверь!*
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
строить речевое
высказывание в
устной форме
– Кокованя, Дарёнка, Мурёнка,
козлик. Это герои сказа П. П.
Бажова «Серебряное копытце».
– Описать внешность, характер,
поступки героев
Учащиеся читают
характеристику старика.
– Дарёнка – добрая, отзывчивая,
аккуратная, хозяйственная,
работящая, любит слушать
сказки.
Осуществлять
анализ
произведения.
Осознанно и
произвольно
строить речевое
высказывание в
устной форме,
обосновывать
свое мнение.
3Этап
урока
Содержание деятельности
учителя
– Каков Кокованя?
– Что нового узнали о старике
Коковане? Допишите в тетрадь
характеристику Коковани.
– Что вас особенно поразило в
сказе?
– Как вы думаете, почему
история о Серебряном
копытце – сказ, а не сказка?
– Читая произведение на
прошлом уроке, мы с вами
споткнулись на определении
жанра. Не сказка, а сказ. Я
просила вас найти в словаре
литературоведческих
терминов определение сказа.
– Молодцы, ребята. А я вам на
доске написала подсказку:
«Сказ – рассказ – сказка».
– Назовите еще слова с таким
же корнем.
– Получается, что в сказе
сочетаются жанры сказа и
рассказа. «Серебряное
копытце» – это сказ, так как в
нем умело переплетаются
фантастика, элементы
вымысла и реальность. На
этом уроке мы должны понять,
какими хочет видеть мудрый
сказочник нас с вами и что
нравится в людях Бажову
Организует работу по
составлению портретных
характеристик героев
произведения.
– Назовите главных героев
сказа.
– Давайте дадим
характеристику Дарёнке и
Коковане. Охарактеризуем
главных героев по плану в
таблицах, которые лежат у вас
IV.
Характе
ристика
героев
произве
дения
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
Согласовывать
усилия по
решению
учебной задачи.
Уметь слушать
в соответствии
с целевой
установкой
Содержание деятельности
обучающегося (осуществляемые
действия)
– Кокованя – справедливый,
добрый, честный, простой,
мудрый.
– Сказ – это форма авторской
речи в духе языка и характера
того, от чьего имени ведется
повествование, например, сказы
«Малахитовая шкатулка»
П. П. Бажова, произведения Д.
Шергина.
– Сказочник, рассказывать,
присказка, подсказка.
– Сказка – это фольклорное или
литературное произведение с
элементами вымысла и
фантастики. В сказках всегда
есть назидательный смысл.
– Рассказ – это прозаическое
произведение, в основном
повествовательного характера, в
центре которого чаще всего
какойто один эпизод, в котором
происходят реальные события
Перечитывают текст
произведения. Отвечают на
вопросы учителя.
Высказывают предположения.
Делятся впечатлениями.
Заполняют таблицы.
Работают в парах.
План
1.
Семейн
Кокованя
Одинокий
Дарёнка
Сирота
Осуществлять
анализ объектов
с опорой на
визуализацию,
выделять
последовательн
ость развития
сюжета.
Адекватно
использовать
речевые
4Формируемые
способы
деятельности
учащегося
средства для
решения
различных
коммуникативн
ых задач.
Делать выводы,
извлекать
информацию из
различных
источников.
Аргументирова
ть свою
позицию.
Договариваться
и приходить к
общему мнению
при работе в
паре
Этап
урока
Содержание деятельности
учителя
Содержание деятельности
обучающегося (осуществляемые
действия)
на партах. Заполняйте таблицы
ручкой, работайте в парах.
– Для раскрытия пункта
«Черты характера» вам в
помощь на доске записаны
слова, которые могут вам
пригодиться при
характеристике героев.
Можете их использовать:
эгоистичный, добрый,
ласковый, смелый, вежливый,
отзывчивый, злой,
злопамятный, умный, мудрый,
сердечный, скромный,
застенчивый, упрямый,
трудолюбивый, честный,
самолюбивый, справедливый,
простой, внимательный,
жадный.
ое
положе
ние
2.
Внешн
ость
3.
Характ
ер
4. Чем
занима
ется
– Кто готов прочитать свою
характеристику Дарёнки и
Коковани по пунктам?
– Что общего вы заметили в их
описании?
– Опишите волшебных
животных
По шестому
году,
маленькая,
носишко
пуговкой
Любопытна
я, веселая,
смелая,
ласковая,
трудолюбив
ая, любит
природу,
ценит
красоту
В избе
прибирала,
похлебку
да кашу
варила,
кукле
платье
шила,
любила
сказки
слушать
Старик
большой
да
бородатый
Веселый,
ласковый,
добрый,
трудолюби
вый,
любознате
льный,
любит
природу,
ценит
красоту
Охотник.
Летом
пески
промывает
, золото
добывает,
а зимой по
лесам за
козлом
бегает.
Мастер
сказки
сказывать
– Дарёнка и Кокованя –
одинокие, ценят красоту,
природу.
– Кошка Мурёнка: маленькая,
худая да ободранная, звонкая,
шерсть бурая, на охоту ходила –
мышей ловила, от собак
отбивалась.
– Серебряное копытце:
особенный, на правой передней
5Этап
урока
Содержание деятельности
учителя
V.
Самосто
ятельна
я
работа
VI.
Домашн
ее
задание
VII.
Итог
урока.
Рефлекс
ия
Проводит тест по теме
урока (см. ресурсный
материал).
– Выберите правильный ответ
Объясняет домашнее
задание.
Подготовить пересказ или
выразительное чтение отрывка,
который наиболее
заинтересовал. Подобрать
пословицы или поговорки,
которые можно было бы
употребить в сказе. Сделать
рисунок к сказу
Оценка результатов
выполнения заданий на уроке,
в том числе и чтения.
Организация подведения
итогов урока обучающимися.
Учитель предлагает оценить
работу на уроке. Проводит
беседу по вопросам:
– Поделитесь своим мнением о
сказе. Что понравилось
особенно?
– Что поучительного взяли для
себя?
– Какую цель ставили на урок?
Достигли цели?
– Чему нас учат герои Павла
Содержание деятельности
обучающегося (осуществляемые
действия)
ноге серебряное копытце,
ростом не выше стола, ножки
тоненькие, головка легонькая,
рожки на пять веточек, с
рожками и зимой, травой да
листом кормится, зимой сено в
стожках поедает, шерстка летом
буренькая, а зимой серенькая,
пахнет лесом
Выполняют тест. Выбирают
правильные ответы
Внимательно слушают,
задают уточняющие
вопросы
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
Принимать и
сохранять
учебную задачу
Осознавать,
принимать,
сохранять
учебные
задачи
Отвечают на вопросы.
Определяют свое
эмоциональное состояние на
уроке. Проводят самооценку,
рефлексию.
Осуществлять
самоконтроль
учебной
деятельности
– Дать характеристику героям и
их поступкам. Определить
ценные качества личности.
– Герои учат доброте, чуткости.
6Этап
урока
Содержание деятельности
учителя
Содержание деятельности
обучающегося (осуществляемые
действия)
Формируемые
способы
деятельности
учащегося
– П. П. Бажов много ездил по
Уралу, записывал легенды,
сказы, сказки, старинные
истории, которыми тот славился,
и ценил в людях доброту,
честность и упрямство, поэтому
самых лучших своих героев он
наделил именно этими
качествами. Его произведения
переведены почти на все языки
мира. Не одно поколение
читателей радовали и увлекали
сказы Бажова. И жизнь им
предстоит долгаяпредолгая
Бажова?
– Почему Коковане и Дарёнке
так хотелось увидеть
Серебряное копытце?
– Каждый из героев верил в
сказки и хотел увидеть чудо?
– Герои были бедными,
надеялись продать
драгоценные камни и зажить
богато?
– Какими же мыслями хотел
поделиться со своими
читателями Павел Петрович
Бажов?
– Уверена, ребята, что мудрый
сказочник Бажов для этого и
писал свои книги, чтобы,
прочитав их, каждый из нас
захотел стать чутьчуть
добрее, чутьчуть мудрее,
внимательнее друг к другу,
чтобы нам захотелось беречь
мир, ту природу, в которой мы
живем. Он ценил в людях
доброту, честность, упорство,
поэтому самых лучших своих
героев он наделил именно
этими качествами
Р е с у р с н ы й м а т е р и а л к у р о к у
7ТЕСТ
1. Как звали деда, который удочерил
сиротку?
а) Ваня; б) Кокованя; в) Валя.
2. Как звали сиротку, которую взял к себе
Кокованя?
а) Мария; б) Дарья; в) Настя.
3. Как звали кошку Дарёнки?
а) Барсик; б) Мурзик; в) Мурёнка.
4. Кого хотела увидеть Дарёнка в лесу?
а) Лису; б) козлика; в) волка.
5. В какое время года Дарёнка увидела
козлика?
а) Летом; б) зимой; в) весной.
6. На какой ноге было серебряное копытце у
козлика?
а) На левой передней ноге; б) обеих
передних ногах;
в) правой передней ноге.
7. Сколько веточек на рожке козлика?
а) Пять; б) восемь; в) семь.
О т в е т ы : 1 – б; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – б; 6 – в; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – в; 11 – а; 12 – в; 13 – б.
8. Какого цвета были камни, которые
находили на покосном лужке?
а) Белые; б) красные; в) зеленые.
9. Сколько лет было Дарёнке?
а) 8; б) 6, в) 7.
10. Какого цвета была Мурёнка?
а) Серая; б) белая; в) бурая.
11. Какое полное имя и отчество у Дарёнки?
а) Дарья Григорьевна; б) Дарёнка
Григорьевна;
в) Даша Георгиевна.
12. Сколько мешков сухарей взял с собой в
балаган
Кокованя?
а) 5; б) 3; в) 2.
13. Сколько раз Серебряное копытце
показался Дарёнке?
а) 1; б) 2; в) 3.
8